Главные вкладки

    Конспект занятия для детей старшей группы по развитию речи «В мире звуков»
    план-конспект

    Теплоухова Данна Алексеевна

                 Звуковая культура речи: дифференциация звуков "С" и "Ш"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_zanyatie_teplouhova_d.a.docx25.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

    393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100

    (47545)  5-14-77 michskazka@yandex.ru / michskazka.68.edu.ru

    Конспект открытого занятия

    для детей старшей группы

    по развитию речи

    «В мире звуков»

    на тему: «Звуковая культура речи:

    дифференциация звуков -»

    Подготовила:

    Воспитатель

     Теплоухова Данна Алексеевна

    г. Мичуринск – Наукоград

    Цель: Развивать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш, на определение позиции звука в слове.

    Задачи:

    Учить правильной артикуляции звуков «С» и «Ш».

    Учить детей различать эти звуки на слух и в произношение в слогах, словах и в предложениях.

    Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.

    Продолжать учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.

    Воспитывать внимание и культуру речевого общения.

    Оборудование: Игрушки: машины грузовые, искусственная елка, картинки с изображением предметов со звуками с-ш, конверт с письмом, коробка для игрушек, елочные игрушки (по количеству детей), коробки с заданиями 7 шт. (с наклеенными порядковыми номерами), детские шапки, снежные следы.

    Ход занятия:

    Воспитатель:

    -Ребята посмотрите, к нам в почтовый ящик пришло письмо! - Давайте откроем конверт и посмотрим, что там (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит письмо).

    Воспитатель достает конверт и читает:


    «Здравствуйте, Дорогие ребята! Меня зовут, Анфиса, я обезьянка. Я живу в Африке, у нас всегда жарко и растут пальмы. А мне очень хочется Новогоднюю украшенную елку. Пришлите мне ее, пожалуйста! Большое спасибо! Буду очень ждать!»

    -Ребята, поможем обезьянке, отправим ей украшенную елку?

    -Давайте расскажем, что мы знаем о елочке.

    Ребенок проводит разминку:

    Горит огнями елочка, (поднимаем руки вверх)
    Под нею тени синие, (движение руками вправо , влево)

     Колючие иголочки,
    Как будто в белом инее   (опускаем через стороны, вниз)
    Огни на елке яркие 
    Повсюду зажигаются.  (руки на пояс, повороты  вправо, влево)  
    Во всех домах, по всей стране,

    Ребята улыбаются !  (дети улыбаются)

    -Молодцы!

    -Посмотрите елочка у нас есть, а вот в этой коробке лежат елочные украшения…Ой!?

    -Где же они? Шариков было семь! Куда же они пропали?!

    -Я кажется догадываюсь! Посмотрите кругом снежные следы. Волшебница зима решила заглянуть к нам в гости и немного пошалить! Она спрятала все елочные украшения! А вот и записку оставила!

    «Игрушки вы найдете просто,

    Ведь спрятала я их не сложно,

    В коробочки красивые.

    Но шар игрушку тот возьмет,

    Кто все задания поймет и выполнит их верно!»

    -Вот! Ребята, зимушка зима не только игрушки спрятала, но и заколдовала их.

    Нужно коробочки найти! Выполнить задания! И тогда можно будет взять игрушку! Надо искать! Вот посмотрите снежные следы! Мы с вами сейчас оденем шапочки, чтобы не замерзнуть и отправимся в путь по этим следам! Готовы! Встаньте друг за другом. Отправляемся в путь. На поиски пропавших игрушек.

    Дети находят коробочку под №1.

    -Первую коробочку мы нашли. Открываем ее   и слушаем внимательно, я вам прочитаю задание.

    1 задание: (группой и индивидуально).

    Произнесите звуки   и

    -Как свистит воздух, когда накачиваем насосом колеса у велосипеда ?

    -А как шелестят листья деревьев?

    -Хорошо! Первое задание мы выполнили! Можем забрать игрушку!

    -Идем дальше!

    Дети находят коробочку под №2.

    Вот и второе задание!

    2 задание: (группой)


    Список слов на определение звуков [С] и [Ш]

    -Определите звуки [С] и [Ш] на слух. Если в слове есть звук[С], вы хлопаете в ладоши, а если есть звук[Ш], поднимаете руки вверх. Слушайте внимательно: СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ, ЛАВАШ, ЕРШ, НОС, УКСУС, КОСМОС, ШОССЕ.

    -Молодцы, ребята, вы справились и со вторым заданием.

    -Забираем игрушку и снова в путь!

    Дети находят коробочку под №3.

    3 задание:(индивидуально каждый ребенок)

    - Возьмите картинку, назовите предмет на картинке и произнести звук   , который вы слышите  в названии предмета.  В машину с синим кузовом кладем картинки в названиях которых есть звук, а в машину с желтым кузовом картинки в которых есть звук

    -Отлично справились с третьим заданием!

