Конспект логопедического занятия на тему "Непроизносимые согласные в корне слова"
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Павлова Наталья Геннадьевна

Коспект логопедического занятия предназначен для обучающихся 3-4 кл. со смешанной дисграфией, дизорфографией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Учитель-логопед ЦППМСП Московского района Павлова Н.Г.

Программа «Коррекция и профилактика дизорфографии у обучающихся четвертых классов».

Группа №8  4 класс ГБОУ СОШ №537

Занятие __________________

Развитие навыков словообразования и словоизменения. Непроизносимые согласные в корне слова.

Цель: развитие навыков словообразования и словоизменения, отработка навыков подбора проверочных слов для слов с непроизносимой согласной в корне слова.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-актуализировать знания по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»;

-развивать навыки словообразования, тренировать в подборе однокоренных слов;

-развивать навыки словоизменения;

-развивать навыки звукобуквенного анализа.

Коррекционно-развивающие:

-развивать слуховое и зрительное внимание;

-активизировать и обогащать словарный запас;

-развивать орфографическую зоркость.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать самостоятельность;

-воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

-воспитывать умения взаимодействовать друг с другом и учителем на занятии.


Оборудование: Карточки с игрой «Художник-грамотей», фломастеры карточки с заданиями, презентация к занятию.


Ход занятия:


1. Организационный момент.  5 мин.

-Сегодня мы отправимся в необычную страну.  Для того, чтобы узнать, как она называется,  

послушайте стихотворение.

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно нам…

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

-Догадались, как называется эта страна? Правильно: «Страна непроизносимых согласных»

2.Основная часть. 35 мин.

  1. Постановка темы занятия, актуализации ранее полученных знаний.

-Ребята, назовите тему нашего занятия («Непроизносимые согласные в корне слова»)   -Чему мы должны научиться?

- Да. Мы должны научиться находить и проверять слова с непроизносимыми согласными. Запишите число и тему нашего занятия.

-Ребята, посмотрите, ворота в эту волшебную страну необычной формы (в виде дуги).

-Кто догадался, на что похожа эта дуга?

- Конечно, на корень.  Понятия «корень слова», однокоренные слова» нам будут сегодня очень помогать в «Стране непроизносимых согласных». (Вспоминаем все, что знаем об этих понятиях).

Охраняют ворота два стражника.

-Прочитайте, как зовут первого стражника? Произнесите его имя (Честный).
Какая буква потерялась при произнесении его имени? (Потерялась буква «Т»).
-Прочитайте как зовут второго стражника. Произнесите его имя (Доблестный).

-Объясните значение слова доблестный? Подберите словосочетания. Запишем на доске.

Какая буква потерялась при произнесении его имени? (Тоже пропала буква «Т»).

Какую общую орфограмму имеют эти имена?

- Непроизносимые согласные в корне слова.

-Стражники этой страны не знают, как писать свои имена. Они забыли правило. Помогите им. Продолжите: «Непроизносимые согласные в корне надо проверять. Для проверки необходимо подобрать ….»

Правильно, молодцы. Раз вы знаете правило, значит сможете помочь стражникам выполнить задание.

- Посмотрите, слова какой части речи записаны на доске?

-Правильно. Это имена прилагательные. (дается определение имени прилагательного)

-Молодцы. А теперь нужно «спасти» эти слова : превратить имена прилагательные в имена существительные (подобрать однокоренные, проверочные слова, вставляя пропущенные буквы). Выделите корень каждого слова.

Извес..ный-

прелес..ный

грус…ный

 крепос…ной

завис…ливый,

гиган…ский

ужас…ный

- Давайте проверим и объясним написание каждого слова. Во всех ли словах нужно вставить согласную? Почему

- Сколько звуков и букв в словах первого столбика? Чего больше: букв или звуков? Почему? Потому, что есть непроизносимая согласная в слове.
-Правильно, молодцы! Стражники пропустили вас!

