Окружающий мир "В гости к зиме" 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Тема. В гости к зиме.

Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой и живой  природе

Задачи: познакомить с изменениями в неживой и живой природе зимой, учить рассказывать о своих   наблюдениях в природе родного края;

учить работать в паре: выдвигать предположения, извлекать информацию из текста и    фотографий, оценивать свои достижения;

·ориентировать на соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни

Планируемые результаты

Предметные:

- знать зимние изменения в неживой природе;

- объяснять причины изменений в неживой природе зимой;

- приводить примеры зимних явлений природы;

- понимать происхождение снежинок и знать их форму

 

Метапредметные:

понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить, оценивать свои достижения на уроке;

работать в паре: извлекать информацию из текста и фотографий, проводить     взаимопроверку и самопроверку;

выполнить рисунок на предложенную тему

обобщать изученный материал

 

Личностные:

- понимать целостность картины мира;

- проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия;

- понимать и принимать ценности здорового образа жизни

 

Межпредметные связи: Литературное чтение, изобразительное искусство «Зимние картины»

 

Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, с. 130, 131; рабочая  тетрадь, с.51, мультимедийный проектор, компьютер, листы с текстами для учеников;  раздаточный материал – снежинки.

                                                

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mi1.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Окружающий мир

Тема. В гости к зиме.

Цель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой и живой  природе

Задачи: познакомить с изменениями в неживой и живой природе зимой, учить рассказывать о своих   наблюдениях в природе родного края;

учить работать в паре: выдвигать предположения, извлекать информацию из текста и    фотографий, оценивать свои достижения;

·ориентировать на соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни

Планируемые результаты

Предметные:

- знать зимние изменения в неживой природе;

- объяснять причины изменений в неживой природе зимой;

- приводить примеры зимних явлений природы;

- понимать происхождение снежинок и знать их форму

 

Метапредметные:

понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить, оценивать свои достижения на уроке;

работать в паре: извлекать информацию из текста и фотографий, проводить     взаимопроверку и самопроверку;

выполнить рисунок на предложенную тему

обобщать изученный материал

 

Личностные:

- понимать целостность картины мира;

- проявлять самостоятельность и ответственность за свои действия;

- понимать и принимать ценности здорового образа жизни

 

Межпредметные связи: Литературное чтение, изобразительное искусство «Зимние картины»

 

Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, с. 130, 131; рабочая  тетрадь, с.51, мультимедийный проектор, компьютер, листы с текстами для учеников;  раздаточный материал – снежинки.

                                               

                                               Ход урока.

1. Активизация жизненного опыта, знаний.

(1 слайд) Загадка

Наступили  холода

Обернулась в лед вода.                             

Длинноухий зайка серый                             

Обернулся зайцем белым.                             

Перестал медведь реветь:                          

В спячку впал в бору медведь.                   

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?        

( На 1 слайде тема : « В гости к зиме…»  

- Назовите приметы зимы, указанные в этой загадке.                            

Работа у доски.       

- Разложите картинки   на 2 группы.

- По каким признакам вы разделили? ( живая, неживая природа- переворачиваю листки с надписями неживая, живая природа)

- Посмотрите на  загадку.

- Что из нее можно отнести к первой группе? Ко второй?

2. Постановка цели.

- О чем же мы сегодня на уроке будем говорить?( о зиме, изменениях в природе)

Письмо   

- У меня в руках письмо от мальчика, который всегда и во всем сомневается.

« С наступлением зимы все в природе замирает. Выпадает снег. Становится холодно. Все в природе уснуло. Даже поэт Суриков написал в своем стихотворении:

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной.

И заснул под нею

Крепко, непробудно…»

-Что ответить мальчику? Что вы по этому поводу думаете? Действительно ли изменения в природе перестают происходить?

- Наши мнения разошлись, не все согласны с мнением мальчика и поэта. Вопрос остается нерешенным.

-Нам надо доказать мальчику, что зимой, в самую глухую пору, изменения продолжают происходить.

Учитель   Сравним изменения в неживой природе осенью с зимой( по научному дневнику сказать об изменениях)

( 2 слайд)

- Приведите свои примеры изменений в неживой природе.

