Логопедическое занятие "В гости к зиме"(1 класс)
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Чуваева Наталья Николаевна

Конспект логопедического занятия для обучающихся 1-го класса "В гости к зиме". Цели занятия:уточнение и расширение активного  словаря по теме "Зима", развитие фонематического слуха и восприятия;развитие звуко - слогового анализа и синтеза слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie_v_gosti_k_zime.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Чуваева Наталья Николаевна

учитель - логопед

МБОУ г. Мурманска ООШ № 37

Конспект логопедического занятия

                                                       «В гости к зиме». (1 класс)

Цели:

1. Коррекционно-образовательные:

а) обучать детей дифференцировать понятия «звук», «буква», «слог»;

б) учить определять место звука в слове;

в) формировать навык деления слов на слоги;

г) уточнить и расширить активный  словарь по теме;

д) совершенствовать грамматический строй  речи, учить образовывать существительные с  уменьшительно-ласкательными  суффиксами;

е) формировать навык составления связного высказывания.

2. Коррекционно-развивающие:

а) развитие фонематического слуха и восприятия;

б) развитие звуко - слогового анализа и синтеза;

в) развитие зрительного и слухового внимания и памяти;

г) развитие речевого дыхания и просодической стороны речи;

д) развитие мелкой моторики пальцев рук;

е) развитие координации речи с движением;

ж) развитие высших психических функций: внимания, памяти.

3. Коррекционно-воспитательные:

а) воспитание речевой активности детей на занятиях;

б) воспитание навыков прогнозирования;

 в) формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.

Оборудование: Таблица гласных, наборы карточек с гласными буквами, дидактический материал по теме « Зима», раздаточный материал.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1.Начало урока.

А) Приветствие.

2. Развитие звуко – буквенного  анализа.

А) Работа с буквами:

- прочитать буквы, написанные на доске;

                   В   К   А   Д  О   Г   У   П   Ы   Т   И

- выбрать из них и назвать буквы, обозначающие согласные звуки;

- назвать буквы, обозначающие гласные звуки;

- чем отличаются гласные звуки от согласных;

- что помогают определять в словах гласные звуки и буквы? (количество слогов).

Б) Определение задач урока:

  - Чем мы будем заниматься  на уроке?  (Будем определять количество гласных в словах,  делить слова на слоги).

-  Над  чем мы продолжим  работать? (Продолжим  работать  над звуко - слоговым анализом слов).  

3.Работа с таблицей гласных.

А) Развитие речевого дыхания:

- «тянем ниточку»: делаем вдох, на выдохе тянем гласные звуки.

Б) Развитие речевого дыхания и пальчиковой моторики:

- делаем вдох, на выдохе произносим гласные звуки, соединяя поочерёдно

  пальцы рук с большим пальцем.

В) Развитие внимания:

- разложить перед собой карточки с гласными буквами так же, как  они расположены в таблице:

 А  О  У  Ы  Э

 Я  Ё  Ю  И  Е

4. Развитие звуко - слогового анализа. Определить количество гласных в словах, сказать на каком месте они   находятся;

А) Называются слова (дети  поднимают и показывают карточку с нужными гласными буквами):

       СУГРОБ      ГОРКА    САНКИ    КАТОК    КОНЬКИ

- какие гласные есть в этих словах;

- сколько слогов в этих словах;

- как называются такие слова (двусложные);

- с каким временем года связаны эти слова (с зимой).

Б) Послушайте и отгадайте загадку:

Снег идет.
Как белой ватой
Он укрыл нам все дома.
Угадайте-ка ребята
Кто же к нам пришел? (Зима)

- Сегодня мы с вами отправимся в гости к Зиме. Мы будем выполнять разные задания и все они будут связаны с зимним временем года.

Но давайте сначала подготовимся и немного разомнёмся.

5. Физ. минутка.

Наконец пришла зима (разводят руки в стороны),

Стали белыми дома (складывают руки домиком над головой),

Снег на улице идёт (двигают руками сверху вниз),

Дворник улицу метёт  (имитируют).