2)Игра «Художник- грамотей»

-Жители этой страны очень любят рисовать. А вы?

-Хорошо. Тогда, давайте поиграем в интересную игру, которую вам подготовили жители этой страны. Игра называется «Художник-грамотей». Мы будем рисовать, но делать это необычным способом, по точкам. Помогут нам слова с непроизносимыми согласными.   Тот, кто все правильно выполнит,  узнает, какой предмет спрятали жители волшебной страны и какое слово загадали.

C:\Users\Анастасия\Desktop\x_71c0f520.jpg

C:\Users\Анастасия\Desktop\x_6fd59678.jpg

-Молодцы, вы справились с этим сложным заданием! У всех получился светофор.

  1.  Зрительная гимнастика

Руки за спинку, глаза не глядят
Руки за спинку, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим — на парту глядим.
(Вниз.)
И снова наверх – где там муха летит?
(Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.

 4) Самостоятельное применение знаний.

Прочитайте текст. Замените выделенные слова словами из справки.

(предварительно изменив форму слова на нужную). Найдите орфограмму, подберите проверочные слова. Объясните, что нужно сделать, чтобы верно изменить форму слова.

В октябре стояла хорошая погода. Дождливых дней почти не было.  Весело светило солнце. Казалось, деревья собрались на веселое торжество и надели свои лучшие наряды. 

Слова для справки.:Ненас(?)ный, прекрас(?)ный, праз(?)ник, радос(?)но.

        

         Проверяем. Как называются такие слова: прекрасная – хорошая, торжество праздник, весело -радостно?

-Правильно, синонимы (дети вспоминают определение понятия «синонимы»)

3. Подведение итогов занятия. Рефлексия. 5 мин.

-Что нового вы узнали? Чему научились? Что было сложно?

Конспект логопедического занятия

Учитель-логопед ЦППМСП Московского района Павлова Н.Г.

Программа «Коррекция смешанной дисграфии речи у обучающихся вторых классов»

Группа №4  2 класс ГБОУ СОШ №537

Занятие __________________

Логопедическая тема: Развитие навыков слогового анализа и синтеза слов

Грамматическая тема: Слоги.

Лексическая тема: Знакомство с родной природой на материале сказки Виталия

 Бианки «Кто чем поёт?»

Цель: Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов на уровне слова, предложения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Актуализировать знания детей о слове, слоге;

- Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов на уровне слова, предложения.

Коррекционно-развивающие:

-актуализировать и обогащать активный словарь по теме «Родная природа».

 -развивать фонематическое восприятие.

 -развивать слухоречевое внимание и память.

 -развивать зрительное внимание и память.

Коррекционно-воспитательные: 

-воспитывать навык самоконтроля;

-воспитывать интерес и уважительное отношение к родной природе.

-воспитывать интерес к произведениям В. Бианки

 Ход урока.

  1. Организационный момент.  5 мин.

-Разрешаю сесть тому, кто проговорит свою фамилию по слогам. И назовет количество слогов в этом слове.

  1. Основная часть. 35 мин.

1.Постановка темы занятия. Актуализация знаний на тему «Слог».

- А сейчас мы отправляемся с вами в путешествие. Вы готовы? Проверим.

-Приготовьте ручки и внимательно слушайте вопросы. Я буду кидать каждому из вас колючий мяч (су-джок) и задавать вопрос. А вы должны покатать мячик между ладонями и быстро отвечать.

- Что такое слог?

- Какой звук образует слог?

- Как определить количество слогов в слове?

 -Сколько гласных может быть в слоге?

-Слог может состоять из одной буквы?( какой)  А из четырех букв?(каких)

 -Может ли один согласный образовывать слог? А один гласный?

- Как называются слова которые состоят из одного слога?

2.Знакомство с первым героем рассказа В. Бианки.. Развитие слогового анализа и синтеза, фонематического анализа и синтеза. (Составление слов из слогов, составление предложение из слов).