- Мы ходили на экскурсию, вспомним про это. Какие наблюдения  провели и что узнали? ( По рабочей тетради)

( Если есть фото, то показ, если нет, то фрагмент видео)

Диск   

- Посмотрим и внимательно послушаем об изменениях в неживой природе зимой.

- О каких еще изменениях в неживой природе зимой  вы узнали?

- О каких не сказано?

Загадка 

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (мороз)

И не снег, и не лед, а серебром все уберет. (иней)

- На чем образуется изморозь?

( 3 слайд)

Учитель.   Иней никогда не образуется на тонких ветвистых предметах. На проводах, ветках кустов и деревьев – это изморозь ( есть кадр в моей презента- по рус яз). Иней ( мелкие кристаллики, похожие на крошечные снежинки) ложится в холодные ясные и тихие ночи на почву, стены дома, на скамейки, узоры на стеклах- это тоже иней.

- Какие явления в неживой природе мы можем наблюдать на картинках на доске? ( перечисляют)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. ( снежинка)

- Во время экскурсии мы рассматривали в лупу снежинку. Какая она?

 (  4  слайд)

- О снежинках (рассказ ученика)

Побывали учёные в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолётом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду

мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу,

они сразу же становились лёгкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе— это замёрзший водяной пар. Он есть повсюду в

окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли

дождя,а зимой — в снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые

цветы и звёзды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скаты-

ваются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют

хлопья.

А кто хочет узнать, какой ещё формы бывают снежинки? Я вам открою

секрет - Вы сможете об этом узнать в своих рабочих тетрадях. Откроем

их на с. 85, задание №2. Прочитайте задание.

(Музыка. Девочки кружатся со снежинками в руке, потом подлетают и прикрепляют их на доску.)

(5 слайд)

Учитель. По календарю зима начинается 1 декабря. Но ученые считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день низко поднимается на небе , тени длинные, а день самый короткий в году. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это еще не зима. Вспомните, как в этом году первый снежок посыпал 19 октября и сильный мороз 11 градусов был в октябре, и мы испугались: неужели зима уже наступила? Или в первых числах ноября пошел снег, завьюжило, а потом все растаяло и до  …. мы не видели снега. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура устанавливается ниже нуля градусов.

-Как вы думаете, происходят ли изменения в живой природе зимой? Перечислите, что и кого мы относим к живой природе?

- Сейчас мы рассмотрим, как зима отразилась на жизни растений.

- На какие группы делятся все растения?( деревья, кустарники, травы)

-На какие 2 группы мы разделим деревья? (Лиственные и хвойные).

( 6 слайд, 7 слайд)

- Как зимуют лиственные деревья и кустарники?

- Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на каком дереве? ( дубе). На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды.

- Сделайте вывод: Почему изменилась жизнь лиственных растений.

Вывод: так как стало холодно, то есть t воздуха ниже 0, почва замерзла, выпадает снег и день становится короче, то большинство лиственных растений сбрасывают листву на зиму.

- Умирают ли лиственные растения? Что мы видели на экскурсии?

Конечно, нет. Хоть деревья сбрасывают листву, но на ветках остаются почки. Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не увидим живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих лет растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание почек».

Работа с учебником стр.132 №1 и карточками с семенами. (Береза, липа, сосна обыкновенная,  ясень, дуб, клен, ива)

-Определите, как называются эти растения?

(Слайд 8)

- Как зимуют хвойные растения?

- Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями - хвоинками. Только лиственница зимует без листьев. На всех хвойных деревьях на зиму сохраняются шишки.

Почему хвойные деревья не сбросили свои листья-хвоинки?   ?

 Лес остался живым, но он спит.

(Слайд 7)

- Как зимуют травянистые растения? (Учебник стр. 132)
-Остаются зелёными не только хвойные растения, но и некоторые травянистые растения: земляника, клюква, пшеница. – Почему?  

-Какую роль выполняет снег для этих растений?

(Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)

- Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С.

- Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.

-   Изменилась ли  жизнь животных с наступлением зимы?

- Что на это повлияло?

(Слайд  зима, мороз, снег,..)

( Открываю морозы  снег )

 - Чего не стало хватать для многих животных?

(открываю нет корма )

- Как животные приспосабливаются к таким условиям?

