"Не хочу учиться!"
статья по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Елена Валентиновна Яковлева

Так часто родители слышат эту фразу от детей и не знают чем помочь. В данной статье приведены причины нежелания ребенка учиться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_hochu_uchitsya.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Не хочу учиться!»

Трудности освоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации, возникающих в связи с этим трудностей с поведением. Среди них на первом по частоте месте  стоят нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: «Что делать? Я не знаю чем помочь…», а учителя пожимают плечами: «Учите правила, чаще читайте вслух». И отправляют к логопеду. Хорошо, если он есть в школе, а если нет? Чаще всего проблемы пускают на самотек: «Перерастет, поймет, научится», но ошибки в чтении и письме в дальнейшем перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает неудовлетворительные оценки и формируется стойкое нежелание учиться.  

Причины нарушений чтения и письма являются сходными. У детей отмечается несформированность неречевых и речевых  функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. Что может вызвать нарушение процесса овладения письмом. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

В статье представлены игры, которые можно использовать для профилактики нарушений чтения и письма.

Игра на развитие слухового восприятия, памяти внимания. Ребенку демонстрируются предметы и предлагается запомнить их звучание, например: как гремит коробка с кнопками, как стучит карандаш о стол, как шуршит смятая бумага, фольга, как звучит погремушка, свистулька, можно обратиться к интернету и продемонстрировать видео со звуками природы (шум дождя, треск огня, раскаты грома, шум океана и пр). Затем визуальная демонстрация прекращается и представляются только звуки, ребенок должен правильно назвать источник звука.

Игра на отработку различения высоты и тембра голоса. Ребенку предлагается вспомнить сказку «Три медведя». Взрослый,  меняя высоту голоса (низкий, средний, высокий) просит назвать, кто говорит: медведь, медведица, медвежонок? Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте и тембру голосом.  После того, как ребенок научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести фразы за медведя, медведицу и медвежонка.

Игра на различение слов, близких по звуковому составу. Ребенку предлагается повторить слова, нужно убедиться в том, что ребенку эти слова доступны по звуковому составу и не содержат трудно произносимых звуков.  

Мак – бак – так                                 моток – каток – лоток

Ток – тук – так                                  батон – бутон – бетон

Бак – бак – бок                                  ком – дом - гном

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных.

канава—канава—какао—канава;   ком—ком—кот—ком; утёнок—утёнок—утёнок—котёнок; будка—буква—будка—будка; винт—винт—бинт—винт; минута—монета—минута—минута.

Игра на формирование порядка слов в предложении. Ребенку предлагается сюжетная картинка. Рассматривая картинку, надо добавлять по одному слову и следить за тем, чтобы ребенок при повторении строго соблюдал порядок слов в предложении. Например: Девочка катается. Девочка катается  на коньках. Девочка катается на коньках на катке. Девочка катается на коньках на катке зимой. Девочка Маша катается на коньках на катке зимой и т.д.

Так как причины трудностей обучения в школе разнообразны, то и игровые методы должны быть строго дифференцированы и индивидуальны.

Поэтому следует обращаться только к специалистам (логопедам, психологам), которые смогут диагностировать причины нарушений речи и дать профессиональную консультацию по дальнейшему сопровождению.

Статью подготовила учитель-логопед

Яковлева Елена Валентиновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в начальной школе "Не хочу учиться"

Родительское собрание, целью которого ялвляется повышение активности родителей, привлечение их к участию в учебно-воспитательном ппроцессе младших школьников совместно со школой, раскрывает одну из на...

Хочу учиться

Для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая их по начертанию, и выработать твердые ...

Хочу учиться

Для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая их по начертанию, и выработать твердые ...

"Не хочу учиться"

На сегодня, среди обучающихся 2-3 классов процент детей с низким уровнем мотивации составляет более 20%, то есть каждый пятый  учащийся 2-3 класса не хочет учиться. В среднем звене процент детей ...

"Не хочу учиться!"

quot;Не хочу в школу!" С каждым годом, к сожалению, все больше детей произносят эту пугающую родителей и учителей фразу. И с каждым годом это настроение начинает "захватывать" более ра...

«Я учусь учиться!» Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией. Занятие№1 "Я хочу учиться!"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"19593882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1959388...

Не хочу учиться - хочу веселиться!

quot;Непременно позанимайтесь с ребенком во время летних каникул". Такими словами учителя нередко напуствуют перед летом родителей не очень успешных учеников. Стоит ли следовать таким сове...