Информационная памятка для учителей начальных классов: "Виды дисграфии".
консультация по логопедии (2 класс)

Молокова Алена Леонидовна

Материал содержит информацию о видах дисграфии по классификации Р.И. Лалаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_disgrafii.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               ВИДЫ ДИСГРАФИИ

 

         В современных литературных источниках термин «дисграфия» определяется по-разному. И.Н. Садовникова обозначает «дисграфию», как частичное расстройство письма, где основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, что не связано с нарушением слуха, зрения, снижением интеллекта.

В настоящее время широко используется классификация дисграфии на основе лингвистического подхода, разработанная Р.И. Лалаевой и сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена. В ее основе лежит учет несформированности языковых операций. Согласно этой классификации выделяются следующие виды дисграфии.
           Артикуляторно-акустическая дисграфия.

           Возникает на основе нарушения звукопроизношения. В основе её лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребёнок отражает своё дефектное произношение на письме. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

          Акустическая дисграфия возникают на основе нарушений фонематических дифференцировок. Проявляются в заменах букв фонетически близким звукам. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме.

         Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

         Предполагает нарушение звуко-буквенного анализа и синтеза (пропуски, перестановки, добавления букв в слове), нарушение слогового анализа и синтеза (пропуски, перестановки, вставки слогов), нарушение слогового анализа и синтеза на уровне предложений (пропуски, перестановки, вставки слов, слитное их написание в предложении).
        Аграмматическая дисграфия.

        Этот вид дисграфии обусловлен недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений. В предложениях аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, нарушении синтаксического оформления речи, согласования, замене суффиксов,  предложных конструкций, изменении падежа местоимений, числа существительных, падежных окончаний.

        Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. Чаще всего заменяются и искажаются графически сходные рукописные буквы. Основные проявления этого вида дисграфии: зеркальные замены – вертикальные (в-д) и горизонтальные (с-э), литеральные (на уровне буквы) и вербальные (на уровне слова) реверсии; кинетические ошибки – наличие лишних элементов или, наоборот, недописывание элементов буквы. Чистые виды дисграфии встречаются редко.  В большинстве случаев – это смешанный вид дисграфии.

Использованная литература:

  1.  Волкова Г.А. Энциклопедический словарь логопеда. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО»ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.-256с.
  2. Свободина Н.Г. Коррекция нарушений письма: Просто о сложном вопросе дисграфии у детей.- М.: ТЦ Сфера, 2019.-160с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для учителя начальной школы

В последнее время возросло количество детей с проблемами письма и чтения. Материал памятки поможет учителям в работе с детьми....

Учителю начальных классов о дисграфии

Учителя начальных классов в своей повседневной работе наблюдают самые разные отклонения в письме учащихся. Одни ошибки всецело связаны с периодом овладения грамотой – это закономерные ошибки, а ...

СПРАВКА ОБ УРОВНЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СПРАВКА ОБ УРОВНЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВТРАХОВОЙ ЗУЛЬФИИ АСКЕРБИЕВНЫ   «Истинная компьютерная грамотность означает не тол...

Консультация для учителей начальных классов. Виды работ по развитию звукового анализа.

Для начала необходимо определить какие же ошибки считаются дисграфическими, то есть выделить специфические ошибки на письме.Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанн...

В помощь учителю начальных классов. Виды упражнений для отработки полноценных навыков чтения и письма

Направления работы: формирование и развитие безошибочного чтения и письма у школьников младших классов....

Информационная карта деятельности учителя начальных классов Хакимовой С

Информационная карта деятельности учителя начальных классов Хакимовой С...

Информационная памятка для учителей начальных классов: "Виды дислексии".

Материал содержит описание видов дислексии по классификации Р.И. Лалаевой....