Анализ логопедического обследования первоклассников
статья по логопедии

Гайсина Лилия Изгиновна

В публикации приведен вариант анализа логопедического обследования первоклассников, где показаны результаты речевой деятельности каждого класса, средний показатель параллели и сравнительные данные результатов обследования устной речи первоклассников за последние пять лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_log._obsled._2019-2020.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ логопедического обследования первоклассников,

поступивших в МБОУ «СШ №17»

в 2019-2020 учебном году

В сентябре 2019/2020 учебного года было  проведено комплексное логопедическое обследование 146 первоклассников, что составило 97% от общего числа (150) первоклассников, обучавшихся на момент обследования. Не обследовано 4 обучающихся (фамилии) по причине отсутствия в период массового логопедического обследования.

Показатели нарушений речи первоклассников по классам отражены в Таблице 1.

Таблица 1

        Классы

Всего обследовано

(в сентябре)

Выявлено

всего

С недостаточностью фонематической системы

ОНР

ФФН

ФНР

Фонет.

дефект

Заикание

Не

обнаруж.

Левшество,

видимые  признаки доминанты левой руки

III ур.

IVур.

30 (100%)

23 (90%)

19

3

4

3

9

4

-

7

6

30 (100%)

25 (83%)

24

7

-

5

12

1

-

5

6

29 (97%)

24  (83%)

21

2

2

5

12

3

-

5

3+7

28  (93%)

22 (79%)

20

5

4

5

6

2

-

6

2+4

29  (97 %)

25 (86%)

23

8

7

4

4

2

-

4

2+7

Всего

146 (97%)

119 (82%)

107

(73  %)

25

17

22

43

12 (8%)

12

(9%)

37

(39%)

42

(29 % от числа обследов-х)

65

(45 % от числа обследов-х)

107 (73  %)

119  (82%)

Всего первоклассников – 150: 1а – 30 уч.; 1б – 30 уч.; 1в – 30 уч.; 1г -  30 уч., 1д – 30.

Обследовано -146 (97%)

Из таблицы видно, что 82% поступивших в школу первоклассников имеют недостатки или нарушения в речевом развитии: от дефектов звукопроизношения (8% детей) до нарушения всей звуковой системы (29% - дети с общим недоразвитием речи (ОНР)).

Примечание: ОНР относится к тяжелым нарушениям речи, так как у детей

  • ограниченный активный словарь,
  • стойкие аграмматизмы,
  • несформированность связного высказывания,
  • затруднения формирования не только устной, но и письменной речи.
  • Часто нарушается общая разборчивость речи.

Если из общего числа детей с нарушениями речи исключить детей с дефектами звукопроизношения, то останется 73%. Это дети с общим недоразвитием речи (ОНР), фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) и фонематическим недоразвитием речи (ФНР).  Все три логопедических заключения (ОНР, ФФН и ФНР)  содержат в себе информацию о недостаточности или нарушении фонематической системы. Это значит, что 73 % первоклассника будут испытывать в большей или меньшей степени затруднения при формировании грамотного письма и чтения.

Когда недоразвитие фонематического восприятия входит в структуру общего недоразвития речи (ОНР), а общее недоразвитие речи наблюдается на фоне недостаточности  смысловой стороны речи, тогда предполагается более длительная и трудоемкая коррекционно-развивающая работа, что мы на практике и наблюдаем.

В Таблице 2  указано число детей с выраженными трудностями различения акустически близких звуков имеют 30 % от числа обследованных первоклассников (41 учеников).

Таблица 2 - Количественные показатели состояния фонематического восприятия

Классы

Количество обуч-ся с выраженными трудностями в различении звуков речи на фоне трудностей фонематического анализа

5   (17 %)

6  (20 %)

5  (17 %)

11  (39%)

10 (34 %)

Всего

37 обуч-ся   (25% обследованных детей)

1г  и 1д  лидируют по количеству детей с выраженными трудностями фонематического восприятия. а, 1б, 1в находятся в приближенных числах.

В третьей таблице  показано количество детей с недостаточным уровнем понимания логико-грамматических конструкций языка, то есть  количество детей, которым требуется повторное или многократное разъяснение речевых/учебных инструкций.

Таблица 3

Классы

Количество первоклассников

с недостаточностью

смысловой стороны речи

4 (13%) - (фамилии обуч-ся)

7 (23 %) - (фамилии обуч-ся) имеет самый низкий показатель класса (50 % правильных ответов).

1 (3 %) –(фамилия ученика)

8  обучающихся (14 %) (фамилии обуч-ся). 

Из них 4 ученика  - с крайне низкими показателями (выполнение не превышает 50%), из которых 1 ученик (фамилия ученика) не выполнил ни одно задание на понимание логико-грамматических конструкций.

