"Особенности развития навыков письма у младших школьников с ЗПР"
статья по логопедии (1 класс)

Быкова Людмила Алексеевна

Письмо - это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь. Письменная речь тесно связана с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития навыков письма у младших школьников с ЗПР

Людмила Быкова,

учитель-дефектолог, логопед ГБОУ «Школа №953» ШО-2,  ДО-3 г.Москва

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети с ЗПР чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное» письмо; ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигателъной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти.

 У детей с ЗПР  затруднен контроль и регуляция своих движений, страдает кинетическая организация двигательных актов, что наиболее резко проявляется при убыстрении темпа и усложнении условий выполнения задания. Нарушения мышечного тонуса, его нестабильность приводят к быстрой утомляемости мышц пальцев и кистей рук, обусловливают неточность движений, нарушение согласованности и плавности. Не происходит запоминание и автоматизированное воспроизведение двигательных формул букв.

Для младших школьников с ЗПР, имеющих недостаточность со стороны ручной моторики характерны частые остановки в процессе записи, из-за которых они не успевают записывать весь диктуемый материал.

Стремление догнать одноклассников в скорости записи обусловливает большое количество ошибок. В письменных работах таких школьников встречается большое количество ошибок разных видов: пропуски и перестановки слов; недописывание слов и предложений; пропуск букв, слогов; смешения букв, имеющих сходные элементы; недописывание или добавление лишних элементов при записи букв; стереотипное повторение букв, слогов, слов.

Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в ДОУ специальных занятий, цель которых - подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

В дошкольном возрасте формируются предпосылки навыка письма, которые включают: развитие мелкой моторики руки, способность ориентироваться на листе бумаги, умение копировать элементы графических изображений, в том числе буквы, цифры. Эти предпосылки позволят ребенку успешно реализовать навык письма в школе.

Задача подготовки ребенка к письму считается наиболее сложным этапом подготовки ребенка к школе. Обучение ребенка письму связано с целым комплексом умений: достаточным развитием тонких и длинных мышц руки, зрительно-моторной координацией, правильным захватом карандаша (ручки), сочетанием темпа и ритма речи с движением глаза и руки, развитием психики.

Письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге  путем начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи.

Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звуко-буквенный анализ).

Письмо - одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков .

Графический навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время, переобучение неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах - графических знаках (печатных, письменных, заглавных и строчных), научиться правильно, четко и достаточно быстро писать все графические элементы, соблюдая правильную позу, правильные движения руки, правильную траекторию движений и т. п. Одновременно необходимо правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и соотносить их с буквами, т. к. параллельно с графическим идет формирование орфографического навыка и выпадение любого из звеньев затрудняет формирование навыка.

Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звуко-буквенного анализа, что создает дополнительные трудности.

Ребенок в норме в большинстве случаев подготовлен к началу школьного обучения. У него хорошо развиты фонематический слух и зрительное восприятие, сформирована устная речь. Он владеет операциями анализа и синтеза на уровне восприятия предметов и явлений окружающего мира. В процессе становления устной речи накапливается опыт дограмматических языковых обобщений.

Готовность сенсомоторной и психической сфер ребенка с нормальным развитием к обучению грамоте создает условия для быстрейшего овладения необходимыми операциями и действиями, которые лежат в основе навыков чтения и письма.

Они довольно успешно переходят от побуквенного чтения к послоговому, что, в свою очередь, ведет к более быстрому формированию навыков чтения слов и понимания их смысла. Несколько медленнее, но достаточно поступательно совершенствуется и техника письма. Причем послоговое орфографическое чтение положительно влияет на графические и орфографические навыки, создавая упреждающую основу грамотного письма еще до изучения орфографических правил.

Нарушение деятельности анализаторов и психических процессов у детей с ЗПР приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования навыков письма. Поэтому первоклассники испытывают затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процессы чтения и письма.

