Технологическая карта занятия в логопедической группе, 2 класс
план-конспект урока по логопедии (2 класс)

Чехонина Лариса Евгеньевна

Дата проведения:  16.11.2020г.

Особенность занятия: открытое

Группа учащихся: 2 класс, речевой статус: Нарушения формирования процессов чтения и письма, обусловленные фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием речи. Количество учащихся: 8

Форма занятия: фронтальная.

Место и роль занятия в изучаемой теме: Второе из трёх занятий по теме.

Продолжительность: 40 минут

Тема занятия: «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Педагогические задачи: Знать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog._karta_uroka_-tv-myagk_zvuki.docx41.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия в логопедической группе

Составила: учитель-логопед  ФКОУ СОШ имени А.Н.Радищева Чехонина Лариса Евгеньевна

Занятие

Логопедическое сопровождение.

Класс

Занятие  рассчитано на обучающихся 2 класса, имеющих нарушения формирования процессов чтения и письма, обусловленные фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием речи.

Тип урока

Обобщение и систематизация знаний.

Тема

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Основные термины, понятия

Буква, звук, гласный-согласный звук, твёрдый-мягкий согласный (парный, непарный).

Педагогические задачи

Знать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на занятии.

Планируемые предметные результаты

Определять и различать твердые,  мягкие согласные; выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда; сформировать умение обозначать мягкость согласных на письме; учить применять теоретические знания при выполнении практических заданий.

Метапредметные УУД

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже изученного с помощью педагога;

 находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.

Регулятивные: учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; проговаривать последовательность действий на занятии; оценивать правильность выполнения действий; учиться работать по предложенному педагогом плану.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные
результаты

Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная

Техническое оборудование

Компьютер, интерактивная доска, карточки, цветные карандаши.

Использованные технологии

ИКТ-технологии, здоровьесберегающие, игровые.

Организационная структура занятия

Этапы занятия

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение к учебной деятельности

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

 Личностные:

развитие доброжелательности,

готовности к сотрудничеству, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности. 

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать речь других.

Познавательные: 

умение ориентироваться в своей системе знаний.

Приветствие, проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроения  обучающихся на занятии.

- Звенит звонок, начинается занятие.

- Сядет тот, кто скажет, какое сейчас время года.

- А какой месяц?

- Назовите признаки осени.

Определяют готовность к уроку, включаются в учебную деятельность, эмоционально настраиваются на занятие.

Актуализация опорных знаний.

Цель: актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов

Личностные: 

осознание своих возможностей в учении; способности адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: 

умение использовать речь для регуляции своего поведения, умение обсуждать в ходе индивидуальной деятельности возникающие проблемы.

Коммуникативные: 

умение оформлять свои мысли в устной форме.

- Вспомните, из чего состоят слова, когда мы их произносим?

- На какие группы делятся звуки?

- Чем отличаются гласные и согласные звуки?

- Отгадайте загадку:

1) Рыжая, с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом.

- Назовите первый звук в слове «лиса» (характеристика звука)

2) Мои прекрасные рога

Всегда угроза для врага.

Но добрый нрав имею я,

Поверьте мне, мои друзья.

И я в лесах у вас не гость,

Живу я здесь, красавец - …

- Назовите первый звук в слове «лось» (характеристика звука)

- Кто догадался и назовёт тему нашего занятия?

Работа с лентой букв:

 - Какие согласные звуки всегда мягкие?

- Какие согласные звуки всегда твёрдые?

- Что нам указывает на твёрдость или мягкость согласного звука?

- Какие  гласные буквы, обозначают твёрдость  предыдущего  согласного?

- Какие гласные, обозначают мягкость  предыдущего согласного?

Повторяют пройденный материал и фиксируют основные понятия, термины, знания, которые усвоены.

Слова состоят из звуков.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные поются, тянутся, а согласные встречают преграду.

Лиса

[л’]- согл., мягк., парн.

Лось

 

[л]- ]- согласный, твёрдый, парный

Твёрдые и мягкие согласные

Звуки  [ч’], [щ’], [й’]   всегда мягкие

Звуки [ж], [ш], [ц] всегда твёрдые

Гласные буквы,ь,ъ.

Гласные верхнего ряда: а, о, у, ы, э

Гласные нижнего ряда: е, ё, и, ю, я

Постановка учебной задачи, целей урока.

Цель: целеполагание

Регулятивные:

умение определять и формулировать цель и тему на занятии с помощью педагога.

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками.

- Как вы думаете, какой теме мы сегодня посвятим занятие? (формулировка темы занятия)

- Сформулируйте цель занятия, продолжите фразу: сегодня на занятии я буду учиться различать …

Твёрдые и мягкие согласные

Учиться различать твердые и мягкие согласные

Физ. минутка

Цель:

снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся

Регулятивные: 

осуществляют пошаговый контроль своих действий; искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Личностные: 

оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

1) Физминутка с героями мультфильмов «Я пойду направо…»

2) – Если я назову слово, в котором первый согласный мягкий, вы приседаете, а если твёрдый – встаёте:

Бусы, вилка, высота, сом, люстра, зонт, мята, море.

1) Ученики  повторяют

движения  за  ведущим.

2) Контролируют свои ответы и действия.

Обобщение и систематизация знаний.

Цель: осмысление результатов совместной деятельности учителя и учащихся

Регулятивные:

умение корректировать и оценивать выполнение заданий.

Познавательные:

умение выстраивать логическую цепь рассуждений, проводить сравнения по заданным критериям, умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. 

