Коррекция дизартрии
методическая разработка по логопедии

Блохина Елена Владимировна

Программа предназначена для реализации в школе для детей с ОВЗ. Разработана коллективом логопедов Санкт-Петербурга. Предложена пояснительная записка, отражающая особенности нарушения просодической стороны речи у школьников с ЗПР. А также календарно-тематическое планирование из расчета 33-34 уч. недели. Данная разработка может быть полезной логопедам массовых школ и работающим в специальных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizartriya.docx150.4 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по коррекции дизартрии

1-4 классы.

Пояснительная записка

Для младших школьников с ОВЗ (ЗПР) характерно значительное преобладание полиморфных нарушений звукопроизношения. В большинстве случаев нарушения звукопроизношения охватывают три и более фонетические группы звуков.

При дизартрии у детей имеются не только дефекты звукопроизношения, но и могут отмечаться нарушения речевого дыхания, просодической стороны речи, недостатки в артикуляторной моторике. Движения языка не точны, хаотичны, неорганизованны, замедленны, отмечаются трудности удержания позы. Недостаток дифференцированности в работе мягкого нёба. Губы вялые или излишне напряженные. Возможны дефекты в строении артикуляторного аппарата: прогнатия, прогения, передний и боковой открытый прикус, укороченная подъязычная связка, толстый и массивный язык, высокое узкое или уплощенное твердое нёбо, дефекты строения зубного ряда.

        В картине нарушений звукопроизношения большое место занимают смешения звуков, что обусловлено недоразвитием фонематического слуха.

Цель:

Минимизация  недостатков в развитии устной речи.

Задачи:

  1. Развитие неречевых психических функций.
  2. Развитие артикуляторной и мелкой  моторики.
  3. Развитие просодической стороны речи.
  4. Развитие фонематического слуха.
  5. Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
  6. Расширение и активизация словаря.
  7. Развитие грамматического строя и связной речи.

Планируемые результаты освоения программы по дизартрии 1-4 классы.

Учащиеся научатся на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:

  1. Преодолевать фонетико-фонематические недостатки.
  2. Выполнять артикуляторные упражнения.
  3. Удерживать и дифференцировать артикуляторные уклады отдельных звуков.
  4. Верно произносить поставленные звуки.
  5. Дифференцировать поставленные звуки со смешиваемыми звуками (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие фонемы, а также звуки, схожие по акустико-артикуляционным признакам).
  6. Выделять самостоятельно и верно все звуки на слух и в произношении.
  7. Определять наличие звука и его место в слове.
  8. Производить анализ артикуляции звуков.

Учащиеся учатся и имеют возможность научиться на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям:

  1. Расширять и активизировать словарный запас.
  2. Оформлять грамматически правильно и лексически выразительно свои высказывания.
  3. Образовывать новые слова, используя приобретенные навыки словоизменения и словообразования.
  4. Использовать в речи средства интонационной выразительности.
  5. Самостоятельно пересказывать и составлять небольшие рассказы по вопросам, опорным словам, сюжетным картинкам, плану, принимая направляющую помощь педагога.

Содержание

Развитие психических функций

1.  Развитие слухового внимания и памяти.

2.  Развитие зрительного внимания и памяти.

3.  Развитие мелкой моторики и зрительно-моторной        координации

Работа над дыханием

1.  Обучение приемам речевого дыхания.

2.  Обучение синхронности выдоха и фонации.

Работа над голосом

1.  Развитие синхронности выдоха и голосообразования.

2.  Развитие мягкой атаки голосоподачи.

3.  Развитие  голосовых модуляций  и  интонирования.

Развитие подвижности органов артикуляции и подготовка  артикуляторных укладов

1.  Обучение основным движениям губ, языка.

2.  Обучение активному сокращению мягкого неба.

3.  Развитие мимической мускулатуры.

Коррекция звукопроизношения

1.  Развитие фонематического восприятия звука.

2.  Специальные артикуляторные упражнения.

