Игровой проект "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики пальцев рук, с обучающимися с ОВЗ 1-4 классов через приобщение к декоративно-прикладному искусству
проект по логопедии (2 класс)

Павлюк Татьяна Викторовна

Игровой проект на корррекционных занятиях учителя-логопеда в начальной школе, обучающимися с ОВЗ имеющих заключения ПМПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой проект "Ловкие пальчики" по развитию мелкой моторики пальцев рук, с обучающимися с  ОВЗ 1-4 классов  через приобщение к декоративно-прикладному искусству

МБОУ ООШ №19 им.И.А.Кочубея станицы Александроневской Краснодарский край Выселковский район.

Учитель-логопед  Павлюк Татьяна Викторовна

Как сделать так, чтоб мир для ребенка стал многозначным, многообразным, добрым и прекрасным, а сам ребенок здоровым и успешным?
В качестве основных, приоритетных направлений решения задач всестороннего развития ребенка – дошкольника современной педагогической наукой сегодня приняты:

  • личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком,
  • принятие и поддержка его индивидуальности,
  • развитие его творческих способностей,
  • формирование социально уверенного поведения.

Начальная школа - начальный этап формирования личности человека, но у детей с ОВЗ  недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли. Обучающиеся начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняются в   общении с другими детьми, снижается познавательная активность. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Речь недостаточно фонетически оформлена, мало понятна.
Наряду с общей соматической озлобленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Сопоставляя всё вышеперечисленное и результаты диагностики обучающихся с ОВЗ начальной школы я определилась в направлении работы данного проекта.  

Навыки моторики помогают обучающемуся исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей с ОВЗ. Наблюдая за своими обучающимися начальной школы, я решила  выстроить работу творчески и интересно.
Работая в школе учителем-логопедом мною  создаются все условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Разнообразные пальчиковые гимнастики, шнуровки, разрезные картинки, штриховка в индивидуальных тетрадях, раскрашивание рисунков на свободные темы, "шаблонов-обводилок", широко и с огромным интересом используется природный материал (горох, фасоль, камешки, шишки, пёрышки, пуговицы, дощечки для развития тактильного ощущения  и многое другое). Вся эта разнообразная работа не только развивает обучающегося эстетически, но и помогает ему учиться аккуратности и терпению, усидчивости, а также разрабатывает мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи. Практические навыки, полученные на уроках, по развитию мелкой моторики позволяют ученикам почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня устойчивый интерес к продуктивной деятельности. Это меня и подтолкнуло к идее углубить работу по развитию мелкой моторики, приобщая детей к декоративно- прикладному искусству.
Декоративно-прикладное искусство по своему происхождению искусство народное: народ создает вещи, сохраняет их красоту и опыт их создания передает наследникам. Декоративно-прикладное искусство – это раздел искусства, посвящённый созданию художественных изделий. 
Изучив возможности и интересы родителей, я пришла к выводу, что необходимо проводить уроки совместно с родителями для того чтобы более лучше познакомить родителей с нашей детьми работой и заинтересовать всех в работе с детьми так же в домашних условиях для более успешного результата. Такое понимание, творческий потенциал родителей вдохновили меня  на создание проекта "Ловкие пальчики", который включает специально организованные занятия  (физминутки, пальчиковые гимнастики, ручной труд, штриховку, игры с горохом, фасолью, рисование как красками так и цветными  карандашами, родительское собрание), как  самостоятельную продуктивную деятельность детей, так и совместную работу с родителями. Результатом работы в этом направлении станут традиционные выставки в школе.
Проект раскрывает задачи и содержание работы по развитию мелкой моторики рук посредством приобщения детей к декоративно- прикладному искусству.
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию обучающегося на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с искусством в разных видах деятельности (например, занятия интегрированного характера; экскурсии;  совместная творческая деятельность с родителями).
Нельзя сказать, что я особо выделяю приоритет какой- либо форме работы с обучающимися. Ее выбор зависит от интереса обучающегося к предлагаемой деятельности, их индивидуальных и возрастных особенностей, творческих способностей и занятости родителей, а также материальной базы для занятий.
Формы организации продуктивной деятельности обучающегося такие как:

  • фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия,
  • самостоятельная творческая деятельность,
  • совместная деятельность обучающегося и родителей,
  • организация выставок детского творчества совместно с родителями,  предполагают активное использование взаимодействия обучающегося с объектами рукотворного мира, а также применение современных технических средств обучения и новых информационных технологий, направленных на расширение кругозора, укрепление мелкой моторики и овладение грамотной устной и письменной  речью.

Проект направлен на всестороннее развитие обучающегося:

  • формирование положительного отношения к искусству.

Время коррекционного занятия как в специально организованной так и в свободной деятельности обучающегося в  школе и дома.
Цель проекта: 
-развитие речи у детей с ОВЗ через укрепление мелкой моторики пальцев рук по средствам приобщения ребенка к декоративно- прикладному искусству и организацию совместного творчества обучающегося и родителей.
Задачи проекта:
Развивающие:

  • создать условия для ситуативно- делового, личностно- организационного общения на основе общего дела обучающегося и родителя:
  • формировать представления об искусстве как виде творческой деятельности людей;
  • развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; развивать эстетические чувства, эмоции, переживания;
  • учить самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности;
  • воспитывать интерес к искусству.

Образовательные:

  • создать педагогические условия для развития речи у детей с ОВЗ через укрепление мелкой моторики пальцев рук путем приобщения ребенка к декоративно- прикладному искусству посредством взаимодействия всех специалистов начальной школы.