7 ученика (24 %) показали низкий уровень понимания заданий на исследование логико-грамматических конструкций языка (фамилии обуч-ся). Из них 3 ученика – обнаружили крайне низкий уровень понимания логико-грамматических конструкций (от 10 до 30 % правильно выполненных заданий).

Всего

27  обучающихся (18% обследованных первоклассников) имеют трудности в понимания речи.  

Из них 7 учеников  (5%)- имеют крайне низкие показатели смысловой стороны речи. Это обучающиеся 1г и 1д классов.

Лучший показатель смысловой стороны речи у обучающихся 1в класса: всего 1 один ученик с недостаточностью смысловой стороны речи, что составляет 3%, худший – в 1 г классе, где обучается ученик, который не справился ни с одним заданием на исследование смысловой стороны речи. Кроме того, 1г класс лидирует и в количественных показателях.

Таблица 4 указывает на состояние звукопроизношения. Больше всего детей с дефектами звукопроизношения  обучается в 1д классе (50% от числа обследованных детей) и в 1г классе (48% детей класса).

Таблица 4

Классы

Количество обучающихся

 с недостатками звукопроизношения

8 (27 %):

8 (27%)

8  (28 %)

11 (39 %)

13  (45%)

Всего

48  (33%)

В 1д классе почти половина детей с нарушениями звукопроизношения.

Обобщенные результаты логопедического обследования  (логопедическое заключение ребенка, а также его успешность при выполнении заданий на исследование словарного запаса, грамматического строя речи и смысловой стороны речи, выраженная в  процентных соотношениях) доведены до сведения учителей/классных руководителей и родителей в письменной форме электронного  формата.

По результатам обследования в логопедический пункт было зачислено  48 первоклассников, что составляет 80 % от всех обучающихся в логопедическом пункте (20 %  обучающихся логопедического пункта – это обучающиеся 2-3 классов):

1а класс– 8 обучающихся класса.

1б класс – 9 обучающихся класса.

1в класс – 6 обучающихся класса.

1г класс – 12 обучающихся класса.

1д класс – 12 обучающихся класса.

Зачисленные первоклассники обучаются в восьми группах. Состав шести логопедических групп – это дети с  ОНР (III и IV уровней). В оставшихся двух группах обучаются первоклассники с  ФФН, ФНР и НОНР.

Таким образом, основной состав детей логопедического пункта – это дети с общим недоразвитием речи.  Это составляет 70% от числа зачисленных первоклассников. Численность детей в группах с ОНР превышает норму (по 6-7 человек).

Особого внимания на занятиях требуют 8 обучающихся (фамилии учеников). 6 человек из них  обучаются в одной логопедической группе. Это дети из 1д класса с выраженными трудностями фонематического восприятия и недостаточностью смысловой стороны речи, 1 ученик из 1в класса (фамиия) - и 1 ученик из 1г класса. (фамилия).

        

Таблица 5- Сравнительные годовые данные результатов обследования устной речи первоклассников МБОУ «СШ №17»  г. Новый Уренгой

Учебный год

2015-2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

2019-2010

Кол-во первоклассников с выявленными нарушениями речи

90%

81%

91%

96%

82%

Кол-во первоклассников с недоразвитием фонематического восприятия

28 %

с  выраженными трудностями различения звуков

32%

с выраженными трудностями различения звуков

46 %

 с выраженными трудностями различения звуков

30 %

с выраженными трудностями различения звуков

25%

с выраженными трудностями различения звуков

Кол-во  первоклассников с нарушениями звукопроизношения

34%

31%

40%

41%

33%

Кол-во  первоклассников с грамматического строя речи (дети с ОНР)

29%

26%

27%

26%

29%

Кол-во  первоклассников с недостаточностью смысловой стороны речи

15%

6%

11%

10%

18%

Учитель-логопед         ________________Л.И. Гайсина

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта логопедического обследования учащихся младшего школьного возраста со сложными (множественными) нарушениями развития

Карта помогает провести логопедическое обследование учащихся младшего школьного возраста со множественными нарушениями развития и представить полученные результаты в структурированном виде. Карта соде...

логопедическое обследование устной и письменной речи

Логопедическое обследование основано на методике Фотековой, Ахутиной, только уменьшено и упрощено в несколько раз, так же сопровождается картинным материалом, на основе которого непосредственно провод...

Логопедическое обследование будущих первоклассников

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ 1. Наблюдение за поведением в процессе обследования… 2. Зрительное восприятие    * основные цвета (количество)...

Протокол логопедического обследования.

Протокол логопедического обследования устной речи. Т.А.Фотекова«Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников»....

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

В данных методических рекомендациях показана специфика логопедического обследования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предложен материал для обследованияи рекомендации по написанию з...

Протокол логопедического обследования.

Протокол логопедического обследования. Дата обследования______________________________________________________________________________ Ф.И.ребенка_______________________________________________...

Особенности логопедического обследования детей с билингвизмом.

В статье рассматриваются основные вопросы обследования речи детей-мигрантов на ТПМПК....