Конспект индивидуального логопедического занятия в 1 кл. "Дифференциация звуков Р-Л".
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Копылова Нина Павловна

Конспект индивидуального логопедического занятия в 1 кл. "Дифференциация звуков Р-Л".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ind.no4_r-l.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Областное казённое образовательное учреждение

 «Тёткинская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»

КОНСПЕКТ

индивидуального логопедического занятия

«Дифференциация звуков Р-Л»

Учитель-логопед: Копылова Нина  Павловна

Цели:

  1. Укреплять  артикуляционный аппарат.
  2. Учить правильно произносить звук [Р]  
  3. Развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков [Р] – [Л]
  4. Учить различать буквы  Р, Л
  5. Упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе.
  6. Формировать навыки правильного чтения и письма.
  7. Развивать языковое чутье, предупреждать общую и функциональную неграмотность.
  8. Развивать  мелкую  и общую  артикуляционную  моторику.
  9. Развивать связную речь, зрительное  внимание, речевой  слух, мышление,
  10. Активизировать  словарный  запас.
  11. Совершенствовать  грамматический  строй  речи.
  12. Развивать   долговременную  память, внимание.
  13. Развивать  фонематическое восприятие.
  14. Формировать  навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Содержание

Речевой материал

Оборудование

Литература

Примечания

1.Артикуляционная гимнастика

2.Сравнение  звуков[Р] и [Л] по артикуляции.

3.

Дифференциация звука [Р] – [Л] в слоговых рядах и словах

4.Дифференциация звуков [Р]-[Л] в словах

5. Работа в тетради

6.Пальчиковая гимнастика

7.

Дидактическая игра «Различай на слух»

8.Задание на дифференциацию звуков [Р] –[Л] в предложениях.

9. Заучивание скороговорки

10.Итог занятия.

 

-Давай выполним артикуляционную гимнастику

для звука [Р] :

1."Заборчик"

2."Рупор"        }чередовать

3."Трубочка"

4.Открывание-закрывание рта

5.Маляр

 6."Барабанщики"

7."Грибок"

8."Вкусное варенье"

9."Почистим верхние зубы"

10."Индюк"

11. "Лошадки

-Давай вспомним правильную артикуляцию звука [Р]

-Губы  разомкнуты и слегка в улыбке

- зубки разомкнуты

-  кончик языка соприкасается с альвеолами  

- горлышко работает, вибрирует,

-струя воздуха – прерывистая, теплая

Давай вспомним правильную артикуляцию звука [Л]

-Губы  слегка в улыбке

-  кончик языка упирается в верхние зубы  

- спинка языка прогнута

-струя воздуха –  слабая, теплая, выходит по бокам языка

-Сейчас мы повторим слоговые ряды:

ла-ра   лар

ло-ро  лор

лу-ру   лур

лы-ы   лыр

ри-ли  рил

ря-ля  рял

Ре-ел  рел

 

- Прочитай стихотворение

«Про букву Л и букву Р»

Буква «Л», придя на сквер,

Повстречала букву Р.

Говорит: - давай сыграем,

Ну, хоть в рифмы, например…

«Л» сказала: - Хитрый лис…

«Р» сказала: - Варит рис…

«Л» сказала: - Лису уголь…

«Р» сказала: -  Возит угорь…

«Л» сказала: - Просят ламу…

«Р» сказала: - Вставить раму.

«Л» сказала: - Очень жалко,

Что исчез наш колобок.

«Р» сказала: - Очень жарко-

Он забрался в коробок.

«Л» сказала: - Сбиться с лада…

«Р» сказала: - Ты не рада!

«Л» сказала: - Дай иглу!

«Р» в ответ: - Кончай игру!

-Измени слова по образцу, буквы Р и Л подчеркни.

Образец:

Рою-рыл

Реву, рву, прыгаю, рисую, пробую, принимаю.

Анализ и синтез слов.

-Раздели слова на слоги,  и определи место звука в слове с помощью звуковой линейки

«Здравствуй»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

 Мы живем в родном краю –

Всех я вас приветствую!

(Пальчики правой руки по очереди «здороваются» с пальчиками левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

-Послушай внимательно слова, которые я буду произносить, если услышишь звук [Р]- подними  рыбку, если услышишь в слове звук [Л], подними  игрушку лошадки.

СЛОВА:

Лопата, грабли, рубанок, моток, шило, отвертка, топор, пила, иголка, прищепки.

-Придумай предложение с услышанными  словами, в которых есть звук [Р] и звук [Л] и запиши их в тетрадь.

-Подчеркни указанные  буквы разными цветами.

 

Старый пёс

Старый пёс среди двора

Караулил куль добра.

Воры куль не брали,

Воры сторожа украли.

-Назови слова,  в которых есть звук [Р] и звук [Л].

-Какие звуки мы сегодня сравнивали на занятии?

-Чем они отличаются?

- В чем особенность этих звуков?

(Предположительный ответ ребенка)

Индивидуальное зеркало

Слоговые таблицы

Стихотворение Я. Козловского «Про букву Л и букву Р»

Карточка с заданием, звуковая линейка

Игрушки рыбка и лошадка

В.В Коноваленко, С.В.Коноваленко "Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения", Москва, 1998

И.Н. Садовникова

«Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»

З.Е. Агранович

«В помощь логопедам и родителям»

Л.Н. Ефименкова, И.Н. Садовникова

«Исправление и предупреждение дисграфии у детей»

Логопед наблюдает, удерживает ли ребёнок артикуляцион-ную позу

Логопед следит, чтобы ребёнок проверил, как работает горлышко рукой

Логопед сначала сам читает ряды, затем читает  ребенок

Логопед следит, чтобы ребенок четко выделял указанные звуки

Логопед медленно произносит слова, чтобы ребёнку было легче определить место звука в словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс). Дифференциация звуков[с-з], [ш -ж]

Конспект фронтального логопедического занятия (1 класс) Тема: "Дифференциация звуков [ c-з ], [ ш -ж ]"....

Конспект открытого логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с], [з] в словах и фразах». ( 2класс)

Предлагается открытое логопедическое занятие для учащихся 2-х классов с ОВЗ. На данном уроке ведется работа над дифференциацией звуков с-з. В занятие включены задания на обогащение словарного запаса п...

Конспект открытого логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков Г-К

Занятие расчитано на учащихся 4-го класса коррекционной школы VII вида, имеющих нарушения письменной речи - аккустическую дисграфию. Сказочные герои делают занятие увлекательным, а обычные задания, за...

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков [Л] - [Л’] в словах".

Занятие проводилось учителем-логопедом Бельчиковой Е.Ф. с ребенком семи лет, имеющем недоразвитие речи лёгкой степени тяжести при умственной отсталости....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Дифференциация звуков [з] и [ж]

·        Упражнять в правильном произношении и различении звуков [з] и [ж];·        упражнять в спряжении глаголов в настоящем вре...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Ц], [Ч] и букв Цц и Чч в соответствии с ФГОС.

Конспект подгруппового логопедического занятияпо теме «Дифференциация звуков [Ц], [Ч] и букв Цц  и Ччв соответствии  с ФГОС.(подгруппа 2 А класса) Цель: различать в устн...