"Не хочу учиться!"
статья (1 класс)

Крюкова Наталья Викторовна

"Не хочу в школу!"

С каждым годом, к сожалению, все больше детей произносят эту пугающую родителей и учителей фразу. И с каждым годом это настроение начинает "захватывать" более ранний возраст учащихся... В исследовании адаптации первоклассников мною было замечено, что у части учащихся к четвертой четверти снижается уровень мотивации. И одной из причин потери мотивации к учебе является завышенные требования родителей к своим детям и неадекватное представление о своей роли в процессе воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Не хочу учиться!"

"Не хочу в школу!" С каждым годом, к сожалению, все больше детей произносят эту пугающую родителей и учителей фразу. И с каждым годом это настроение начинает "захватывать" более ранний возраст учащихся.

Есть причины, которые связаны с развитием социума и/или явились следствием реформ в сфере образования и просвещения, то есть причины, на которые не может повлиять отдельно взятый учитель, родитель, психолог. Но есть то, что точно в зоне контроля и ответственности каждого родителя и педагога. Это создать условия для формирования основного навыка развития, применимого в любой сфере и необходимого в любом возрасте, – умения учиться, что соответствует и новому федеральному государственному образовательному стандарту.

На сегодняшний день, на мой взгляд, крайне важно помочь детям сформировать универсальные учебные действия (коммуникативные, личностные и регулятивные). И  важно выявить на самых ранних стадиях – в первом классе наличие проблем, которые связаны с учебной мотивацией и не дают детям адаптироваться к новым условиям их жизни и полноценно развиваться в новых видах деятельности. В средней и старшей школе эти проблемы преодолеть очень сложно и самим учащимся, и их родителям, и их учителям, и службе сопровождения. Поэтому чем раньше мы сможем выделить "группу риска" учащихся и начать работать с ними, тем легче и эффективнее мы им поможем.

        Острые проблемы в обучении и воспитании, по-моему, связаны с отсутствием или низким уровнем мотивов к труду в получении образования. И это ярко выражается в нежелании выполнять задания, нарушении школьной дисциплины, конфликтах с учителями, одноклассниками и родителями, нежелании ходить в школу, а в средних и старших классах пропусками занятий и открытому сопротивлению. Для преодоления трудностей в формировании учебных навыков необходимо наличие хорошего уровня познавательной мотивации.

        В исследовании адаптации первоклассников мною было замечено, что у части учащихся к четвертой четверти снижается уровень мотивации. И если игровой стало меньше, то она сменилась на внеучебную и даже в отдельных случаях на негативную. Вот такие цифры я получила в этом учебном году по уровню мотивации (в таблице указаны цифры в процентах от общего числа обследованных первоклассников):

1 четверть

4 четверть

Динамика

высокая

34

29

-5

хорошая

31

35

+4

внеучебная

20

25

+4

низкая

14

7

-7

негативная

1

5

+4

Консультации с родителями, классными руководителями первоклассников, и наблюдения за учащимися, дают основания полагать, что одной из причин потери мотивации к учебе является завышенные требования родителей к своим детям и неадекватное представление о своей роли в процессе воспитания.

        Я часто слышу от классный руководителей начальной школы и особенно от учителей первых классов, что родители проявляют очень большую активность, но не так, как следовало бы. Они искренне хотят помочь своим детям перейти комфортно на новый уровень, но не знают как.

        Ни для кого не секрет, что сейчас, к сожалению, большинство родителей видят свою роль только в защите прав своего ребенка, и забывают, или не знают, о том, что именно они ответственны за формирование навыков труда и самостоятельности. Именно вовремя выполнения домашних заданий дети учатся планировать свое время, самостоятельно оценивать свою работу, нести ответственность за качество выполненной работы. И задача родителей помочь своим детям развить эти навыки.

        В работе с первоклассниками очень важно подключить к решению проблемы с мотивацией прежде всего родителей. Для них это тоже новый этап жизни и отношений с ребенком. Именно непонимание своих задач родителями  вызывает у них спорное, а порой резко негативное, отношение к школе (классному руководителю, одноклассникам ребенка и их родителям и т.д.). И работы психолога с родителями в форме информирования и консультирования чаще всего недостаточно.

