Учителю начальных классов о дисграфии
статья по логопедии (2 класс) по теме

Степанова Елена Ивановна

 

Учителя начальных классов в своей повседневной работе наблюдают самые разные отклонения в письме учащихся. Одни ошибки всецело связаны с периодом овладения грамотой – это закономерные ошибки, а другие – не укладываюся в рамки закономерностей и являются патологическими. Патология письма носит название дисграфии.

      Дисграфия опасна тем, что препятствует нормальному овладению письменной речью и затрудняет прохождение программного материала, в результате учащиеся зачисляются в разряд хронически неуспевающих. Борьба с расстройствами письма чрезвычайно важна и актуальна. Современная и правильная классификация расстройств письма, определение методических подходов для её ликвидации избавляет учеников от лишних переживаний второгодничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchitelyu_nachalnyh_klassov_o_disgrafii.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ЦПМСС

Фрунзенского района

Статья

Учителю начальных классов о дисграфии

Степанова Елена Ивановна

Санкт-Петербург, 2012

        Учителя начальных классов в своей повседневной работе наблюдают самые разные отклонения в письме учащихся. Одни ошибки всецело связаны с периодом овладения грамотой – это закономерные ошибки, а другие – не укладываюся в рамки закономерностей и являются патологическими. Патология письма носит название дисграфии.

        Дисграфия опасна тем, что препятствует нормальному овладению письменной речью и затрудняет прохождение программного материала, в результате учащиеся зачисляются в разряд хронически неуспевающих. Борьба с расстройствами письма чрезвычайно важна и актуальна. Современная и правильная классификация расстройств письма, определение методических подходов для её ликвидации избавляет учеников от лишних переживаний второгодничества.

        На основе того или иного локального поражения анализатора возможно выделение различных форм дисграфии.

Классификация дисграфий:

  1. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

В основе лежит отражение неправильного произношения на письме. Пишет так как произносит.

        Проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

  1. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (по старому акустическая дисграфия).

В устной речи звуки произносятся верно. Этот вид дисграфии проявляется в замене букв, соответствующих фонетически близким звукам:

        Свистящие – шипящие

        Звонкие – глухие

        Аффрикаты и компоненты, входящие в их состав: Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-Т, Ц-С

        Неправильно обозначается мягкость согласных на письме, вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных. (малчик)

Заменяются гласные даже в ударном положении (туча-точа).

  1. Дисграфия на основе нарушения языкового анализа и синтеза.

Проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения.

Характерные ошибки на уровне слова:

  1. Пропуски согласных при их стечении
  2. Пропуски гласных
  3. Перестановки букв
  4. Добавления букв
  5. Пропуски, добавления, перестановки слогов

Ошибки на уровне предложения:

  1. нарушение деления предложения на слова
  1. слитное написание слов, предлогов
  2. раздельное написание слова
  1. Аграмматическая дисграфия.

Этот вид дисграфии связан с недоразвитием строем речи на уровне слова, словосочетания, предложения, текста.

  1. Оптическая дисграфия.

Проявляется в заменах и искажении букв на письме, зеркальное письмо.

        В практике чаще всего встречается смешанная дисграфия с преобладанием того или иного вида дисграфии.


Некоторые приемы работы с дисграфиками.

        Приемов и методов в работе с дисграфиками существует много. Я остановлюсь подробнее на тех приемах, которые вы можете применить в своей практике.

Графический диктант.

- этот вид работы позволяет исключить неизбежные попутные ошибки, касающиеся непройденных тем, концентрируя внимание учащихся на конкретной узкой теме.

Графический диктант сохраняет контрольную функцию. С его помощью можно выяснить качество усвоения учеником темы.

Одновременно такой диктант является щадящей формой контроля, так как исключает из поля зрения учащихся другие орфограммы.

Эта проверка проходит в облегченных условиях.

Именно графический диктант позволяет тренировать учащихся в различении смешанных звуков на сложных по звуковому составу.

Эту форму письменной работы можно использовать при прохождении самых разнообразных тем, соответственно изменяя форму графической записи.

Графическое обозначение воспринимаемого на слух речевого материала способствует укреплению слуховой наблюдательности и памяти, развивает логическое мышление.

Достоинством графических диктантов является их лаконичность, что дает возможность экономить учебное время в ходе занятия с дисграфиками, у которых не редко замедлен темп письма.

Диктант проводится следующим образом:

- перед детьми ставится задача определить по слуху только изучаемые звуки. Например, звонкий согласный З и глухой С.

- Слова, не содержащие этих звуков, на письме обозначаются прочерком.

- слова, содержащие один из этих звуков, обозначаются одной соответствующей буквой.

- слова, содержащие оба звука – двумя буквами в той последовательности, в которой они следуют в составе слова.

