Тематическая неделя одна из форм комплексной работы по стимуляции речевого и общего развития обучающихся.
статья по логопедии

Описане опыта составления и проведения тематических недель в школе для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.chteniya_dlya_sayta.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическая неделя

одна из форм комплексной работы

по стимуляции речевого и общего развития обучающихся.  

"Тематические недели" нельзя назвать абсолютно новой формой взаимодействия педагогов с обучающимися и их родителями, тем не менее, она имеет ряд особенностей, обусловленных контингентом нашей школы, которые позволяют считать подобную форму работы новаторской.

Мы рассматриваем тематические недели как одну из многочисленных форм внеурочной работы, одна из форм организации обучения.

Почему подобная форма обучения быстро прижилась в коррекционной школе? Ответить на этот вопрос помогут особенности «наших» детей. У всех наших обучающихся в различной степени проявляется интеллектуальное недоразвитие (лёгкая и умеренная степень умственной отсталости).

В структуре психики ребёнка с лёгкой умственной отсталостью в первую очередь отмечается несформированность познавательных процессов и снижение познавательной активности. Изменение формы усвоения и закрепления знаний на яркую двигательную, театральную, игровую или продуктивную деятельность существенно активизирует процессы познания.

При патологических отклонениях в умственном развитии страдают не только высшие психические функции, но и эмоционально – волевая сфера, поведенческие функции. Опыт показывает, что в различных, новых для детей, конкурсах и заданиях они легко преодолевают эти затруднения и высказывают сожаления о необходимости закончить интересные занятия. 

Особенность нервной системы школьников с умственной отсталостью проявляются и в особенностях внимания, которое отличается сужением объёма, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. Однако, если задания, посильны и интересны, то внимание может оставаться определённое время на должном уровне.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Характерно запоминание внешних, случайных, зрительно воспринимаемых признаков. Произвольное внимание формируется ощутимо позже и сложнее, чем у их нормально развивающихся сверстников. Яркие события тематических недель позволяют возвращаться к ним многократно. Дети с удовольствием вспоминают и анализируют пережитое, перебивают друг друга при воспроизведении интересных деталей.

У школьников коррекционного учреждения типичное нарушение, сопровождающее умственное недоразвитие, комплексное речевое расстройство, которое проявляется в различной степени. В ходе тематических недель дети «сживаются» с новыми словами и имеют возможность попробовать их многократное использование. На наших недельных праздниках все участники становятся «говорунами» на доступном в каждом конкретном случае уровне. Дети ощущают потребность в оречевлении своих впечатлений.

Тематические недели  - это серьёзный труд, который приносит замечательные результаты. В результате подобной работы происходит  углубление и расширение знаний, полученных в ходе образовательного процесса по многим предметам, т.е. укрепляются межпредметные связи.  Наша система работы позволяет создавать условия для применения полученных на уроках знаний и умений в различных видах деятельности, формирования познавательной активности, адаптации обучающихся в окружающем мире. Это не только традиционное внеучебное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели, это многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами. Для решения этих задач каждый раз организуется рационально отстроенная система сменяющихся видов деятельности. В коррекционно – развивающем процессе отдаётся приоритет активным приёмам и средствам обучения и воспитания, таким как игры, праздники, соревнования, инсценировки, мастер – классы, экскурсии, викторины. Также не умаляем значение в нашей работе менее активных форм работы взаимодействия с детьми - загадки,  отгадывание кроссвордов, просмотр мультфильмов, сказок и презентаций, изготовление поделок и рисунков, которые в различных комбинациях проводятся в рамках "тематических недель". Бесспорно, эта деятельность способствует социальному становлению личности, развитию логического мышления, восприятия, внимания, памяти, речевой деятельности, координации движений, мелкой моторики у обучающихся. При подготовке мероприятий тщательно продумывается вопрос вовлечения в каждый этап максимального количества участников. Подобные недели делают школьную жизнь детей более интересной, запоминающейся.

Традиция проведения тематических недель в нашей школе существует давно. Они являются неотъемлемой частью учебного процесса и жизни школы. Каждый учебный год проводится 4 тематические недели. Очень стараемся, чтобы темы не повторялись.

Сформировалось ряд моментов, которые стали традиционными в каждой неделе - торжественное открытие, наличие сюрприза, организация продуктивной деятельности, оформление выставок, торжественное окончание с награждением и сюрпризами для участников. Всю неделю в школе праздничное приподнятое настроение, все дети заняты делом: играют, соревнуются, обсуждают, переживают. Происходит тесное общение педагогов  с детьми, которое позволяет лучше узнать друг друга.

На примере одной тематической недели дадим общее представление о структуре подобных мероприятий.

Тематическая неделя «Путешествие по сказкам»:

День первый.

Линейка. Открытие недели. Знакомство с планом проведения недели. Вручение каждому классу красочного плана предстоящих действий и заданий для последующего оформления выставки «Сказочные герои».

Второй день.

«Театрализованное представление». Показ учащимися своим друзьям по школе инсценировки сказки Сутеева «Под грибом».

Третий день.

«Дефиле сказочных героев». Это костюмированное представление Зрителям предлагается отгадать загадки о сказочных героях. Далее «артисты» обыгрывают образ угаданного сказочного персонажа в сопровождении стихов, характерных выражений героев, музыки, его атрибутов.

