Мастер-класс " Не дай себе засохнуть"
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Бердникова Ирина Геннадьевна

Пять минут здоровья на уроке – это динамическая пауза.

            Динамическая пауза является частью системы здоровьесберегающих технологий.

            Динамическая пауза проводится в целях предупреждения и профилактики утомления,  нарушения осанки и зрения, активизации мышления детей, а также для создания положительных эмоций.

            Систематизируя тематику упражнений динамической паузы, можно выделить несколько направлений:

1.      Оздоровительно-гигиеничекое.

2.      Танцевальное.

3.      Физкультурно-спортивное.

4.      Подражательное.

5.      Двигательно-речевое.

В мастер-классе «Не дай себе засохнуть» я представила оздоровительно-гигиенические и двигательно-речевые динамические упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл berdnikova_i.g._master-klass.docx25.68 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС «НЕ ДАЙ СЕБЕ ЗАСОХНУТЬ»

 Бердникова И.Г.

 МАОУ «СОШ  №7 им. Пичуева Л.П.»

Не дать себе засохнуть во время урока можно позволить себе только лишь в динамическую паузу.

        Динамическая пауза является частью системы здоровьесберегающих технологий.

        Динамическая пауза проводится в целях предупреждения и профилактики утомления, нарушения осанки и зрения, активизации мышления детей, а также для создания положительных эмоций.

        Систематизируя тематику упражнений динамической паузы, можно выделить несколько направлений:

  1. Оздоровительно-гигиеничекое.
  2. Танцевальное.
  3. Физкультурно-спортивное.
  4. Подражательное.
  5. Двигательно-речевое.

        Вашему вниманию я представлю двигательно-речевые динамические упражнения.

        Двигательно-речевые или,  говоря на языке логопеда, логоритмические упражнения, можно включать в динамическую паузу.  Немного о логоритмике, что это такое?

        Обратимся к словарю. «Логос» – в переводе с гр. означает «слово», «ритм» –  «стройный, соразмерный».

        Всё окружающее нас, а также организм человека живёт по законам ритма. Как только хоть один механизм даёт сбой, наступает рассогласованность.  

        Речь является сложнейшим процессом, требующим скоординированной работы дыхания, нервной системы, органов восприятия и органов артикуляции. Задача логоритмики сделать так, чтобы всё работало слаженно и без сбоев. Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает общую и мелкую моторику, координацию движений и речевое дыхание, а также способствует нормализации мышечного тонуса. Логоритмические упражнения тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние школьника.

         Рекомендую проводить логоритмичекие упражнения  на уроках в динамическую паузу, т.к. эти упражнения интересные, динамичные, доступны для детей, по возможности упражнения можно связать с содержанием  уроков.

        Тексты стихотворений для мастер-класса я брала из учебников школьной программы и пособий для развития речи детей разного возраста.  

        Первое упражнение я предлагаю для разминки. Выполнять мы его будем в парах, сидя. Сначала мы попробуем выполнить движения, которые будут сопровождать стихотворение. Хлопок в свои ладоши, хлопок в ладоши соседа! Руки поочерёдно не меняем.

Вот вам «Ж»,

А вот вам «КА».

Целый жук

И пол жука.

        Упражнение на стихи про мишку выполняется стоя. Первые две строчки сопровождаются хлопками, на третьей и четвёртой строках руками (сначала левой, а затем правой) потянуться за шишкой.

Эй, эй, эй, мохнатый мишка!

Помоги достать нам шишку!

Висит шишка высоко,

Достать шишку нелегко!

        Дети сгибают руки в локтях, совершают поочерёдно действия, имитирующие движения рук Буратино.

В подполе шуршали мыши,

Кот Василий спал на крыше,

«Не хочу ловить мышей!

Жалко бедных малышей!

Птичек тоже жалко мне!

Съем сметанку я во сне!»

        Следующее упражнения мы будем выполнять стоя. Первый хлопок на первом слове. «Ноль» (хлопок) … и показали руками букву «О». Вторую строчку проговариваем

без движений. На третьей и четвёртой строчках добавляем шаги на месте, динамика голоса с каждым шагом усиливается.

Ноль похож на букву О, 
Он не значит ничего. 
Но любую цифру враз 
Увеличит в десять раз.

        Стихотворение про двойку мы оживим такими движениями – шаги вперёд, хлопок на последнем слоге каждой строки, шаги в исходное положение.

По воде скользит едва, 
Словно лебедь, цифра два. 
Шею выгнула дугой, 
Гонит волны за собой.

        А теперь сели. К шуточному стихотворению   добавим одновременные хлопки по столу и в ладоши. Но исполнять хлопки будем по очереди (текст произносится всем классом или группой, а хлопки выполняются попеременно, сначала первая парта, затем вторая и т.д.)  Задача, не делать паузы.

Жили-были у жилета

Три петли и два манжета.

Если вместе их считать,

Три да два, конечно, пять!

Только знаешь в чём секрет?

У жилета нет манжет!

        В логоритмические упражнения полезно вводить и предметы, например, мяч. Стихотворение «Весёлые ребята»  можно сопровождать катанием мяча друг к другу.

Мы – весёлые ребята,

Любим мы играть

Как приятно и полезно

Мячик покатать!

        Ну и ещё я хочу вам предложить сосчитать от 1 до 10 необычным способом. Например, не называя две цифры. Вместо названий хлопки.

1  2  3  хлопок  5  6  7  хлопок  9  10

10  хлопок  8  7  6  5  4  хлопок  2  1

        Упражнения можно варьировать, облегчить или наоборот, усложнить. Желательно, четверостишья не менять каждый урок, но движения с каждым новым уроком добавлять или менять. Дети очень подвижны, им интересно не стоять на месте, а двигаться вперед, учиться новому. Тексты произносить нужно чётко, скандировано. Эффективная динамическая пауза всегда залог продуктивной учебной деятельности!

Литература

  1. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель. 2006. – 62, [2] с.: ил.
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебн. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с. – (Коррекциеонная педагогика).
  3. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 128 с. (Серия «Практическая  логопедия»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Учим себя самостоятельно"

мастер-класс с презентацией...

Мастер – класс « Научи себя учиться: формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Выступление на муниципальном методическом объединении учителей начальных классов...

Мастер-класс "Сам себе я помогу Я здоровье сберегу!"

Игровые обучающие задания как одна из основных технологий здоровьясбережения....

мастер- класс "Научи себя учиться"

Формирование регулятивных УУД....

Выступление на региональном конкурсе « Открой себя!» 06.11.2019г. Мастер-класс «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в рамках вос-питательного процесса общеобразовательного класса».

Выступление на региональном конкурсе « Открой себя!»   06.11.2019г.  Мастер-класс «Инклюзивное обучение детей с ОВЗ в рамках воспитательного процесса общеобразовательн...

Методическая разработка классного часа «Не дай себе засохнуть»

Разработка классного часа для 3-го класса, с помощью которого будет учитель может формировать и прививать здоровый образ жизни ученикам.В конспекте представлено предпологаемое оформление класса, теори...

Мастер-класс по патриотическому воспитанию для учителей на тему «Любить Родину, значит любить себя»

Данный мастер-класс был проведён для учителей школы в рамках подготовки к конкурсу "Педагог года 2021". За основу мастер класса был взят урок нравственности "Любить Родину, значит любит...