3.  Постановка звука.

4.  Закрепление звука в имитационных упражнениях.

5.  Автоматизация звука в слоге, слове, словосочетании, предложении,

    связной речи.

6.  Дифференциация поставленного звука со звуками, сходными по    артикуляторно-акустическим признакам.

*Количество часов определяется индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения.

Тематический план занятий по дизартрии

п/п

Тема занятий

Цели и задачи

Виды работ

1.

Развитие зрительно-моторной координации.

Подавление саливации.

Учить фиксировать взгляд на органах артикуляции.

Учить управлять движениями языка, губ при зрительном слежении.

Упражнения с удержанием статической позиции (под счет):

«улыбка», «трубочка,«лопаточка», «иголочка».

Мимическая; гимнастика.

2.

Подавление саливации (по

необходимости).

Учить приемам удерживания и глотания слюны.

Жевание, кусание, сосание, произвольное проглатывание

слюны.

3.

Развитие активного выдоха.

Учить длительному выдоху.

Подуть на занавеску из папиросной бумаги. Подуть на мыльную воду.

Подуть в свисток, губную гармошку. Надувание резиновых игрушек.

4.

Развитие произвольного управления дыханием.

Учить произвольному управлению дыханием.

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох ртом, выдох носом.

Длительный выдох через   губы.

Толчкообразный выдох через губы.

Длительный выдох широко открытым ртом.

Толчкообразный выдох широко открытым ртом.

5.

Увеличение объема дыхательных экскурсий.

Добиваться увеличения дыхательных экскурсий.

Упражнения: «Кто дальше?», «Кто выше?», «Кипятим воду», «Прокати карандаш»,  «Задержи выдох -вдох».

6.

Развитие синхронности выдоха и фонации.

Добиваться синхронности выдоха и фонации на шепотных гласных звуках, слогах, словах, короткой фразе.

Произнесение шепотных гласных на длительном выдохе.

Произнесение шепотных гласных на толчкообразном выдохе.

Произнесение сочетаний шепотных гласных на одном выдохе.

Произнесение шепотных согласных на одном выдохе.

Произнесение сочетаний шепотных согласных на одном выдохе.

Произнесение шепотных слогов.

Произнесение шепотных слов.

Произнесение шепотных фраз.

7.

Отработка синхронности выдоха и голосообразования.

Добиваться синхронности выдоха и голосообразования.

Имитация мычания. Игра «смычок».

«Жевание» гласных и согласных звуков.

8.

Отработка мягкой атаки голосоподачи.

Добиваться мягкого голосоначала на фоне мышечного расслабления.

Учить приемам расслабления в скелетной мускулатуре.

9.

Отработка голосовых модуляций.

Развивать интонационные модуляции, меняя высоту голоса.

Распевание звуков при средней громкости.

Усиление голоса: артикуляция-шепот-тихо-громко.

Ослабление голоса: громко-тихо-шепот-артикуляция.

«Укачивание».

Интонирование на стихотворном материале, подобранном по возрастному принципу.

10.

Развитие произвольных движений губ.

Обучить основным движениям губ.

Упражнения: «Улыбка». «Оскал».

 «Трубочка». Немая артикуляция гласных и немых согласных звуков.

11.

Развитие произвольных движений языка.

Обучить основным движениям языка.

Упражнения: «Лопаточка».

«Иголочка». «Часики». «Качели».

Немая артикуляция язычных согласных.

12.

Активизация работы мягкого неба.

Добиваться активного сокращения мягкого неба.

Покашлять на ватку, на кусочек бумажки.

13.

Развитие мимической мускулатуры.

Добиваться активной работы мимической мускулатуры.

Упражнения. Нахмурить брови.

Поднять брови. Зажмурить глаза.

Поочередное зажмуривание глаз.

Надуть щеки.

14.

Постановка и автоматизация звуков.

