Главные вкладки

    Самомассаж рук детей с речевыми нарушениями
    статья по логопедии

    Иванова Анна Петровна

    В этой статье вы можете найти упражнения для самомассажа рук, необходимые для детей с нарушениями речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon samomassazh_ruk_detey_s_rechevymi_narusheniyami.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Самомассаж  рук  детей  с  речевыми  нарушениями»

         В  современных  условиях,  связанных  с  качественными  изменения  состава  детей  в  общеобразовательных  школах.  Возникла  необходимость  поиска  нетрадиционных  путей  организации коррекционно-образовательного  процесса.  Одним  из  таких эффективных  направлений  по  подготовке  детей  с  речевыми  нарушениями  к  письму  является  самомассаж  рук. По  этой  методике  можно  научить  детей  самостоятельно   делать  себе  массаж  предплечья, кистей  и  пальцев  рук.  Под  воздействием  несложных массажных  упражнений  достигается  нормализация  мышечного  тонуса,  происходит  стимуляция  тактильных  ощущений,  а  также  под  воздействием  импульсов,  идущих  в  коре  головного  мозга  от  двигательных  зон  к  речевым,  более  благоприятно  развивается  речевая  функция.

         Дети  с  речевой  патологией  испытывают  значительные  трудности  в  овладении  техникой  письма,  при  переходе  от  устной  речи  к  письменной  явно  видны  недостатки    развития  речи,  тонких  дифференцированных  движений  рук,  графомоторных  навыков.  У  детей  младшего  школьного  возраста  еще  недостаточно  развиты  мышцы  кисти  руки,  наблюдается  низкая  координация  движений  её  частей.  У  них  еще  не  закончено  окостенение  запястья,  фаланг  пальцев.   Поэтому  самомассаж  рук  у  детей  с  речевыми  нарушениями  необходимо  проводить,  т.к.  период  с  6-7  лет  является  сензитивным  для  развития  ручной  умелости  и  графомоторных  навыков,  а  мускульная  память  в  этот  период  очень  цепкая.  Данные  электрофизиологических  иссследований  показывают,  что  речевые  области  формируются  под  влиянием  импульсов.  Поступающих  от  пальцев  рук.  Важно  отметить,  что  самомассаж  обеих  рук  благотворно  влияет  на  развитие  речевых  зон  в  обоих  полушариях,  а  это  служит  страховкой  от  потери  речи  в  случаях  травм  черепа,  кровоизлияний  в  мозг  и  т.д.  психоневрологи  советуют  всю  интеллектуальную  нагрузку  давать  только  на  фоне  «разогретых  рук».

         Самомассаж  мышц  предплечья,  кисти  и  пальцев  обеих  рук  улучшают  координацию  произвольных  движений,  восстанавливает  ослабленные  мышцы,  помогает  снять  излишнее  напряжение.  Специальные  упражнения  по  самомассажу  способствуют  развитию  внимания,  произвольному  переключению  движений – торможению  ненужных  и  активизации  необходимых.  Это, в  свою  очередь.  Поможет  детям  с  речевым  недоразвитием  младшего  школьного  возраста  направить  внимание  не  столько  на  техническую  сторону  письма.  Сколько  на   контроль  выполненной  работы.

         При  обучении  детей  самомассажу  используются  массажные  движения  по  ладоням,  кистям  и  предплечьям  обеих  рук:  поглаживание,  растирание,  легкое  надавливание  кончиками  пальцев  при  массировании,  легкое  пощипывание,  похлопывание,  сгибание  и  разгибание  пальчиков  (как  всех  вместе,  так  и  поочерёдно).    Используются  упражнения:  катание  одного  грецкого  ореха  или  шарика  (при  усложнении – используем  два),  катание  ребристого  карандаша  как  по  внутренней,  так  и  по  тыльной  сторонам  руки,  имитация  скатывания  колобка,  палочек  (как  в  лепке),  сжимание  резиновых  игрушек  разной  плотности.

         Для  детей  младшего  школьного  возраста  самомассаж  рекомендуется  выполнять  2-3  раза  в  день,  причем  начинать  учебную  деятельность  полезно  именно  с  самомассажа.  Можно  использовать  его  и  в  качестве  физкультминутки  на  уроке,  прогулке  и пр.  Дети  выполняют  самомассаж  по  5-10  минут.  Используется  от  3  до  5  упражнений,  между  которыми  необходимо  проводить  расслабление  мышц  рук.  Каждое  упражнение  выполняется  8  раз:  по  4  раза  для  правой  и  левой  рук.

         Все  массажные  движения  выполоняются  по  направлению  к  лимфатическим  узлам:  от  кончиков  пальцев  к  запястью  и  от  кисти  к  локтю.  После  каждого  упражнения  следует  делать  расслабляющие  поглаживания  или  встряхивание  рук.  На  начальном  этапе,  выполняя  движения,  нужно  проговаривать  действия.  Затем  взрослый  делает  самомассаж  рук  вместе  с  детьми,  показывая  на  себе.  Потом  дети  выполняют  упражнения  по словесной  инструкции  взрослого.  На  более  поздних  этапах.  Когда  дети  уже  хорошо  их  усвоили,  можно  использовать  прием  показа  упражнений    не  взрослым.  А  кем-то  из  детей.  Можно  подключать  общее  проговаривание  прямого  и  обратного  счета.