( Заготавливают корм, находят корм в природе, ложатся в спячку)

-Приведите примеры.

( слайды этих животных, добавляет учитель…)

Рассказы детей о животных.

Загадка

Летом серый, а зимой белый. (Заяц)   ( слайд смена окраски)

 - Какие животные еще меняют окраску?

( слайды этих животных) (Учитель добавляет)

Игра «Рассели жильцов» ( мальчики)

- Как  птицы переживают суровую зиму, ведь они питаются насекомыми?

- Какие птицы заготавливают корм на зиму? (Еще с осени синицы заготавливают себе на зиму корма рассовывают в трещины коры деревьев буквально миллионы засохших паучков и мелких насекомых.)

- Какие перебираются ближе к жилью человека? (Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека.)

- Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы собирают оставшиеся плоды и семена растений. .. Если еды хватает, то морозы птицам нипочем.

 Секрет прост, они выживают зимой за счет собственного “ума” и догадливости. А вот если много снега, сильные морозы, то им приходится туго. И тогда… Мы тоже должны прийти к ним на помощь, сделать…, и не забывать… их подкармливать. Как вы думаете, какие птицы могут прилететь к нашей кормушке? Какую еду мы им приготовим?

- Вспомните, на уроках окр. мира мы говорили о невидимых нитях. Что это за невидимые нити?

( слайд о связи растений и животных зимой)

Следы животных ( учебник стр. 133)

- На парте у вас лежат листочки с цифрами, рассмотрите животных, их следы. Положите на следы номер того животного, кому они принадлежат.

Рефлексия.

- Что мы ответим мальчику, который сомневался, что в природе зимой происходят изменения?

Тест по зиме.

Итог.

- Зима очень интересное время года. Почему? ( 31 декабря мы переходим из одного года (какого?) в следующий (какой?).

Под Новый год все люди загадывают желания.(Включаю лампу)

- Протяните ладошку, поймайте блестящий огонек, загадайте желание, и оно обязательно исполнится.

- (Открываю елочку, включаю гирлянду) Наши сказочные зверюшки сегодня подружились, и вокруг этой волшебной елки празднуют Новый год.

( Стук в дверь. Входит Дед Мороз.)

- Это 2 А?  

Здравствуйте, ребята,

Мои славные друзья!

Через лес, через сугробы,

К вам спешил на праздник я!

( Обращается к гостям)

Всех приветствую, друзья!

Очень рад вас видеть я!

Старому году оставьте печали,

Забудьте тревоги, обиды, беду

Только здоровья, успехов и счастья

Я вам желаю в Новом году!

( Обращается к детям)

Я – настоящий Дед Мороз,

Я вам известие принес,

Что Новый год уже в дороге

И скоро будет на пороге!

Вы чуда ждете? (пауза) Чудо будет!

(открывает коробочку и раздает детям приглашение на Новогодний праздник)

Викторина

1.Какая птица вниз головой бегает?

2.Когда у белки кисточки  на ушах         вырастают?

3.Почему заяц в снегу не проваливается?

4.Что ест зимой жаба?

5.Каких зверей зовут «шатунами»?

6.Какие птицы ночуют, зарываясь в снег?

7.Кто зимой голоден, летом сыт?

8.Какой  зверёк спит всю зиму вниз головой?

9.Все  ли зайцы зимой  белые?

10.Какая птица живёт у нас только зимой?

Рефлексия

На конец, когда войдет Дед Мороз включить музыку «Зимняя сказка»

Найдите птиц по описанию.

Дятел – величиной с дрозда (23 см). Голос громкий, резкий – "кик-кик". Всем известна весенняя "дробь" дятла. Селится в лесах (преимущественно хвойных) и парках. Летом долбит кору деревьев, доставая личинок и взрослых насекомых; в зимнее время питается семенами сосны и ели.

Снегирь – величиной примерно с воробья (15 см). У самок верх серовато-коричневый, нос – розовато-серый. Голос – мягкое протяжное "дию" или "фью-фью", песня трескучая, с флейтовыми и свистовыми звуками. Живет в лесах (избегает чистых сосняков) с густым подлеском, в садах и парках. Держится скрытно в чаще; там же, невысоко над землей, часто у ствола молодой елочки, строит неглубокое гнездо.

