Введение поставленного звука в речь.
консультация по логопедии

Малханова Оксана Андреевна

В представленном материале рассказываю как ввести поставленный звук р в связную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrr_na_sait_shkoly.docx170.55 КБ
Office presentation icon rrr_sait_int.ppt943 КБ

Предварительный просмотр:

Словарь. Автоматизация -  отработка звука. Правила, последовательность.

Уважаемые родители, научить ребенка правильно произносить звук р – это половина дела. Дальше этот новый звук необходимо еще и ввести в речь (автоматизировать), а на это требуется время. Сегодня я расскажу как это делает учитель-логопед, покажу виды работ, которые вы сможете выполнять с ребенком дома.

 Автоматизация звука Р нужна для того, чтобы ребенок научился правильно произносить его во всех слогах, словах, предложениях и связной речи. Потому этап так и называется — «автоматизация звука р», на котором ребенок будет  в результате проведенных игр и упражнений правильно говорить звук р автоматически, не задумываясь, в любых его сочетаниях с другими звуками и разных позициях (начало- конец-середина слова, ударный – безударный слог).

После постановки звука наступает время ввести новый звук в речь ребенка. В онтогенезе, при нормальном развитии речи ребенка  каждый новый звук проходит этот этап: «Скажи ШШШ» - «ШШШ», - шипит ребенок. «Скажи ШШШапка» - «ШШШШ… Сапка», - упс! Не получилось… Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести «шапка». Почему так происходит?

Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся не только у животных («собачки Павлова»), но и в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед…), многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

Мотивация ребенка. Важно заинтересовать ребенка, родителям создать мотивацию на конечный результат. История (если бы сама не участвовала в этом – не поверила бы). За домик для Барби, коробку Лего или самокат они могут настолько хорошо заниматься, что пообещав такую награду в конце всех занятий, родители могут ещё и существенно сэкономить на количестве занятий. Обьяснить ребенку, для чего это нужно:

  • ты уже взрослый, маленькие дети не умеют правильно говорить;
  • кто говорит правильно, четко, тот и пишет грамотно, правильно. Не пропускает буквы, не путает буквы, знает правила и умеет их применять;
  • это показатель уровня культуры, образованности;
  • это определенный уровень развития внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения. На этих психических процессах строится обучение в школе. Недостаточное развитие хотя бы одного из этих процессов и возникают трудности в изучении школьной программы. Кроме этого, это развитие произвольного поведения, (Не хочу — а НАДО), развивается саморегуляция — умение работать определенное время старательно, внимательно. - воспитываем прилежание.

Индивидуальные особенности ребенка. При всех общих правилах работы, дети, даже в одном и том же возрасте, имеют различные успехи. Ориентируйтесь на индивидуальные возможности ребенка. Я говорю о скорости работы. Кто-то при систематических занятиях двигается быстрее, кто-то медленнее.

При коррекционной работе над звуком, знайте, что существуют определенные принципы работы — от простого к сложному, принцип систематичности, доступности, наглядности, индивидуального и дифференцированного подхода. И их нужно придерживаться.

Работа с логопедом. У меня на занятиях родители присутствуют и обучаются вместе с ребенком. Поэтому  они могут правильно выполнять домашние задания. В результате ребенок занимается ежедневно, закрепляя правильные автоматизмы. В ином случае – без родителей и без домашних заданий – ребенок успевает все забыть, и каждое новое занятие является повторением предыдущего.

 Не стоит растягивать процесс занятий, для ребёнка всегда будет интереснее игры дома и с друзьями, есть другие в жизни дела. Надо двигаться дальше, развиваться в других областях. Поэтому имеет смысл быстрее «починить» звук и дать ему возможность заниматься более интересными делами.

Правила автоматизации звуков

  1. автоматизация изолированного звука
  2. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  3. автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  4. в словосочетаниях;
  5. автоматизация звука в предложениях;
  6. автоматизация звука в стихах;
  7. автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  8. автоматизация звука в разговорной речи.

То есть по принципу — от простого, к сложному.

Нужно знать и помнить, что на каждом этапе в работу нужно обязательно включать:

1. упражнения на развитие фонематического восприятия, слуха — умение слышать звук в речи, определять его место в слове и давать характеристику.