1.Фонематическое восприятие звука:

а) в звуковом ряду;

б) в слогах разного типа;

в) в словах разного типа;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях.

2. Специальные артикуляторные упражнения.

3.Постановка звука [Т].

4. Закрепление звука в имитационных упражнениях.

5. Автоматизация звука в слогах:

а) звук в закрытых слогах;

б) звук в открытых слогах;

в) звук в слогах со стечением согласных;

г) звук в слогах разного типа.

6.Автоматизация звука в словах:

а) звук в словах с закрытым слогом;

б) звук в словах с открытым слогом;

в) звук в слове со стечением согласных.

7.Автоматизация звука в словосочетаниях.

8.Автоматизация звука в предложениях.

9. Автоматизация звука в связной речи.

- чтение и пересказ готового текста;

- рассказ по картинке;

- самостоятельный рассказ (выборочный, дополняющий на тему, по опорным словам).

1.Фонематическое восприятие звука:

а) в звуковом ряду;

б) в слогах разного типа;

в) в словах разного типа;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях.

2. Специальные артикуляторные упражнения.

3. Постановка звука.

4. Закрепление звука в имитационных упражнениях.

5.Автоматизация звука:

а) звук в слогах со стечением согласных с [Т];

- звук в словах со стечением согласных;

- звук в предложениях со стечением согласных.

б) звук в закрытых слогах:

- звук в слове с закрытым слогом;

- звук в словосочетании с закрытым слогом;

- звук в предложении с закрытым слогом.

в) звук в открытых слогах:

- звук в слове с открытым слогом;

- звук в словосочетании с открытым слогом;

- звук в предложении с открытым слогом.

г) звук в связной речи.

1.Фонематическое восприятие звука.

2.Специальные артикуляторные упражнения.

3.Постановка звука.

4.Закрепление звука в имитационных упражнениях.

5.Автоматизация звука

а) в слогах;

б) в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложении;

д) в связной речи.

1.Фонематическое восприятие звука:

а) в звуковом ряду;

б) в слогах разного типа;

в) в словах разного типа;

г) в словосочетаниях;

д) в предложениях.

2. Специальные артикуляторные упражнения.

3.Постановка звука.

4.Автоматизация звука:

а)звук в слогах со стечением согласных;

- звук в словах со стечением согласных;

-звук  в словосочетаниях со стечением согласных;

-звук в предложениях со стечением согласных.

б) звук в открытых слогах;

-звук в словах с открытым слогом;

-звук в словосочетаниях с открытым слогом;

-звук в предложениях с открытым слогом;

г) звук в связной речи:

- чтение и пересказ готового текста;

- рассказ по картинке;

- самостоятельный рассказ (выборочный, дополняющий на тему, по опорным словам).

1.Фонематическое восприятие звука:

а) в звуковом ряду;

б) в слогах;

в) в словах;

г) в словосочетаниях;

д) в предложениях.

2.Специальные артикуляторные упражнения.

3.Постановка звука.

4.Автоматизация звука:

а) звук в прямых слогах;

-звук в словах с прямым слогом;

- звук в словосочетаниях с прямым слогом;

-звук в предложениях с прямым слогом.

 б) звук в обратных слогах;

-звук в словах с обратным слогом:

- звук в словосочетании с обратным слогом;

-звук в предложении с обратным слогом.

в) звук в слогах со стечением согласных;

-звук  в слогах со стечением согласных;

-звук в словах со стечением согласных;

-звук в словосочетании со стечением согласных;

-звук в предложениях со стечением согласных;

г) звук в связной речи:

- чтение и пересказ готового текста;

- рассказ по картинке;

- самостоятельный рассказ (выборочный, дополняющий на тему, по опорным словам).

1.Фонематическое восприятие звука:

а) в звуковом ряду;

б) в слогах;

в) в словах;

г) в словосочетаниях;

д) в предложениях.

2.Специальные артикуляторные упражнения.

3.Постановка звука.

