Индивидуальная программа сопровождения ребенка с речевыми нарушениями
методическая разработка по логопедии (3 класс)

Коробейникова  Татьяна Васильевна

ИОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iop.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план коррекционно логопедического сопровождения:          

  МБОУ Родниковская СОШ      

 Логопедическое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное СНР, диз\ком.

Направление

Задачи (в рамках обозначенных направлений)

Приемы

1. Развитие дыхания

1. Выработка и закрепление диафрагмального типа дыхания

Привлечение контроля (рука – под грудь), закрепление в динамических упражнениях

2. Выработка длительного плавного выдоха

Упр-я: «Упрямая свеча», мыльные пузыри, вертушки, «Буря в стакане», кораблики на воде, компьютерная программа «Игры для Тигры»

3. Выработка направленного выдоха

Упр-я: «Футболист», «Задуй свечу», «Послушный ветерок», сдувание ватки с кончика носа, «Фокусник» и др.

4. Развитие умения осуществлять речь на выдохе и распределять выдох в процессе речи

Изолированное длительное протягивание звуков («Звуковая дорожка»), «Звуковые цепочки» из гласных и согласных, наращивание фразы, наращивание предложения («Дом, который построил Джек», «Егорка»)

2. Развитие голоса

1. Развитие умения менять силу голоса

Стоя с опущенными руками, произносить гласные, при подъеме рук увеличивать силу голоса, при опускании – уменьшать; «Хлопай-топай» под звуки бубна хлопать или топать с разной силой произнося речевку.

2. Развитие умения менять высоту голоса

Упр-я: «Самолет идет на взлет», «Поезд», «Скажи и покажи», инсценировки сказок «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

3. Развитие умения повышать и понижать голос в речевом отрезке к концу фразы

Наращивание фразы, наращивание предложения («Дом, который построил Джек», «Егорка»), игра «Магнитофон»

3. Развитие артикуляционной моторики

1. Нормализовать выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (статические позы)

Статические и динамические артикуляционные упражнения для губ, языка, щек:

 «лопаточка», «часики», «качели», «иголочка», «чашечка», «улыбочка», «заборчик», «вкусное варенье», «хоботок», «лягушка», «слон», «лошадка», «футбол», «накажи непослушный язычок» и др.др.

2. Выработать артикуляционные схемы для подъема боковых краев языка

4. Коррекция звукопроизношения

Постановка звуков: С,сь,з,зь.ц.

 

5. Развитие фонематического  слуха, анализа и синтеза

1.Закрепить  знания    о   гласных   и   согласных   звуках, их   признаках.  

  1. Закрепить представления о твердости — мягкости, глухости  —  звонкости  согласных звуков.  
  2. Закрепить умение выделять звук из слова.
  3. Закрепить умение проводить полный фонематический анализ слов.
  4. Учить различать звуки на  слух.

Упражнять  детей   в  различении   гласных   и   согласных   звуков,   в   подборе   слов   на   заданные   гласные   и   согласные  звуки.

Упражнять в дифференциации   согласных   звуков   по   твердости   —   мягкости,   глухости   — звонкости.

 Упражнять в выделении звука из слова.

-  Определение наличия звука  в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове») — на материале изученных звуков.

 

6. Развитие словарного запаса  

1. Развивать умение подбирать антонимы, синонимы.

2.  Усвоение различных способов словообразования, словоизменения.

 - «Угадай где мы были»;  

- Игра «Четвертый лишний»; - Речевая игра «Съедобное и несъедобное»

- «покажи и назови» и тд.

7.  Развитие грамматического строя речи

 1.  Подбор однокоренных слов и образование существительных в родительном падеже множественного числа.

2. Выработка умений согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

3. Формировать умение употреблять предлоги.

- Игра «Подумай и назови»;  

 - Упражнение «Один – много»

Р\и  «доскажи словечко»; Игра «Хлопки»; «Путешествие»; «»Поймай слово» и тд.

-Образование     формы     множественного     числа     существительных;   в именительном и родительном падежах; - Образование   уменьшительно-ласкательной      формы     существительных; - Образование относительных прилагательных;

-  Согласование  числительных  и  существительных в  роде,  числе,  падеже.

8. Преодоление нарушений слоговой структуры слова

Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост). Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик) и тд.

Игра «Собери из звуков слово»; «Замени звук в слове»; - выделение первого ударного звука в слове, анализ звуковых сочетаний. - запоминание и воспроизведение слогового ряда из легких правильно произносимых звуков.   - Различение на слух длинного и короткого слова. - Запоминание и воспроизведение слогового ряда, составленных из разных согласных и одинаковых гласных.  - Запоминание и воспроизведение слогового ряда, составленных из разных  гласных и одинаковых  согласных.