Наибольшие трудности при овладении навыками чтения и письма детьми данного контингента связаны с нарушением фонематического слуха и звукового анализа и синтеза. Р.И. Левина отмечает, что дети с трудом дифференцируют акустически сходные фонемы и поэтому плохо запоминают буквы, так как каждый раз соотносят букву с разными звуками,  происходит нарушение системы перекодировки и кодировки буквы в звук и звука в букв.

Несовершенство анализа и синтеза приводит к затруднениям в делении слова на составные части, выявлении каждого звука, установлении звукового ряда слова, усвоении принципа слияния двух или более звуков в слог, выполнении записи в соответствии с принципами русской графики.

Нарушение произношения усугубляет недостатки фонетического анализа. Если у детей с нормальным развитием неправильное произношение звуков далеко не всегда ведет к неполноценности слухового восприятия и неправильному выбору букв, то у детей с ЗПР нарушенное произношение - это в большинстве случаев нарушенное восприятие звука и неверный перевод его в графему.

Неполноценность зрительного восприятия препятствует достаточно быстрому и точному запоминанию графического образа буквы, ее дифференциации от сходных графем, установлению соответствия печатного и письменного, прописного и строчного вариантов каждой буквы.

Формирование графических навыков и подготовка к письму - сложный психофизиологический процесс, который связан с работой различных участков коры головного мозга, органами слуха, зрения, артикуляционного аппарата. У детей с задержкой психического развития наблюдаются затруднения в процессе овладения письмом и чтением. У большинства из них в дальнейшем эти затруднения переходят в стойкие дисграфию и дислексию.

Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Р.И. Лалаева  дает следующее определение: «дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма».

И.Н. Садовникова  определяет дисграфию как частичное расстройство письма (у младших школьников - трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения.

А.Н. Корнев называет дисграфией стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т. е. руководствуясь фонетическим принципом письма) несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.

А.Л. Сиротюк  определяет дисграфию как частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

До настоящего времени нет единого понимания, в каком возрасте или на каком этапе школьного обучения, а также при какой степени проявления нарушения можно диагностировать у ребенка наличие дисграфии.

Поэтому разделение понятий «затруднения в овладении письмом» и «дисграфия», понимаемая как стойкое нарушение у ребенка процесса реализации письма на этапе школьного обучения, когда овладение «техникой» письма считается завершенным, более корректно как с точки зрения понимания сути дисграфии, так и в плане организации педагогических мероприятий по предупреждению или преодолению данного нарушения.

Отечественными исследователями трудности в обучении навыку письма часто рассматриваются как следствие зрительных расстройств (Б. Г.Ананьев, Л.В. Занков и др.). П.Б. Шошин полагает, что недостаток зрительного восприятия этих детей связан с нарушениями в процессе переработки сенсорной информации. Важнейшую роль в формировании графических навыков играет овладение ребенком технически правильными приемами письма и координацией движений пишущей руки. Нарушения координации движений и ручной моторики у детей с ЗПР отмечается многими авторами.

Графические движения, составляющие двигательный акт письма, относятся к классу произвольных двигательных навыков, выполнение которых организуется многоуровневой функциональной системой. Взаимодействию различных областей коры головного мозга и обмену информацией между ними в процессе речевой деятельности посвящены исследования А.Р.Лурия, Л.В.Цветковой, В.И.Насоновой . По мнению авторов, межанализаторные связи обеспечиваются соответствующей структурной организацией головного мозга. Эпицентром этих связей являются обширные зоны, сложившиеся на границе между затылочными, височными и постцентральными областями коры и составляющие «зону «перекрытия» корковых отделов слухового, зрительного, вестибулярного и кожно-кинестетического анализаторов. Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного акта. Он включает в себя следующие этапы: мотив или постановка задачи, ориентировка в задаче и выбор адекватных методов и приемов ее решения, непосредственная реализация действия.

