Главные вкладки

    Комплексный подход к коррекционной работе с учащимися, страдающими дислексией
    учебно-методический материал по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

    В логопедической работе по устранению дислексии должен использоваться принцип поэтапного усложнения заданий. Этот принцип является чрезвычайно важным в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Вырабатываемые временные связи у них отличаются нестойкостью. Поэтому необходимо продолжительное время проводить большое количество упражнений, доводя навык до полной автоматизации.

    При устранении нарушений чтения следует учитывать и общие дидактические принципы (индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности и т.д.).

    Для устранения дислексии используются разнообразные виды упражнений.

    В логопедической работе по устранению дислексии должен использоваться принцип поэтапного усложнения заданий. Этот принцип является чрезвычайно важным в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Вырабатываемые временные связи у них отличаются нестойкостью. Поэтому необходимо продолжительное время проводить большое количество упражнений, доводя навык до полной автоматизации.

    При устранении нарушений чтения следует учитывать и общие дидактические принципы (индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности и т.д.).

    Для устранения дислексии используются разнообразные виды упражнений.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Комплексный подход к коррекционной работе с обучающимися, страдающими дислексией» Подготовила: Учитель – логопед Котова Алёна Викторовна

    Слайд 2

    Нарушение чтения (дислексия) Является особенно распространенным в коррекционной школе и оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие . При устранении дислексии необходимо учитывать, что она не является изолированным нарушением . Механизмы, вызывающие ее, обуславливают также нарушение как устной, т ак и письменной речи. Поэтому при ее устранении логопедическое воздействие должно охватывать весь комплекс речевых нарушений.

    Слайд 3

    В логопедической работе по устранению дислексии должен использоваться принцип поэтапного усложнения заданий . Этот принцип является чрезвычайно важным в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Вырабатываемые временные связи у них отличаются нестойкостью. Поэтому необходимо продолжительное время проводить большое количество упражнений, доводя навык до полной автоматизации. При устранении нарушений чтения следует учитывать и общие дидактические принципы (индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности и т.д.). Для устранения дислексии используются разнообразные виды упражнений.

    Слайд 4

    Упражнения на выработку речевого дыхания «Медвежата» Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить на выдохе протяжно, басом, четко произнося звук «м»: Мам, мёду б нам, Мам, молока бы нам. «В лифте» Мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и на оборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз. «Ручка в зубах» П роизнесите свое имя, зажав ручку зубами и губами.

    Слайд 5

    «Работа с таблицей» Н б с м н п х ч м к б п р в с Ш ж н б в д з т г п ц г х з н М н д г м л р в с ж з ш н к ц Д л р п в ф т б х з ш н г к п Т с ч п р л ш н ш к в б з н щ Обучающиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда.

    Слайд 6

    Упражнения, направленные на развитие четкости произношения при чтении Эта работа начинается с упражнений, развивающих речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляется проговариванием скороговорок, чистоговорок. Методика работы со скороговорками достаточно известна, от медленного проговаривания до максимально четкого, быстрого. Полезно начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Рекомендуется выделить цветным мелком буквы, обозначающие звуки, над которыми предстоит работа. На д вор т рава, на т раве д рова. Проговаривание скороговорки хором: Как на горке, на пригорке Стоят 33 Егорки (глубокий вдох). Раз Егорка, два Егорка (и т.д. до полного выдоха).

    Слайд 7

    Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами в отработку включаются сочетания гласных и согласных . Начинать надо с показа артикуляции основных гласных: а, о, ы, и. Сначала обучающиеся хором тренируются в произношении этих гласных по порядку, затем даются сочетания: а – у, о – а, ы – и, и – о и т.д. Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата. После отработки произношения гласных включают сочетания с согласными, например: да, до, ду , ды , ди , ла, ло , лу , лы , ли и т.д. Далее обучающиеся тренируются на чтении различного рода сочетаний гласных, например: аоуыэ , уоиэы ; согласных: с – з – ж, ц – ч – ш; слогов: ку, за, ши, ста, три, бра, дро , тру и т.д. Следующий этап работы – чтение блоков. Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно был соблюден основной принцип обучения от простого к сложному . Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания. Запись блоков происходит непосредственно во время урока с требованием к обучающимся читать их про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.

    Слайд 8

    Первая группа блоков: б а бы бэ – э – э во! вы га да до ды же к а ку ли ля лю ми му – у – у мы мэ – э – э но а й – ай ей – ей ек – ек ой – ой! во – во! га – га – га! д а – да – да! э й – эй! ба – ба дя – дя па – па ма – ма Вторая группа блоков: Ага бай сам аут баз бык выя дар дом ему бош кар ива лом сон ш ар б эр у же з им мыс п ол вон зал лот шаг л ю люк лук лос лис мыс рис б э бэр бор бур бук бим бус у ж муж луж лыж пыж паж маж

    Слайд 9

    Третья группа блоков: Бокс борт борщ верх волк толк полк зонт зонд корт лифт лярд морж торт фонд форт прот цинк шарф шест шелк Четвертая группа блоков: Вверх взмах взнос взмыл вклад смысл спорт столб страж треск гвалт тракт Днепр Днестр дрозд Значение слов, недоступных пониманию, учитель объясняет сам в ходе чтения. Значение отдельных слов предлагается обучающимся отыскать в словаре. Эти задания дают толчок к самостоятельной работе со словарем. Впоследствии при чтении дети распределяют незнакомые слова между собой для их объяснения. Это оживляет работу на уроках, повышает интерес к чтению, ведет к пополнению активного словаря.