9  Развитие связной речи

 1. Развивать умение последовательно и выразительно передавать литературный текст.   2. Учить составлять сюжетные рассказы.  3. Формировать навык употребления сложноподчиненных предложений.    4. Учить составлять рассказ с использованием пословиц и поговорок.     5. Составление описательного рассказа.

- Составление простых,   нераспространенных   предложении  с помощью
вопросов: кто? что? что делать?

-Составление предложений из слов данных в определенной форме;

 - Составление рассказа  по сюжетной картине.

- Отгадывание загадок  

- Составление описательного рассказа по картинкам;  - Составление рассказа  по плану; Пересказ  прослушанного  текста.

10. Развитие навыков чтения и письма

1. Формировать правильный навык  письма, чтения.

- развивать письменную речь; Способствовать усвоению языка – как средства общения;  закрепить навык звукобуквенного анализа, знаний орфографических правил; совершенствование техники чтения и письма.

Сроки динамического контроля

Динамические показатели

Январь

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Особенности речевого развития _______________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________
___________________________________________________________________________

Корректировка программы  ___________________________________________________

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Май

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Особенности речевого развития _______________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________
_______________________________________________________________________

 

Индивидуальный план коррекционно логопедического сопровождения:   Сюсин Руслан Алексеевич      

  МБОУ Родниковская СОШ №6.    

 Логопедическое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное СНР.

Направление

Задачи (в рамках обозначенных направлений)

Приемы

1. Развитие дыхания

1. Выработка и закрепление диафрагмального типа дыхания

Привлечение контроля (рука – под грудь), закрепление в динамических упражнениях

2. Выработка длительного плавного выдоха

Упр-я: «Упрямая свеча», мыльные пузыри, вертушки, «Буря в стакане», кораблики на воде, компьютерная программа «Игры для Тигры»

3. Выработка направленного выдоха

Упр-я: «Футболист», «Задуй свечу», «Послушный ветерок», сдувание ватки с кончика носа, «Фокусник» и др.

4. Развитие умения осуществлять речь на выдохе и распределять выдох в процессе речи

Изолированное длительное протягивание звуков («Звуковая дорожка»), «Звуковые цепочки» из гласных и согласных, наращивание фразы, наращивание предложения («Дом, который построил Джек», «Егорка»)

2. Развитие голоса

1. Развитие умения менять силу голоса

Стоя с опущенными руками, произносить гласные, при подъеме рук увеличивать силу голоса, при опускании – уменьшать; «Хлопай-топай» под звуки бубна хлопать или топать с разной силой произнося речевку.

2. Развитие умения менять высоту голоса

Упр-я: «Самолет идет на взлет», «Поезд», «Скажи и покажи», инсценировки сказок «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

3. Развитие умения повышать и понижать голос в речевом отрезке к концу фразы

Наращивание фразы, наращивание предложения («Дом, который построил Джек», «Егорка»), игра «Магнитофон»

3. Развитие артикуляционной моторики

1. Нормализовать выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (статические позы)

Статические и динамические артикуляционные упражнения для губ, языка, щек:

 «лопаточка», «часики», «качели», «иголочка», «чашечка», «улыбочка», «заборчик», «вкусное варенье», «хоботок», «лягушка», «слон», «лошадка», «футбол», «накажи непослушный язычок» и др.др.

2. Выработать артикуляционные схемы для подъема боковых краев языка

4. Коррекция звукопроизношения

 -

-

5. Развитие фонематического  слуха, анализа и синтеза

1.Закрепить  знания    о   гласных   и   согласных   звуках, их   признаках.  

  1. Закрепить представления о твердости — мягкости, глухости  —  звонкости  согласных звуков.  
  2. Закрепить умение выделять звук из слова.
  3. Закрепить умение проводить полный фонематический анализ слов.
  4. Учить различать звуки на  слух.

Упражнять  детей   в  различении   гласных   и   согласных   звуков,   в   подборе   слов   на   заданные   гласные   и   согласные  звуки.

Упражнять в дифференциации   согласных   звуков   по   твердости   —   мягкости,   глухости   — звонкости.

 Упражнять в выделении звука из слова.

-  Определение наличия звука  в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове») — на материале изученных звуков.

 

6. Развитие словарного запаса  

1. Развивать умение подбирать антонимы, синонимы.

2.  Усвоение различных способов словообразования, словоизменения.