Воспитательные:

  • развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.
  • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
  • воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

Участниками проекта: обучающиеся  начальной школы МБОУ ООШ №19 им. И.А.Кочубея ст.Александроневской имеющие заключения ПМПК ,  учитель-логопед Павлюк Татьяна Викторовна, учителя начальных классов, родители.
Тип проекта:  игровой, подгрупповой.
Продолжительность:  краткосрочный  (11 ноября 2019 г -22 ноября 2019г)
Методы и формы работы:

  • Принцип доступности- обучение и воспитание обучающегося осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, экскурсии, чтения литературы, рассматривание предметных и сюжетных картинок.
  • Принцип гуманистичности- предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности обучающегося.
  • Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
  • Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
  • Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках МБОУ ООШ №19 им. И.А. Кочубея ст. Александроневской.

Ожидаемые результаты проекта "Ловкие пальчики" по образовательным областям:
познавательное развитие:  сформировать представления об искусстве как виде творческой деятельности людей;
социально-коммуникативное развитие: воспитания  трудолюбия и желание добиваться успеха собственным трудом:
художественно-эстетическое развитие: достижение положительного эмоционального отклика у детей при знакомстве с новыми пальчиковыми играми, штриховками, природным материалам и т.д. Отражение своих эмоций в собственной изобразительной деятельности.

 

2. Деятельность в рамках проекта
Комплексный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи у детей с ОВЗ в условиях начальной  школы, предполагает комплексное планирование и реализацию коррекционной работы с этими детьми. Направлено на устранение речевых дефектов,  предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях  коррекционных занятий.

Мероприятия
I этап предварительный 11-13 ноября 2019года

  • Выбор темы проекта и его разработка
  • Изучение научно-практических и методических источников по заявленной проблеме.
  • Подбор материала по заявленной теме.
  • Разработка и изготовление  дидактических  игр, пальчиковых гимнастик, шаблонов для будущих рисунков, консультаций для родителей и педагогов.

II этап основной

Дата

Работа с обучающимися ОВЗ в условиях школы

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с педагогами

Совершенствование предметно развивающей среды

11.11.19г

Игры с горохом

Консультация "Развитие мелкой моторики»

 

Оформление и пополнение

предметно – развивающей

 среды в соответствии с темой проекта.

12.11.

Знакомство с новыми пальчиковыми играми

 

Консультация "Использование сенсорных игр для развития речи"

13.11

Рисование красками

Памятка "Как заинтересовать обучающегося с ОВЗ  рисованием"

 

Создание картотек  

дидактических игр, пальчиковых гимнастик, игр для развития мелкой моторики по теме проекта.

14.11

Работа в индивидуальных тетрадях цветными и простыми карандашами

 

 

15.11

Раскраски –картинки восковыми мелками

Беседа в индивидуальной форме о необходимости умения пользоваться восковыми мелками.

 

18.11.

Игры-вкладыши

 

Памятка  "Игровые методы работы в логопедической практике с обучающимися ОВЗ начальной школы"

19.11.

Дидактические игры для развития тактильного ощущения "Цифры называем, пальцы укрепляем"

Консультация "Домашняя игротека для детей и их родителей"

 

Создание дидактических игр, игр для развития мелкой моторики по теме проекта.

20.11.

Дидактическая игра Волшебные дощечки. «Пальцы укрепляем, буквы называем»

 

Консультация "Совместная коррекционная предметно-развивающая среда"

21.11.

Дидактические игры: "Разрезные картинки", "Шагаем пальчиками".

Консультация "Играем пальчиками и развиваем речь"

 

 

 

III этап заключительный
 (22 ноября) Подведение итогов проекта "Ловкие пальчики"

  • Организация выставочного уголка творческого проекта "Ловкие пальчики"
  • Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с обучающимися  и родителями.
  • Анализ эффективности работы системы, работы с обучающимися по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ и приобщения ученика к декоративно - прикладному искусству.

 

3. Оценка результатов реализации проекта "Ловкие пальчики".
Реализация данного проекта в  МБОУ ООШ №19 им.И.А.Кочубея станицы Александроневской осуществлялась  через цикл занятий с детьми: индивидуальную и подгрупповую  работу с обучающимися с ОВЗ.
Большое значение придается работе по формированию умелости в начальной школе. Она многообразная и разносторонняя, организована в различных направлениях. Развитие ручной умелости осуществляется на различных коррекционных занятиях. Целью этих занятий является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений учеников, регулярной практической деятельности, а также развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
Специфика работы с данной группе предполагает тесное сотрудничество с учителями начальной школы, родителями. На коррекционных занятиях, во время индивидуальной работы с обучающимися   контролирую, анализирую тематические упражнения и задания для развитию мелкой моторики. Преемственность в моей  работе-  (учителя- логопеда), учителей начальной школы и родителей позволяет добиваться положительных результатов.
Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки обучающихся с ОВЗ  стали более совершенными. Уже сегодня я вижу качественный скачок в развитии обучающихся начальной школы с ОВЗ. Результаты диагностики подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этого проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики пальцев рук

Уважаемые коллеги! При подготовке к занятиям, нам приходится подбирать речевой, демонстрационный материал в соответствии с определённой лексической темой. Это требует дополнительных временных за...

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК С РЕЧЬЮ РЕБЕНКА.

В статье даны практические рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук....

Консультация для родителей.Роль упражнений,направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук.

В данном материале говорится о роли упражнений ,направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук.Предназначен для родителей,воспитателей,учителей....

Развитие мелкой моторики и творческого потенциала у детей с ТНР на внеклассных занятиях декоративно-прикладного цикла. �

Цель моей работы – показать пластические возможности бумаги в создании декоративно – прикладных работ; познакомить учащихся с основными приемами работы с бумагой в разных техниках; развивать эстетичес...

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)

Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)

Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие  деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...

Проект по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей через приобщение к декоративно-прикладному искусству

Задачи:- изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме-провести диагностику уровня развития мелкой моторики воспитанников-создать условия, способствующие...