Четвёртый день.

«Игра по станциям «Сюрпризы сказок». Все ученики, участвующие в игре, разделены на несколько команд. Каждая команда представляет своё название, девиз, эмблему. На станциях дети имеют возможность поучаствовать в большом количестве разных забав.

Пятый день.

Заключительная линейка. Закрытие недели «Путешествие по сказкам». Подведение итогов, награждение победителей и участников. «Артисты», участвовавшие в театрализованном представлении и дефиле были награждены поездкой на школьном автобусе в «Музей кукол».

«Наши" дети любят тематические недели за счастливую возможность гордиться родителями, которые принимают участие в соревнованиях, проявляют таланты, вместе готовят поделки, фантазируют в изготовлении костюмов.

Такие формы работы дают большой эмоциональный заряд, надолго запоминаются детям, помогают раскрываться многим детям, преодолевать скованность, застенчивость, получать опыт публичных выступлений и импровизаций, учат умению поддерживать и радоваться за друзей, улучшают успеваемость по предметам, побуждают к активной речевой деятельности, способствуют формированию положительной мотивации учебной деятельности.

Ранее мы делали акцент на то, что представленная форма образовательной деятельности особенно значима для вспомогательной школы. Для "наших" детей актуальна инклюзивность образовательного процесса.

 В работе в рамках "тематических недель" с "особенными" детьми этот фактор замечательно и естественно реализуется с разных точек зрения.

Образовательный процесс в нашей школе охватывает детей с широким спектром патологии в умственном и физическом развитии. Мероприятия организуются таким образом, что в них могут адекватно реализовать себя все обучающиеся (например, в пределах "Недели сказки" дети с лёгкой и средней степенью умственной отсталости о относительно сохранной речевой функцией участвовали в театрализованной постановке, а дети с глубоким дефектом умственного развития и грубой речевой патологией демонстрировали дефиле сказочных героев).

Нет узкого возрастного ограничения участников. Дети с лёгкой и средней степенью нарушения умственного развития с 1 по 4 класс и дети с глубоким недоразвитием с 1 по 10 класс имеют возможность принимать участие во всех видах деятельности вместе. Это возможно потому, что педагоги на все виды деятельности предусматривают вариативность в исполнении заданий и оказании помощи участникам.

В рамках "тематических недель"  вместе с обучающимися участвуют их родители, обучающиеся старшей школы и педагоги.

Если вспомнить некоторые из принципов инклюзивного образования, то вопроса о подтверждении значимости "тематических недель" возникать не должно.

Принципы инклюзивного образования:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

        Может создаться впечатление, что выше перечислены принципы построения "тематических недель".

С нашей точки зрения, организация работы в виде "тематических недель" это одна из наиболее удачных форм организации образовательной деятельности, которую мы можем рекомендовать для работы коллегам. Знания и умения, усвоенные детьми в классических формах обучения, легко применяются ими в разнообразных максимально приближенных к обычным жизненным ситуациям видах деятельности. Это самый важный результат - дети применяют теорию на практике, приобретают очень важный опыт. "Тематические недели" становятся промежуточным звеном между академическими знаниями и реальной жизнью. Участники недели с нетерпением ждут каждого последующего дня и расстраиваются по окончании каждой недели.

Используемая литература:

В.Г. Петрова Эмоционально - волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: Сб.науч.тр.-М.;изд.Н/О "Компес-центр", 1992.

Е.С. Иванов Нарушения поведения детей и подростков: Межвуз. сб. науч. тр.- СПб., "Образование", 1992.

Ю.Т. Матасов Вопросы социальной адаптации умственно отсталых детей и школьников: Сб. науч. тр. - СПб.: Образование, 1992.

Д.И. Бойков, С.В. Бойкова Как научит детей общаться - СПб., НОУ "СОЮЗ", 2004.

Н.В. Самоукина Игры в школе и дома - Москва, "Новая школа", 1995.

О.С. Газман, Н.Е. Харитонова В школу с игрой - Москва, "Просвещение", 1991.

Е.С. Гробова Понимать детей дело интересное - Москва, "АГРАФ", 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно-экспериментальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности .

ПРОГРАММА  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ РАБОТЫ   "ВЛИЯНИЕ речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности учащихся"...

Отчет учителя-логопеда Валовой А.С 16-17 г.г. о речевом развитии обучающихся на педагогическом совете по адаптации обучающихся 5 классов.

В начале каждого учебного года учитель-логопед проводит диагностическое обследование среди обучающихся классов с ОВЗ....

Тематическая неделя одна из форм комплексной работы по стимуляции речевого и общего развития обучающихся.

Описание опыта подготовки и проведения тематических недель в работе с обучающимися с ОВЗ....

Формирование навыков смыслового чтения как эффективное средство общего развития обучающихся и залог их успешного обучения в школе

Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Основой успешного обучения ребёнка в школе, по...

Консультация для воспитателей коррекционной школы-интерната для обучающихся с ОВЗ (ИН) «Речевые игры в социально-личностном развитии обучающихся с ОВЗ (ИН)»

Речь – это одна из самых важных психических функций человека, это возможность развития собственной личности, своего внутреннего «Я», а также возможность взаимодействия при помощи диа...