Комплексный подход к оценке результатов образования учащихся в рамках внедрения ФГОС НОО.
опыты и эксперименты

Екатерина Яковлевна Пантелеева

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение  особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.

Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции: 1) поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; 2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.

 Имея в своих инструментариях педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка. Педагог имеет возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником в результате обучения,  чего  невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся. 

Наряду с мониторингом предметных результатов отслеживала сформированность УУД и личностных результатов учащихся при    помощи специальных методик. Приведённые результаты  в таблицах и графиках показывают динамику  роста предметных результатов, роста УУД и личностных результатов.

Во время обмена опытом были предложены коллегам различные виды диагностики предметных и метапредметных результатов  учащихся.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Комплексный    подход   к  оценке  результатов  образования учащихся

в рамках внедрения ФГОС  НОО.

Предметная

педагогическая

диагностика

  Метапредметные

 результаты

Личностные результаты

входная

текущая

итоговая

Коммуникативные

 УУД

Регулятивные

 УУД

Познавательные

 УУД

Достижение воспитательных результатов

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение  особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения педагогических задач.

Педагогическая диагностика в профессиональной работе педагога выполняет две главные функции: 1) поставляет достоверную информацию учителю для принятия обоснованных педагогических решений и воздействий на объект; 2) выполняет роль канала обратной связи для получения сообщения о результатах этих воздействий, а в случае необходимости — подсказывает пути их коррекции.

                                                     Виды диагностики

виды

задачи

Предварительная (вводная)

выявление исходного уровня, состояния детей для составления программы развития детей, плана работы.

промежуточная

оценка эффективности педагогических воздействий, своевременная коррекция программ развития, составление дальнейшего плана работы.

итоговая

выявление достигнутого уровня развития способностей, экстренная необходимая коррекция для детей выпускных групп, комплексная оценка педагогической деятельности.

Педагогическая диагностика существенно отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий, выясняющих лишь полноту и прочность полученных знаний и умений учащихся, т.е. их предметную подготовку. Но без этого нам не обойтись.

Поэтому на МО учителей нач. кл. был разработан более подробный анализ контрольных работ по математике и рус.языку.

Анализ контрольной работы по русскому языку

Дата написания -16 апреля2017г.

Класс:  4 «а».

Учитель: Пантелеева Е.Я..

Тема : Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

Число учащихся в классе :  30уч..

Писали работу:28 уч.

Отметка

Кол-во уч-ся

Уровень

«5»

7уч.

Высокий

«4»

9уч.

Выше среднего

«3»

10уч.

Средний

«2»

2уч.

Низкий

Успеваемость

93%

Качество

60%

Средний балл

3,8

Орфограммы

Количество                  

Орфография

Пропуск, замена букв, искажение слов

9

Большая буква в начале предложения

Большая буква в именах собственных

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

1

Проверяемые безударные гласные в корне слова

14

Звонкие и глухие согласные в корне слова

4

Непроизносимые согласные в корне слова

4

Гласные после шипящих

Буквы Ь и ъ разделительные знаки

Буква ь, обозначающая мягкость согласного

Двойные согласные

Перенос слов

3

Правописание  приставок

3

Буква ь после шипящих на конце существительных

2

Буква ь после шипящих у глаголов 2-го лица ед.ч.

4

Безударные падежные окончания имен существительных

1

Безударные падежные  окончания  имен прилагательных

1

Безударные гласные в  окончании  глаголов

6

Частица не с глаголами

Орфограмма- пробел (раздельное написание предлога)

1

Буквосочетания чк, чн, чт, щн

1

Правописание безударной гласной в приставке

3

Синтаксис

1

Знаки препинания в простом предложении с однородными членами

2

Знаки препинания в сложном предложении

3

Знаки препинания в предложении с обращением

4

Знаки препинания в конце предложения

Грамматические задания:

1

Выполнили все задания без ошибок

2

Синтаксический разбор предложения ( по членам с определением частей речи)

6

А) Выполнили задание без ошибок

Б) Допустили ошибки на:

- определение членов предложения

4

-определение частей речи

- характеристику предложения

3

Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова)

А) Выполнили задание без ошибок

Б) Допустили ошибки на:

-определение количества звуков и букв

-характеристику звуков

4

Морфологический разбор слова (разбор слов как часть речи)

А) Выполнили задание без ошибок

Б) Допустили ошибки на:

-определение постоянных и непостоянных признаков частей речи:

А) у имени существительного  (падеж/ склонение)

5/3

Б) у имени прилагательного(падеж/ род)

4/3

В) у глагола (время, лицо, спряжение)

3/6/7

5

Морфемный разбор слова (разбор по составу)

А) Выполнили задание без ошибок

Б) Допустили ошибки на:

- выделение окончания в слове

- выделение корня в слове

- выделение приставки и суффикса в слове

6

Лексика

А) Выполнили задание без ошибок

Б) Допустили ошибки на:

- подбор синонимов, антонимов, омонимов

- определение лексического значения слова

- объяснить значение фразеологизмов

- нахождение словосочетаний в предложении

Грамматическое задание

Отметка

Кол-во уч-ся

Уровень

«5»

6уч.