Ворона – черно-серая или черная, 47 см в длину. Редко парит в воздухе. Издает громкое "карр-карр". Населяет открытые ландшафты, лесные опушки и полезащитные лесные полосы. Всеядна: кроме насекомых, червей, мышевидных грызунов, яиц и птенцов, употребляет и растительную пищу. Гнездится одиночно на высоких деревьях в апреле – мае. Оседлая и кочующая птица. Черная окраска характерна также для ворона, который отличается большими размерами, более мощным клювом и клиновидным хвостом.

Клест – крупнее воробья (17 см). Перекрещивание клюва возникает благодаря смещенному вбок росту подклювья. Подобно попугаям, использует клюв и для лазания. Голос – громкое "гипп-гипп-гипп", "кле-кле-кле". Песня – трескучее щебетание с трелями, немного напоминает пение зеленушки. Обитатель хвойных лесов. Питается семенами и почками ели и сосны, а также тлями. Гнездится с января до апреля. Кочующая птица.

В дневнике составьте модель цепи питания каждой птицы в условиях зимнего леса.

Например: семена сосны – дятел.

Чтобы перезимовать, некоторые птицы должны изменить свой рацион, довольствуясь лишь тем, что им удается раздобыть. Чтобы помочь им, установите кормушку. (Кормушку дети готовят заранее, до экскурсии.)

И помните: необходимо выкладывать пищу, когда идет снег или в сильный мороз. Как только погода улучшится, постепенно прекращайте подкормку. Тогда птицы начнут самостоятельно искать корм.

У вас на партах карточки со словами. Вы сейчас поработаете в парах: подумаете и определите на какие 2 группы можно разделить эти слова. - Выполнили работу. Проверяем. Поднимите снежинку, кто выполнил так.

 По какому принципу вы разделили слова? (Дети: живая и неживая природа)

 Кто правильно выполнил, берёт снежинку.

 СЛОВА - (Солнце, небо, воздух, снег, ветер - неживая природа. Растения, звери, птицы, деревья, человек - живая природа.)

 Физ. Минутка - А сейчас мы все встанем.

 проверим насколько вы внимательны!!

 -Если вы услышите слова, которые относятся к неживой природе – поднимаете руки вверх – вот так (учитель показывает).

 -Если вы услышите слова, которые относятся к живой природе – приседаем – вот так (учитель показывает).

 Все запомнили? Первый раз - повторяем.

 СЛОВА: Снегопад, ветер, дерево, метель, изморозь, трава, гололедица, звери, оттепель снежинка. Молодцы! Садитесь.

 -Ребята, в упражнение я включила новые слова, значение которых мы сейчас узнаем. – Кто из вас знает, что обозначает ОТТЕПЕЛЬ? Кто первый найдёт и прочитает об этом в словариках. (РАБОТА со СЛОВАРИКАМИ).

 -Молодцы, ребята! Посмотрите на свои снежинки. А кто хочет узнать, какой ещё формы бывают снежинки? Я вам открою секрет - Вы сможете об этом узнать в своих рабочих тетрадях. Откроем их на с. 85, задание №2. Прочитайте задание.

 -Попробуйте догадаться, как называются эти снежинки. Соедините стрелками. Работа в парах: вы можете с друг другом тихонечко посовещаться и выполнить задание каждый в своих тетрадях.

 -Выполнили – поднимите снежинки. ПРОВЕРИМ! Кто выполнил верно - возьмёт по одной снежинке.

 -Как красив зимний лес, весь покрытый снегом. Что мы можем увидеть в лесу на снегу? (следы.)

 -А чьи это могут быть следы? (животных).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...

Урок по окружающему миру в 1-м классе на тему: "В гостях у зимы. (Зимние изменения в природе)"

На данном уроке перед учащимися были поставлены цели: расширить и обобщить знания и свои наблюдения об окружающем мире об изменениях в природе зимой, и как одним из времен года;  формировать бере...

Урок-экскурсия по окружающему миру во 2-м классе Тема урока: "Живая и неживая природа осенью"«В гости к осени"

Необходимо организовать  и направить деятельность учащихся на формирование представлений о характерных признаках осени в неживой и живой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жи...