Конспект занятия для детей старшей группы по развитию речи «В мире звуков»
план-конспект

Теплоухова Данна Алексеевна

             Звуковая культура речи: дифференциация звуков "С" и "Ш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_teplouhova_d.a.docx25.79 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100

(47545)  5-14-77 michskazka@yandex.ru / michskazka.68.edu.ru

Конспект открытого занятия

для детей старшей группы

по развитию речи

«В мире звуков»

на тему: «Звуковая культура речи:

дифференциация звуков -»

Подготовила:

Воспитатель

 Теплоухова Данна Алексеевна

г. Мичуринск – Наукоград

Цель: Развивать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков с-ш, на определение позиции звука в слове.

Задачи:

Учить правильной артикуляции звуков «С» и «Ш».

Учить детей различать эти звуки на слух и в произношение в слогах, словах и в предложениях.

Развивать фонематический слух, дикцию, речевое дыхание, силу голоса.

Продолжать учить детей правильно отвечать на поставленные вопросы, следить за своим ответом и ответом других детей.

Воспитывать внимание и культуру речевого общения.

Оборудование: Игрушки: машины грузовые, искусственная елка, картинки с изображением предметов со звуками с-ш, конверт с письмом, коробка для игрушек, елочные игрушки (по количеству детей), коробки с заданиями 7 шт. (с наклеенными порядковыми номерами), детские шапки, снежные следы.

Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята посмотрите, к нам в почтовый ящик пришло письмо! - Давайте откроем конверт и посмотрим, что там (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит письмо).

Воспитатель достает конверт и читает:


«Здравствуйте, Дорогие ребята! Меня зовут, Анфиса, я обезьянка. Я живу в Африке, у нас всегда жарко и растут пальмы. А мне очень хочется Новогоднюю украшенную елку. Пришлите мне ее, пожалуйста! Большое спасибо! Буду очень ждать!»

-Ребята, поможем обезьянке, отправим ей украшенную елку?

-Давайте расскажем, что мы знаем о елочке.

Ребенок проводит разминку:

Горит огнями елочка, (поднимаем руки вверх)
Под нею тени синие, (движение руками вправо , влево)

 Колючие иголочки,
Как будто в белом инее   (опускаем через стороны, вниз)
Огни на елке яркие 
Повсюду зажигаются.  (руки на пояс, повороты  вправо, влево)  
Во всех домах, по всей стране,

Ребята улыбаются !  (дети улыбаются)

-Молодцы!

-Посмотрите елочка у нас есть, а вот в этой коробке лежат елочные украшения…Ой!?

-Где же они? Шариков было семь! Куда же они пропали?!

-Я кажется догадываюсь! Посмотрите кругом снежные следы. Волшебница зима решила заглянуть к нам в гости и немного пошалить! Она спрятала все елочные украшения! А вот и записку оставила!

«Игрушки вы найдете просто,

Ведь спрятала я их не сложно,

В коробочки красивые.

Но шар игрушку тот возьмет,

Кто все задания поймет и выполнит их верно!»

-Вот! Ребята, зимушка зима не только игрушки спрятала, но и заколдовала их.

Нужно коробочки найти! Выполнить задания! И тогда можно будет взять игрушку! Надо искать! Вот посмотрите снежные следы! Мы с вами сейчас оденем шапочки, чтобы не замерзнуть и отправимся в путь по этим следам! Готовы! Встаньте друг за другом. Отправляемся в путь. На поиски пропавших игрушек.

Дети находят коробочку под №1.

-Первую коробочку мы нашли. Открываем ее   и слушаем внимательно, я вам прочитаю задание.

1 задание: (группой и индивидуально).

Произнесите звуки   и

-Как свистит воздух, когда накачиваем насосом колеса у велосипеда ?

-А как шелестят листья деревьев?

-Хорошо! Первое задание мы выполнили! Можем забрать игрушку!

-Идем дальше!

Дети находят коробочку под №2.

Вот и второе задание!

2 задание: (группой)


Список слов на определение звуков [С] и [Ш]

-Определите звуки [С] и [Ш] на слух. Если в слове есть звук[С], вы хлопаете в ладоши, а если есть звук[Ш], поднимаете руки вверх. Слушайте внимательно: СУМКА, ГУАШЬ, КАПУСТА, ШАШКИ, МЯСО, МАШИНА, СОСИСКА, МАСЛО, МАЛЫШ, СУШКА, ШАЛАШ, КАМЫШ, КАРАНДАШ, ЛАВАШ, ЕРШ, НОС, УКСУС, КОСМОС, ШОССЕ.

-Молодцы, ребята, вы справились и со вторым заданием.

-Забираем игрушку и снова в путь!

Дети находят коробочку под №3.