         Начинать  следует  с  прогревающих  движений,  так  как  согревание  делает  мышцы  более  податливыми.  Помогает  избьежать  болевых  ощущений.  Самомассаж  делается  на  обеих  руках  попеременно.  Выполнение   упражнений  можно  сопровождать  стишками  или  счетом  на  4  для  каждой  руки.  Использовать  музыкальное  сопровождение.

    Упражнения  по   самомассажу  рук  

    Растирание  ладони

    «Ручки  греем» – упражнение  выполняется  по  внешней  стороне  ладони.

                   Очень  холодно  зимой,

                   Мерзнут  ручки – ой, ой,  ой!

                   Надо  ручки  нам  погреть,

                   Посильнее  растереть.

         «Добываем  огонь» – энергично  растираем  ладони  друг  о  друга. Чтоб  стало  горячо.

                   Мы  как  древние  индейцы

                   Добываем  огонек:

                   Сильно  палочку  покрутим –

                   И  огонь  себе  добудем.

         «Стряпаем» – имитируем  скатывание  колобков,  по  4  раза  влево  и  вправо.

                   Мы  постряпаем  ватрушки,

                   Будем  сильно  тесто  мять.

                   Колобочков  накатаем,

                   Будем  маме  помогать.

    Растирание  пальцев

         «Братцы»  - обеими  руками  одновременно  растираем  о  большие  остальные  пальцы  по  очереди  (с  указательного  пальца  по  мизинец),  растирание  каждого  пальчика  по  2  раза.

                   Ну-ка,  братцы,  кто  сильнее?

                   Кто  из  вас  поздоровее?

                   Все  вы,  братцы,  молодцы,

                   Просто чудо-удальцы!

         «Точилка» – сжав  одну  руку  в  кулачок, вставляем  в  него  поочередно  по  одному  пальцу  другой  руки  и  прокручиваем  влево-вправо  каждый  пальчик  по  2  раза.

                   Мы  точили  карандаш,

                   Мы  вертели  карандаш.

                   Мы  точилку  раскрутили,

                   Острый  кончик  получили.

         «Точим  ножи» - активное  растирание  раздвинутых  пальцев,  движение  рук  вверх-вниз.

                   Ножик  должен  острым  быть.

                   Будем  мы  его  точить,

                   Чтобы  чистил  он  морковку

                   И  картошку  на  готовку.

         «Пила» – ребром  ладони  одной  руки  «пилим»  по  ладони,  предплечью  другой  руки.

                   Пилим,  пилим  мы  бревно –

                   Очень  толстое  оно.

                   Надо  сильно  постараться,

                   И  терпения  набраться.

    Растирание  предплечья

         «Надеваем  браслеты» – одной  рукой  изображаем  «надетый  браслет» (все  пальцы  плотно  прилегают к  предплечью),  круговыми  движениями  от  кисти  к  локтю  двигаем  «браслет»,  прокручивая  его влево-вправо, - выполняем  по 2  раза  на  каждой  руке.

                   Мы  браслеты  надеваем,

                   Крутим,  крутим,  продвигаем.

                   Влево-вправо,  влево-вправо,

                   На  другой  руке  сначала.

         «Пружинка» – спиралевидное  растирание  ладонью (кулачком,  ребром)  одной  руки  по  предплечью другой.

                   Мы  пружинку  нарисуем

                   Длинную  и  крепкую.

                   Мы  сперва  ее  растянем,

                   А  затем  обратно  стянем.

         «Гуси» -  пощипывание  руки  вдоль  предплечья  от  кисти  к  локтю.

                   Гуси  травушку  щипали,

                   Громко,  весело кричали:

                   «га-га-га,  га-га-га,

                   Очень  вкусная  трава!»

         «Человечки» – указательным  и  средним  пальцами  выполняем  точесные движения  вдоль  предплечья (человечки  - «маршируют»,  «прыгают»,  «бегут»).

    Вариант  для  «маршировки»                                 Вариант для «бега»

                   Человечки  на  двух  ножках          Человечки на двух  ножках

                   Маршируют  по  дорожке,              Побежали  по  дорожке.

                   Левой-правой,  левой-правой         Побежали, побежали,

                   Человечки  ходят  браво.                 Вдруг споткнулись и упали.

    Вариант  для  «прыжков»

                   Человечки  на  двух  ножках

                   Стали  прыгать  по  дорожке,

                   Прыг-скок, прыг-скок,

                   Все  быстрее:  прыг-да-скок.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи детей с речевыми нарушениями.

    С интонации начинается речь ребенка. В связи с этим необходимо проводить работу по формированию восприятия и понимания основных компонентов интонационного оформления высказывания (темпа, громкости, те...

    Рекомендации родителям детей с речевыми нарушениями

    В памятке для родителей детей-логопатов представлены основные рекомендации по развитию и коррекции речи младших школьников....

    Формирование падежного словоизменения у детей с речевыми нарушениями.

    В настоящее время психолингвистический подход становится приоритетным направлением в изучении становления языковой способности детей, заключающийся в  выявлении общих и частных закономерностей фо...

    формирование коммуникативной компетентности у детей с речевыми нарушениями

    Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя чер...

    Пальчиковая гимнастика для детей, имеющих речевые нарушения.

    В данном комлексе представлены упражнения способствующие развитию мелкой моторики пальцев, развитию познавательных процессов и речевых умений и навыков....

    Консультация для родителей . «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

    Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять....

    Самомассаж рук детей с речевыми нарушениями

    Консультация  для  учителей  начальных  классов«Самомассаж  рук  детей  с  речевыми  нарушениями»...