Конспект индивидуального логопедического занятия в 1 кл. "Дифференциация звуков Р-Р`".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Копылова Нина Павловна

Конспект индивидуального логопедического занятия в 1 кл. "Дифференциация звуков Р-Р`".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное казённое образовательное учреждение

 «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

КОНСПЕКТ

индивидуального логопедического занятия

«Дифференциация Р-Р`»

Учитель-логопед: Копылова Нина  Павловна

Цели:

  1. Укреплять  артикуляционный аппарат.
  2. Учить правильно произносить звук [Р] – [Рь]
  3. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков [Р] – [Рь]
  4. Учить различать букву  Р.
  5. Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе.
  6. Формировать навыки правильного чтения и письма.
  7. Развивать языковое чутье, предупреждать общую и функциональную неграмотность.
  8. Развивать  мелкую  и общую  артикуляционную  моторику.
  9. Развивать связную речь, зрительное  внимание, речевой  слух, мышление,
  10. Активизировать  словарный  запас.
  11. Совершенствовать  грамматический  строй  речи.
  12. Развивать   долговременную  память, внимание.
  13. Развивать  фонематическое восприятие.
  14. Формировать  навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Содержание

Речевой материал

Оборудование

Литература

Примечания

1.Артикуляционная гимнастика

2.Сравнение  звуков[Р] и [Р] по артикуляции.

3.

Дифференциация звука[ Р] [Р] в слоговых рядах и словах

4.Дифференциация звуков [Р]-[Р] в словах

5. Дидактическая игра  «Котик  гуляет»

6. Работа в тетради

7.Пальчиковая гимнастика

 

8.Дидактичес. упражнение  «Подари подарки Роме и Рите»

             

9.Чтение и  заучивание стихотворения

10.Итог занятия.

 

-Давай выполним артикуляционную гимнастику

для звука [Р] :

1."Заборчик"

2."Рупор"        } чередовать

3."Трубочка"

4.Открывание-закрывание рта

5.Маляр

 6."Барабанщики"

7."Грибок"

8."Вкусное варенье"

9."Почистим верхние зубы"

10."Индюк"

11. "Лошадки

-Давай вспомним правильную артикуляцию звука [Р]

-Губы  разомкнуты и слегка в улыбке

- зубки разомкнуты

-  кончик языка соприкасается с альвеолами  

- горлышко работает, вибрирует,

-струя воздуха – прерывистая, теплая

Давай вспомним правильную артикуляцию звука [Р]

-Губы  разомкнуты и слегка в улыбке

- зубки разомкнуты

-  кончик языка соприкасается с альвеолами  

- горлышко работает, вибрирует,

-струя воздуха –  резкая, прерывистая, холодная

-Сейчас мы повторим слоговые ряды:

Ра-ар   рар

Ро-ор  рор

Ру-ур   рур

Ры-ыр   рыр

Ри-ир  рир

Ря-яр  ряр

Ре-ер  рер

Пра-пря   бры-бри шру-шрю

Зру-зрю   фро-фре  про-пре

Фры-фри  грэ-гре кра-кря

Мро-мре   хра-хря  нры-нри  

-Послушай внимательно слова, которые я буду произносить, если в названиях слов услышишь звук [Р] – то показываешь деревянный кубик, если же звук [Р] – то меховой шарик.

СЛОВА: роза, ромашка, резеда, росянка, репейник, астра, вереск, зверобой, гербера, барбарис, орех, бархатцы.

-Послушай названия цветов и определи, где находится звук [Р] или [Рь] в начале слова, в конце или в середине.

- Если звук находится в начале слова, то Котик будет стоять на красной полоске, если в середине слова, то на зеленой дорожке и если звук слышится в конце слова, то Котик будет стоять на оранжевой дорожке.

СЛОВА: роза, ромашка, ирис, сирень, черемуха, астра, георгин, нарцисс.

-Нужно в данное слово  на второе место поставить звук [Р] или [Р], так, чтобы получилось новое слово.

Слова: каска- к . аска, Дема – д . ема, тюк – т . юк, ковать – к.овать, кошка – к . ошка, тяпка – т . япка, топка – т . опка, пятки – п . ятки, гаммы – г .аммы, доги – до. оги, такт -  т . акт, пяди – п .яди.  

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

 Мы живем в родном краю –

Всех я вас приветствую!

(Пальчики правой руки по очереди «здороваются» с пальчиками левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

-А теперь тебе надо придумать, какие подарки можно подарить на день рождения Роме и Рите, но у Ромы подарки со звуком [Р], а у Риты со звуком [Р].

- Составь  2 предложения со словами на нужные нам звуки [Р] и [Р] и запиши в тетрадь.

 

 «Теремок»

Терем, терем, теремок.

Ставенки резные,

Двери расписные.

Пришел медведь,

Принялся реветь:

-В теремок пустите,

Двери отворите!

Выходили звери, отворяли двери.

Смотрят на мишку:

-Велик ты слишком!

Теремок сломаешь, Зверей распугаешь!

Уходи медведь!

Перестань реветь!

-Какие звуки мы сегодня сравнивали на занятии?

-Чем они отличаются?

- В чем особенность этих звуков?

(Предположительный ответ ребенка)

Индивидуальное зеркало

Индивидуальное зеркало

Слоговые таблицы

Деревянный кубик и меховой шарик

Цветные полоски красного, зеленого и оранжевого цвета, картинка котёнка

Карточка с заданием

В.В Коноваленко, С.В.Коноваленко "Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения", Москва, 1998

И.Н. Садовникова

«Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»

З.Е. Агранович

«В помощь логопедам и родителям»

Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова

«Исправление и предупреждение дисграфии у детей»

Сукач Л.М. «Дидактический материал для исправления недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников»

Ястребова А.В. «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы»

Логопед наблюдает, удерживает ли ребёнок артикуляцион-ную позу

Логопед следит, чтобы ребёнок проверил, как работает горлышко рукой

Логопед сначала сам читает ряды, затем читает  ребенок

Логопед медленно произносит слова, чтобы ребёнку было легче определить место звука в словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с], [з] в словах и фразах». ( 2класс)

Предлагается открытое логопедическое занятие для учащихся 2-х классов с ОВЗ. На данном уроке ведется работа над дифференциацией звуков с-з. В занятие включены задания на обогащение словарного запаса п...

Конспект открытого логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков Г-К

Занятие расчитано на учащихся 4-го класса коррекционной школы VII вида, имеющих нарушения письменной речи - аккустическую дисграфию. Сказочные герои делают занятие увлекательным, а обычные задания, за...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Л] - [Л’] в словах".

Занятие проводилось учителем-логопедом Бельчиковой Е.Ф. с ребенком семи лет, имеющем недоразвитие речи лёгкой степени тяжести при умственной отсталости....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Дифференциация звуков [з] и [ж]

·        Упражнять в правильном произношении и различении звуков [з] и [ж];·        упражнять в спряжении глаголов в настоящем вре...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Ц], [Ч] и букв Цц и Чч в соответствии с ФГОС.

Конспект подгруппового логопедического занятияпо теме «Дифференциация звуков [Ц], [Ч] и букв Цц  и Ччв соответствии  с ФГОС.(подгруппа 2 А класса) Цель: различать в устн...