Дифференциация гласных и согласных звуков . Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий.
план-конспект урока по логопедии (1 класс)

Лямкина Наталья Станиславовна

Конспект группового занятия с детьми 1-го класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового занятия с детьми 1-го класса

Учитель – логопед ГБОУ гимназия  №642 «Земля и Вселенная»

Лямкина Н.С

Тема: «Дифференциация гласных и согласных звуков . Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий.»

Учитель – логопед ГБОУ гимназия  №642 «Земля и Вселенная»

 Задачи :

Коррекционные :

  1. развитие фонематического восприятия, представления и фонематического слуха.
  2. Развитие речевого слуха, мышления, общей и мелкой моторики, интонационной выразительности, речевого дыхания, восприятия и воображения. .

      3)Учить детей внимательно слушать и различать звуки, выделять из них речевые и дифференцировать: гласные - согласные; тихие громкие.

Обучающие :

       1) Закреплять умение выделять первый звук в слове, определять количество звуков и слов в слове.

       2. Познакомить детей с символами слов-предметов, слов-действий и определений.

       3). Работа над общими речевыми навыками.

  Воспитательные :

        1) Воспитание инициативности, активности, самостоятельности.

 ОБОРУДОВАНИЕ: музыкальное сопровождение, схема : нос, глаза, уши; отдельно рот ,домики-звуки, обозначающие гласные и согласные ,набор картинок, интерактивная  доска, карточки-схемы для индивидуальной работы «Сколько звуков в слове?

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.

 Л: Ребята, давайте немного помолчим и послушаем.(запись звуков )

 Что вы услышали?

Л: Как одним словом назвать то, что вы слышали? (звуки). Вы знаете, какие бывают звуки? (неречевые и речевые) То есть, те, что создаются разными предметами и деятельностью человека, а так же речью человека.)

Л: Можно ли звуки понюхать? (потрогать, увидеть). А что с ними можно сделать? Только услышать и произнести.

 Вывод: Итак, оказывается, для того, чтобы понять, кто или что производит какой-либо звук, нам не надо видеть этот предмет, да и сам звук мы не можем ни увидеть, ни потрогать, ни понюхать. Мы можем его только услышать и произнести.

Л: На какие две большие группы делятся речевые звуки? (гласные и согласные) А кто знает как отличить буквы от звуков?

II. Основная часть . 

 1.«Узнай и назови звук по символу».

 Л: Мы с вами выяснили, что звуки нельзя увидеть.

назвать звуки, обозначенные символами: [А][У][О][И][Ы][Э])

 Л: Как называются все эти звуки? (гласные). Почему? (их можно протянуть и пропеть, а во рту для воздуха нет преграды)

 2. «Поймай звуки – сложи слоги».

 Логопед предлагает соединить звуки, которые он будет произносить, в слоги.

 А… У – АУ, Н… У- НУ, И. М – ИМ И Т. Д.

 Л: Ребята, все ли звуки в названных слогах были гласными? Какие еще произносились звуки? (согласные Н, М) Почему они так называются? (потому, что сами согласные не могут петь и тянуться, они согласились это делать с гласными звуками) .

 А согласные… согласны

Шелестеть, шептать скрипеть,

 Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

 В. Берестов.

3. Игра «сундучок»

 Картинки: иголка, паук, книга, сапоги, телефон, улитка,   радуга,

- Ребята, назовите картинку ,которую вы увидите , определите первый звук в слове.

Ребенок видит  картинку, называет ее и определяет первый звук в ее названии: мак – звук М; кукла – звук К. Параллельно дети определяют мягкость-твердость звука в слове.

 4. Игра «Сколько звуков в слове? » индивидуальное

У каждого ребенка карточка. На ней изображен предмет и схемы с разными количествами кружков. Количество кружков – количество звуков в слове. Нужно соединить слова с картинками при помощи линий.

5. «Выложи слово из символов».

 Дети выкладывают слова: КОТ, КОШКА, КОТЕНОК с помощью символов, определяют, в каком слове есть мягкий согласный, какое слово из них длиннее – короче (указывают количество слогов). Логопед предлагает назвать количество гласных в каждом из слов и сравнить с количеством слогов. Дети делают вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов.

 6. Физминутка

. Я на мостике стою                        (Ноги расставляют широко,руки на поясе)

И бинокль в руках держу.           ( С помощью пальцев изображаем бинокль)

Волны плещутся слегка               (Руками изображаем мелкую волну)

Качка тихая пока                           (Покачиваемся из стороны в сторону)

Волны сильными вдруг стали     (Изображаем руками более сильную волну)

И от качки все упали                    (приседаем)

За канат держусь я крепко.          (Изображают перебирание каната обеими руками)

Вдруг сорвало ветром кепку        (Руки подносят к голове, резко отводят в сторону)

Я ловить рукою стал                     ( «Ловят сначала одной ,потом другой рукой)

Чуть с мосточка не упал.              ( Балансируют руками)

 7.Упражнение «Слова-предметы».

 Логопед обращает внимание детей на то, что они из звуков составляли слоги и слова.

 Л: Вокруг нас великое множество предметов. Назовите предметы, которые вас окружают в комнате, на улице. Говоря слово, кладите фишку в коробку.

 Стол ,стул, рука ,шкаф..

