Урок по окружающему миру в 1-м классе на тему: "В гостях у зимы. (Зимние изменения в природе)"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
На данном уроке перед учащимися были поставлены цели: расширить и обобщить знания и свои наблюдения об окружающем мире об изменениях в природе зимой, и как одним из времен года; формировать бережное отношение к природе, любви к ней; охрана и любовь к зимующим птицам; учиться выполнять заданий с использованием материальных объектов и на основе рисунков; проявлять активность во взаимодействии с одноклассником для решения коллективных и познавательных задач; учиться задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества; вести диалог, слушать собеседника.
Учащимися эти цели были достигнуты. На уроке применялась различная технология. При планировании урока и отборе содержания учебного материала были учтены возрастные особенности учащихся.
В начале урока детям был дан психологический настрой для создания благоприятной атмосферы на уроке, снятия напряжения. В качестве активизации познавательной деятельности ребятам был предложен фрагмент из мультфильма "12 месяцев". Ребята с удовольствием посмотрели его и вспомнила одноименную литературную сказку С Маршака. Сразу возникла проблемная ситуация; может ли быть на самом деле, чтобы встретились все месяцы?
Учащиеся самостоятельно определи тему урока. Эта проблемная ситуация, предложенная детям, в виде видеофрагмента, активизировала их внимание, вызвала интерес к уроку. Помогла осуществлять метапредметные связи (с уроками литературного чтения, русского языка).
С целью достижения планируемых результатов были мной применены следующие формы работы:
коллективно – индивидуальная,
работа в группе (использован метод исследования),
работа в паре,
индивидуальная.
Очень интересно прошла работа в парах, по группам, где учащимися выяснялись какие птицы нуждаются в нашей помощи зимой. Для подкрепления своих выводов использовалась презентация с голосами птиц.
При рефлексии ученики строго подходили к оцениванию своей работы, группы.
Данный урок был проведен результативно, цели были достигнуты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_1_klass_zimnie_izmeneniya_v_prirode.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру в 1-м классе
на тему: "В гостях у зимы. (Зимние изменения в природе)"
Цели:
- Предметные:
- расширять знания об окружающем мире, зиме как одном из времен года;
- обобщать жизненные наблюдения об изменениях в природе с приходом зимы;
- оказывать помощь животным зимой.
- Метапредметные:
личностные:
- проявлять познавательную инициативу в играх;
- формировать бережное отношение к природе, любви к ней.
регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе знаний учащихся о сезонных изменениях в природе;
- формирование способности к волевому усилию при поиске ответа на данное задание.
познавательные:
- Общеучебные:
- постановка и формирование проблемы с помощью учителя;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме во время ответов;
- выполнение заданий с использованием материальных объектов и на основе рисунков;
- обучать видеть, наблюдать и объяснять изменения в природе зимой;
- воспитывать любовь к прекрасному в природе.
- Логические:
- построение рассуждений, обобщений о жизни растений и животных.
коммуникативные:
- проявление активности во взаимодействии с партнером, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками для решения коллективных и познавательных задач;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
- вести диалог, слушать собеседника;
- Деятельностные.
- тренировать способность к коммуникативному взаимодействию;
- тренировать способность к определению новых понятий;
- формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную учебную деятельность;
- формирование адекватной самооценки.
Оборудование:
- отрывок из м\ф. “12месяцев”
- презентация «В гостях у зимы»
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка учебной задачи и темы урока.
1) Вводное слово учителя.
- На уроках окружающего мира мы открываем перед собой все многообразие окружающей нас жизни. Я прочитаю вам стихотворение М.Волошина. Послушайте, пусть эти слова вдохновят вас на активную работу.
Все видеть, все понять,
Все знать, все пережить,
Все формы, все цвета
Вобрать в себя глазами
Пройти по всей земле
Горящими ступнями,
Все воспринять и снова воплотить!
2) Просмотр отрывка из м\ф. “12месяцев”.
- Сейчас мы посмотрим отрывок из одной очень доброй и знакомой сказки, и постараемся определить тему и задачу урока.
Содержание отрывка: Январь забирает посох у апреля и возвращает все на свои места. Выключить, когда покажется дворец.
3) Беседа по отсмотренному отрывку.
- Как называется сказка? (12 месяцев)
- Почему она так называется? (Основные персонажи – 12месяцев)
- А как мы в жизни по-другому называем 12 месяцев? (Год)
- На какие 4 части делится год? (Времена года: лето, осень, зима, весна)
- Вспомните, что увидели в отрывке, посмотрите за окно, и скажите тему урока. (Зима)
- Когда приходит новое время года, что происходит в природе? (Многое меняется)
- Что мы должны сегодня увидеть, понаблюдать, узнать? (Как изменилась в природе с приходом зимы.)
Слайд 1. В гостях у зимы
- Это тема нашего урока, а наша задача – определить изменения природы зимой, или по-другому, признаки зимы.
3. Работа над новым материалом.
Слайд 2. Может я ещё во сне ?
Очень странно это мне.
Раньше срока убежала
Осень листья побросала,
Значит скоро быть зиме!
Слайд 3- 4. Первый снег
Слайд 5. Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима!
Слайд 6-7 Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Слайд 8. Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Слайд 9. Что одевают зимой?
Отгадайте загадки.
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром - в школу,
Днём – домой. (валенки)
В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама. (варежки)
Слайд 10. Чёрная, серая, а не земля,
Пушистая, а не снег,
Греет, а не печка.
- Какие месяцы мы считаем зимними? (Декабрь, январь, февраль)
- А у меня немного другое мнение.