Коммуникативные:

умение формулировать связный ответ на поставленный вопрос.

Личностные:

формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Организация обобщения и систематизации учебного материала.

1) Задание на карточке.

Закрась домик, в котором живут твёрдые согласные звуки, синим карандашом, а домик, в котором живут мягкие согласные звуки – зелёным. Засели домики гласными буквами (проведи стрелочки)

2) - Отгадайте загадки. В отгадке должен быть мягкий знак на конце слова.

Звуко-буквенный анализ у доски.

а) Он всюду: в поле и в саду,

А в дом не попадает.

И никуда я не пойду,

Покуда он идёт. (Дождь [дошт’] )

б) Спит или купается,

Всё не раздевается.

Целый день на ножках

Красные сапожки. (Гусь [гус’]  )

Звуко-буквенный анализ у доски.

Записывают, выделяют твёрдые и мягкие согласные синим и зелёным карандашами. Сравнивают свои варианты.

Письменно выполняют задание.

Проверка задания.

Физ. минутка

Цель:

снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся

Регулятивные: 

осуществляют пошаговый контроль своих действий; искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Личностные: 

оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

- На слайде вы увидите изображение предметов. Если в слове, называющим предмет, есть мягкие согласные звуки, то приседаем, если только твёрдые – хлопаем в ладоши.

Семья, цифра, медь, кисель, карандаш, бельё, штора, рука, мяч, трактор.

Называют картинки. Контролируют свои ответы и действия.

Обобщение и систематизация знаний.

Цель: осмысление результатов совместной деятельности учителя и учащихся

Познавательные: 

умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий.

Коммуникативные: 

умение организовывать и осуществлять совместную деятельность,  рефлексия своих действий.

Регулятивные:

умение корректировать и оценивать выполнение заданий.

1) - Предлагаю вам поиграть в игру «Найди друга». У каждой группы на карточках написаны слова. Прочитайте их. Подберите к последним согласным звукам парные звуки по твёрдости-мягкости (если они есть).

- Какие слова остались без друзей? Почему?

Меч, плащ, мель, брат, карандаш, ест.

Плач, угол, кон, был, этаж, шалаш.

2) Игра «Сбежавшие буквы».

На доске слова для двух команд.

- Подумайте, какие буквы сбежали, вставьте их и запишите слова в тетради.

- Подчеркните мягкие согласные зелёным карандашом, а твёрдые синим.

Л…м…н, р…з..., д…м, п…р…г, с…ль, з…йч…к, в…т…р, б…чк…

3) Игра «Твёрдые и мягкие согласные» – распределить слова на группы.  

Компакт-диск «Интерактивные речевые игры»

4) Игра «Твёрдые и мягкие согласные».

- Убери предметы, в которых есть мягкий знак.

Читают и обсуждают  задание. Записывают, сравнивают, объясняют.

Контролируют свои ответы.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Цель: организация совместной фронтально-индивидуальной деятельности

Познавательные: 

умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий.

Коммуникативные:

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения как своих, так и чужих действий, внесение необходимых коррективов по ходу реализации задания.

Регулятивные:

умение контролировать свои действия в ходе работы.

В конце урока я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу.

1. Выбери звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Подчеркни их.

[л’], [ч’], [ф], [ц], [ж], [й’], [з’].

2. Какие согласные звуки есть в словах: карандаш, молоко, корова, собака.

- только мягкие звуки;

- мягкие и твёрдые согласные звуки;

- только твёрдые согласные звуки.

Взаимопроверка. Оцените себя, используя знаки +, -.

Выполнение самостоятельной практической работы и взаимопроверки с целью коррекции знаний.

Итог занятия

Рефлексия

Цель: подвести итог работы

Познавательные: 

умение обобщать знания,  анализировать, контролировать и оценивать результат.

Регулятивные:

умение осуществлять пошаговый контроль по результату.

Личностные:

способность к самооценке своего эмоционального состояния  и настроения.

- Какие согласные вы различали сегодня?

- Каким цветом обозначают мягкие (твёрдые) согласные?

- Какие гласные указывают на мягкость (твёрдость) согласных?

- Ну что ж, ребята, наше занятие подошло к концу!

- Вы молодцы! Отлично сегодня поработали.

- Понравились вам задания, которые выполняли? А какое задание было для вас самым интересным? Чему мы учились на занятии?

- Нарисуйте в тетради смайлик вашего настроения.

Оформляют знания, полученные на занятии, в виде устных ответов.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в логопедической группе на тему: «Человек. Части тела».

Познакомить детей с частями тела.Научить детей заботиться о своём здоровье....

технологическая карта интегрированного психолого-логопедического занятия "Страна Красивой Речи"

Технологическая карта интегрированного психолого-логопедического занятия для обучающихся с ОНР 3-4 класс по теме: "Страна Красивой Речи"...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ "Зачем творить добро?"

Цель занятияЗадачи занятия1.      Воспитание здоровой личности ребенка2.      Проследить взаимосвязь добрых поступков и здоровья человекаРасширение и ...

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности 2 класс

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности 2 класс...

Технологическая карта занятия в логопедической группе

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез слов....

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия

1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...

Технологическая карта занятия (логопедическое коррекционно-развивающее занятие) в 1 классе

Тема занятия: Обозначение мягкости с помощью буквы «Ё».Лексическая тема: Домашние животные.Форма занятия: подгрупповое.Цель:  Формирование умения правильно обозначать на письме мягкие...