-Молодцы, я вижу: вы действительно готовы. Итак, мы отправляемся. Помогать нам будут слоги. Будьте очень внимательны.

Звучит пение птиц .

-Чьи это голоса? Правильно птичьи. Где можно услышать пение птиц?

Правильно, в лесу, в парках. Мы отправляемся с вами в лес. Скажите, какие еще голоса, звуки можно услышать в лесу?  Ответы детей.

А оказывается, в лесу можно услышать голоса не только птиц. Но нужно быть очень внимательным и наблюдательным, чтобы услышать все звуки.

Мы сейчас попробуем это сделать, а помогут вам наши друзья слоги и Виталий Бианки .

-В. Бианки - автор многих сказок и рассказов о родной природе. Сегодня мы познакомимся со сказкой  «Кто чем поёт?». 1слайд

«Слышишь, какая музыка гремит в лесу? Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.», говорит писатель. 2 слайд

Узнать имя первого героя «певца»  вы сможете на 1 полянке. Слайд 3  От сильного ветра  слова разлетелись, их части - слоги спрятались в ямки.  Помогите словам. Соберите слоги, так чтобы можно было прочитать слова.

ГУШ   ЛЯ  КИ

ЗЕ  РО  О

ТО  БО  ЛО

 Правильно, первые лесные «певцы» это лягушки.

Составим предложение, используя  эти  три слова.

Лягушки живут на  озерах и   болотах.

Запишите и разделите на слоги  все существительные .

3. Знакомство со вторым героем рассказа. Развитие слогового анализа и  синтеза, развитие зрительного внимания.

-А вот и второй  герой  услышал он хор лягушек и подумал: «Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую».

-Кто же это?  Мы знаем, что в его имени 2 слога .   Найдите   нужное слово среди  перечисленных слов :  ворона,, аист, клёст, грач, синица, дрозд

-Для этого запишите все слова, разделите на  слоги. (слайд4)

-Правильно это  - аист. Но как же или чем он «поет»? Аист ведь не певчая птица

Предположения детей.

А В. Бианки так рассказывает об этом: ( слайд 5)

«Поднял аист длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую – то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только!»

Оказывается, музыку можно создавать не только голосом.

Для того чтобы познакомиться  со следующим «музыкантом», нужно соединить лучиками облака  так, чтобы получились слова, (то есть подобрать недостающий  для слова слог).  (слайд 6) Затем среди полученных слов найти имя «музыканта».

Дя                ща

Ли                ка 

     Гри                па 

 Ча                тел 

 Вет                бы 

Запишите полученные слова, разделяя на слоги.  Молодцы!

Но где же нужное слово?  

Правильно Дятел. Как вы догадались?  

Верно рассуждаете, все слова, кроме слова дятел, существительные неодушевлённые.

Как же он создает музыку? Узнаем у В. Бианки Слайд

«Хвостом он упёрся, назад откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку! Точь-в-точь барабанная дробь.»

И так дятел, барабанщик в лесном  оркестре. А кто же следующий.

Узнаем после физминутки.

4.Физминутка (гимнастика мозга)

Ходит цапля по болоту

А лисичка на охоту

Быстро пробежал зайчишка

Где-то зашуршала мышка

На суку сидит сова У-У-У-У-У

Упр.»Перекрёстные шаги»

Пальцы быстро передвигаются по волосистой части головы»массаж» головы

Растирание, массаж ушной раковины – в ушах слышится шуршание

Упражнение «Сова» - для мышц шеи

5. Знакомство со следующими героями. Дифференциация слов разной слоговой структуры. Слоговой анализ. Развитие слухового внимания.

А теперь посмотрите, кто это к вам ползёт?  Слайды 7,8,9

Да, это жучок, шмель, саранча.  Как же назвать их всех одним словом?

Правильно насекомые.   И они тоже создают замечательную музыку в лесу, хотя и необычную.