2. упражнения на закрепление правильного произношения звука (на материале соответствующего этапа: слоги или слова, или предложение…)

3. лексический материал, подбираемый родителем для автоматизации звуков, должен отвечать специальным фонетическим требованиям. Прежде всего в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков. В то же время не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков, т. е. тех, которыми он еще не овладел. Иначе у него будет закрепляться неправильное произношение.

Необходимо учитывать и смысловую доступность лексического материала. Ребенку нужно обьяснять значение незнакомых слов. (этап автоматизации в словах и все следующие этапы).

Родитель должен стремиться также к тому, чтобы в процессе работы над автоматизацией любого звука смысловой речевой материал преобладал над чисто слоговыми упражнениями.

От неторопливого, утрированного произнесения звука, слогов, ребенок должен постепенно переходить к более быстрому проговариванию слов, затем к еще более ускоренному произнесению предложений и, наконец, скороговорок. Только в таком случае осуществляется быстрое и прочное закрепление правильного произношения поставленного звука.

Требование соблюдения строгой последовательности в работе над автоматизацией звука предусматривает постепенное усложнение лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным — от элементарного повторения слов за взрослым к называнию предметов, действии, описанию простейших ситуаций, изображенных на картинке или происходящих в реальной жизни, воспроизведению по памяти слогов, слов, стихов, чистоговорок, скороговорок и далее к пересказу коротких рассказов, составлению рассказов по серии картин и, наконец, к свободному речевому общению.

Итак, сначала необходимо добиться легкого произношения изучаемого звука изолированно: -рррр рррр.

Важно! Ребенок должен четко знать артикуляцию и характеристику изучаемого звука. Используется игровой прием «Как рычит собака?» - звукоподражание. Отрабатываемый звук произносить четко и длительно (закрепляем артикуляционный уклад и привлекаем слуховое внимание).

  1. этап - автоматизация изолированного звука

РРР — артикуляция (см. Слайд 3) Характеристика — согласный. ТВЕРДЫЙ, сонорный (звонкий).  Образ буквы. Выложить шнурком, разными буквами, карандашами, гречкой, слепить. Сделать руками.

изолированного звука (рррр), 

«Рычи»: громко, тихо.

Фонематическое восприятие. «Поймай звук» Я произношу разные звуки, как только услышишь [р] — произнеси его четко и длительно, ( + покажи букву) нет — топни (или сделай крестик руками); спрячь букву.

  • Игра с кубиком - бросаем кубик по очереди произносим столько раз РРР, сколько точек выпало.
  • «Звуковые дорожки» - проводим пальчиком по дорожке, произнося отрабатываемый звук.
  • «Рычи» голосом мамы, папы, дедушки.
  • Произнеси [р] столько раз, сколько услышишь хлопков; сколько раз подниму руку, дотронусь до тебя….
  • Я буду писать тебе буквы на спине, как только напишу Р — произнеси этот звук четко. Нет — сожми кулачок.
  • Я тебе напишу разные буквы, а ты подчеркни (обведи), все буквы Р и чётко их произнеси. Р о к р с в р б ю ь э р р н р.

2 этап — автоматизация в слогах

 Изучаем твердый звук р, значит, с гласными а о у ы э. Последовательность такая (разная). с этим звуком (рА, рЭ, рЫ, рО, рУ), бра кра вра дра дро ор ур.

Фонематический слух. Взрослый произносит слоги различные — если есть р — ребенок четко произносит звук, + записывает букву. Нет — топает.

  • Паровоз — ор ра дру...  – определить место звука в слоге: начало - середина - конец

Автоматизация звука р в простых слогах (ра, ру, ро, ры, рэ, ар, ур и т. д.)

  • Игра «Эхо». Попросите ребенка повторить за Вами слог и серии слогов. Упражнение хорошо развивает память и слоговую структуру речи.
  • дра-дры-дро-дру  
    дры-дро-дру-дра
    дро-дру-дра-дры
    дру-дра-дры-дро
  • По одному слогу. По два слога одинаковых или разных. По 3-4 слога одинаковых или разных (ра-ра-ра, ру-ру-ру, ры-ры-ры, ро-ро-ро). Можно говорить на разной высоте голоса и с разной громкостью, с разной интонацией. Ребенок повторяет за Вами.