        На сегодняшний день психологическая служба обладает всем теоретическим и практическим инструментарием для развивающей и коррекционной работы по данной проблеме как с учащимися, так и со взрослыми, участвующими в образовательном процессе. И необходимо организовать такую работу в различных формах: семинары, тренинги, детско-родительские клубы и тому подобное.

Необходимо с самых первых дней дать понимание родителям, что школа в лице администрации, учителей, службы сопровождения – это их единомышленник, а не противник в отношениях с их ребенком. И для гармоничного воспитания и образования, нужно разделить сферы, доверять мнению специалистов и прислушиваться друг к другу.

Вот несколько общих рекомендации для родителей, которые я могу предложить (хотя они известны почти каждому):

  • создайте "Распорядок дня", можно оформить его вместе с ребенком – это легкий и понятный способ сформировать и развить чувство времени, порядка и ответственности;
  • не требуйте от своего первоклассника больше, чем он может – даже для развития занятий не должно быть много и по принуждению;
  • создавайте условия, поддерживайте, помогайте по запросу, но не делайте за ребенка его домашнее задание и домашние обязанности;
  • обсуждайте школьные успехи и неудачи со своим ребенком и его классным руководителем, но не с позиции контролирующего органа – спрашивайте не только про оценки и новые знания, интересуйтесь настроением, впечатлениями, событиями;
  • объясняйте ребенку, что в школу он ходит прежде всего, чтобы получать знания, приобретать новые умения и навыки, которые может дать только школа, а общаться, играть и дружить – это вторично;
  • не отзывайтесь негативно о школе, системе образования, учителях при ребенке – иначе не удивляйтесь потом его нежеланию ходит в школу.

Почти в каждом классе сейчас есть группы в социальных сетях, где родители "обмениваются информацией". К сожалению, именно этот современный ресурс пока приносит больше вреда, чем пользы. Родители сообща делают домашние задания своих детей, обсуждают поведение детей в школе, выясняют отношения, пытаются решать конфликты детей и даже позволяют себе обсуждать поведение учителя и его профессионализм. Возможно, на это стоит обратить внимание и использовать онлайн-площадки, как на новый ресурс для работы с родителями. Информирование родителей через сайт школы о возрастных особенностях, психологических трудностях и возможных последствиях не приносит пока желаемых положительных результатов. О самых простых и всем известных понятиях приходится говорить неоднократно на родительских собраниях и индивидуальных консультациях.

О работе психологов онлайн  с настоящее время много противоречивых отзывов и мнений. И все же невозможно оставаться в прежних форматах, игнорируя новые возможности средств общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в начальной школе "Не хочу учиться"

Родительское собрание, целью которого ялвляется повышение активности родителей, привлечение их к участию в учебно-воспитательном ппроцессе младших школьников совместно со школой, раскрывает одну из на...

Хочу учиться

Для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая их по начертанию, и выработать твердые ...

Хочу учиться

Для того чтобы учащийся мог научиться писать, он должен хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок, хорошо усвоить написание букв, не смешивая их по начертанию, и выработать твердые ...

"Не хочу учиться"

На сегодня, среди обучающихся 2-3 классов процент детей с низким уровнем мотивации составляет более 20%, то есть каждый пятый  учащийся 2-3 класса не хочет учиться. В среднем звене процент детей ...

«Я учусь учиться!» Формирование учебной деятельности у школьников с дизорфографией. Занятие№1 "Я хочу учиться!"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"19593882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"1959388...

"Не хочу учиться!"

Так часто родители слышат эту фразу от детей и не знают чем помочь. В данной статье приведены причины нежелания ребенка учиться....

Не хочу учиться - хочу веселиться!

quot;Непременно позанимайтесь с ребенком во время летних каникул". Такими словами учителя нередко напуствуют перед летом родителей не очень успешных учеников. Стоит ли следовать таким сове...