Задание: Посади насекомых на полянки с нужным количеством ромашек,  в зависимости от количества слогов в их названии:   Слайд 10

1                2                               3

Шмель             жучок                    саранча

Разделите слова на слоги, запишите, в 3 столбика.

 Ну а чтобы насекомым было не скучно, в каждую группу  добавьте им друзей и запишите  их в 3 столбика: комар, оса, кузнечик, клещ, бабочка, клоп, стрекоза.

Слушал следующий наш герой пение саранчи и решил: «Надо и мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки не годятся…»

Кто же это?

Посмотрите на картинки.    Найдите 1 –е слоги в каждом из слов-картинок ,составь из них слово: бегемот, каска . .  Слайд  11

Молодцы это бекас - небольшая птица с очень длинным, прямым и острым клювом.  Слайд  12

«Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает. И слышно с земли, будто в вышине барашек запел, заблеял.»

Чем же он поет ? Хвостом.

А теперь самостоятельно составьте ещё одно слово .  Я продиктую слова. Ваша задача выписывать указанный мной слог. Слоги соедините – у вас получится слово.

Муха(1),языки(2),избушка(3)

Молодцы! Получилось слово МУЗЫКА.

III.Итог урока  5 мин.

-О какой же музыке мы говорили сегодня?

-Какую музыку можно услышать лесу?

-Что необходимо, чтобы услышать лесную «музыку».

-А теперь давайте вспомним, как узнать, сколько слогов в слове.

-Что нужно сделать для того чтобы разделить слова на слоги?

-Из скольких звуков может состоять слог?

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

Учитель-логопед ЦППМСП Московского района Павлова Н.Г.

Программа «Коррекция и профилактика дизорфографии у обучающихся четвертых классов».

Группа №8  4 класс ГБОУ СОШ №537

Занятие __________________

Развитие навыков словообразования и словоизменения. Непроизносимые согласные в корне слова.

Цель: развитие навыков словообразования и словоизменения, отработка навыков подбора проверочных слов для слов с непроизносимой согласной в корне слова.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-актуализировать знания по теме «Непроизносимые согласные в корне слова»;

-развивать навыки словообразования, тренировать в подборе однокоренных слов;

-развивать навыки словоизменения;

-развивать навыки звукобуквенного анализа.

Коррекционно-развивающие:

-развивать слуховое и зрительное внимание;

-активизировать и обогащать словарный запас;

-развивать орфографическую зоркость.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать самостоятельность;

-воспитывать умение слушать и слышать друг друга;

-воспитывать умения взаимодействовать друг с другом и учителем на занятии.


Оборудование: Карточки с игрой «Художник-грамотей», фломастеры карточки с заданиями, презентация к занятию.


Ход занятия:


1. Организационный момент.  5 мин.

-Сегодня мы отправимся в необычную страну.  Для того, чтобы узнать, как она называется,  

послушайте стихотворение.

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать, неясно нам…

Чтобы знать, как писать,

Надо слово изменять.

И за звуком непонятным

Быстро гласную искать.

-Догадались, как называется эта страна? Правильно: «Страна непроизносимых согласных»

2.Основная часть. 35 мин.

  1. Постановка темы занятия, актуализации ранее полученных знаний.

-Ребята, назовите тему нашего занятия («Непроизносимые согласные в корне слова»)   -Чему мы должны научиться?

- Да. Мы должны научиться находить и проверять слова с непроизносимыми согласными. Запишите число и тему нашего занятия.

-Ребята, посмотрите, ворота в эту волшебную страну необычной формы (в виде дуги).

-Кто догадался, на что похожа эта дуга?

- Конечно, на корень.  Понятия «корень слова», однокоренные слова» нам будут сегодня очень помогать в «Стране непроизносимых согласных». (Вспоминаем все, что знаем об этих понятиях).

Охраняют ворота два стражника.