Добавить движение ладонями РА — взрослый ударяет ребенка по ладоням Ребенок отвечает - РА. ОР — ОР!… Можно накрест РА — ро — ра

А теперь Вы побудьте «эхом», пусть ребенок сам придумает и назовет слоги для Вас.

  • «Бусы» -  ребенок нанизывает на ниточку бусины (5) и проговаривает заданный слог РА; ра — ро.
  • «Пирамидка» - нанизывает колечки и проговаривает слог.
  • «Соедини ладошки» - на одну кладём р, на другую - у. Или наоборот. Соединяем ладошки и чётко произносим: РРРу, уРРР.
  • «Весёлая песенка» рэ — рэ ---- рэ-рэ-рэ – (мотив этой песни придумайте сами).
  • Чтение слогов. Четко произносим [р] тра-тры-тро-тру
    тры-тро-тру-тра  
    тро-тру-тра-тры
    тру-тра-тры-тро
  • «Какой слог лишний?» ра — со — са;  ор — ур – ам – ыр.
  • «Разговор Крокодила с Носорогом». Выразить интонацией при произнесении слогов эмоциональные состояния.

Кра-кро. (довольно)

Кра-кро-кру. (недовольно)

Кра-кро-кру-кры. (уверенно)

Гру-гры. (робко)

Гру-гра-гры. (возмущенно, яростно)

Гра-гро-гру-гры. (спокойно)

  • «Доскажи словечко». Взрослый начинает, а ребенок заканчивает слово, правильно произнося слог.

Дует сильный ве...(тер).
Вика вяжет сви...(тер).
Миша сорвал с грядки красный поми...(дор).
Землю пашет трак...(тор).
Папа включил телеви...(зор).
На перекрестке свето...(фор).
В чай кладут са...(хар).

3 этап - автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце)

  • Как только ребенок научится произносить звук Р красиво и правильно в слогах, можно переходить к автоматизации звука в словах.
  • Р! заборрр РРРома тррррава? В словах слоги отрабатываются, прежде всего, в сильной позиции, под ударением.

Развитие фонематического восприятия. Задачи: учить произносить звук в различных позициях и параллельно обращать внимание на речь — развивать слуховое внимание, фонематический слух — то есть учить определять, есть ли звук в слове (на начальном этапе, а затем определять его место в слове (начало — середина — конец; определять какой по счету — учитывая возраст и возможности ребенка)). «Паровозик».

Игра «Поймай звук» Рассматриваем картинку вместе с ребенком. Взрослый называет предмет, а ребенок четко произносит [р] и показывает его место в слове на паровозике или только проговаривает (начало- конец-середина слова) или прячет букву Р в кулак, если этого звука в слове нет. » Рассматриваем картинки: учебные вещи, животные, имена мальчиков, имена девочек, одежда, обувь, головные уборы, посуда, мебель, транспорт, профессии, продукты, деревья, цветы, ягоды, времена года, овощи, фрукты, дни недели… или вы называете слова (см. детские книжки).

 Рассмотреть сюжетную картинку. Найти слова со [р].

Выбери карандаши (краски), в названии которых есть [р]. (! Простой карандаш)

Порядок автоматизации звука в словах. Предложенная выше последовательность введения вновь сформированного звука в различные типы слогов позволяет придерживаться следующего порядка автоматизации звука в словах: в начале слова, в конце слова, в середине слова, в словах со стечением согласных. В некоторых случаях звуки [р], [рь] формируются не в последовательности «в начале слова», «в конце», «в середине», а наоборот. Отталкивайтесь от того, что может ваш ребенок, что у него получается легче. В словах слоги типа СГ (как и другие типы слогов) отрабатываются, прежде всего, в сильной позиции,

  • Радио Роза
  • топор забор
  • корова, оружие

То есть, формируемый звук находится под ударением, а согласный перед ударным гласным, так как в этой позиции реализуется большее число фонемных противопоставлений (чем дальше слог от ударения, тем больше он редуцируется).

