Музыкотерапия как средство коррекции заикания у детей младшего школьного возраста
учебно-методический материал по логопедии

Наиболее распространенными нарушениями развития являются речевые расстройства. Одним из нарушений устной речи является заикание, при котором отмечается нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_belkova_trofimova_e.d.docx17.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Белькова К.А.

студентка 4 курса,

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО РГППУ

г. Нижний Тагил, Российская Федерация

Трофимова Е.Д.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования,

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО РГППУ,

г. Нижний Тагил, Российская Федерация

Музыкотерапия как средство коррекции заикания у детей младшего школьного возраста

С началом обучения в школе у детей обостряются проблемы индивидуального развития. Наиболее распространенными нарушениями развития являются речевые расстройства. Одним из нарушений устной речи является заикание, при котором отмечается нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Причинами заикания у детей являются различные поражения центральной нервной системы, инфекционные заболевания, эмоциональный стресс и другие патологии. Значительный вклад в изучение причин развития заикания внес И.А. Сикорский, который первый систематизировал все знания о заикании, а также включал гимнастику речи в лечение заикания [1]. Педагогические подходы, направленные на коррекцию заикания рассмотрены в трудах Л.З. Андроновой, Л.И. Беляковой, Е.А. Дьяковой, С.С. Ляпидевского, Л.Я. Миссуловиной, Ю.Б. Некрасовой и др. Авторами было отмечено, что нарушения темпа и ритма речи у заикающихся сопровождаются различными сдвигами в речевой деятельности [2].

Наиболее ярко выражено заикание в период школьного обучения, что определяет необходимость коррекции эмоционального состояния и речи с первых дней обучения. Оптимальным средством коррекции заикания можно считать музыкотерапию.

В настоящее время музыкотерапия считается самостоятельным направлением и применяется с целью коррекции страхов, речевых нарушений, психосоматических болезней, отклонений в поведении связанных с состоянием эмоционального напряжения [3]. На жизнедеятельность развития музыка оказывает благотворное влияние через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, развивая дыхательную функцию, устанавливая равновесие в деятельности нервной системы.

Активная музыкотерапия представляет собой коррекционно-направленную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью инструментов. Рецептивный вид предполагает совместное прослушивание музыки, с целью создания доверительных отношений, взаимопониманий, способствующих снижению эмоционального напряжения, улучшению самочувствия, преодолению трудностей.

Для учащихся с заиканием целесообразно применять следующие приемы:

  • музыкально-ритмические движения и речевые игры со словом (развитие речи, координации движений, темпового восприятия) направлены на коррекцию эмоциональной сферы (передача эмоции, использование мимики и жестов), координация движения и речевого высказывания.
  • пение (активизация речи, развитие речевого и певческого дыхания, голоса, звукообразования, артикуляции, интонации);
  • музыкально-игровая деятельность (в соответствии с психофизическим развитием школьников нарушенное дыхание при выполнении двигательных заданий);
  • пальчиковая гимнастика с пением (координация движений, развитие мелкой моторики, речи и мышления);
  • прослушивание классических произведений в исполнении симфонического оркестра оказывает влияние на психофизиологический уровень активности организма. Воздействуя на человека на уровне биорезонанса, музыка изменяет частоту дыхания, пульс, ритмы электрической активности мозга. Мажорная динамичная мелодия тонизирует центральную нервную систему, поднимает настроение и артериальное давление, ускоряя работу сердца, а минорная мелодичная спокойная музыка снимает перевозбуждение, целесообразна для релаксации.
  • пропевание гласных звуков и нот звукоряда на диафрагмальном дыхании развивает дыхательный аппарат, звукообразование. Пропевание одних гласных − подзаряжает энергией, других – успокаивает, снижает напряжение, противостоит возникновению стресса. Каждый звук благоприятным образом воздействует на определенный орган человека.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что музыкотерапия является эффективным средством коррекции заикания в младшем школьном возрасте, поскольку оказывает благоприятное воздействие на развитие эмоциональной сферы ребенка, развивает его речевые функции.

Список использованной литературы

1. Заикание. Причины, виды, лечение патологии // URL: http://www.polismed.com/articles-zaikanie-prichiny-vidy-lechenie-patologii.html (Дата обращения: 27.04.2017)

2. Коррекционно-развивающая программа по устранению заикания у младших школьников // URL: http://pandia.ru/text/78/573/59596.php (Дата обращения: 28.04.2017)

3. Перетяни Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология. 2010 // URL: http://psihologia.biz/psihologiya-korrektsionnaya/spetsialnaya-pedagogika-korrektsionnaya.html  (Дата обращения: 27.04.2017)

© Белькова К.А., 2017

© Трофимова Е.Д., 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ИЩУ ДРУЗЕЙ»

Цель программы: коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников....

ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ КОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЯ УТОМЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Аннотация. В статье рассмотрена динамика формирования состояния утомления младших школьников. Представлен теоретический анализ возможности коррекции состояния утомления средствами физической культуры ...

КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии осв...

Профилактика и коррекция гиперактивности у детей младшего школьного возраста.

Статья посвящена профилактике и коррекции гипперактивного поведения у детей младшего школьного возраста. Данная проблема является весьма актуальной в современной школе....

Общие рекомендации для родителей по коррекции звукопроизношения у детей младшего школьного возраста.

Речь у ребенка развивается в процессе общения с окружающими. Своевременное овладение правильной речью имеет важное  значение  для формирования полноценной личности, для дальнейшего обучения ...

Методика коррекции сколиоза у детей младшего школьного возраста средствами адаптивной физической культуры.

Сколиоз у детей -  это сочетание косметического  дефекта с множественными нарушениями деятельности внутренних органов. Прогрессирование деформации позвоночника неизбежно приводит к изме...

Профилактика заикания у детей младшего школьного возраста

для педагогов, учителей начальных классов, логопедов, психологов...