Главные вкладки

    Урок по окружающему миру в 1-м классе на тему: "В гостях у зимы. (Зимние изменения в природе)"
    план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

    Плюснина Надежда Борисовна

    На данном уроке перед учащимися были поставлены цели: расширить и обобщить знания и свои наблюдения об окружающем мире об изменениях в природе зимой, и как одним из времен года;  формировать бережное отношение к природе, любви к ней; охрана и любовь к зимующим птицам; учиться выполнять заданий с использованием материальных объектов и на основе рисунков; проявлять активность во взаимодействии с одноклассником для решения коллективных и познавательных задач; учиться задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества; вести диалог, слушать собеседника. 

    Учащимися эти цели были достигнуты.  На уроке применялась различная технология. При планировании урока и отборе содержания учебного материала были учтены возрастные особенности учащихся.

    В начале урока детям был дан психологический настрой для создания благоприятной атмосферы на уроке, снятия напряжения. В качестве активизации познавательной деятельности ребятам был предложен фрагмент из мультфильма "12 месяцев". Ребята с удовольствием посмотрели его и вспомнила одноименную литературную сказку С Маршака. Сразу возникла проблемная ситуация; может ли быть на самом деле, чтобы встретились все месяцы?
    Учащиеся самостоятельно определи тему урока. Эта проблемная ситуация, предложенная детям, в виде видеофрагмента, активизировала их внимание, вызвала интерес к уроку. Помогла осуществлять метапредметные связи (с уроками литературного чтения, русского языка). 
    С целью достижения планируемых результатов были мной  применены следующие формы работы:
    коллективно – индивидуальная,
    работа в группе (использован метод исследования),
    работа в паре,
    индивидуальная.

    Очень интересно прошла работа в парах, по группам, где учащимися выяснялись какие птицы нуждаются в нашей помощи зимой. Для подкрепления своих выводов использовалась презентация с голосами птиц.

    При рефлексии ученики строго подходили к оцениванию своей работы, группы.

    Данный урок был проведен результативно, цели были достигнуты.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

      Урок по окружающему миру в 1-м классе

    на тему: "В гостях у зимы. (Зимние изменения в  природе)"

    Цели:

    • Предметные:

    - расширять знания об окружающем мире, зиме как одном из времен года;

    - обобщать жизненные наблюдения об изменениях в природе с приходом зимы;

    - оказывать помощь животным зимой.

    • Метапредметные:

    личностные:

    - проявлять познавательную инициативу в играх;

    - формировать бережное отношение к природе, любви к ней.

    регулятивные:

    - постановка учебной задачи на основе знаний учащихся о сезонных изменениях в природе;

    - формирование способности к волевому усилию при поиске ответа на данное задание.

    познавательные:

    • Общеучебные:

    - постановка и формирование проблемы с помощью учителя;

    - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме во время ответов;

    - выполнение заданий с использованием материальных объектов и на основе рисунков;

    - обучать видеть, наблюдать и объяснять изменения в природе зимой;

    -  воспитывать любовь к прекрасному в природе.

    • Логические:

    - построение рассуждений, обобщений о жизни растений и животных.

    коммуникативные:

    - проявление активности во взаимодействии с партнером, в учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками для решения коллективных и познавательных задач;

    - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;

    - вести диалог, слушать собеседника;

    • Деятельностные. 

    - тренировать способность к коммуникативному взаимодействию;

    - тренировать способность к определению новых понятий;

    - формировать систему ценностей, направленную на максимальный личный вклад в совместную учебную деятельность;

    - формирование адекватной самооценки.

     

    Оборудование: 

    • отрывок из м\ф. “12месяцев”
    • презентация «В гостях у зимы»

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Постановка учебной задачи и темы урока.

    1) Вводное слово учителя.

    - На уроках окружающего мира мы открываем перед собой все многообразие окружающей нас жизни. Я прочитаю вам стихотворение М.Волошина. Послушайте, пусть эти слова вдохновят вас на активную работу.

    Все видеть, все понять,
    Все знать, все пережить,
    Все формы, все цвета
    Вобрать в себя глазами
    Пройти по всей земле
    Горящими ступнями,

    Все воспринять и снова воплотить!

    2) Просмотр отрывка из м\ф. “12месяцев”.

    - Сейчас мы посмотрим отрывок из одной очень доброй и знакомой сказки, и постараемся определить тему и задачу урока.

    Содержание отрывка: Январь забирает посох у апреля и возвращает все на свои места. Выключить, когда покажется дворец.

    3) Беседа по отсмотренному отрывку.

    - Как называется сказка? (12 месяцев)

    - Почему она так называется? (Основные персонажи – 12месяцев)

    - А как мы в жизни по-другому называем 12 месяцев? (Год)

    - На какие 4 части делится год? (Времена года: лето, осень, зима, весна)

    - Вспомните, что увидели в отрывке, посмотрите за окно, и скажите тему урока. (Зима)

    - Когда приходит новое время года, что происходит в природе? (Многое меняется)

    - Что мы должны сегодня увидеть, понаблюдать, узнать? (Как изменилась в природе с приходом зимы.)