Высокий

«4»

13уч.

Выше среднего

«3»

3уч.

Средний

«2»

6уч.

Низкий

Успеваемость

82%

Качество

68%

Средний балл

3,7

Помимо этого я делаю более полную диагностику.           

Такой анализ помогает увидеть пробелы каждого ученика.

                                                      Итоговый контрольный диктант за 1 четверть ( 3 класс)

ФИ ученика

Характеристика звуков русского языка

Умение видеть в слове «опасные» места

Характеристика звуков русского языка

Нахождение главных и второстепенных членов предложения

Характеристика предложения

Умение различать родственные слова

Умение ориентироваться в тексте

Оценка

1

+

5/4

2

+

5/4

3

+

+

+

2/3

4

5/5

5

+

+

+

4/3

6

+

+

4/4

7

+

+

+

+

2/3

8

+

+

4/4

9

+

+

4/4

10

4/5

После этого составляю план педагогического воздействия.

                                      План педагогического воздействия

ФИ учащегося

Правило, на которое допущены ошибки

Примерные задания

1

1)правописание безударной гласной в корне слова,

2)безударные гласные в окончании глагола,

3) определение спряжения глаголов

Сейчас для 1 класса составляю такую таблицу.

Мониторинг предметных умений

№ п\п

ФИО ученика

Формируемые навыки и умения

Навыки чтения

Навыки письма

Математические навыки

Техника

чтения

Понимание

прочитанного

Чтение слогов

Чтение слов

Ударение

Чтение предложений

Безошибочность чтения

Выразительность чтения

Ответы на вопросы по тексту  - с помощью учителя

Ответы на вопросы по тексту - без помощи учителя

Чтение наизусть

Составление текстов (3-5 предложений)

Письмо письменными буквами

Списывание с печатного  текста

Запись под диктовку букв, слогов, слов

Каллиграфические навыки

Оформление предложений

Звуко-буквенный анализ

Сравнения предметов, групп предметов, сравнение чисел

Пространственные и временные отношения

Умение различать геометрические фигуры

Счет предметов в произвольном и определенном порядке

Состав чисел от 2 до 10

Состав чисел от 11 до 20

Сложение и вычитание в пределах 20

Решение задач

1

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

               Педагогическая диагностика, которую учитель обязан проводить трижды в течение каждого года обучения: в начале учебного года, по результатам I полугодия и в конце года — проверяет также умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Особое значение педагогической диагностики в повышении качества начального образования заключается в том, что ее результаты позволяют учителю: – выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки; – выявить способы работы, которыми овладели ученики; – пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся.

     Имея в своих инструментариях педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка. Педагог имеет возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником в результате обучения,  чего  невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся. 

   Само же выполнение заданий педагогической диагностики требует от учащихся понимания смысла нестандартного задания, самостоятельного нахождения нового способа действия, умения самостоятельно отобрать необходимые способы действия, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Задания диагностики зачастую ставят ученика в условия  переноса своих  знаний в новую, необычную ситуацию, в которой нужно не просто применить правило, а сначала  провести исследовательскую работу с учебным материалом. К такой работе школьник должен быть готов.

     Анализ проверочной  работы по математике  3 «а» класс (3 четверть)-плановая     Дата: 21 марта                       Учитель: Пантелеева Е.Я.

Разделы

Числа и величины

Арифметические действия

Решение задач

Геометрические фигуры

Геометрические величины

Работа с данными

Итого баллов

Уровень

успешности

№ заданий

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9*

№ 10

№ 11

№ 12

№ 13

№ 14 *

Базовый

Повышенный

Максимальный балл

1 б

1 б

3 б

4 б

1 б

 4 б

1 б

2 б

1 б

1 б

1 б

2 б

2 б

4 б

23

5 б

Ф.И.

1

1

1

3

4

1

4

1

2

1

1

1

2

2

4

23

5

высокий

2

0,7

1

1

3

1

3

1

2

1

1

1

1

2

3

17,7

4

выше сред.

