"Развитие тонкой моторики пальцев рук у детей с нарушением произношения"
статья по логопедии

Татьяна Ростиславовна Тодурова

У многих детей с дефектами произношения обнаруживаются легкие формы двигательных нарушений. Однако даже негрубая дисфункция двигательной сферы без современных и целенаправленных корекционных воздействий может привести к вторичному недоразвитию более сложных и диффененцированных движений и дествий, что отрицательно сказывается на становлении навыов письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие тонкой моторики пальцев рук у детей с нарушением произношения»

У многих детей с дефектами произношения обнаруживаются легкие формы двигательных нарушений. Однако даже негрубая дисфункция двигательной сферы без своевременных и целенаправленных коррекционных воздействий может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцированных движений и действий, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности ребенка.

Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими.

Недостаточность слухового восприятия и трудности фонетико-фонематического анализа в сочетании с имеющимися нарушениями звукопроизношения и слухозрительной и двигательной координации ухудшают работу каждой из функций.

Таким образом, даже при отсутствии грубых моторных и сенсорных нарушений проявляется незрелость всех школьных навыков, прежде всего письма и чтения.

При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что у ребенка с нарушением звукопроизношения проявляется несформированность учебной мотивации, слабость волевых установок. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать ребенку в игровой форме, которая не только вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать улучшению работоспособности в целом.

Отмечается, что нарушения целенаправленности и произвольности движений и действий связано с незрелостью регулирующей функции речи. Выполнение упражнений под командой взрослого, либо в сочетании с собственной речью (аутокоманды) приводит к усилению речевого контроля за точностью реализации программы целостного действия.

На протяжении ряда лет регулярно произвожу работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.

Весь комплекс упражнений можно разделить на три составляющие:

  • пальцевая гимнастика;
  • работа в тетрадях - отработка элементарных графических навыков;
  • упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

Пальцевая гимнастика проводится в течение 3-5 мин. в начале занятия, либо в середине в форме физкультминутки.

Начинается она с разминки пальцев рук - с сжимания в кулак и разжимания пальцев. Движения проводятся одновременно двумя руками под счет: “Раз - два! Раз - два!” Для этого упражнения можно использовать резиновые игрушки. Повторяется оно 5 раз.

Затем следуют упражнения на расслабление пальцев и кистей рук.

“Погладим котенка“ - плавные движения, имитирующие соответствующие действия: выполняются сначала одной, потом другой рукой. (от 3 до 5 раз).

“Веселые маляры“ - синхронные движения кистей обеих рук вверх-вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево - вправо (3 раза).

“Пассажиры в автобусе скрещенные пальцы рук обращены вниз, тыльные стороны вверх, большие пальцы вытянуть вверх; ритмичные движения рук с подключением локтевого сустава.

“Качаем лодочку“ - исходное положение: кончики пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу и слегка приоткрыть их; плавные движения кистей рук в горизонтальном направлении.

“Веселый оркестр“ - имитация игры на различных музыкальных инструментах.

Далее даются задания на удержание позы кисти рук.

“Зайчик“ - исходное положение: руки упираются на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы сжаты в кулак.

“Кольцо исходное положение: то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.

“Гусь исходное положение: то же; большой и указательный пальцы распрямляются и соединяются в виде клюва, остальные пальцы зажаты в кулак.

“Коза - дереза исходное положение: пальцы рук зажаты в кулак; выпрямляются указательный палец и мизинец. На начальном этапе работы действия сопровождаются присказкой: “Идет коза рогатая за малыми ребятами, кто каши не ест, молока не пьет - забодает, забодает...”

На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Я и воспитатели следили за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое, при этом помогали детям принять необходимую позу рук. Для нас было важным, чтобы указания наши были ясными, четкими, содержали элементы одобрения, положительной оценки действий детей.

Например, “ положим правую руку на стол перед собой, левую поставим на локоть. Сейчас пальчики правой руки покажут нам зайчика. Молодцы! Посмотрите, какие у всех получились хорошие зайчики с красивыми ровными ушками! А теперь сделаем “козу-дерезу”. Если у кого-то не получается, помогите себе другой рукой. Молодцы!”

Постепенно задания усложняются. Упражнения на удержание позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, то есть дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.

Упражнения, состоящие из серии последовательных движений, предполагают развитие и совершенствование произвольного внимания и автоматизации действий. Предлагаю детям следующие задания:

“Пальчики поздоровались” - упражнение может выполняться либо одной рукой, либо обеими руками. В первом случае исходное положение: рука опирается на локоть; кончик большого пальца поочередно прикасается к другим пальцам. Во втором случае исходное положение: обе руки опираются на локти; ладони обращены друг к другу, кончики пальцев поочередно соприкасаются.