Таким образом, при задержке психического развития в той или иной степени нарушены основные предпосылки успешного развития навыков письма, а именно:

на уровне базовых способностей имеется недоразвитие пальцевого праксиса, недостаточность кинетической основы произвольного действия, недостатки устной речи;

на операциональном уровне имеется недоразвитие фонематического восприятия, несколько снижена способность к символизации, имеются проблемы в оптимальном функционировании зрительно-моторной координации, трудности перекодирования временной последовательности звуков в пространственную последовательность букв (слухомоторная координация);

на уровне навыка - недостаточная сформированность графомоторных навыков, несформированность навыка звуко-буквенного анализа.

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звуко-слогового состава слова и структуры предложений.

Количество ошибок в письме детей с ЗПР намного выше, чем у их сверстников с нормальным развитием. Преобладают такие ошибки, как пропуски букв, слогов, смешения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки, а также ошибки, обусловленные неусвоением и неумением использовать грамматические правила.

У  детей долго не формируется мотивация к учебной деятельности, в том числе и к письму. Аналитико-синтетическая деятельность, абстрактное мышление и навыки символической деятельности, необходимые для овладения письменной речью, у этих детей намного ниже, чем у их сверстников с нормальным развитием. Способность к произвольным, подкрепленным волевым усилием действиям, сопровождающимся осознанным контролем, у них еще недостаточно сформирована.

Кроме того, детей с ЗПР характеризуют дефицит и слабость таких психических процессов, как восприятие, память, внимание, произвольная регуляция. Лингвистическое развитие школьников с ЗПР также несовершенно и имеет специфические особенности, отрицательно сказывающиеся на их речемыслительной деятельности.

Для детей с ЗПР характерна неравномерная сформированность психических процессов. Наиболее нарушенными оказываются эмоционально-личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособности: в интеллектуальной деятельности наиболее яркие нарушения проявляются на уровне словесно-логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления.

Письмо - одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения. Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков. Формирование навыка письма при обучении длительный и сложный процесс, сложный и по структуре самого акта письма, и по структуре формирования навыка, и по психофизиологическим механизмам, лежащим в его основе. При этом вовремя сформированный навык письма является залогом успешного обучения в школе.

Итак, графический навык является основой навыка письма. Если графический навык нарушен, возникает проблемы с развитием навыков письма и как следствие возникает расстройство письма (дисграфия).

У детей с ЗПР в той или иной степени нарушены основные предпосылки успешного развития навыков письма, а именно на уровне навыка - недостаточная сформированность графомоторных навыков, несформированность навыка звуко-буквенного анализа.

Принципиальный путь помощи детям с ЗПР при формировании общей способности к учению - это помощь в овладении собственной интеллектуальной деятельностью, основными её структурными компонентами (мотивационно-ориентировочным, операциональным, регуляционным).

В основе овладения любым структурным компонентом интеллектуальной деятельности лежат те же психологические механизмы, что и в основе формирования любого умственного действия. Это организация внешних действий на специально организованной ориентировочной основе и постепенный её перевод во внутренний план.

Общее направление организации практических действий детей и формирования положительного эмоционального отношения к ним могут выглядеть следующим образом:

от групповых действий, где инициатива в их организации принадлежит педагогу,  к индивидуальным инициативным действиям ребёнка;

от цели, поставленной педагогом, и созданного им настроения её реализовать к коллективному целеобразованию и далее к индивидуальному целеобразованию с соответствующим эмоциональным отношением к этому процессу, а так же к практическим действиям и их результатам;

 от оценки педагога - к организации коллективной оценки и далее к индивидуальной самооценке; от поощрения педагога - к поощрению коллектива и далее к личной радости от успешно сделанного .

Коррекционное воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый из них характеризуется своими целями, задачами, методами и приемами коррекции. Основной задачей педагога является закрепление навыков правильного письма.

Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Структура этого процесса определяется этапом овладения навыком, задачами и характером письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого ее развития.