4.Автоматизация звука:

а) звук в обратных слогах;

-звук в слогах со стечением согласных;

-звук в прямых слогах.

б) звук в словах;

в) звук в словосочетаниях;

г) звук в предложениях.

д) звук в связной речи.

1.Фонематическое восприятие звука:

а) в звуковом ряду;

б) в слогах;

в) в словах;

г) в словосочетаниях;

д) в предложениях.

2.Специальные артикуляторные упражнения.

3.Постановка звука.

4.Закрепление звука в имитационных упражнениях.

5.Автоматизация звука.

а) звук в слогах со стечением согласных:

-звук в словах со стечением согласных;

-звук в словосочетаниях со стечением согласных;

-звук в предложениях со стечением согласных.

б) звук в обратных слогах:

- звук в словах с обратным слогом;

- звук в словосочетаниях с обратным слогом;

- звук в предложениях с обратным слогом;

г) звук в связной речи:

-  чтение и пересказ готового текста;

- рассказ по картинке;

- самостоятельный рассказ (выборочный, дополняющий на тему, по опорным словам).

1.Фонематическое восприятие звука.

2.Специальные артикуляторные упражнения.

3.Постановка звука.

4.Закрепление звука в имитационных упражнениях.

5.Автоматизация звука.

Схема та же, что при звуке [Ш] +

Постановка звука.

1.Фонемаическое восприятие звука:

а) звук в звуковом ряду;

б) звук в слогах;

в) звук в словах;

г) звук в словосочетаниях;

д) звук в предложениях.

2.Специальные артикуляторные упражнения.

3.Постановка звука.

4. Автоматизация звука:

а) звук в звукосочетании со стечением согласных;

б) звук в словах со стечением согласных;

в) звук в словосочетаниях со стечением согласных;

г) звук в предложениях;

д) звук в связной речи

-  чтение и пересказ готового текста;

- рассказ по картинке;

- самостоятельный рассказ (выборочный, дополняющий на тему, по опорным словам).

Постановка звука.

Автоматизация звука.

1.Фонематическое восприятие звука.

2.Специальные артикуляторные упражнения.

3.Постановка звука.

4.Автоматизация звука:

а) звук в  обратных слогах со стечением согласных;

-звук в словах с обратным слогом;

- звук в словосочетаниях;

- звук в предложениях.

б) звук в прямых слогах;

- звук в словах с прямым слогом;

- звук в словосочетаниях;

- звук в предложениях.

в) звук в связной речи.

1.Фонематическое восприятие звука.

2.Специальные артикуляторные упражнения.

3.Постановка звука.

4.Автоматизация звука:

а) звук в обратных слогах;

- звук в словах с обратным слогом;

- звук в словосочетаниях с обратным слогом;

- звук в предложениях.

б) звук в связной речи.

 Звук [Т]

1.Развитие фонематического восприятия.

2.1. Упражнения на распластывание языка:

а) шлёпанье губами, язык в межзубном положении;

б) жевание языка губами, зубами прямо, справа, слева;

в) выталкивание спички кончиком языка из-за нижних зубов.

2. 2.Перекатывание фасолины.

2.3.«Мостик» внизу. Удержать языка у нижних зубов.

2.4.«Мостик» вверху. Удержать языка у нижних зубов.

Имитационные упражнения: «Пулемет», «Молоточек».

ат-от-ут-ит-ыт

      та-то-ту-ти-ты-тэ

кта-кто-кту-ктэ

      акт-окт-укт-экт

закат – плакат – накат – дипломат – набат и т.д.

Звук [С]

1.Развитие фонематического восприятия.

2.Рапластать язык (смотри упражнение для звука [Т]).

Упражнения на формирование центральной воздушной струи:

а) выдох на широкий язык - «собачке жарко» ;

б) выдох с широкого языка на ватку, бумажку, пальчик;

в) выдох в трубочку - «подводная лодка»;

г) с помощью спички удержать язык в продольном положении – «трубочка»;

д) выдох на лёгкий предмет – язык за нижними зубами.