6. Уточнение и расширение  активного  словаря по теме «Зима»:

А) Назвать зимние месяцы;

- составить названия зимних месяцев из слогов:

ФЕВ  -  КАБРЬ,      ЯН  -  РАЛЬ,       ДЕ -  ВАРЬ;        

- расставить названия месяцев по порядку:

ДЕКАБРЬ   ЯНВАРЬ    ФЕВРАЛЬ

Б) Запись числа в тетради:

- какое сегодня число, какой месяц, какое время года.

В) Расставьте буквы в нужном порядке, чтобы получились слова:

Н,  Е, С, Г             О, Р, М, О, З                О, Л, Х, Д,О

 (СНЕГ)                 (МОРОЗ)                     (ХОЛОД)

- определить  какие гласные есть в этих словах.

Г) Какая погода может быть зимой?

Часто идёт снег -        (снежная).

Сильные морозы -      (морозная).

Очень холодно -         (холодная).

Д) Сделаем зиму доброй, назовём  ласково:

Снег – (снежок),     мороз – (морозец),     холод – (холодок),      зима – (зимушка). 

- запиши схемы получившихся слов:

Е  \ О,      О \ О \ Е,     О \ О \ О,       И \ У \ А         

7. Развитие навыков прогнозирования:

А) «Доскажи словечко»:

- Тихо, тихо, как во сне падает на землю ...  (снег).

- С неба всё скользят пушинки — серебристые... (снежинки).

- Вот веселье для ребят — все сильнее... (снегопад).

- Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (снежки).

- Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик).

- На снегу-то, посмотри – с красной грудкой... (снегири).

- На поселки, на лужок всё снижается... (снежок).

- Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег).

Б) От какого слова образованы слова: снежинки, снегопад, снежки, снеговик, снегири, снежок?

- отгадайте, какие слова написаны на карточках, вставив пропущенные гласные буквы:

СН..Г..Р..           СН..Г..В.. К         СН..Г..П..Д        

- запишите слова в тетрадь, разделите на слоги.

8. Физ. минутка. 

Снег, снег, белый снег,

Засыпает он нас всех (машут руками перед собой). 

Не боимся мы пороши,

Ловим снег - хлопок в ладоши («ловят»). 

Руки в стороны, по швам - (разводят руки в стороны, опускают по швам) 

Снега хватят нам и вам (показывают руками на себя, протягивают руки вперёд).

9. Составьте словосочетания:

- Что же происходит зимой? Соедини слова, подходящие по смыслу:

снег                     замерзает

снежинки            блестит  

река                      падает                        

лёд                        кружатся

10. Работа с предложением:

А) Запиши предложение на слух:

Утром выпало много снега.

- проверь.

Б) Слова разбросал ветер, надо разложить их в нужном порядке, чтобы получилось предложение:

снега,  сделали,  из,  дети, горку  

- чем отличается предложение от набора слов?

- записать предложение в тетрадь, проверить.

В) Определи количество слов в предложении:

Ребятакатаютсянасанках.    

 - составить схему предложения.

11. Окончание занятия, подведение итогов.

-Что мы с вами делали на занятии?

- Какие слова нам сегодня встречались?

- Какие задания вам понравились больше всего?

12. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке.

Отметьте на карточке нужный смайлик.

                  

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс

Конспект урока по окружающему миру по программе "Планета знаний"...

Окружающий мир "В гости к зиме" 2 класс

Тема. В гости к зиме.Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой и живой  природеЗадачи: познакомить с изменениями в неживой и живой природе зимой, учить расс...

Конспект индивидуального интегрированного логопедического занятия по теме: " Зима. Звук [р] в словах и словосочетаниях."

Разработка новой технологии интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий весьма актуальна. Предлагаемое логопедическое занятие является интегрированным. Ведущей дисциплиной, выступающе...

Разработка открытого урока по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс

Класс: 2      УМК:  Учебник А. А. Плешаков. Предмет: «Окружающий мир»Тема: В гости к зимеТип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и спосо...

Проверочный тест по теме "В гости к зиме". 2 класс. Окружающий мир

Проверочный тест по теме "В гости к зиме". 2 класс. Окружающий мир...

Логопедическое занятие на тему: Зима

Конспект логопедического занятия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации.Лексическая тема:«Красавица Зима»...