Технологическая карта занятия в логопедической группе
план-конспект по логопедии

Чехонина Лариса Евгеньевна

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx39.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия в логопедической группе

Составила: учитель-логопед  ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева Чехонина Лариса Евгеньевна

Занятие

Логопедическое сопровождение

Класс

Занятие  рассчитано на обучающихся 1 класса, имеющих ОНР  III уровня

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний

Тема

Звуко-буквенный анализ и синтез слов

Основные термины, понятия

Буква, звук, гласный-согласный звук, ударный-безударный гласный, твёрдый-мягкий согласный (парный, непарный), звонкий-глухой согласный (парный, непарный), слово.

Педагогические задачи

Создать условия для повторения изученного по разделу «Фонетика»; совершенствовать умения выполнять звуко-буквенный разбор слова; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на занятии.

Планируемые предметные результаты

Знать общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора, йотированные звуки, уметь производить фонетический разбор слова.

Метапредметные УУД

Познавательные: анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя);

регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

коммуникативные: читать вслух и про себя слова, понимать прочитанное; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения.

Личностные
результаты

Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при групповой работе, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, оценивать свою работу и работу своих товарищей, формирование адекватной и позитивной самооценки. 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Индивидуальная, парная

Коррекционно - развивающее обучение учащихся ведётся

1) в соответствии с программами:

- Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»

- Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»;

- Ястребова А.В. «Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ»

2) с использованием игровой технологии (игра «Твёрдые и мягкие согласные звуки» - компакт-диск издательства «Учитель», 2013)

3) с использованием ИКТ (интерактивная доска)

Организационная структура занятия

Этапы занятия

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение к учебной деятельности

Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности

 Личностные:

развитие доброжелательности,

готовности к сотрудничеству –формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности 

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать речь других

Познавательные: 

умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Приветствие, проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроения  обучающихся на занятии.

- Звенит звонок, начинается урок.

- Сядет тот, чьё имя начинается на гласный звук.

- Сядет тот, чьё имя начинается на мягкий согласный звук.

- Сядет тот, чьё имя начинается на твёрдый согласный звук.

Определяют готовность к уроку, включаются в учебную деятельность, эмоционально настраиваются на урок.

Артикуляционная гимнастика

Цель: подготовка речевого аппарата к работе на уроке

Регулятивные:

развиватие и укрепление артикуляционной моторики

Статические упражнения

«Улыбочка»

Губы растянуты (улыбка), видны сомкнутые зубы.  Удерживать губы в таком положении следует   10-15 секунд.

«Трубочка»

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в

таком положении следует 10-15 секунд.

«Лопаточка»

Расслабленный широкий кончик языка положить па нижнюю губу и

удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается

поверхности языка.

«Иголочка»

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от   1 до 10.

Динамические упражнения

«Лошадка»

Присосать кончик языка к небу. Пощелкивание производится с  изменением темпа (медленно-быстрее-очень быстро). Выполнять 10-15 раз.

«Грибок»

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.

«Маляр»

Широко открыть рот. Широким кончиком   языка   проводить   по   небу   от верхних зубов до ували (маленького язычка)  и обратно.  Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.

Выполняют упражнения по развитию артикуляционной моторики.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов

Личностные: 

осознание своих возможностей в учении; способности адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Познавательные: 

умение ориентироваться в своей системе знаний, умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям

Коммуникативные: 

выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся

Работа с сигнальными карточками.

Верно или нет утверждение:

  1. Буквы мы пишем и читаем.
  2. Звуки мы произносим и слышим.
  3. Звуки делятся на гласные и согласные.
  4. При произнесении гласного звука воздух встречает преграду (мешают или губы, или зубы, или язык).
  5. При произнесении гласного звука воздух не встречает преграду.

- А теперь вопросы  (Работа с лентой букв):

      1. Какие  гласные буквы, обозначают твёрдость  предыдущего  согласного?

       2. Какие гласные, обозначают мягкость  предыдущего согласного?

  1. Какие звуки всегда мягкие?

  1. Какие звуки всегда твёрдые?

  1. Когда буквы е, ё, ю, я, и обозначают 2 звука?

Повторяют пройденный материал и фиксируют основные понятия, термины, знания, которые усвоены.

Верно

Верно

Верно

Неверно

Верно

Гласные верхнего ряда: а, о, у, ы, э

Гласные нижнего ряда: е, ё, и, ю, я

Звуки  [ч’], [щ’], [й’]   всегда мягкие

Звуки [ж], [ш], [ц] всегда твёрдые

Буквы е, е, ю, я, и обозначают два звука, когда стоят в начале слова, после гласной, после разделительных ъ, ь.

Постановка учебной задачи, целей урока.

Цель: целеполагание

Регулятивные:

умение определять и формулировать цель и тему на уроке с помощью учителя

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

- Что мы сейчас сделали?

- Для какого анализа нам понадобятся эти знания?

- Как вы думаете, какой теме мы сегодня посвятим урок? (формулировка темы занятия)

- Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь…

Повторили всё, что мы знаем о буквах и звуках.