- если один из звуков встречается в слове дважды, то и буква повторяется дважды.

Например: В воздухе заскользили ласточки.

                      --       з               з с з                 с .

При первом прослушивании фразы ученики загибают пальцы по числу слов.

При повторном чтении записывают, сверяя число письменных обозначений с количеством слов в предложении.

Каждое предложение записывается с новой строки для удобства контроля со стороны учащихся во время письма.

При этом помимо проверки основной темы диктанта, учащиеся тренируются в делении предложения на слова. Загибая пальцы в такт раздельному произнесению слов, дети в результате частых тренировок начинают узнавать предлоги в речевом потоке и самостоятельно обособлять их на письме.

 Графический диктант дает большие возможности для расширения словаря учащегося, тогда как при обычно текстовой записи выбор слов ограничен сложностью их написания.

Приведу примеры использования графической записи при прохождении различных тем:

  1. Звуковой анализ слов.

Определение количества звуков в слове с целью предупреждения пропусков букв и вставки лишних букв.

        Словарный диктант: речка

        Графическая запись: . . . . .

  1. Слоговой анализ слов для тренировки выделения слов на слоги.

Словарный диктант: летний               стульчики

Графическая запись:   е     и                         у       и  и

Слоги отмечаются с выделением гласных в них, если гласные звучат четко, либо без этого, если гласные в безударной позиции.

Словарный диктант: заморозил

        Графическая запись: _  _    _   _

  1. Дифференциация на письме оптически сходных букв.

Например: т п

        Текст диктанта: На площади растут старые тополя.

        Графическая запись:  - п тт т тп.

        Текст диктанта: Потянул с полей теплый ветерок.

        Графическая запись:  пт – п тп т.

  1. Дифференциация согласных звуков по артикуляторно-акустическому сходству. Например, соноры л-р.

Текст диктанта: Раз Валера наловил полное ведро раков.

        Графическая запись:  р лр лл л р р.

Текст диктанта: Раки долго ворочались в ведре.

        Графическая запись:  р л рл - р.

  1. Ударение.
  1. Выделение в слове ударного гласного звука. Дети записывают только ударную гласную.

        Словарный диктант: Победа, победил.

        Графическая запись:      е                 и.

        Текст диктанта: В лесу высокие сосны.

        Графическая запись: - у о о.

  1. Выделение ударного слога в слове более громким хлопком с последующей записью.

Словарный диктант: ступеньки, промелькнул.

Графическая запись: хХх,                ххХ.

Текст диктанта: В лесу высокие сосны.

Графическая запись: хХ         х       хХхх        Хх.

  1. Дифференциация гласных первого и второго ряда после твердых и мягких согласных, например, Ы-И.

Текст диктанта: Мы наловили много рыбы. Наши мамы наварили нам ухи.

Графическая запись: ы   ии   -   ыы.                   и       ы       ии     -    и.

  1. Обозначение мягкости согласных посредством буквы мягкий знак.

Текст диктанта: У Юры корь. Мальчику надо лежать и пить горькое лекарство.

Графическая запись: -  -  рь.             ль    -   ть    -   ть     рь    -.

  1. Предлоги.

Текст диктанта: В стороне от дороги синел лес.

Графическая запись: V  -  V -   -   -.

        Ошибки, допускаемые детьми в графических диктантах, бывают обычно в двух видов:

  1. Пропуск слова – черточки в предложении
  2. Пропуск буквы, особенно если она встречается дважды или трижды в слове

Например: Наловили – и (вместо ии), удивились – ии (вместо иии).

Ошибки первого типа преодолеваются с помощью предварительного анализа фразы перед графической записью: Сколько слов? Назови второе, третье, первое слово.

При совершении ошибки второго типа нужно вслух проговорить слово, “прощупывая каждый звук”.

Обычно дети-дисграфики свободно пишут все графические диктанты.

Форма графического диктанта может быть успешно использована учителем при проверке усвоения различных орфографических тем. Например, при проверке усвоения темы “удвоенные согласные” графическая запись предложения: Первоклассники шли по аллее. Выглядит так: сс  - -  лл.

Теперь я остановлюсь на игровых приемах в логопедической работе с младшими школьниками. Предлагаемые игры способствуют поэтапному формированию навыка звукового анализа и синтеза.

  1. Слоговой анализ и синтез.

Используемые на этом этапе игровые приемы служат для закрепления умения делить слова на слоги; вычленять из слова заданный слог, определять количество слогов в слове; наблюдать слогообразующую роль гласных звуков.

  1. Закончи слово.

Задание: Записать продиктованную часть слова. Прослушать варианты окончания слова. Закончить слово одним слогом. Прочитать что получилось.