 - «Угадай где мы были»;  

- Игра «Четвертый лишний»; - Речевая игра «Съедобное и несъедобное»

- «покажи и назови» и тд.

7.  Развитие грамматического строя речи

 1.  Подбор однокоренных слов и образование существительных в родительном падеже множественного числа.

2. Выработка умений согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

3. Формировать умение употреблять предлоги.

- Игра «Подумай и назови»;  

 - Упражнение «Один – много»

Р\и  «доскажи словечко»; Игра «Хлопки»; «Путешествие»; «»Поймай слово» и тд.

-Образование     формы     множественного     числа     существительных;   в именительном и родительном падежах; - Образование   уменьшительно-ласкательной      формы     существительных; - Образование относительных прилагательных;

-  Согласование  числительных  и  существительных в  роде,  числе,  падеже.

8. Преодоление нарушений слоговой структуры слова

Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост). Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик) и тд.

Игра «Собери из звуков слово»; «Замени звук в слове»; - выделение первого ударного звука в слове, анализ звуковых сочетаний. - запоминание и воспроизведение слогового ряда из легких правильно произносимых звуков.   - Различение на слух длинного и короткого слова. - Запоминание и воспроизведение слогового ряда, составленных из разных согласных и одинаковых гласных.  - Запоминание и воспроизведение слогового ряда, составленных из разных  гласных и одинаковых  согласных.

9  Развитие связной речи

 1. Развивать умение последовательно и выразительно передавать литературный текст.   2. Учить составлять сюжетные рассказы.  3. Формировать навык употребления сложноподчиненных предложений.    4. Учить составлять рассказ с использованием пословиц и поговорок.     5. Составление описательного рассказа.

- Составление простых,   нераспространенных   предложении  с помощью
вопросов: кто? что? что делать?

-Составление предложений из слов данных в определенной форме;

 - Составление рассказа  по сюжетной картине.

- Отгадывание загадок  

- Составление описательного рассказа по картинкам;  - Составление рассказа  по плану; Пересказ  прослушанного  текста.

10. Развитие навыков чтения и письма

1. Формировать правильный навык  письма, чтения.

- развивать письменную речь; Способствовать усвоению языка – как средства общения;  закрепить навык звукобуквенного анализа, знаний орфографических правил; совершенствование техники чтения и письма.

Сроки динамического контроля

Динамические показатели

Январь

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Особенности речевого развития _______________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________
___________________________________________________________________________

Корректировка программы  ___________________________________________________

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Май

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Особенности речевого развития _______________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________
_______________________________________________________________________

Индивидуальный план коррекционно логопедического сопровождения:   Сабельников Никита , 2а класс.      

  МБОУ Родниковская СОШ №6.    

 Логопедическое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное СНР.

Направление

Задачи (в рамках обозначенных направлений)

Приемы

1. Развитие дыхания

1. Выработка и закрепление диафрагмального типа дыхания

Привлечение контроля (рука – под грудь), закрепление в динамических упражнениях

2. Выработка длительного плавного выдоха

Упр-я: «Упрямая свеча», мыльные пузыри, вертушки, «Буря в стакане», кораблики на воде, компьютерная программа «Игры для Тигры»

3. Выработка направленного выдоха

Упр-я: «Футболист», «Задуй свечу», «Послушный ветерок», сдувание ватки с кончика носа, «Фокусник» и др.

4. Развитие умения осуществлять речь на выдохе и распределять выдох в процессе речи

Изолированное длительное протягивание звуков («Звуковая дорожка»), «Звуковые цепочки» из гласных и согласных, наращивание фразы, наращивание предложения («Дом, который построил Джек», «Егорка»)

2. Развитие голоса

1. Развитие умения менять силу голоса

Стоя с опущенными руками, произносить гласные, при подъеме рук увеличивать силу голоса, при опускании – уменьшать; «Хлопай-топай» под звуки бубна хлопать или топать с разной силой произнося речевку.

2. Развитие умения менять высоту голоса

Упр-я: «Самолет идет на взлет», «Поезд», «Скажи и покажи», инсценировки сказок «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

3. Развитие умения повышать и понижать голос в речевом отрезке к концу фразы

Наращивание фразы, наращивание предложения («Дом, который построил Джек», «Егорка»), игра «Магнитофон»

3. Развитие артикуляционной моторики

1. Нормализовать выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата (статические позы)

Статические и динамические артикуляционные упражнения для губ, языка, щек:

 «лопаточка», «часики», «качели», «иголочка», «чашечка», «улыбочка», «заборчик», «вкусное варенье», «хоботок», «лягушка», «слон», «лошадка», «футбол», «накажи непослушный язычок» и др.др.