Для звуко-буквенного анализа.

Звуко-буквенный анализ слов (или «Звуки и буквы»)

Я вспомню, что мы изучали о буквах и звуках. Я научусь выполнять звуко-буквенный анализ слов.

Физ. минутка

Цель:

снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся

Регулятивные: 

осуществляют пошаговый контроль своих действий

Личностные: 

оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.

 

Ученики  повторяют

движения  за  ведущим

Составление плана, стратегии к разрешению затруднения

Цель: выбор способа и средств     ее реализации 

Регулятивные:

планирование действий

Познавательные:

умение извлекать необходтмую информацию

Коммуникативные:

умение формулировать связный ответ на поставленный вопрос

Личностные:

формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств

- Давайте повторим схему фонетического разбора (плакат над доской)

Повторяют план звуко-буквенного разбора по схеме.

Реализация выбранного проекта

Цель: на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные:

проговаривание последовательности действий, формирование умения высказывать своё предположение

Коммуникативные:

умение учиться  выражать  свои  мысли в  устной  и  письменной  форме, слушать   и   понимать  речь  других учащихся

Личностные:

формирование  самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности

1) Хлопни в ладоши, если услышишь гласный звук:

[м],  [а], [з], [у], [э], [р’], [в], [т’], [о], [ш], [и], [л’], [ы]

2) Работа в группах:

I группа – Из ряда букв выберите гласные, подчеркни красным фломастером. Назови их.

(ш, о, Н, и, Ю, м, А, К, с)

II группа – Из ряда букв выберите согласные, подчеркни фломастером. Назови их.

(С , а, к, ч, у, я, Д, О)

3) На доске буквы: е,ё,ю,я

- Напиши, какие гласные звуки обозначают эти буквы после согласного.

4) Работа по цепочке:

- Если перед буквой твёрдый согласный, то положи синий квадратик, если мягкий – зелёный. Например, (я,о,ю,ы,у,е,э,а,и,ё)

я

[а], [у], [э], [о], [и], [ы]

о, и, ю, а

с, к, ч, д

е→[э], ё→[о],

ю→[у], я→[а]

Работают по цепочке у доски.

Пальчиковая гимнастика

Цель:

предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности

Регулятивные: 

осуществляют пошаговый контроль своих действий

Личностные: 

оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик всё съел

Оттого и потолстел.    

Выполняют точечный массаж пальцев рук.

Реализация выбранного проекта

Цель: на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные:

проговаривание последовательности действий, формирование умения высказывать своё предположение

Коммуникативные:

умение учиться  выражать  свои  мысли в  устной  и  письменной  форме, слушать   и   понимать  речь  других учащихся

Личностные:

формирование  самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности

5) Игра «Твёрдые и мягкие согласные» – распределить слова на группы.  

Компакт-диск «Интерактивные речевые игры»

6) Игра с массажным мячом Су-Джок «Назови пару»

- Повторим парные согласные по звонкости-глухости.

- Если я называю звонкий согласный, вы называете его глухую пару и наоборот.

7) Звуко-буквенный анализ.

Юля, яма, ель, лает, съел

Работают на интерактивной доске: загружают машинки словами, которые начинаются на мягкий или твёрдый согласный звук.

[п]-[б], [в’]-[ф’], [к]-[г], [д]-[т], [ж]-[ш], [з’]-[с’]

Записывают слова на доске и выполняют звуко-буквенный анализ

Итог занятия

Рефлексия

Цель: подвести итог работы

Личностные:

Способность к самооценке своего эмоционального состояния  и настроения.

- Ну что ж, ребята, наше занятие подходит к концу!

- Вы молодцы! Отлично сегодня поработали.

- Понравились вам задания, которые выполняли? А какое задание было для вас самым интересным? Чему мы учились на занятии?

- Нарисуйте в тетради смайлик вашего настроения.

Оформляют знания, полученные на занятии, в виде устных ответов. Повторяют схему звуко-буквенного анализа.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в логопедической группе на тему: «Человек. Части тела».

Познакомить детей с частями тела.Научить детей заботиться о своём здоровье....

технологическая карта интегрированного психолого-логопедического занятия "Страна Красивой Речи"

Технологическая карта интегрированного психолого-логопедического занятия для обучающихся с ОНР 3-4 класс по теме: "Страна Красивой Речи"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ "Зачем творить добро?"

Цель занятияЗадачи занятия1.      Воспитание здоровой личности ребенка2.      Проследить взаимосвязь добрых поступков и здоровья человекаРасширение и ...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Технологическая карта занятия (логопедическое коррекционно-развивающее занятие) в 1 классе

Тема занятия: Обозначение мягкости с помощью буквы «Ё».Лексическая тема: Домашние животные.Форма занятия: подгрупповое.Цель:  Формирование умения правильно обозначать на письме мягкие...

Технологическая карта занятия в логопедической группе, 2 класс

Дата проведения:  16.11.2020г.Особенность занятия: открытоеГруппа учащихся: 2 класс, речевой статус: Нарушения формирования процессов чтения и письма, обусловленные фонематическим и лексико-...