3 задание:(индивидуально каждый ребенок)

- Возьмите картинку, назовите предмет на картинке и произнести звук   , который вы слышите  в названии предмета.  В машину с синим кузовом кладем картинки в названиях которых есть звук, а в машину с желтым кузовом картинки в которых есть звук

-Отлично справились с третьим заданием!

Дети находят коробочку под №4.

-А вот и следующее задание и игрушка!

4 задание: (индивидуально, группой)

А сейчас мы поиграем в игру «Повтори и не ошибись». Произносим отчетливо, проговариваем правильно.

СА-СА-СА – наша елочка краса.

СУ-СУ-СУ – было холодно в лесу.

Ась-Ась-Ась- игрушечка нашлась.

Ши- Ши-Ши – любят сказки малыши

ШО-ШО-ШО – у нас в группе хорошо.

-Молодцы идем дальше! 

Дети находят коробочку под №5.

-Открываем задание.

5 задание: (физкультминутка группой)

 Зимушка зима предлагает согреться!

-Давайте встанем в круг.

На дворе у нас мороз


На дворе у нас мороз. (обнимают себя за плечи)
Чтобы носик не замёрз, (дети закрывают носики ладошкой)
Надо ножками потопать (топают ногами)
И ладошками похлопать. (хлопают в ладоши)

Рукавицы мы надели, (показывают, что надевают рукавицы)

Не боимся мы метели. (выставляют руки вперед, кисти вверх)

Мы с Морозом подружились, (поворачивают руки ладонями вверх)

Как снежинки закружились. (кружатся)

Согрелись! Берем игрушку и идем дальше.

Дети находят коробочку под №6.

-Шестая коробочка!

Задание 6: (группой и индивидуально)

Правильно произнеси скороговорку:

У кошки-шесть котят, у мышки- шесть мышат.

1.Сначало медленно, а затем все быстрее и быстрее.

2.Произнеситев форме вопроса.

3.Произнесите с различной громкостью.

-Очень хорошо!

-Ребята посмотрите препятствие на дороге. Замершие лужи. Как только мы препятствие пройдем, то игрушки заберем. Чтобы по ним пройти и не упасть нужно задания выполнять. Проходить нужно аккуратно не спешить, друг за другом, перешагивая из обруча в обруч.

(На полу, по длине, с небольшими промежутками, разложены три обруча, после третьего обруча стоит седьмая коробка с оставшимися игрушками.

Первый ребенок выполняет задание и берет с собой паровозиком несколько детей и поводит через обручи, за ним второй ребенок также, выполняет задание и проводит детей. Третий выполняет задание и забирает оставшихся ребят.)

Задание 7:  (индивидуально, три ребенка на выбор)

1.Повтори правильно:

  На сосне- шишки. У высокой- сосны- пушистой ветви.

2.Загадай загадку. Дети говорят ответ и называют звук на который начинается слово.

Все в снегу стоят деревья,
Белый на земле ковёр,
На прогулку мы наденем
Этот головной убор. (Шапка)

3.Раскажи стишок:

Шишки скользкие шуршали.

Шумно шлёпались с сосны.

Слоем снега, словно шалью,

Скроет шишки до весны.

Дети проходят препятствия и забирают последние игрушки.

-Вот молодцы!!!

-Открываем последнюю коробочку под №7.

-Достаем последние игрушки. Все игрушки мы собрали! Теперь нарядим елочку обезьянке. Отправим ее в жаркую Африку!

Молодцы, ребята!

Подведение итога:

-Для кого мы сегодня нарядили елочку?

-Кто нам задал задания?

-Какие задания мы выполняли?

-Какие звуки мы учились различать?

-Вам понравилось разгадывать задания Волшебницы-зимы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по развитию речи с постановкой звуков в группе предшкольной подготовки и планирование занятий

В настоящее время в школу приходят дети с нарушениями речи. Эта проблема и дала толчок для введения в учебный процесс данного предмета. Программа содержит в себе краткую характеристику курса, тематиче...

Особенности обучения детей с проблемами развития речи (логопедии) и низким уровнем мыслительной деятельности

Руководство для учителей, работающих в клаасах компенсируующего обучения....

Исследование состояния связной речи глухих детей на уроках развития речи.

Проведён содержательный анализ теоретической и методической литературы по исследуемому вопросу, самостоятельно проведено исследование с помощью подобранных методик.Актуальность обусловлена неоьходимос...

Дидактическая игра по развитию речи. В мире звуков и букв.

Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету. Она вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их познавательную деятельность и помогает л...

Методическая разработка урока по чтению и развитию речи 1 класс Звук и буква З.з

Урок по обучению грамоте для кчащихся коррекционных школ VIII вида...

Чтение и развитие речи Тема урока: Звук и буква «С»

Комбинированный урок с учителем и учителем-логопедом по чтению и развитию речи....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи "Знакомство со звуком [Ц], буквой "Ц".

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по развитию речи со старшими дошкольниками....