3.1.От звука [Т] – подуть на язык в межзубном положении.

3.2.От звука [Ф] – подуть на язык в межзубном положении.

3. 3.От звука [И] – подуть на язык в момент шепотного произношения.

Звукоподражательные игры:

«Ветерок», «Водичка», «Листочки».

↓ТЭ -       ↓ТЫ -         ↓ ТА -         ↓ТО -           ↓ ТУ -                          

 СТ(Э)НД -  СТЫД – СТАН – СТОН – СТОП - СТУЛ            

В школе – стенд. Стул стоит около стола. Неряхе стыдно. Машины вышли на полевой стан.

↓А      ↓О       ↓У       ↓Э           ↓Ы

Звук [З]

1.Развитие фонематического восприятия.

2.Подготовка артикуляторного уклада к произнесению звука.

Звук [Т']

2.1.Жевание боковых краёв языка, кончик  языка у нижних зубов.

2.2.Жевание с выдохом на спинку языка, кончик языка у нижних зубов.

↓К

↓КА      ↓КО      ↓КУ      ↓КИ       ↓КЕ

Звук [С']

2. Упражнения как при  роботе со звуком [Т'].

3.1.От звука [Т']→[С']

3.2. От звука [И]→[С']

3.3. От звука [Х']→[С']

Звук[Ц]

2. Как при звуках [Т], [С] – аффрикативно  ЦВС ↓

3.1.От звуков [Т]+[С]

3.2.От звука [Т]: «Мостик» снизу, выдох на спинку языка, кончик языка у нижних зубов.

Резкий конец при произнесении звука [Ц].

Звук [Т] и другие: ЦТА, ЦТО,  ЦТУ.  ЦТЭ,  ЦТЫ

Звук [Ш]

2.1. Распялка языка – все артикуляторные упражнения к звуку [С].

2.2.»Балалайка» от звука [Т] со стимулированием отрывистой части.

2.3.Упражнения по нейтрализации выдыхаемой струи.

2.4.Слизать с нижней поверхности ложки, с верхней губы, подъём передней части языка.

2.5.Язык присасывать к верхней губе.

2.6.Толчок широким языком в губу изнутри.

2.7.Упражнение: «Зубная щётка».

2.8.Упражнение: «Выдох на кончик носа». Кусочек бумаги прикладываем на кончик носа.

10. Упражнение: «Чашечка».

3.1.От [Т]→[Ш] – «молоточек» на альвеолах и подуть.

3.2.От [С]→[Ш] – язык вверху широкий.

3.3.От [Р]→[Ш] – убрать вибрацию.

4.1. Упражнение: «Лес шумит».

4.2. Упражнение: «Гуси шумят».

↑К                       ↑П                        ↑М

↑КА                    ↑ПА                     ↑МА

↑КО                    ↑ПО                     ↑МО

Звук  [Ж]

3.1. [Ш]→[Ж] – вибрация голосовых связок.

3.2. [З]→[Ж] – подъём языка вверх к альвеолам.

4.1. Упражнения: «Жук»,  «Шмель», «Ракета».

5.1.Схема та же, что при звуке [Ш] + участие голосовых

связок.

Звук [Щ]

Смягчение. Подъём средней части спинки языка.

Звук [Ч]

От [Т] + [Щ] → [Ч] – взрывной.

Звук [Р]

2.1.Упражнения на расслабление языка.

2.2.Упражнение на растягивание подъязычной связки.

2.3.Упражнение на развитие центральной воздушной струи. ЦВС.

2.4.Упражнения на  развитие подъёма передней части языка и растягивание языка.

2.5.упражнение на выталкивание кончика языка: справа, слева – укол.

2.6.Упражнения на укрепление кончика языка:

- высунуть языка вперёд и удерживать;

- слизать с нижней стороны ложки;

- «Молоточек». Кончиком языка производятся удары в альвеолы. Альвеолярное произношение звуков [т] - [д].