  • «Повторюшка» развивает внимание и расширяет словарный запас ребенка. Если какое-нибудь встреченное в игре слово малышу непонятно, объясните ему, что оно означает. Знаешь, кто такие повторюшки? Это такие смешные человечки, у которых очень большие ушки. Вот такие! И поэтому они хорошо слышат и любят всё повторять. Давай попробуем поиграть в повторюшек. Покажи, какие у них ушки боооольшие-пребоооольшие! А теперь повторяй:

И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора. Что из названного у тебя есть дома? Что здесь живое? Что неживое? (см речевой материал)

  • Игра «Телеграфист». (Это кто?) Я тебе буду называть слова, а ты произноси их, четко и по слогам. Му-ра-вей. Муравей, муравейник, каравай, караван, парашют, парашютист, каракатица, карандаш, карамель, курага, курабье, макраме, буран, баран, карась, гараж, барабан, баранки, фотография.
  • Какой слог исчез из слова Буратино? Бу...тино. - Ра. Буратино. Сорока? Со….ка. - Ро. Сорока..
  • Чтение слов ребёнком. Произносить (читать) слова по образцу: хо— р — , а — р — ка, фо — р — точ-ка
  • Игра «Один — много» Кедр - кедры, кадр-…, выдра-…, ведро-…, подруга-…
  • Игра «Назови ласково»
    Друг - дружок, подруга-…, дракон-…, квадрат-…, дрова-…, ведро-…, ядро-…, бедро-…
  • Игра «Актер» Скажи слова голосом медведя, кошечки, мышки, великана…. Либо вы называете слово — пирог А ребенок «играет» роль. Либо ребенок сам может прочитать слово, а затем произносит его с нужным голосом.

Игра «Будь внимательный» Повторяй слова, в которых есть [р]: мох, суп, пар, лак, рот, дым, сон, сыр, муж, лось, рак, мел, бор, сок, лук, мех, рубль,  дом, брат, снег, квас, гром, град, стук, бровь,  плот, душ, крот, ночь, брошь, лес, кран, нос, пёс, друг, дочь, круг, мак, сук, рысь.

  • Игра «Фотоаппарат». Запомни как можно больше предметов и назови. (подобрать в интернете или с сюжетной картинки).
  • Игра «Чего не стало?». Рассмотрели картинку, убрали. Была Корзина. Нет корзины. Был карандаш. Нет карандаша.
  • «Правильно ли я сказала слова?» Доробей, корох, доробка. Скажи эти слова правильно.
  • «Доскажи предложение».
    Королева сидит на…
    Трубочист чистит…
    Трубач играет на…
    По рельсам в городе ездит…
    Миша учиться на тройки он…
    Весной появляется зеленая…
    Машины мчатся по…
  • «Одно слово — много названий». Рожки, перо, розетка.
  • Перо птицы, перо для ручки.
  • Рожки (козленка), рожки (макароны).
  • Розетка для варенья, розетка электрическая.

  • Игра «В гостях у гномов». Я назову предмет, а ты сделай его маленьким. Ручка — ручечка. Карандаш — карандашик.
  • Игра «В гостях у великанов». Я назову предмет, а ты сделай его большим.
  • Подберем слова-«родственники» к словам тропа, трава, труба.
  • Трава — травка — травинка — травушка — травиночка.
  • Тропа — тропка — тропинка — тропочка — тропиночка.
  • Труба — трубка — трубочка — трубочист.
  • Какое слово не подходит? Рысь, рысенок, рысий, рысья, рыскать.
  • «Слово в слове». Разговоры (воры, говор, раз, розы, горы).

Чувствуя себя уверенно при выполнении этих заданий, мы усложняем учебный материал.

Учимся произносить [р] во фразе, словосочетании – 4 этап.

Виды заданий:

Развитие фонематического восприятия.

  • Послушай, скажи сколько слов я тебе сказала? В каком слове есть [р]? Где он находится? (какой по счету?). Смешная игрушка. Игрушка. В середине слова. (Третий).
  • Посчитай от 1 — 10 и обратно. Один карандаш, два карандаша, три карандаша, …., пять карандашЕЙ, ….., десять карандашей.
  • Игра «Опять 2 и 5». Например: Шар – 2 шара, 5 шаров. Слова: карандаш, тигр, кролик, персик, груша, тетрадь, морковка, муравей, сорока, зебра, морж, кровать, сарафан, пароход, фуражка, игрушка.
  • Подбери признак к предмету: морковь (оранжевая морковь, огромная морковь), картошка (свежая картошка), …..
  • Подбери действие к предмету: Рая (Рая сидит, Рая летит, Рая стараяется), пирог (пирог лежит, пирог засох, пирог испёкся),….
  • Счет 1 - 5 и обратно: ракушка + прилагательное (необычная ракушка). Одна необычная ракушка, две необычные ракушки, …, пять необычных ракушек.
  • Самостоятельное чтение ребёнком предложенных словосочетаний.
     5 этап - автоматизация звука Р в предложениях.

