ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК С РЕЧЬЮ РЕБЕНКА.
статья по логопедии по теме

Зубцова Тамара Николаевна

В статье даны практические рекомендации по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-zubcova_t.n.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК С РЕЧЬЮ РЕБЕНКА.

В последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если в 50-х годах XX  века  было около 17% детей  с дефектами звукопроизношения (данные М.Е. Хватцевой), то в конце ХХ, и в начале ХХI века  их стало 52,5%. Учеными доказаны важные положения, касающиеся  взаимосвязи  между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки. Движения пальцев рук, являясь  совокупностью скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой,  влияют на развитие высшей нервной деятельности ребенка, интеллектуального развития. Около трети  всей площади двигательной  проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки,  расположенной рядом с проекцией речевой моторной зоны. Движения пальцев рук стимулируют созревание ЦНС,  что проявляется в ускорении развития речи ребенка.

В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Влияние импульсов  мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится  к детям и с нормальным, и с нарушенным  речевым развитием.  По мнению М.М. Кольцовой  «систематические упражнения  для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются  мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Все упражнения на развитие  мелкой моторики можно разделить на несколько групп.

Самомассаж и  массаж кистей и пальцев рук. Это один из видов пассивной гимнастики, оказывающий тонизирующее действие на ЦНС, улучшающий функцию рецепторов. Он необходим для улучшения координации произвольных движений, восстановления ослабленных мышц, снятия излишнего напряжения.  Для массажа используются различные приспособления и мелкие предметы: массажные щетки, маленькие мячики, грецкие орехи, карандаши, колючие  колечки. Самомассаж делается на обеих руках попеременно. Такие упражнения как «Очень холодно зимой» разогреют мышцы тыльной стороны рук, а  упражнение «Мы – индейцы» - мышцы ладоней. Эффективен для развития  тактильных ощущений, мышечной памяти, кинестетики «пальчиковый бассейн»: в небольшую  чашку, наполненную сыпучими материалами с необычной текстурой (крупа, пшеничные хлопья, фасоль и т.д.) помещают  предмет, необходимо найти  и отгадать его. Для  растяжения мышц, снятия напряжения и скованности используют упражнения «Дотянись до…», «Вот шагает великан». Для расслабления мышц – упражнения «Погладь котенка», «Маляры». Они помогут из упражнений совсем не интересных, но необходимых, например, многократно повторять слог с автоматизируемым звуком, сделать увлекательные и занятные.

 «Вот шагает великан»-пальцами рук «шагать» по поверхности стола, одновременно произнося,  например, слоговую  разминку.

Ша-ша-ша-ша-ша-ша

Шо-шо-шо-шо-шо-шо

Кшу-кши-кша-кшо          и т.д.

Сопряженная гимнастика. Упражнения, направленные на одновременное развитие речедвигательного аппарата и мелкой моторики, вызывающие, как правило, наибольшие затруднения. Например, «Змейка»: выполняются волнообразные движения руками, а языком выполняется упражнение «Змейка»-губы в улыбке, «острый» язычок высунут  вперед.

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне.

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

К развивающим силу мышц кистей и пальцев  рук  относятся игры и упражнения с мелкими предметами (теннисные или каучуковые шарики, грецкие орехи, резиновые мячики, игрушки для прорезывания зубов и т.д.)

Упражнение «Кулачки». Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать небольшие резиновые мячи кистями рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости, после чего руки расслабляются и встряхиваются. (сжимать мячи можно двумя руками одновременно или попеременно - сначала правой, потом –левой).

           В ручки мячики возьмем,

Кулачками их сожмем.

Упражнение «Мячик». Сжимать обеими руками мелкие резиновые мячи- большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Эта ручка – правая, эта ручка –левая,

Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.

Будет сильной правая,

Будет сильной  левая,

Раз, два, три, раз, два, три ,

Я играю, посмотри!

Упражнение «Орех». Ребенок катает орех ладонями и приговаривает:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

(Можно перекатывать в ладони два небольших шарика.)

А взяв шарики разных цветов (красного - для гласных, синего - для твердых согласных, зеленого – для мягких согласных звуков), при этом посыпав каждый мячик  ванилином или другим пищевым ароматизатором, с тем чтобы речевые звуки   ассоциировались у ребенка с каким-нибудь конкретным образом (например - гласный звук, в момент произнесения которого ребенок ощущает клубничный запах, ассоциируется у него с душистой клубникой) параллельно можно отработать понятия гласных, твердых и мягких согласных звуков. Используя такие задания, мы получаем возможность опираться  на совместную работу различных анализаторов в сочетании с реализацией пространственного фактора и развития у детей чувства ритма.