2.7. «Выстрел». Резкое сдувание.

2.8. «Лошадка».  Подсасывание при открытом рте.

3.1.«Кучер». Вибрация с губ на язык: [ББ]→[БРР], [ДД]→[ДРР].

3.2. От [ТРР] – петь с гласной.

3.3. От [ДЖ]→ «Балалайка».

3.4. От [ДЗ]→ «Балалайка».

3.5. От [ИДР] – на альвеолах.

3.6. От [ДДД] – на альвеолах, постукивание под подбородком.

3.7. От [АДД] – постукивание. От  [АДД] – «Балалайка.

4.1. Произношение звукосочетаний.

 [КРР]-[КРА]-[КРО]-[КРУ].  [ТРР]-[ТРА]-[ТРО]-[ТРУ].

[ПРР]-[ПРА]-[ПРО]-[ПРУ].

Звук [Р']

От [Т'], [Д']

Произношение звукосочетаний:

[АР'ХИ]-[АР'JИ]-[РИ]       [АР'ХЕ]-[АР'JЕ]-[РЕ]

Звук [Л]

3.1. От [А], [Ы] с боковой щелью – язык упирается в альвеолы.

3.2.От межзубного [Ы].

А↑К       АЛКА      ОЛКО     УЛКА

А↑П       АЛПА     ОЛПО      УЛПА

Звуки [К], [Г], [Х]

2.1. Упражнения для развития задней части спинки языка. «Мостик». «Ворота». «Согреть руки»: [Х]-на руки, ладони.

3.1. От [ТЫ]-[ТИ]-[КИ]-[КЫ]-[К]

             [ДЫ]-[ДИ]-[ГИ]-[ГЫ]-[Г]

             [СА]-[СЯ]-[ХЯ]-[ХА]-[Х]

Механическое отодвигание средней части спинки языка+ тактильный контроль гортани.

15.

Дифференциация поставленных звуков со смешиваемыми звуками, сходными по артикуляторно-акустическим признакам.

1 Фонематическое восприятие различаемых звуков:

а) звукив звуковом ряду;

б) звуки в слогах;

в) звуки в словах;

г) звуки в словосочетаниях;

д) звуки в предложениях.

2.Специальные артикуляторные упражнения для различаемых звуков.

3.Анализ артикуляторных укладов различаемых звуков.

4.Автоматизация различаемых звуков:

а)  звуки в звуковом ряду;

б) звуки в слогах;

в) звуки в словах;

г) звуки в словосочетаниях;

д) звуки в предложениях;

е) звуки в связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей, имеющих логопедическое заключение «дизартрия», для достижения наилучших результатов коррекции.

Логопедическая работа при стертой дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу.       ...

Массаж как метод коррекции дизартрии

В данной статье рассказывается об уникальном методе воздействия на артикуляционные мышцы ребенка - о логопедическом массаже. Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупност...

План-конспект группового логопедического занятия по коррекции дизартрии с учащимися VIII вида

В плане-конспекте по теме "Развитие дыхания" представлены разнообразные задания, направленные на развитие дыхательных эскурсий, работе над звукопроизношением....

Дизартрия. Виды дизартрии коррекция дизартрия.

Проблемы речевого развития – довольно распространенное явление у маленького ребенка. Чтобы справиться с ними, родители отводят его к логопеду или невропатологу. Если у ребенка обнаружилось ...

Коррекция дизартрии в начальной школе.

Рассмотрены формы дизартрии. Дифференциальная диагностика дизартрии от дислалии.Коррекция дизартрии на каждом этапе коррекционно0развивающего обучения....

Программа по коррекции дизартрии для 1 дополнительного класса для детей с ОВЗ

Программа создана для младших школьников с ОВЗ (ЗПР). Для таких детей характерно значительное преобладание полиморфных нарушений звукопроизношения. В большинстве случаев нарушения звукопроизношения ох...