    Дети находят коробочку под №4.

    -А вот и следующее задание и игрушка!

    4 задание: (индивидуально, группой)

    А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

    СА-СА-СА – наша елочка краса.

    СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу.

    Ась-Ась-Ась- игрушечка нашлась.

    Ши- Ши-Ши – любят сказки малыши

    ШО-ШО-ШО – у нас в группе хорошо.

    -Молодцы идем дальше! 

    Дети находят коробочку под №5.

    -Открываем задание.

    5 задание: (физкультминутка группой)

     Зимушка зима предлагает согреться!

    -Давайте встанем в круг.

    На дворе у нас мороз


    На дворе у нас мороз. (обнимают себя за плечи)
    Чтобы носик не замёрз, (дети закрывают носики ладошкой)
    Надо ножками потопать (топают ногами)
    И ладошками похлопать. (хлопают в ладоши)

    Рукавицы мы надели, (показывают, что надевают рукавицы)

    Не боимся мы метели. (выставляют руки вперед, кисти вверх)

    Мы с Морозом подружились, (поворачивают руки ладонями вверх)

    Как снежинки закружились. (кружатся)

    Согрелись! Берем игрушку и идем дальше.

    Дети находят коробочку под №6.

    -Шестая коробочка!

    Задание 6: (группой и индивидуально)

    Правильно произнеси скороговорку:

    У кошки-шесть котят, у мышки- шесть мышат.

    1.Сначало медленно, а затем все быстрее и быстрее.

    2.Произнеситев форме вопроса.

    3.Произнесите с различной громкостью.

    -Очень хорошо!

    -Ребята посмотрите препятствие на дороге. Замершие лужи. Как только мы препятствие пройдем, то игрушки заберем. Чтобы по ним пройти и не упасть нужно задания выполнять. Проходить нужно аккуратно не спешить, друг за другом, перешагивая из обруча в обруч.

    (На полу, по длине, с небольшими промежутками, разложены три обруча, после третьего обруча стоит седьмая коробка с оставшимися игрушками.

    Первый ребенок выполняет задание и берет с собой паровозиком несколько детей и поводит через обручи, за ним второй ребенок также, выполняет задание и проводит детей. Третий выполняет задание и забирает оставшихся ребят.)

    Задание 7:  (индивидуально, три ребенка на выбор)

    1.Повтори правильно:

      На сосне- шишки. У высокой- сосны- пушистой ветви.

    2.Загадай загадку. Дети говорят ответ и называют звук на который начинается слово.

    Все в снегу стоят деревья,
    Белый на земле ковёр,
    На прогулку мы наденем
    Этот головной убор. (Шапка)

    3.Раскажи стишок:

    Шишки скользкие шуршали.

    Шумно шлёпались с сосны.

    Слоем снега, словно шалью,

    Скроет шишки до весны.

    Дети проходят препятствия и забирают последние игрушки.

    -Вот молодцы!!!

    -Открываем последнюю коробочку под №7.

    -Достаем последние игрушки. Все игрушки мы собрали! Теперь нарядим елочку обезьянке. Отправим ее в жаркую Африку!

    Молодцы, ребята!

    Подведение итога:

    -Для кого мы сегодня нарядили елочку?

    -Кто нам задал задания?

    -Какие задания мы выполняли?

    -Какие звуки мы учились различать?

    -Вам понравилось разгадывать задания Волшебницы-зимы?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по развитию речи с постановкой звуков в группе предшкольной подготовки и планирование занятий

    В настоящее время в школу приходят дети с нарушениями речи. Эта проблема и дала толчок для введения в учебный процесс данного предмета. Программа содержит в себе краткую характеристику курса, тематиче...

    Особенности обучения детей с проблемами развития речи (логопедии) и низким уровнем мыслительной деятельности

    Руководство для учителей, работающих в клаасах компенсируующего обучения....

    Исследование состояния связной речи глухих детей на уроках развития речи.

    Проведён содержательный анализ теоретической и методической литературы по исследуемому вопросу, самостоятельно проведено исследование с помощью подобранных методик.Актуальность обусловлена неоьходимос...

    Дидактическая игра по развитию речи. В мире звуков и букв.

    Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает л...

    Методическая разработка урока по чтению и развитию речи 1 класс Звук и буква З.з

    Урок по обучению грамоте для кчащихся коррекционных школ VIII вида...

    Рабочая программа по подготовке детей к школе "Развитие речи и подготовка к обучению грамоте"

    Данная программа реализуется в рамках программы социально – педагогической направленности «Планета загадок», предназначенной для подготовки дошкольников  к обучению в школе....

    Чтение и развитие речи Тема урока: Звук и буква «С»

    Комбинированный урок с учителем и учителем-логопедом по чтению и развитию речи....