Развитие фонематического восприятия. Послушай, скажи в каком слове или словах есть [р]? Где он находится? (какой по счету?). На столе лежит груша. Груша. В середине слова. (Второй). Миша грыз яблоко. Чем взрослее ребенок, тем сложнее учебный материал.

  • Повторить за взрослым предложение. Тамара чистит картошку. Груз доставили в Иркутск.
  • Продолжи предложения.
    Я несу дрова. Ты… Он… Она… Мы.. Они…
    Я читаю о друзьях. Ты… Он… Она… Мы… Они…
  • Измени предложения:
    Я несу картошку. Я несу морковку. Я звоню Рае. Я Роберту звоню.
  • «Предложения Незнайки». Незнайка все время ошибается. Рома рубить дрова. Разве так говорят? Исправь Незнайку! Научи его говорить правильно. У рогов красивая корова. Пироги постряпали Тамару. Морковка растёт в огороде.
  • С предложенным словом составить предложение.
  • Составить предложение по факту. (За ужином, после похода в магазин…) На ужин мама приготовила картофельное пюре. В магазине мы встретили папиного друга.
  • Две картинки объединить в одно предложение. (шуточное, небылица). Корова - сорока. Корова смотрит на сороку. Сорока умеет летать, а корова — нет.
  • С отработанным словосочетанием составить предложение. На диване лежит смешная игрушка. Один карандаш упал на пол.
  • В чистоговорках ребёнку предлагается продолжить фразу и закончить ее словом. Чистоговорки можно придумывать самим. Они не только закрепляют правильное произношение звука, но и развивают чувство ритма и рифмы.

Аш-аш-аш, есть у Ромы ... (карандаш).

Ши-ши-ши, на столе ... (карандаши).

Шом-шом-шом, рисует Рома ... (карандашом).

Вей-вей-вей, несет травинку ... (муравей).

Раном-раном-раном, баран бодается с ... (бараном).

  • Самостоятельное чтение ребёнком готовых предложенний.
  • Составление предложений со [р]. Юра играет. Утром Юра играет. Ранним утром Юра играет. Ранним утром Юра играет с братом. Ранним утром Юра играет с братом Ромой. Ранним утром Юра играет с роминым братом.

6 этап - автоматизация звука в связной речи (стихи, рассказы, свободная разговорная речь).

Развитие фонематического восприятия. Послушай и постарайся запомнить слова со [р].

Возле елочки — подарки,
Вокруг елки — хоровод.
До чего же праздник сладкий,
Этот славный Новый год!
И только после этого учим стихотворение.

«Учимся размышлять». Что общего между раком, карасем и ракушкой?

Чтение рассказов и ответы на вопросы о прочитанном, пересказ.

Составь рассказ по картинке.

Если возникают вопросы, учитель-логопед проведет для вас индивидуальную консультацию. Успехов, уважаемые родители!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Введение поставленного звука в речь Мастер-класс для родителей 03.04.19 Учитель-логопед МБОУ «СОШ № 4» Малханова О.А. г. Шелехов

Слайд 2

Важно! 1. упражнения на развитие фонематического восприятия, слуха — умение слышать звук в речи, определять его место и характеристику 2. упражнения на закрепление правильного произношения звука (на материале соответствующего этапа: слоги или слова, или предложение…) 3. л ексический материал, подбираемый лродителем для автоматизации звуков, должен отвечать специальным требованиям. Прежде всего в нем должно содержаться максимальное количество закрепляемых звуков . В то же время не должно быть неправильно произносимых ребенком звуков , т. е. тех, которыми он еще не овладел.

Слайд 3

Бросаем кубик — сколько точек выпало, столько раз произносим [ррр]

Слайд 4

Развитие зрительного образа буквы и внимания Р о к р с в р б ю ь э р р н р.