3

1

1

0

0

1

3

0

0

0

0

0

1

1

0

8

0

низкий

4

0,3

1

3

0

1

4

1

0

1

0

1

2

0

2

14,3.

3

средний

Текущий контроль по математике в 4 «а» классе МБОУ ОСОШ №2

за 1 полугодие 2014-2015 уч.года

Фамилия, имя учащегося

Входной контроль 17.09

Тест

О3.

10

К.Р.2

07.10

Адм.к.р

24.10

К.р.

24

11

П.р.

О3.

12

К.р.

24.12

Итоговый контроль

Адм.к.р.

17.12

1

4

4

5

5

5

Н

5

4

2

2

3

2

2

3

3

2

3

3

4

5

5

5

4

5

5

4

4

3

4

3

3

3

4

4

4

5

2

3

2

2

2

Н

3

2

6

4

4

3

3

4

4

4

3

Успеваемость , %

89%

93%

82%

84%

93%

100%

87%

86%

Качество, %

52%

73%

59%

57%

54%

72%

55%

54%

Ср. балл

3,5

3,8

3,5

3,6

3,7

3,8

3,6

3,5

                         

  Много внимания уделяла работе с текстом. Надо сказать, что ребята с удовольствием такую работу выполняли. Один раз в четверть обязательно проводила мониторинги по проверке умения работать с текстом.

               Анализ проверочной работы по рассказу М.Пришвина «Выскочка» (13 февраля)

Ф, И. учащегося

Умение последовательно излагать  информацию

Умение воспроизводить необходимую информацию из текста

Умение анализировать поступки героев

Умение определять тему произведения

Умение определять главную мысль произведения

Умение строить собственные суждения

Отметка

1

5

2

+

+

+

3

3

5

4

+

+

4

5

+

+

+

+

+

+

2

6

+

+

+

3

7

+

+

+

+

+

2

8

н

9

Н

10

+

+

+

3

11

+

4

12

+

4

  На  графике видна положительная динамика.

             

   

      Систематически вела мониторинг  техники чтения. Мною проводилась следующая работа. При проверке техники чтения заполнялась подробная таблица в каждой четверти. Затем выводилась сводная таблица и строился график, где был виден реальный результат.

                                                             

                                     Анализ техники чтения в 3 «а» классе за 2 четверть

Кол-во слов

Темп чтения

Способ чтения

Правильность чтения

Ниже нормы

В норме

Выше нормы

слоговое

Слогами и словами

Целыми словами

Без ошибок

Пропуск, замена, искажение букв, слогов, слов

№ п/п

Ф.И. уч-ся

1

109сл

+

+

2

108сл

+

+

3

44сл

+

+

+

4

115сл

+

+

5

36сл

+

+

+

6

        9        1сл

+

+

Сводный лист данных по технике чтения учащихся 3 «а» класса

в 2017- 2018учебном году

Норма для  3 класса 70-80 слов в мин.

ФИО учащегося

1 четверть

2 четверть

3 четверть

год

Отметка о выполнении нормы(+/-)

1

105сл

109сл

121сл

121сл

+

2

103сл

108сл

120сл

135сл

+

3

41сл

44сл

48сл

56сл

-

4

113сл

115сл

121сл

132сл

+

5

36сл

36сл

35сл

38сл

-

6

89сл

91сл

96сл

101сл

+

7

-

51сл

54сл

56сл

-

8

68сл

67сл

69сл

70сл

+

9

73сл

78сл

84сл

95сл

+

10

67сл

71сл

78сл

90сл

+

11

60сл

64сл

73сл

84сл

+

12

73сл

76сл

76сл

83сл

+

13

98сл

110сл

113сл

120сл

+

Всего учащихся (кол-во)

27

28

28

28

Выше нормы, %

79%

82%

79%

82%

82%

Ниже нормы, %

21%

18%.

18%

18%

18%

Качество, %

79%

69%

71%

71%

82%

                     

                       

                 Наряду с мониторингом предметных результатов отслеживала сформированность УУД и личностных результатов учащихся при    помощи специальных методик. Приведённые результаты  в таблице и графике показывают динамику  роста УУД и личностных результатов.