2. Выработать артикуляционные схемы для подъема боковых краев языка

4. Коррекция звукопроизношения

 -

-

5. Развитие фонематического  слуха, анализа и синтеза

1.Закрепить  знания    о   гласных   и   согласных   звуках, их   признаках.  

  1. Закрепить представления о твердости — мягкости, глухости  —  звонкости  согласных звуков.  
  2. Закрепить умение выделять звук из слова.
  3. Закрепить умение проводить полный фонематический анализ слов.
  4. Учить различать звуки на  слух.

Упражнять  детей   в  различении   гласных   и   согласных   звуков,   в   подборе   слов   на   заданные   гласные   и   согласные  звуки.

Упражнять в дифференциации   согласных   звуков   по   твердости   —   мягкости,   глухости   — звонкости.

 Упражнять в выделении звука из слова.

-  Определение наличия звука  в слове («Хлопни в ладоши, если есть этот звук в слове») — на материале изученных звуков.

 

6. Развитие словарного запаса  

1. Развивать умение подбирать антонимы, синонимы.

2.  Усвоение различных способов словообразования, словоизменения.

 - «Угадай где мы были»;  

- Игра «Четвертый лишний»; - Речевая игра «Съедобное и несъедобное»

- «покажи и назови» и тд.

7.  Развитие грамматического строя речи

 1.  Подбор однокоренных слов и образование существительных в родительном падеже множественного числа.

2. Выработка умений согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

3. Формировать умение употреблять предлоги.

- Игра «Подумай и назови»;  

 - Упражнение «Один – много»

Р\и  «доскажи словечко»; Игра «Хлопки»; «Путешествие»; «»Поймай слово» и тд.

-Образование     формы     множественного     числа     существительных;   в именительном и родительном падежах; - Образование   уменьшительно-ласкательной      формы     существительных; - Образование относительных прилагательных;

-  Согласование  числительных  и  существительных в  роде,  числе,  падеже.

8. Преодоление нарушений слоговой структуры слова

Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост). Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик) и тд.

Игра «Собери из звуков слово»; «Замени звук в слове»; - выделение первого ударного звука в слове, анализ звуковых сочетаний. - запоминание и воспроизведение слогового ряда из легких правильно произносимых звуков.   - Различение на слух длинного и короткого слова. - Запоминание и воспроизведение слогового ряда, составленных из разных согласных и одинаковых гласных.  - Запоминание и воспроизведение слогового ряда, составленных из разных  гласных и одинаковых  согласных.

9  Развитие связной речи

 1. Развивать умение последовательно и выразительно передавать литературный текст.   2. Учить составлять сюжетные рассказы.  3. Формировать навык употребления сложноподчиненных предложений.    4. Учить составлять рассказ с использованием пословиц и поговорок.     5. Составление описательного рассказа.

- Составление простых,   нераспространенных   предложении  с помощью
вопросов: кто? что? что делать?

-Составление предложений из слов данных в определенной форме;

 - Составление рассказа  по сюжетной картине.

- Отгадывание загадок  

- Составление описательного рассказа по картинкам;  - Составление рассказа  по плану; Пересказ  прослушанного  текста.

10. Развитие навыков чтения и письма

1. Формировать правильный навык  письма, чтения.

- развивать письменную речь; Способствовать усвоению языка – как средства общения;  закрепить навык звукобуквенного анализа, знаний орфографических правил; совершенствование техники чтения и письма.

Сроки динамического контроля

Динамические показатели

Январь

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Особенности речевого развития _______________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________
___________________________________________________________________________

Корректировка программы  ___________________________________________________

___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Май

Динамика: положительная, незначительная, нулевая, отрицательная

Особенности речевого развития _______________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Причины отрицательной или нулевой динамики _________________________________
_______________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Данная примерная программа учитывает формирование социальных навыков, коммуникативных умений, коммуникативных функций речи, совершенствование навыков самообслуживания и т.д. Уникальность данной програ...

Индивидуальная программа сопровождения ребенка с ОВЗ

Психолого - педагогическое сопровождение  ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ....

Разработка индивидуального маршрута сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Пример разработки индивидуального образовательного маршрута для ребенка с УО....

Логопедическое сопровождение обучающихся с речевыми нарушениями в общеобразовательном учреждении.

Статья. Логопедическое сопровождение обучающихся с речевыми нарушениями в общеобразовательном учреждении....

Сотрудничество учителя-логопеда и учителя начальных классов в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы

Одним из главных условий успешного обучения ребёнка с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе является тесное взаимодействие всех специалистов, работающих с ним: логопеда, учителя, психолога....