Слайд 11. Зима: ноябрь, декабрь, январь, февраль, март
- Права ли я? И почему я так решила? (Предположения, доводы детей)
- Уберите лишние месяца.
Слайд 12. Назовите – ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На полях и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (декабрь)
Слайд 13. Декабрь год кончает, зиму начинает.
В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.
Слайд 14. Древнерусское название месяца - лютень, а в народе студенец, за лютую морозную пору, за длительную стужу. Вот так говорили о декабре в народе:
Леденьё пришло,
Зиму в дом привело,
В сани коней запрягло,
В путь-дороженьку вывело,
Снег заледенило,
Лёд на речке вымело,
Ребят в сани усадило,
С горки покатило.
Слайд 15. Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
Солнце летом греет, зимой – морозит.
Слайд 16-17. Отгадайте загадку.
Красавица какая
Стоит, светло сверкая,
Как пышно убрана…
Скажите, кто она? (елка)
Физкультминутка Давайте споем новогоднюю песню
Слайд 18. Зимой к нам прилетают зимние гости. Это птицы. Свиристели.
Слайд 19. Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей…
Прилетели, прилетели!
Стайку встретили метели, -
А Мороз Красный Нос
Им рябинку принёс,
Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко – алые грозди. (снегири)
Слайд 20. Синицы
Слайд 21-22. Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зёрнышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди не становится вредным
От того, что так трудно ему …
Н.Рубцов
Слайд 23. Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Слайд 24-27. Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин
Слайд 28-29. Отгадайте загадку.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится.
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (январь)
Слайд 30-31. Январь – году начало, зиме середина.
Январю – большие морозы, февралю – большие метели.
Слайд 32. Январь – месяц ярких звёзд. белых троп, синих льдов.
Слайд 33. Белее зима – зеленее лето.
Слайд 34-36. В народе называли январь просинцем, за то, что мелкие речки, ручьи иногда промерзают до дна, и вода, выступая на поверхность, «лёд впросинь красит». Солнце дольше задерживается на небе. «В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес», - так говаривали в народе.
Слайд 37. Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Слайд 38. Гололедица
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?
Слайд 39. Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега,
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц этот? (февраль)
Слайд 40-42. Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей и сечень. В феврале два друга – мороз и вьюга. Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обуты.
Слайд 43. Зимние забавы.
С приходом зимы появляются новые забавы, игры для детей. А вот какие сейчас вы их назовете.
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги –
И по большим снегам беги. (лыжи)
Слайд 44 Всё лето стояли,
Зимы ожидали,
Дождались поры,
Помчались с горы. (санки)
Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня? (коньки)
Слайд 45 -46 Катание с гор, снежные бои
Слайд 47 Строительство снежной крепости, игра в снежки
Слайд 48 Катание на лыжах, катание на санках
4) Обобщение.
- Мы должны подвести итог проделанной работе.
- Что произошло с солнцем? (Солнце поднимается невысоко.)
- Как это повлияло на температуру воздуха? (Мороз.)
- Как изменились осадки? (Снегопад.)
- Как называется снегопад при сильном ветре? (Метель.)
- Что покрывает землю? (Сугробы.)
- А на окнах? (Узоры на стекле.)
- Что произошло на реках, озерах, прудах? (Лед.)
- Как называется потепление и таяние снега зимой? (Оттепель.)
- А если потом ударит мороз, что можно наблюдать? (Гололедица.)
5) Итог.
Слайд 49
- Что нового мы сегодня узнали? Над чем работали? (Как изменилась природа зимой, рассматривали признаки зимы). О ком мы должны заботиться зимой? ( о птицах). Что нам для этого нужно сделать?
4. Самооценивание детьми работы на уроке.
- Зимой очень много интересных и завораживающих явлений. Наверное, со мной многие согласятся, что самое прекрасное, волшебное явление – снегопад. Поднимите руки, кто любит рассматривать снежинки. Мы своими руками и фантазией создали снежинки. Посмотрите, у каждого к рабочему месту прикреплена снежинка. Возьмите в руки свою снежинку. Эти снежинки помогут нам оценить работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо поработали, то у вас настроение хорошее и ваша снежинка легкая и летит высоко над землей. Если вы не очень довольны собой, то ваша снежинка тяжелая, летит она близко к земле.
- Можно встать с места и прикрепить свою снежинку на полотно.
- Большинство ребят считает, что хорошо поработали, я тоже так считаю и хочу всех поблагодарить за урок. Поаплодируем себе!
Литература
- Animashky.ru c 2006-2008
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007
- www.google.ru.www.google.ru
- Учебно-воспитательная работа в начальной школе – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000
- Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.1/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2005
- Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.2/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2005
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме «Горючие полезные ископаемые» (Развивающая система обучения Л. В. Занкова)
Урок – исследование по теме «Горючие полезные ископаемые» разработан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. Он познакомит учащихся с группой горючих полезных ископаем...
Конспект урока по окружающему миру в 4 «А» классе по теме: "Пустыни"
Тема урока: "Пустыни"Форма урока: Урок-исследование.Тип урока: Комбинированный.Технологии: деятельностного метода. Цели:1. сформировать у учащихся понятие «пустыня», умение наход...
Урок по окружающему миру во 2-м классе по теме «В гости к весне».
Обобщающий урок по окружающему миру....
Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"
Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...
Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: «В гости к зиме» (с использованием мультимедийных технологий)
урок-экскурсия...
Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру и технологии 1 класс по теме "Где зимуют птицы?Наши зимние гости -красногрудые снегири.Работа с нитками в несколько сложений.
Интегрированный урок в 1 классе по окружающему миру и технологии....
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»
Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...