    Слайд 1.   В гостях у зимы

    - Это тема нашего урока, а наша задача – определить изменения  природы зимой, или по-другому, признаки зимы.

    3. Работа над новым материалом.

    Слайд 2. Может я ещё во сне ?

    Очень странно это мне.

    Раньше срока убежала

    Осень листья побросала,

    Значит скоро быть зиме!

    Слайд 3- 4. Первый снег

    Слайд 5. Вот север, тучи нагоняя,

    Дохнул, завыл – и вот сама

    Идёт волшебница зима!

    Слайд 6-7 Пришла, рассыпалась; клоками

    Повисла на суках дубов,

    Легла волнистыми коврами

    Среди полей, вокруг холмов.

    Слайд 8.  Брега с недвижною рекою

    Сравняла пухлой пеленою,

    Блеснул мороз. И рады мы

    Проказам матушки зимы.

    Слайд 9.  Что одевают зимой?

    Отгадайте загадки.

    Не ботинки, не сапожки,

    Но их тоже носят ножки.

    В них мы бегаем зимой:

    Утром  - в школу,

    Днём – домой. (валенки)

    В обоих домиках темно,

    Зато жарища прямо.

    А коль засветится окно,

    Его починит мама. (варежки)

    Слайд 10.  Чёрная, серая, а не земля,

    Пушистая, а не снег,

    Греет, а не печка.

    - Какие месяцы мы считаем зимними? (Декабрь, январь, февраль)

    - А у меня немного другое мнение.

     Слайд 11.  Зима: ноябрь, декабрь, январь, февраль, март

    - Права ли я? И почему я так решила? (Предположения, доводы детей)

    - Уберите лишние месяца.

    Слайд 12.  Назовите – ка, ребятки,

    Месяц в этой вот загадке:

    Дни его всех дней короче,

    Всех ночей длиннее ночи.

    На полях и на луга

    До весны легли снега.

    Только месяц наш пройдёт,

    Мы  встречаем Новый год. (декабрь)

    Слайд 13.  Декабрь год кончает, зиму начинает.

    В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

    Слайд 14.  Древнерусское название месяца - лютень, а в народе студенец, за лютую морозную пору, за длительную  стужу. Вот так говорили о декабре в народе:

    Леденьё пришло,

    Зиму в дом привело,

    В сани коней запрягло,

    В путь-дороженьку вывело,

    Снег заледенило,

    Лёд на речке вымело,

    Ребят в сани усадило,

    С горки покатило.

    Слайд 15.  Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

                       Солнце летом греет, зимой – морозит.

    Слайд 16-17.  Отгадайте загадку. 

    Красавица какая

    Стоит, светло сверкая,

    Как пышно убрана…

    Скажите, кто она? (елка)

    Физкультминутка  Давайте споем новогоднюю песню

    Слайд 18.  Зимой к нам прилетают зимние гости. Это птицы. Свиристели.

    Слайд 19.  Выбегай поскорей

    Посмотреть на снегирей…

    Прилетели, прилетели!

    Стайку встретили метели, -

    А Мороз Красный Нос

    Им рябинку принёс,

    Хорошо угостил,

    Хорошо подсластил

    Зимним вечером поздним

    Ярко – алые грозди. (снегири)

    Слайд 20.  Синицы

    Слайд 21-22.  Чуть  живой. Не чирикает даже.

    Замерзает совсем воробей.

    Как заметит подводу с поклажей,

    Из-под крыши бросается к ней!

    И дрожит он над зёрнышком, бедный,

    И летит к чердаку своему.

    А гляди не становится вредным

    От того, что так трудно ему …

                                          Н.Рубцов

    Слайд 23.  Покормите птиц зимой!

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.

    Не богаты их корма.

    Горсть зерна нужна,

    Горсть одна – и не страшна

    Будет им зима.

    Сколько гибнет их - не счесть,

    Видеть тяжело.

    А ведь в нашем сердце есть

    И для птиц тепло.

    Слайд 24-27.  Разве можно забывать:

    Улететь могли,

    А остались зимовать

    Заодно с людьми.

    Приучите птиц в мороз

    К своему окну,

    Чтоб без песен не пришлось

    Нам встречать весну.

                              А. Яшин

    Слайд 28-29.  Отгадайте загадку. 

    Щиплет уши, щиплет нос,

    Лезет в валенки мороз.

    Брызнешь воду – упадёт

    Не вода уже, а лёд.

    Даже птице не летится.

    От мороза стынет птица.

    Повернуло солнце к лету.

    Что, скажи, за месяц это? (январь)

    Слайд 30-31.  Январь – году начало, зиме середина.

    Январю – большие морозы, февралю – большие метели.

    Слайд 32.  Январь – месяц ярких звёзд. белых троп, синих льдов.

    Слайд 33.  Белее зима – зеленее лето.

