Информационная памятка для учителей начальных классов: "Виды дислексии".
консультация по логопедии (2 класс)

Молокова Алена Леонидовна

Материал содержит описание видов дислексии по классификации Р.И. Лалаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_disleksii.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ ДИСЛЕКСИИ

По определению Л.С. Волковой: «дислексия» - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

     Выделяют 5 видов дислексии по классификации  Р.И. Лалаевой. Это - семантическая, оптическая, фонематическая, аграмматическая, мнестическая.

    Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанного при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. После прочтения слова дети не могут ответить на вопрос, связанный со значением данного слова, показать соответствующую картинку, рассказать о смысле предложения. Нарушение понимания прочитанных предложений обусловлено недостаточной сформированностью представлений о синтаксических связях слов. При этом в процессе чтения слова воспринимаются изолированно, не образуя связи с другими словами предложения. Прочитанный текст пересказывается с добавлением посторонней информации.

    Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (В — З, Д — Л), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Г — Т, Ь — Р, Н —И). Такая форма дислексии связана с нарушением зрительного гнозиса, анализа и синтеза, с несформированностью зрительного восприятия форм, с невозможностью дифференциации представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений.

    Фонематическая дислексия.

     С учетом недостаточной сформированностью основных функций фонематической системы фонематическую дислексию можно подразделить на две формы.

    Первая форма — нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем), которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно (б — п, д — т, с — ш, ж — ш ит. д.).

   Вторая форма — нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа.

   При этой форме наблюдаются следующие группы ошибок при чтении: побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова.

   Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении (галка — «гала»); во вставках гласных между согласными при их стечении (взяла — «вазяла»); в перестановках звуков (ковёр — «корёв»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (пирамида — «пимида», «пимирада»).

  Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических, и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных («у столе», «из-за парте»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («красная помидор», «красивый девочка»); изменение числа местоимения («все» — «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»), а также формы времени и вида («влетел» — «влетал», «видит» — «видел»).

   Мнестическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3—5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова. Нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухо-произносительным образом звука особенно ярко проявляется на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.

Использованная литература:

  1.  Волкова Г.А. Энциклопедический словарь логопеда. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО»ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.-256с.
  2. Свободина Н.Г. Коррекция нарушений письма: Просто о сложном вопросе дисграфии у детей.- М.: ТЦ Сфера, 2019.-160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учителя начальной школы

В последнее время возросло количество детей с проблемами письма и чтения. Материал памятки поможет учителям в работе с детьми....

Памятка для учителей начальной школы

Как готовиться и проводить уроки в начальной школе. Анализ проведенного урока....

СПРАВКА ОБ УРОВНЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СПРАВКА ОБ УРОВНЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВТРАХОВОЙ ЗУЛЬФИИ АСКЕРБИЕВНЫ   «Истинная компьютерная грамотность означает не тол...

Консультация для учителей начальных классов. Виды работ по развитию звукового анализа.

Для начала необходимо определить какие же ошибки считаются дисграфическими, то есть выделить специфические ошибки на письме.Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанн...

В помощь учителю начальных классов. Виды упражнений для отработки полноценных навыков чтения и письма

Направления работы: формирование и развитие безошибочного чтения и письма у школьников младших классов....

Информационная карта деятельности учителя начальных классов Хакимовой С

Информационная карта деятельности учителя начальных классов Хакимовой С...

Информационная памятка для учителей начальных классов: "Виды дисграфии".

Материал содержит информацию о видах дисграфии по классификации Р.И. Лалаевой....