конспект логопедического занятия
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Гласные и согласные звуки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glasnye_soglasnye.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

группового логопедического занятия,

проведённого

в 1 классе

 (группа ОНР)

Тема: Гласные и согласные звуки.

Цели:

-учить детей слышать и выделять гласные и согласные звуки из слогов и слов;

-различать гласные и согласные звуки;

-учить соотносить «гласный», «согласный» звук с символами «круг», «квадрат»; закрепить понятие о предлогах.

-развивать слуховое и зрительное внимание и память, фонематическое восприятие;

-воспитывать интерес на логопедических занятиях.

Оборудование: Индивидуальные зеркала, карточки с символами, пособие «Цветик – семицветик», кукла, счётные палочки, индивидуальные тетради, цветные карандаши, предметные картинки, пособие «Бусы», запись музыки.

План занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Определение темы занятия.
  4. Артикуляция гласных – согласных звуков.

                    1). «Угадай звук»;

                    2).  «Выдели звук».

    5. Релаксация. Физкультминутка.

    6. Игры на закрепление.

                   1). «Цветик – семицветик»;

                    2). «Собери бусы».

    7. Пальчиковая гимнастика.

    8. Итог занятия. Оценивание.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

-Покажите, какое у вас сегодня настроение. Я надеюсь, что таким солнечным и добрым оно останется у вас на протяжении всего занятия.

  1. Артикуляционная гимнастика.

- Разомнём наш язычок.

Сказка о Весёлом Язычке.

Рот – домик, губы – двери.

А кто живёт в этом домике?

В этом домике, дружок, живёт Весёлый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка, и немножко шалунишка.

(Рот открыт, язык несколько раз показывается «стрелочкой»)

Наш Весёлый Язычок повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо…а потом опять вперёд,

Тут немного отдохнёт.

(Упражнение «Часики», «Змейка»)

 Я с лошадкой погуляю, на гармошке ей сыграю.

Погоняю я в футбол и забью в ворота гол.

Очень сложная задача – загонять в ворота мячик.

(Упражнение «Лошадка», «Гармошка», «Футбол»)  

Скрылось солнце за горой, язычок пошёл домой.

Дверь он запер на замок, лёг в кроватку и умолк.

(Упражнение «Горка», «Лопаточка»)

  3. Определение темы занятия.

- Из чего состоит рассказ?  (Из предложений)

- Из чего состоят предложения?  (Из слов)

- Из чего состоят  слова?  (Слова состоят из звуков)

Звук не можем мы увидеть и не можем в руки взять.

Озорного «невидимку» можем ухом различать.

А ещё  - произносить, но не трогать, не носить.

-Какие бывают звуки? (Звуки речи бывают гласные и согласные).

Сегодня мы будем говорить о гласных и согласных звуках.

4.Артикуляция гласных – согласных звуков.

а). – Давайте обратимся к индивидуальным зеркалам. Произнесите гласный звук [А]. Что происходит с губами? Как проходит воздушная струя?

При произнесении звуков:

[А] – рот широко раскрыт;

[О] – губы округлены и слегка вытягиваются вперёд «бубликом»;

[У] – губы округлены и ещё больше вытягиваются вперёд «трубочкой»;

[Э], [Ы] -  губы слегка растягиваются в улыбке, нижняя челюсть чуть вперёд;

[И] – губы ещё больше растягиваются в улыбке.

Воздух свободно идёт через рот, нет препятствий разных,

Голос зовёт, голос поёт, звук получается гласный.

ВЫВОД: При произнесении гласных звуков рот открыт, воздух проходит свободно.

-Давайте споём песенку гласных звуков.

Б). – Произнесите согласный звук [М].

Что происходит с губами? Есть ли здесь преграда для воздуха?

При произнесении звуков:

[М] – преграда губы;

[Н], [Л], [Р] – преграда язык.