-Прочитайте, как зовут первого стражника? Произнесите его имя (Честный).
Какая буква потерялась при произнесении его имени? (Потерялась буква «Т»).
-Прочитайте как зовут второго стражника. Произнесите его имя (Доблестный).

-Объясните значение слова доблестный? Подберите словосочетания. Запишем на доске.

Какая буква потерялась при произнесении его имени? (Тоже пропала буква «Т»).

Какую общую орфограмму имеют эти имена?

- Непроизносимые согласные в корне слова.

-Стражники этой страны не знают, как писать свои имена. Они забыли правило. Помогите им. Продолжите: «Непроизносимые согласные в корне надо проверять. Для проверки необходимо подобрать ….»

Правильно, молодцы. Раз вы знаете правило, значит сможете помочь стражникам выполнить задание.

- Посмотрите, слова какой части речи записаны на доске?

-Правильно. Это имена прилагательные. (дается определение имени прилагательного)

-Молодцы. А теперь нужно «спасти» эти слова : превратить имена прилагательные в имена существительные (подобрать однокоренные, проверочные слова, вставляя пропущенные буквы). Выделите корень каждого слова.

Извес..ный-

прелес..ный

грус…ный

 крепос…ной

завис…ливый,

гиган…ский

ужас…ный

- Давайте проверим и объясним написание каждого слова. Во всех ли словах нужно вставить согласную? Почему

- Сколько звуков и букв в словах первого столбика? Чего больше: букв или звуков? Почему? Потому, что есть непроизносимая согласная в слове.
-Правильно, молодцы! Стражники пропустили вас!

2)Игра «Художник- грамотей»

-Жители этой страны очень любят рисовать. А вы?

-Хорошо. Тогда, давайте поиграем в интересную игру, которую вам подготовили жители этой страны. Игра называется «Художник-грамотей». Мы будем рисовать, но делать это необычным способом, по точкам. Помогут нам слова с непроизносимыми согласными.   Тот, кто все правильно выполнит,  узнает, какой предмет спрятали жители волшебной страны и какое слово загадали.

C:\Users\Анастасия\Desktop\x_71c0f520.jpg

C:\Users\Анастасия\Desktop\x_6fd59678.jpg

-Молодцы, вы справились с этим сложным заданием! У всех получился светофор.

  1.  Зрительная гимнастика

Руки за спинку, глаза не глядят
Руки за спинку, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим — на парту глядим.
(Вниз.)
И снова наверх – где там муха летит?
(Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.

 4) Самостоятельное применение знаний.

Прочитайте текст. Замените выделенные слова словами из справки.

(предварительно изменив форму слова на нужную). Найдите орфограмму, подберите проверочные слова. Объясните, что нужно сделать, чтобы верно изменить форму слова.

В октябре стояла хорошая погода. Дождливых дней почти не было.  Весело светило солнце. Казалось, деревья собрались на веселое торжество и надели свои лучшие наряды. 

Слова для справки.:Ненас(?)ный, прекрас(?)ный, праз(?)ник, радос(?)но.

        

         Проверяем. Как называются такие слова: прекрасная – хорошая, торжество праздник, весело -радостно?

-Правильно, синонимы (дети вспоминают определение понятия «синонимы»)

3. Подведение итогов занятия. Рефлексия. 5 мин.

-Что нового вы узнали? Чему научились? Что было сложно?

Конспект логопедического занятия

Учитель-логопед ЦППМСП Московского района Павлова Н.Г.

Программа «Коррекция смешанной дисграфии речи у обучающихся вторых классов»

Группа №4  2 класс ГБОУ СОШ №537

Занятие __________________

Логопедическая тема: Развитие навыков слогового анализа и синтеза слов

Грамматическая тема: Слоги.

Лексическая тема: Знакомство с родной природой на материале сказки Виталия

 Бианки «Кто чем поёт?»

Цель: Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов на уровне слова, предложения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-Актуализировать знания детей о слове, слоге;

- Совершенствовать навыки слогового анализа и синтеза слов на уровне слова, предложения.