Известно, что одним из компонентов готовности к школьному обучению является определенный объем знаний. Другие ее компоненты - известный круг навыков, умений (в частности, некоторые умственные действия и операции) и необходимый уровень сформированности эмоционально-волевой сферы (прежде всего мотивов учения).

Приобретенный в период дошкольного детства запас элементарных сведений, представлений и умений составляет основу овладения научно-теоретическими знаниями, служит предпосылкой усвоения изучаемых в школе предметов.

В дошкольном возрасте формируются и предпосылки навыка письма, которые включают: развитие мелкой моторики руки, способность ориентироваться на листе бумаги, умение копировать элементы графических изображений, в том числе буквы, цифры. Эти предпосылки позволят ребенку успешно реализовать навык письма в школе.

В процессе коррекционного воздействия необходимо учитывать уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребенка.

Только специальные коррекционные целенаправленные упражнения, задания, дидактические игры помогают преодолевать отклонения в психическом развитии детей с ЗПР. При разработке модели коррекционно-развивающего обучения и воспитания необходимо учитывать особенности психического развития воспитанников, только тогда можно определить основные направления и содержание коррекционной работы.

Список литературы        

Артемова, Т.А. Физиологические и психологические предикторы умственной работоспособности детей шестилетнего возраста [Текст] // Материалы Первой Российской конференции по экологической психологии. - М., 2006, с. 14- 16.

Безруких, М.М. Этапы формирования навыка письма [Текст] / М.М.Безруких. - М., 1991. - 126 с.

Белопольская, Н.Л. Психологическое исследование мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Л.Белопольская . - М., 1976.

Борякова, Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗПР: Дисс. ... канд. пед. наук [Текст] / Н.Ю.Борякова.- М., 2008. - 199 с.

Буцикина, Т.П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников [Текст] // Логопед. - 2005. №3.- С.84-94.

Вайзман, Н.П. Реабилитационная педагогика [Текст] / Н.П. Вайзман. - М.: Аграф, 1996. - 160 с.

Валлон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Валлон. - М., 1968.

Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А.Власова, М.С. Певзнер. - М., 1973.

Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей [Текст] // Дефектология. - 2005. - № 6.

Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма [Текст] / Е.В. Гурьянов. - М.: Издательство АПН, 1959. - 264с.

Екжанова, Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта [Текст] // Дефектология. - 2008. - № 6. - С. 25 - 34.

Марковская, И.Ф. Задержка психического развития [Текст] / И.Ф.Марковская. - М., 1999.

Марковская, И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генезиса: Дис. Канд. Мед. Наук [Текст] / И.Ф.Марковская. -. Л., 1982.

Марковская, И.Ф. Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития [Текст] // Дефектология. - 2008. - №4.

Новикова, Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму: Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей [Текст] / Е.В. Новикова. - М., 2002.

Пиаже, Ж. Речь и мышления ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М., 1994.

Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В. Ульенкова. - М., 2006.

Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития [Текст] / У.В.Ульенкова. - Нижний Новгород, 1994.

Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии [Текст] / У.В.Ульенкова, О.С.Лебедева. - М., 2008.

Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты [Текст] / С.Г. Шевченко. - М..: Владос, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков словоизменения у младших школьников, имеющих нарушения письма и чтения, на логопедических занятиях.

Проблема изуче­ния и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей (дисгра­фия и дислексия) в настоящее время является одной из самых актуальных  задач логопедии.  В ...

Как правильно сформировать навык письма у младшего школьника?

Как правильно сформировать навык письмау младшего школьника?...

Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »

Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....

Как правильно сформировать навык письма у младшего школьника

Рекомендации педагогам и любящим родителям...

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В данной статье описываются различные диагностические методики, используемые в исследовании сформированонсти навыка письма у младших школьников с задержкой психического развития....

Как правильно сформировать навык письма у младшего школьника

Как  правильно  сформировать  навык  письма  у  младшего  школьника...