Слайд 5

Автоматизация в слогах А о у ы э Дррра дррро …. Ра ро …. Ор ар …. бра кра вра … окр убр ибр (я е ё ю и - присутствуют)

Слайд 6

Фонематическое восприятие «Поймай звук»

Слайд 7

Определи место звука в слоге р

Слайд 8

Произнеси выделенный слог громче Ра-рА-ра, РА-ра-ра, Ра — ра - рА

Слайд 9

Автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце) В начале слова, середине, конце Р! заборррр РРРома Тррравушка Корова круг закружился В словах слоги отрабатываются, прежде всего, в сильной позиции (под ударением)

Слайд 10

Фонематическое восприятие Игра «Поймай звук»

Слайд 11

Определи место звука в слове

Слайд 12

Игра «Поймай звук» по картинке, при просмотре мультфильмов

Слайд 13

Игра «Повторюшка» И-рра, Ю-рра, Ве-рра, Ню-рра, Жо-рра, па-рра, ме-рра, фа-рра (и т.д), работа, ракета, раскат, рассказ, ураган, муравей, барабан, расческа, карандаш, пирамида, рак, ура, гора, дыра, жара, нора, пора, детвора. Что из названного у тебя есть дома? Что здесь живое? Что неживое?

Слайд 14

Произносить (читать) слова по образцу: хо— р — , а — р — ка, фо — р — точ-ка ар - вар, дар, жар, пар, шар, карп, парк, март, базар, загар, комар, Макар самовар, пожар, армия, баржа, бархат, карта, марка парта, фартук. ор - бор, сор, хор, борщ, двор, корм, морж, порт, сорт, торт, гор­ка, орден, корка, зоркий, норка, форма, горный, тормоз, фор­точка, мотор, помидор, забор, мухомор, топор. ур - -бур, шнур, урна, бурка, бурный, куртка, шкурка, дежурный, Мурка, чурка.

Слайд 15

«Скажи, если этого много» Например: корова - много коров. Арбуз, артист, повар, сахар, Барбос, барсук, карман, картон, гармонь, мартышка.

Слайд 16

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА В СЛОВАХ С ДВУМЯ ЗВУКАМИ "Р" Пробор, прорыв, разрыв, прорубь, шаровары, мрамор, маршрут, размер, раствор, кругозор, оркестр, раскрыть, фарфор, простор, разговор, аэродром, проверка.

Слайд 17

«Правильно ли я сказала слова?»

Слайд 18

Игра «Кто больше знает слов со [р]?» Играть могут 2 — 5 человек. Работа — игрушка -мотор — красивый — трудно - …...

Слайд 19

Счет 1-10 и обратно

Слайд 20

Игра «Опять 2 и 5» Игра «2 — 5» Например: Шар – 2 шара, 5 шаров. Слова: карандаш, тигр, кролик, персик, груша, тетрадь, морковка, муравей, сорока, зебра, морж, кровать, сарафан, пароход, фуражка, игрушка.

Слайд 21

Игра «Мой Моя Моё Мои»

Слайд 22

Повторить словосочетания Трудный урок, огромный город, другая сторона, рой комаров, громадный пароход, мокрая трава, острый топор, черная смородина, крутая гора, сорная трава, старое перо, горная тропинка, серая ворона, трудная работа, быстрая ракета, кружевной узор, морская рыба, ровная дорога,

Слайд 23

Самостоятельное чтение ребёнком предложенных словосочетаний Метёт двор, чистит ковер, мама доктор, в парке горка, кефир в стакане, яркий абажур, зернистый снег.

Слайд 24

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "Р" В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ повторение за взрослым У Федора новый барабан. На траве двора лежат дрова. Друзья всегда помогают друг другу. На столе ваза, в вазе красивые астры. Дети в зоопарке видели страуса. Рая на ферме, она ухаживает за коровами. Мама испекла вкусные ватрушки с творогом. Идет Егор через двор. В огороде огурцы и помидоры. На стене географическая карта.

Слайд 25

Проспрягать: Я кормлю кроликов. Я работаю поваром. Я прыгаю с трамплина. Я собрал ведро рыжиков. Я рублю дрова острым топором. О б р а з е ц: Я работаю поваром. Мы работаем поварами. Ты работаешь поваром. Вы работаете поварами. Он ( она ) работает поваром. Они работают поварами.

Слайд 26

Игра «Кто чем полезен?»

Слайд 27

Связная речь Послушай стихотворение, рассказ и запомни слова со [р]. Стихотворение выучи наизусть. Рассказ — перескажи. Составь рассказ по картинке.

Слайд 28

Чтение рассказов и ответы на вопросы

Слайд 29

Успехов!