Коррекционно-развивающие:

-актуализировать и обогащать активный словарь по теме «Родная природа».

 -развивать фонематическое восприятие.

 -развивать слухоречевое внимание и память.

 -развивать зрительное внимание и память.

Коррекционно-воспитательные: 

-воспитывать навык самоконтроля;

-воспитывать интерес и уважительное отношение к родной природе.

-воспитывать интерес к произведениям В. Бианки

 Ход урока.

  1. Организационный момент.  5 мин.

-Разрешаю сесть тому, кто проговорит свою фамилию по слогам. И назовет количество слогов в этом слове.

  1. Основная часть. 35 мин.

1.Постановка темы занятия. Актуализация знаний на тему «Слог».

- А сейчас мы отправляемся с вами в путешествие. Вы готовы? Проверим.

-Приготовьте ручки и внимательно слушайте вопросы. Я буду кидать каждому из вас колючий мяч (су-джок) и задавать вопрос. А вы должны покатать мячик между ладонями и быстро отвечать.

- Что такое слог?

- Какой звук образует слог?

- Как определить количество слогов в слове?

 -Сколько гласных может быть в слоге?

-Слог может состоять из одной буквы?( какой)  А из четырех букв?(каких)

 -Может ли один согласный образовывать слог? А один гласный?

- Как называются слова которые состоят из одного слога?

2.Знакомство с первым героем рассказа В. Бианки.. Развитие слогового анализа и синтеза, фонематического анализа и синтеза. (Составление слов из слогов, составление предложение из слов).

-Молодцы, я вижу: вы действительно готовы. Итак, мы отправляемся. Помогать нам будут слоги. Будьте очень внимательны.

Звучит пение птиц .

-Чьи это голоса? Правильно птичьи. Где можно услышать пение птиц?

Правильно, в лесу, в парках. Мы отправляемся с вами в лес. Скажите, какие еще голоса, звуки можно услышать в лесу?  Ответы детей.

А оказывается, в лесу можно услышать голоса не только птиц. Но нужно быть очень внимательным и наблюдательным, чтобы услышать все звуки.

Мы сейчас попробуем это сделать, а помогут вам наши друзья слоги и Виталий Бианки .

-В. Бианки - автор многих сказок и рассказов о родной природе. Сегодня мы познакомимся со сказкой  «Кто чем поёт?». 1слайд

«Слышишь, какая музыка гремит в лесу? Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.», говорит писатель. 2 слайд

Узнать имя первого героя «певца»  вы сможете на 1 полянке. Слайд 3  От сильного ветра  слова разлетелись, их части - слоги спрятались в ямки.  Помогите словам. Соберите слоги, так чтобы можно было прочитать слова.

ГУШ   ЛЯ  КИ

ЗЕ  РО  О

ТО  БО  ЛО

 Правильно, первые лесные «певцы» это лягушки.

Составим предложение, используя  эти  три слова.

Лягушки живут на  озерах и   болотах.

Запишите и разделите на слоги  все существительные .

3. Знакомство со вторым героем рассказа. Развитие слогового анализа и  синтеза, развитие зрительного внимания.

-А вот и второй  герой  услышал он хор лягушек и подумал: «Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую».

-Кто же это?  Мы знаем, что в его имени 2 слога .   Найдите   нужное слово среди  перечисленных слов :  ворона,, аист, клёст, грач, синица, дрозд

-Для этого запишите все слова, разделите на  слоги. (слайд4)

-Правильно это  - аист. Но как же или чем он «поет»? Аист ведь не певчая птица

Предположения детей.

А В. Бианки так рассказывает об этом: ( слайд 5)

«Поднял аист длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую – то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только!»

Оказывается, музыку можно создавать не только голосом.

Для того чтобы познакомиться  со следующим «музыкантом», нужно соединить лучиками облака  так, чтобы получились слова, (то есть подобрать недостающий  для слова слог).  (слайд 6) Затем среди полученных слов найти имя «музыканта».