Согласные очень рады, шелестеть, шептать, скрипеть,

Но они не могут петь, так как воздух встречает преграду.

ВЫВОД: При произнесении согласных звуков воздух всегда встречает преграду: или губы, или зубы, или язык. Их нельзя петь, тянуть.

                               1). «Угадай звук».

-По беззвучной артикуляции определите гласный звук. Обоснуйте свой ответ.

                               2). «Выдели звук».

-Произношу гласные и согласные звуки вперемешку. На гласный звук -  вы показываете карточку с кружком, на согласный звук – карточку с квадратом.

  1. Релаксация. Физкультминутка.

(запись шума ветра)

-Слышите, что это воет? Послушайте, какая разыгралась буря. Давайте изобразим, как воет буря. Наберите как можно больше воздуха в живот, втяните щёки и со всей силой дуем. Буря успокоилась, ветер стал слабее. Подуем легким ветерком.

(Повторить 3 раза)

  1. Игры на закрепление.

1). Игра «Цветик – семицветик».

-Пока дул ветер, все лепестки у цветика – семицветика разлетелись. Попробуем собрать цветик – семицветик, но с условием: на лепестках должны быть картинки, названия которых начинаются на гласный звук.

Предметные картинки: утка, овца, олень, лодка, мышь, молоток, рыба, иголка, индюк, уж, арбуз, улитка, утюг.

-Какие ещё лепестки остались? На какой звук начинаются названия этих картинок?  (На согласный).

 - При произнесении каких звуков воздух свободно проходит?

-Какие звуки нельзя тянуть и петь?

2). –У нас гость. Кто это? Это кукла. Хотите узнать, как её зовут? Пусть выйдет тот, у кого название картинки начинается на звук

 1).[М]        2). [И ]      3).[Л]        4). [А]

Какое получилось имя?  (Мила)

-У Милы беда, она растеряла бусы. Помогите их собрать. На каждую бусинку нужно назвать слово, начинающееся на согласный звук.

  1. Пальчиковая гимнастика.

(работа с палочками).

-Ветер не только сломал цветик – семицветик.  Он разрушил и другие предметы. Давайте почувствуем себя в роли строителей и соберём разрушенные предметы.

Конструируем «Дом», «Мост», «Качели», «Танк, «Пароход», «Звёздочку».

  1. Итог занятия. Оценивание.

- Что вам понравилось на занятии? Какие задания показались интересными? Какое задание было для вас самым трудным?

Зарисуйте, какое у вас было настроение на протяжении всего занятия.

(Работа в индивидуальных тетрадях).

-Вы меня очень порадовали своими ответами. Мне было приятно с вами работать. И жаль, что занятие закончилось так быстро.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Розова Ю.Е. конспект логопедического занятия. Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п - т в словах, предложениях.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии направлен на отработку фифференциации рукописных букв п-т в словах, предложениях, тексте. Занятие - увлекательная игра-путешест...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "З"- "Ж" в словах и предложениях" (командная игра "брейн-ринг")

Цели занятия:Образовательные:-  закрепление умения различать звуки «З»-«Ж» на слух и на письме;-  развитие навыков фонематического анализа и синтеза;-  обогащение лексики по теме «Живот...

Конспект логопедического занятия "Проверка слов с безударной гласной в корне"3ласс

Тема:« Проверка слов с безударной гласной в корне». (3-ий логопедический класс)          Цели: развивать умение распознавать проверяемые гласные в корне, ...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б - П, Дифференциация согласных Д - Т, Дифференциация согласных В - Ф...

Конспекты логопедических занятий

Дифференциация согласных Б-П, Дифференциация согласных Д-Т, Дифференциация согласных В-Ф...

Конспект логопедического занятия на тему: «Игры для развития речи». Логопедическая игротека.

Лоопедические игры напрвленные на развитие фонематического слуха, расширение активного словаря, развитие мышления, памяти и внимания, развитие учебной мотивации....