“Зайчик - кольцо” - упражнение, основанное на переходе из одной позиции в другую. Эти изменения позиции могут отрабатываться сначала одной, затем другой рукой, а в дальнейшем обеими руками вместе.

“Ладонь - кулак” - кисть руки опускается на стол ладонью вниз, затем сжимается в кулак. При одновременном движении двумя руками упражнение выполняется в симметричном (правая рука - кулак, левая рука - кулак) и ассиметричном (правая рука - кулак, левая рука - ладонь) режимах. Усложнение задания достигается также за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма.

Важное место в работе по развитию тонкой моторики пальцев рук детей с нарушениями произношения занимает ритмическая организация движения, оказывающая положительное влияние на совершенствование слуходвигательной и слухо-зрительнодвигательной координации движений. Достигалось это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной “кинетической” мелодии. Такими движениями являются хлопки, постукивания деревянной палочкой по столу и т.п.

Эти задания выполнялись при совместных действиях взрослого и ребенка, по показу, по слуховому восприятию. Эмоциональная стимуляция и смысловая организация этих действий осуществлялась с помощью речевых команд.

Дальнейшее развитие целенаправленности в организации движений и действий происходила при воспроизведении движений, цель которых - выработка навыков произвольных движений. Начинались такие задания с простейших инструкций: “Я хлопну один раз - вы поднимете одну руку; я хлопну два раза - вы поднимете две руки”. Затем предлагались задания, предусматривающие более сложный выбор: “Я стукну в бубен один раз - вы поднимете левую руку, я стукну два раза - вы поднимите правую руку”. При выполнении этой работы использовался материал описанных выше упражнений: “Я стукну один раз - вы сделаете “зайчика”, я стукну два раза - вы сделаете “колечко” и т.д.

Отдельно следует остановиться на графических работах в тетрадях и на листах бумаги. Этот вид заданий способствует лучшей ориентировке в условиях пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Для нас было важно, чтобы графические задания имели образно - смысловую значимость; поэтому для рисования выбирались такие объекты, как волны, радуга, чешуйки у рыб, клубы дыма. Одним из видов графических заданий являлось дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов, обводка лекал, заштриховывание и раскрашивание контурных изображений, картинок.

В такой работе не было жестко заданной схемы действий и их последовательности, но тем не менее предусматривался постепенный переход к работе по заданной схеме действия, например: “Нарисуй волны большие и маленькие, три большие и три маленькие”. Детям предлагались для дорисовывания орнаменты и лабиринты с постепенным нарастанием сложности.

Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, а именно: застегивание пуговиц, шнурование ботинок, нанизывание крупных пуговиц, бусинок, шариков на нитку, наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на карандаш (получается спираль), завязывание узлов на толстой веревке, шнуре, катание пальцами мелких шариков, бусинок. Работа с разными видами мозаики и конструкторов также способствует развитию моторной умелости и совершенствованию конструкторских навыков у детей.

В процессе тренировки отдельных компонентов ручной моторики (тонус, сила, точность движений, кинетический и динамический праксис) у детей с нарушениями звукопроизношения совершенствовалось произвольное внимание, развивались навыки контроля и планирования целостного действия.

Совместная работа с педагогом создавала благоприятные условия для формирования учебной мотивации при подготовке ребенка к школе.

Здесь можно вспомнить слова И. А. Бернштейна, который писал еще в 1947 году “Представление, что при любом двигательном тренинге...упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникало в сознание педагогов”.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бернштейн Н.А. О построении движений -М.: Медгиз, 1947 г.
  2. Демьянов Ю.Г. Клинико - психологическое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков . Дисс. на соиск. уч. степени канд. мед. наук. - Л., 1971 г.
  3. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М., 1978 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)

Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)

Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие  деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...

Организация психолого- коррекционной работы у детей с ОВЗ путем развития мелкой моторики пальцев рук.

В нашей школе проживают и обучаются дети, которых принято называть особенными. В силу того, что каждый ребенок был вынужден с самого раннего детства столкнуться с такими недетскими проблемами, как нед...

Из опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.

В этой статье дается краткое описание опыта работы по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста.Часть работы уже проведена, но многое еще предстоит сделать в подготовительной г...

Проект по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей через приобщение к декоративно-прикладному искусству

Задачи:- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме-провести диагностику уровня развития мелкой моторики воспитанников-создать условия, способствующие...

«Средства развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения».

     Любые поражения зрения откладывают негативный отпечаток на развитие ребенка. Дефект зрения затрудняет накопление чувственного опыта, ведет к неполноценному восприятию окружа...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста

По мнению ученых, самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Имен...