Дя                ща

Ли                ка 

     Гри                па 

 Ча                тел 

 Вет                бы 

Запишите полученные слова, разделяя на слоги.  Молодцы!

Но где же нужное слово?  

Правильно Дятел. Как вы догадались?  

Верно рассуждаете, все слова, кроме слова дятел, существительные неодушевлённые.

Как же он создает музыку? Узнаем у В. Бианки Слайд

«Хвостом он упёрся, назад откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку! Точь-в-точь барабанная дробь.»

И так дятел, барабанщик в лесном  оркестре. А кто же следующий.

Узнаем после физминутки.

4.Физминутка (гимнастика мозга)

Ходит цапля по болоту

А лисичка на охоту

Быстро пробежал зайчишка

Где-то зашуршала мышка

На суку сидит сова У-У-У-У-У

Упр.»Перекрёстные шаги»

Пальцы быстро передвигаются по волосистой части головы»массаж» головы

Растирание, массаж ушной раковины – в ушах слышится шуршание

Упражнение «Сова» - для мышц шеи

5. Знакомство со следующими героями. Дифференциация слов разной слоговой структуры. Слоговой анализ. Развитие слухового внимания.

А теперь посмотрите, кто это к вам ползёт?  Слайды 7,8,9

Да, это жучок, шмель, саранча.  Как же назвать их всех одним словом?

Правильно насекомые.   И они тоже создают замечательную музыку в лесу, хотя и необычную.

Задание: Посади насекомых на полянки с нужным количеством ромашек,  в зависимости от количества слогов в их названии:   Слайд 10

1                2                               3

Шмель             жучок                    саранча

Разделите слова на слоги, запишите, в 3 столбика.

 Ну а чтобы насекомым было не скучно, в каждую группу  добавьте им друзей и запишите  их в 3 столбика: комар, оса, кузнечик, клещ, бабочка, клоп, стрекоза.

Слушал следующий наш герой пение саранчи и решил: «Надо и мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки не годятся…»

Кто же это?

Посмотрите на картинки.    Найдите 1 –е слоги в каждом из слов-картинок ,составь из них слово: бегемот, каска . .  Слайд  11

Молодцы это бекас - небольшая птица с очень длинным, прямым и острым клювом.  Слайд  12

«Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает. И слышно с земли, будто в вышине барашек запел, заблеял.»

Чем же он поет ? Хвостом.

А теперь самостоятельно составьте ещё одно слово .  Я продиктую слова. Ваша задача выписывать указанный мной слог. Слоги соедините – у вас получится слово.

Муха(1),языки(2),избушка(3)

Молодцы! Получилось слово МУЗЫКА.

III.Итог урока  5 мин.

-О какой же музыке мы говорили сегодня?

-Какую музыку можно услышать лесу?

-Что необходимо, чтобы услышать лесную «музыку».

-А теперь давайте вспомним, как узнать, сколько слогов в слове.

-Что нужно сделать для того чтобы разделить слова на слоги?

-Из скольких звуков может состоять слог?

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Чередование согласных в корне слова"

Данный урок сконструирован в технологии деятельностного метода....

Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова

Конспект урока русского языка Чередование согласных в корне слова...

Конспект урока на тему: "Непроизносимые согласные в корне слова"

Урок изучения новых знаний (технология деятельностного метода), самостоятельное формулирование выводов по теме «Непроизносимые согласные в корне», самостоятельное составление алгоритма действий по пра...

Конспект логопедического занятия " Дифференциация парных согласных Б-П."

Логопедическое занятие "Дифференциация парных согласных Б-П." одно из занятий по программе "Развитие устной и письменной речи." из раздела "Развитие фонематических дифференцировок на материале глухих ...

Конспект логопедического занятия «Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я»

Представленный материал может быть использован учителями-логопедами и учителями начальных классов для отработки темы: "Способы смягчения согласных звуков на письме"...