    Слайд 34-36.  В народе называли январь просинцем, за то, что мелкие речки, ручьи иногда промерзают до дна, и вода, выступая на поверхность, «лёд впросинь красит». Солнце дольше задерживается на небе. «В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес», - так говаривали в народе.

    Слайд 37.  Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна,

    Словно белою косынкой

    Подвязалася сосна.

    Понагнулась, как старушка,

    Оперлася на клюку,

    А над самою макушкой

    Долбит дятел на суку.

    Слайд 38.  Гололедица

    Не идётся и не едется,

    Потому что гололедица.

    Но зато

    Отлично падается!

    Почему ж никто

    Не радуется?

    Слайд 39.  Снег мешками валит с неба,

    С дом стоят сугробы снега,

    То бураны и метели

    На деревню налетели.

    По ночам мороз силён,

    Днём капели слышен звон.

    День прибавился заметно.

    Ну, так что за месяц этот? (февраль)

    Слайд 40-42.  Февраль – ветродуй, вьюговей, бокогрей и сечень. В феврале два друга – мороз и вьюга. Февраль – месяц лютый: спрашивает, как обуты.

    Слайд 43. Зимние забавы.

    С приходом зимы появляются новые забавы, игры для детей. А вот какие сейчас вы их назовете.

    Две новые кленовые

    Подошвы двухметровые:

    На них поставил две ноги –

    И по большим снегам беги. (лыжи)

    Слайд 44    Всё лето стояли,

    Зимы ожидали,

    Дождались поры,

    Помчались с горы. (санки)

    Есть, ребята,  у меня

    Два серебряных коня.

    Езжу сразу на обоих.

    Что за кони у меня? (коньки)

    Слайд 45 -46     Катание с гор, снежные бои

    Слайд 47    Строительство снежной крепости, игра в снежки

    Слайд 48    Катание на лыжах, катание на санках

    4) Обобщение.

    - Мы должны подвести итог проделанной работе.  

    - Что произошло с солнцем? (Солнце поднимается невысоко.)  

    - Как это повлияло на температуру воздуха? (Мороз.)

    - Как изменились осадки? (Снегопад.)

    - Как называется снегопад при сильном ветре? (Метель.)

    - Что покрывает землю? (Сугробы.)

    - А на окнах? (Узоры на стекле.)

    - Что произошло на реках, озерах, прудах? (Лед.)

    - Как называется потепление и таяние снега зимой? (Оттепель.)

    - А если потом ударит мороз, что можно наблюдать? (Гололедица.)

    5) Итог.

    Слайд 49    

    - Что нового мы сегодня узнали? Над чем работали? (Как изменилась природа зимой, рассматривали признаки зимы). О ком мы должны заботиться зимой? ( о птицах). Что нам для этого нужно сделать?

    4. Самооценивание детьми работы на уроке.

    - Зимой очень много интересных и завораживающих явлений. Наверное, со мной многие согласятся, что самое прекрасное, волшебное явление – снегопад. Поднимите руки, кто любит рассматривать снежинки. Мы своими руками и фантазией создали снежинки. Посмотрите, у каждого к рабочему месту прикреплена снежинка. Возьмите в руки свою снежинку. Эти снежинки помогут нам оценить работу на уроке. Если вы считаете, что хорошо поработали, то у вас настроение хорошее и ваша снежинка легкая и летит высоко над землей. Если вы не очень довольны собой, то ваша снежинка тяжелая, летит она близко к земле.

    - Можно встать с места и прикрепить свою снежинку на полотно.

    - Большинство ребят считает, что хорошо поработали, я тоже так считаю и хочу всех поблагодарить за урок. Поаплодируем себе!

    Литература

    • Animashky.ru c 2006-2008
    • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007
    • www.google.ru.www.google.ru
    • Учебно-воспитательная работа в начальной школе – Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2000
    • Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.1/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2005
    • Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня. Вып.2/авт.-сост. Н.А.Касаткина.-Волгоград: Учитель, 2005
    • Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по окружающему миру в 1-м классе: "Где живут белые медведи?"

    Тема урока: «Где живут белые медведи?»Цели:·         формирование у учеников представлений о разнообразии природы Земли;·...

    Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: `Как живут растения?

    Конспект урока по окружающему миру в 1 классе  о жизни растений...

    Открытый урок по окружающему миру во 2-м классе по теме: "В гости к зиме. Неживая природа зимой"

    Тип: изучение нового материалаЦель: Создание условий для ознакомления учащихся с зимними изменениями в неживой природе    Задачи:познакомить с изменениями в неживой природе зимой, учить расс...

    Конспект урока по окружающему миру в 1-м классе на тему: «Как живет семья». Проект «Моя семья».

    На данном уроке обучающиеся знакомятся с понятием семьи, узнают как жили русские семьи на Руси. В интересной форме представлены теоретические знания. Дана возможность обучающимся узнать о своей собств...

    Урок по окружающему миру в 1-м классе по теме: «На что похожа наша планета?»

    Научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли. Продолжить обучение моделированию.Развивать наблюдательность.Воспитывать бережное отношение к нашей планете....