    Слайд 10

    Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям С этой целью даются для чтения на определенное время слова и словосочетания. Воспитывается внимание к окончанию слова ( вода – водный, мороз – морозный ); к корню слова ( булка – белка, пилка – палка ). Для упражнений используются разные части речи. Довольно часто в занятии включаем такой вид работы, как чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением. Этих слов. «Сложи слова» Слова пишутся на двух карточках. Нужно сложить карточки так, чтобы получилось слово ( бе – реза, ли – са , моло – ко, пе – тух ). «Зеркало» Буквы – модницы смотрят в зеркало. Зеркальное изображение буквы обведите кружочком, а правильно написанные буквы обведите красным карандашом.

    Слайд 11

    «Словесные горки» Предлагается прочитать слова, записанные одно под другим в виде горки (каждое слово длиннее предыдущего на одну букву ). КО КОТ КРОТ БУЛКА СОРОКА СНЕГИРЬ СОСЕДНИЙ СОСЕДСКИЙ СКВОРЕЧНИК ДИАПОЗИТИВЫ

    Слайд 12

    Упражнения на развитие оперативной памяти Работа над развитием оперативной памяти ведется с помощью зрительных диктантов . (И.Т.Федоренко). В каждом из 18 предложенных наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова (8 букв), то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно: по 1 – 2 буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Работа над набором ведется в разных вариантах: чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного. Затем записывается предложение на доске мокрой тряпкой. Это организует ребят на чтение в быстром темпе и точное запоминание.

    Слайд 13

    Упражнения на развитие внимания «Ориентировка на бумаге» В 16 квадратах 12 букв. Посмотрите на них 1 минуту и прикройте. Запишите на отдельном листе бумаги расположение букв в клетках. Если вы безошибочно разместили в клетках 7 букв, можете считать, что у вас хорошая зрительная память. «Смотри на точку в книге. Что ты видишь?» Упражнение расширяет поле видения. «Упражнения с таблицей Шульте ». Таблица Шульте – это квадрат 5Х5, в котором разбросаны числа от 1 до 25. Ребенок должен как можно быстрее найти все числа, по порядку называя вслух и показывая карандашом. Глаза должны смотреть только сверху вниз. Таким образом вырабатывается специальное движение глаз, необходимое для чтения. 24 1 5 4 19 23 12 20 18 8 17 9 3 14 11 13 15 21 6 22 2 25 7 16 10

    Слайд 14

    Упражнения, развивающие скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст Слабо читающему ученику больше помогает такой вид работы, как «чтение за диктором». Диктором может быть и учитель, и хорошо читающий ученик, можно использовать и грамзапись произведения. Большую пользу приносит жужжащее чтение по методике В.Н.Зайцева . Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто – то быстрее, а кто – то медленнее. Здесь уже на равных работают все обучающиеся: как быстро читающий, так и читающие медленно. Любимый вид работы обучающихся – чтение по ролям с инсценировкой . К такому чтению ученики готовятся заранее. Они сами изготавливают простые, оригинальные костюмы для инсценировки. Преимуществом при распределении ролей для чтения пользуются те, кто готовил костюмы для какой – либо роли. А если несколько учеников готовят один и тот же костюм, то наряду с ролевым чтением проводим синхронное чтение «буксиром» (если один ученик читает хорошо, а другой чуть позже, второй слышит «образец» чтения и старается успевать за хорошо читающим).

    Слайд 15

    Наш опыт показывает, что комплексный подход в работе с дислексиками обеспечивает положительные результаты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов коррекционной работы с учащимися»

    Выступление на  МО «Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приёмов и методов коррекционной работы с учащимися»...

    Основные подходы в коррекционной работе по преодолению дизорфографии

    Основные подходы в коррекционной работе по преодолению дизорфографии...

    «Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

    «Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

    Творческий подход учителя к выбору средств, форм, приемов и методов коррекционной работы с учащимися

    Авторитет учителя определяется его отношением к преподаваемой нау­ке, увлеченностью, которая передается ученикам, слу­жит важным стимулом возникновения у них познава­тельного интереса. Увлеченность, е...

    Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе логопеда посредством игровых технологий.

    Основные идеи системно-деятельностного подхода и роль игровых технологий в развитии и воспитании детей с речевыми нарушениями...

    Таблицы слогов и слов для развития техники чтения у учащихся, страдающих дислексией.

    Проблема нарушения чтения встречается достаточно часто.Почти в каждом классе Вы увидите такого ребенка, а то и двух.Учителя возмущаются: "Дети ничего дома не делают. Если в классе времени на чтен...

    Использование инновационных подходов в коррекционной работе с обучающимися с общим недоразвитием речи

    Осложненные речевые нарушения у детей требуют комплексного подхода, где логопед будет грамотно сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы.Составляющие комплексного подхода в коррекц...