 Л: Слова, как и звуки, можно обозначить символами. Мы называли с вами слова-предметы. И будем их обозначать вот такой карточкой (логопед показывает карточку обозначение предмета - чистый прямоугольник) .

 8.Игра «Узнай слово».

 Л: Мы называли с вами слова-предметы, а есть еще красивые слова, которые рассказывают о том, какие бывают предметы.

 -Поиграем в игру. Я буду называть красивые слова о каком либо предмете, а вы догадываться, о чем я говорю.

Круглый, большой, резиновый, легкий (мяч) .

Темная, дождевая, низкая, большая (туча) .

Голубое ,большое ,красивое ,глубокое .(море)

Яркое ,жаркое , летнее (солнце)

Вкусное ,полезное ,белое (молоко)

Кислый ,желтый, круглый (лимон)

 Теперь попробуем наоборот, я покажу половине из вас картинку, и они будут подбирать красивые слова, другая половина – отгадывать предмет.

 Мама … добрая, хорошая, родная, ласкова.

 Яблоко… сладкое, твердое, круглое, зеленое.

 Л: Для красивых слов тоже есть свой символ (прямоугольник с красной волнистой линией внизу) .

 9.Упражнение «Слова-действия».

 Л: Предметы могут действовать, т. е. что-то делать. Например: мяч – прыгать, катиться лететь…

 -Сейчас я попрошу вас назвать слова-действия.

Мальчик  что делает ?

Девочка что делает?

Лошадь что делает?

Учитель что делает?

Дети, что делают?

 Логопед знакомит детей со схемой слов-действий – в прямоугольнике бегущий человечек.

10.Составление схем предложений.

 Л: - Ребята, что мы составляли с вами из звуков? (слоги, слова) Как, по-вашему, что мы можем составить из слов? (предложения)

Л: - Идет дождь. Это предложение или нет? (да) О чем в нем говориться? О дожде. Какую карточку-символ можно положить? (прямоугольник). А что говориться о дожде? (он идет). Это красивое слово или слово действие? Подберите нужную картинку-схему (бегущий человечек в прямоугольнике). В каком порядке стоят слова? (сначала слово-действие – идет, затем слово-предмет - дождь). Сколько слов в нашем предложении? (2) Как еще можно записать предложение? (полосками)

 А если мы скажем с вами, какой был дождь: сильный, холодный, весенний. Какую карточку мы должны добавить в наше предложение?  Каким по порядку стоит красивое слово в предложении? (вторым) Значит, и карточку положим на второе место. Прочтите по карточкам наше предложение. (Идет сильный дождь.)

III. Итог.

 Л: Ребята, о чем мы сегодня говорили, что нового вы узнали?

 Спасибо за занятие. Мне было очень приятно с вами играть. Вы со всем справились замечательно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку «Дифференциация гласных и согласных звуков . Построение простых предложений из слов-предметов, слов-действий. Учитель - логопед ГБОУ гимназия №642 «Земля и Вселенная» Василеостровского района Лямкина Наталья Станиславовна

Слайд 2

Как же отличить буквы от звуков ?

Слайд 4

Узнай и назови звук по символу: [А] [У] [О] [И] [Ы] [Э]

Слайд 5

А согласные… согласны Шелестеть, шептать скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. В. Берестов.

Слайд 6

Определите первый звук :

Слайд 11

Физминутка ! Я на мостике стою И бинокль в руках держу. Волны плещутся слегка, Качка тихая пока, Волны сильными вдруг стали И от качки все упали, За канат держусь я крепко. Вдруг сорвало ветром кепку Я ловить рукою стал Чуть с мосточка не упал.

Слайд 12

О чем я говорю ? Круглый , большой, резиновый, легкий … Темная, дождевая, низкая, большая.. . Голубое ,большое ,красивое ,глубокое … Яркое ,жаркое , летнее …. Вкусное ,полезное ,белое… Кислый ,желтый, круглый…

Слайд 13

Что делает ? Слова –действия . Мальчик что делает ? Девочка что делает ?

Слайд 14

Лошадь что делает ? Учитель что делает ?

Слайд 15

Дети что делают?

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к учебнику Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» 1 класс. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

Данный тест поможет педагогам организовать работу на уроке, а  первоклассникам оценить уровень знаний по теме....

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв

Тема: Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Грамматическая тема – Образование притяжательных прилагательных. Лексическая тема – Лес. Задачи Оборудование Структура занятия ...

Конспект урока по русскому языку "Употребление слов с разделительным мягким знаком при построении простого предложения." 4 класс

Цели: 1.Закреплять знания о разделительном мягком знаке, развивать умение употреблять в письменной речи слова с разделительным мягким знаком.2. Закреплять умение определять способы обозначения мягкост...

Урок "Предложение.Практическое знакомство с построением простого предложения"

Цель урока: Знакомство с построением простого предложения. Закрепление написания предложений, составление предложений  по схеме....

СДО тест по русскому языку, тема "Слово. Предложение. Текст. Гласные и согласные звуки и буквы". 3 класс

СДО  тест по русскому языку, тема "Слово. Предложение. Текст. Гласные и согласные звуки и буквы". 3 класс...

Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация гласных и согласных звуков с применением акватерапии»

Акватерапия, как развивающая методика для ознакомления, повторения и закрепления материала....