класс

                        Универсальные учебные действия

Личностные результаты

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные    

уровни

В

В/С

С

Н

В

В/С

С

Н

В

В/С

С

Н

В

В/С

С

Н

1класс

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2класс

12%

52%

22%

14%

15%

48%

19%

18%

14%

20%

46%

20%

13%

40%

34%

13%

3класс

16%

54%

19%

11%

18%

48%

20%

14%

20%

30%

26%

16%

13%

43%

34%

10%

4класс

20%

50%

19%

11%

21%

50%

18%

11%

21%

30%

35%

14%

16%

40%

34%

10%

         

  По графику можно увидеть изменения, которые произошли на конец 4 класса.

         Личностные результаты.

                                     

                               

                                        Познавательные УУД.

                             

               Одной их форм мониторинга сформированности УУД у младших школьников является комплексная проверочная работа. Ее цель: оценка достижения планируемых результатов по двум междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий», т. е. оценка способности выпускников начальной школы работать с информацией, представленной в различном виде (в виде литературных и научно_познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.
Комплексная работа будет оценивать сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.

                                                   Анализ комплексной работы во 2 «а» классе

                                        Онохойской средней общеобразовательной школы №2

 Фамилия ученика                                    

Скорость чтения

Умение распознавать абзацы в  тексте

Умение найти ключ. слово  из  аабзаца

Умение  заполнять таблицу, используя  информацию  из текста

Применение матем.способа при решении  бытовых. задач

Умеиие найти необходим. ииформацию

Умение без ошибок списывать текст

Первичное умение  определять части речи

Знание характеристики признаков  представит.  различных  животных

Умение определять буквы , обозначающие. безударные  гласные

Умение определять кол-во  зв. и  букв

Умение составлять  вопрос  задачи  Сформирован. вычислит.  навыков

Умение строить  высказывание на  заданную тему

Сформиров.  технич.  навыков  письма

Умение строить  самостоятельное.  высказывание

Умение  объяснять  значение  слова

Количество  баллов

Уровень  подготовки  учащихся

4

1

2

3/3/3/

3

1

2

1

1

1

1

4

2

2

-

2/1

37 б

базовый и более высокий

4

1

2

2/2/2/

1

1

2

1

1

1

1

4

2

2

1/1/2

1/2

36 б

базовый и более высокий

1

1

2

2/3/3/

0

0

1

1

1

0

1

1

0

0

0

3/0

21 б

базовый

4

1

2

2/3/3/

2

0

2

1

1

1

1

3

1

2

2/1/2

2/2

38б

базовый и более высокий

1

1

2

1/2/3

1

1

1

0,9

1

-

1

1

 -

-

-

-

16,9 б

базовый

   

        Проводимая психолого-педагогическую диагностику на основе наблюдения, анкетирования и тестирования показала положительную динамику.

    Результаты диагностики привожу в таблице.

         

Уровни школьной мотивации

Учебный год

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

1

Высокая школьная  мотивация

7

24

9

31%

12

40%

14

48

2

Средняя  школьная мотивация

10

33

10

33

12

40%

13

42,1%

3

Положительное отношение к школе

6

21,5

5

18

3

12%

1

3,3%

4

Низкая школьная мотивация

6

21,5

5

18

2

8%

2

6,6%

 Отсюда следует, что количество учащихся с высокой школьной мотивацией увеличилось на 50 % (с 7 до 14 учащихся), снизилось количество учащихся с низкой школьной мотивацией на13,2% (с 6 до 2 учащихся). Данная динамика положительного роста способствовала  повышению результативности обучения .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в рамках внедрения ФГОС

Проблема обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, причины, которой объясняются низким уровнем школьной зрелости, недостаточной п...

Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста (в рамках внедрения ФГОС).

Пезентация. Портфолио ученика начальной школы как метод оценивания личностного роста ( в рамках внедрения ФГОС)...

Конспект и презентация к уроку математики в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Площадь прямоугольника" с применением ИКТ в рамках внедрения ФГОС НОО

Данный урок был разработан на конкурс уроков с применением ИКТсреди учителей школ Нефтеюганского района "Переходим на ФГОС: достижение образовательных результатов на личностном, метапредметном и предм...

Модель организации внеурочной деятельности учащихся в рамках внедрения ФГОС

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности...

Планируемые предметные результаты начального общего образования по предметам в рамках внедрения ФГОС второго поколения»

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки, исп...

Здоровьесберегающие технологии в рамках внедрения ФГОС

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, выбора образовательных технологий...

Лубневская И. Л. г. Воронеж МБОУ "Лицей №1". ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ, ИХ УЧАСТИЯ В ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСНОО

Я всегда помню о том, что невозможность достижения эффективности и результативности исследовательской деятельности посеет фрустрацию ребенка. Поэтому, выбирая темы, мы опираемся только на потребности ...