Я заметила, что традиционно любимыми у детей являются статические упражнения, удерживающие  определенную позу – развивающие кинетический компонент двигательного акта – это такие как «Зайцы», «Коза», «Собака», «Цветок», «Лучики» (упражнения из нашего детства), они способствуют формированию у детей чувства пространства и точности движений, развитию наблюдательности и внимания, снятию интеллектуальной и эмоциональной напряженности.

Самой большой группой упражнений является группа на развитие динамического компонента двигательного акта, на развитие  умения переключаться с одной позиции на другую, умения противопоставлять большой палец остальным, динамической координации. Перечислю некоторые упражнения: «Пальчики здороваются», «Скакалка», «Моя семья», «Кулак-ребро-кулак» и другие. 

Упражнение «Заяц бьет в барабан» - указательный и средний пальцы выпрямлены и соединены - это «уши зайца». По очереди соединить подушечки большого пальца с мизинцем, затем с безымянным пальцем и опять с мизинцем - получится движение «бить в барабан».То же упражнение повторить , начиная с безымянного пальца. То же с закрытыми глазами с проговариванием действий и названий пальцев. Разученное упражнение повторять от 4 до 16 раз, постепенно увеличивая количество повторений. Темп медленный, средний, затем быстрый. Способствуя положительному эмоциональному настрою, повышению работоспособности и речевой активности ребенка, упражнения развивают эластичность мышц и связок суставов пальцев, кисти.

К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Следующая группа упражнений направлена на развитие мелкой моторики и формирование графомоторных навыков. Штриховка горизонтальными и вертикальными линиями, копирование геометрических форм, соединение контура рисунка по точкам, раскрашивание  внутри контура, уменьшение или увеличение объекта  по контуру или без него.

Использование таких виды работ,  как лепка букв из пластилина, рисование на крупе в пальчиковом бассейне, ощупывание букв, вырезанных из наждачной или из бархатной бумаги, выкладывание букв из разных материалов: крупы, бусинок, гороха, фасоли, несомненно, подойдет для развития тонких движений пальцев рук и будет интересна  ребенку.

В последнее время стремительно развивается кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет формировать способности ребенка или корректировать проблемы в различных областях психики, предотвращение и коррекцию дисграфии. Самый благоприятный период для их использования - возраст до 10 лет, пока кора полушарий еще  окончательно не сформирована.

Приведу примеры общеизвестных нам кинезиологических упражнений: «Колечко» - как можно быстрее перебирать пальцы рук, последовательно соединяя в кольцо с большим пальцем  указательный, средний и т.д. В прямом и обратном порядке.

«Кулак-ребро-ладонь» - три положения руки на поверхности стола поочередно сменяют друг друга.

«Лезгинка» - левая ладонь сжата в кулачок, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью вниз в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой руки. Потом положение рук одновременно меняется.

«Зеркальное рисование» - на чистом листе бумаги, одновременно взяв обеими руками по карандашу или фломастеру, рисовать зеркально симметричные картинки, буквы, узоры.

«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши и поменять положения рук.

«Змейка» - скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить  пальчики в замочек, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, на который укажет ведущий.

Не забывайте, что такие упражнения  необходимо выполнять в комплексе и чем интенсивнее нагрузка, тем  значительнее положительные структурные изменения в организме.

        Моя практика показывает, что дети с большим удовольствием выполняют задания,  связанные с движением пальцев рук и речью, а учебный процесс становится для ребенка увлекательным и полезным. Скрупулезная и  систематическая работа по развитию мелкой моторики пальцев рук детей, повышает работоспособность  за счет тонизирующего воздействия на кору больших полушарий; тонкие дифференцированные движения пальцев оказывают мощное влияние на развитие артикуляционного аппарата, на  развитие речи и психических процессов, а также устранит нарушение письменной речи.

Зубцова Тамара Николаевна,

учитель-логопед МОУ «СОШ №23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по развитию мелкой моторики пальцев рук

Уважаемые коллеги! При подготовке к занятиям, нам приходится подбирать речевой, демонстрационный материал в соответствии с определённой лексической темой. Это требует дополнительных временных за...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

РАЗВИТИЕ   МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ- ВАЖНЫЙ ЭТАП  ПОДГОТОВКИ РУКИ РЕБЕНКА К ПИСЬМУ  И РАЗВИТИЮ РЕЧИ....

Консультация для родителей.Роль упражнений,направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук.

В данном материале говорится о роли упражнений ,направленных на развитие мелкой моторики пальцев рук.Предназначен для родителей,воспитателей,учителей....

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)

Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...

Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)

Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие  деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...

Организация психолого- коррекционной работы у детей с ОВЗ путем развития мелкой моторики пальцев рук.

В нашей школе проживают и обучаются дети, которых принято называть особенными. В силу того, что каждый ребенок был вынужден с самого раннего детства столкнуться с такими недетскими проблемами, как нед...