Мо (-ст, -гу, -жете); чи (-стота, -н, -тать); чет (-ный, -ко). Могу читать четко.

  1. Получи оценку.

Задание: вставить в слова пропущенные слоги, а потом из них составить слово, оценивающее результат этой работы.

  1. Кле-, зер-. Вер-но.
  2. Холод = -роз, лентяй = -дырь, криница = коло-. Мо-ло-дец.
  3. От-вился на охоту, -нул хвостом, острый –жик. Пра-виль-но.

  1. Шифровальщики.

Задание: выделить из слова заданный слог, запомнить или записать его. В результате из выделенных слогов получаются слова.

  1. Выделить из слова первый слог.

Устно: хорёк, рокот, шорох – хорошо.

Устно и письменно: ответ, личность, носорог – отлично.

  1. Выделить в словах ударные слоги письменно. Составить из них предложения.

Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. Голова без ума – пустая сума.

  1. Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи.

Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. При-ла-га-тель-но-е.

  1. Внимание и счет.

Игра проводится письменно. От учеников требуются внимательность и умение быстро считать слоги в словах. Логопед читает предложение, дети запоминают его и выписывают слова, состоящие из трех слогов.

        Около школы был пустырь. Стадо прошло мимо нашего домика. Под окном стояла лошадь. В клетке сидит белая мышь. Весной береза оживает.

        Если задание выполнено верно, в тетради получится предложение: Около нашего домика стояла белая береза.

  1. Фонематический анализ и синтез.

На этом этапе дети учатся определять наличие и место заданного звука в слове; вычленять из слова первый или последний звук; Определять последовательность и количество звуков в слове.

  1. Узнай кто ты.

Логопеды объясняют детям, что в результате выполнения задания каждый из них прочитает о себе в тетради очень хорошее.

Задание: прослушав пару слов, определить, какой звук есть в том и другом слове пары, записать его в транскрипционных скобках. Далее из звуков собрать слово и записать по правилам орфографии.

Муха-мост, мак-сад, лужа-лом, астры-шкаф, день-диск, эхо-лес, цирк-отец.

Решение: [малад’эц] молодец.

  1. Внимание – на старт!

В игре закрепляется умение выделять первый звук в слове, развивается навык количественного фонематического анализа. На наборное полотно выставляется картинка. Детям надо выделить первый звук в ее названии. Затем дети подбирают из имеющихся у них картинок ту, название которой называется с этого же звука. Победит тот, кто найдет картинку с наибольшим количеством звуков в названии. По команде: “На старт! Внимание! Марш!” ученики выходят к доске и выставляют на наборное полотно свои картинки. После этого подводится итог игры: все названия картинок должны начинаться на один звук, определяется сколько звуков в каждом слове; называется победитель.

  1. Угадай-ка.

Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков. Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Получивший карточку, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать какая цифра написана на карточку.

Вариант. Ученик произносит слово, предварительно сосчитав в нем количество звуков и просит товарищей определить это число.

  1. Звуковая арифметика.

Липа+нота=животное (антилопа)

Том+вата=оружие (автомат)

Кета+трон=мясное блюдо(антрекот)

Рыба+соки=фрукты(абрикосы)

Кожа+ворон=полевая птичка(жаворонок)

Ров+поза=транспорт(паровоз)

Охра+под=водный транспорт(пароход)

Кипа+сатин=музыкантша(пианистка)

Уста+боб=день недели(суббота)

Гора+камин=музыкальный инструмент(гармоника)

Тоска+пар+шов=молочный продукт(простокваша)

  1. Озорные буквы.

Добавить по одной предложенной букве в конец слова. Читать по горизонтали и по вертикали.

        

шар

ф

сто

л

рыба

К

пена

л

Мыл

О

Тир

Е

метр

О

Бра

К

Зал

П

Бор

Т

Мал

О

Лото

К

сто

н

банк

а

Дети называют пропущенную букву и читают полученные слова.

                    ла                                                               ве

        ар        (м)         ия                                  сви         (с)          ток

                     па                                                                          на

                     ре                                                                ук

        ще          (ч)          ка                                 ба            (с)          ня

                     ка                                                          ус

  1. Кто это? Что это?

Учитель читает стихи, дети смотрят на схемы слов и догадываются о ком или о чем говорится в стихах.

Шесть ос.

На этой осе в октябре позолота. ОС - - А

А эта растет на лугу у болота. ОС - - А

А эта оса на луну улетает. – ОС - - - А - -

Эта на солнце худеет и тает. -  ОС - - - - А

С этою спит в колыбели малыш. – ОС – А

Эта по классу крадется как мышь. – О – С – А - - -

Ответы: осина, осока, космонавт, сосулька, соска, подсказка.

  1. Кто самый внимательный?

Читать предложения – перевертыши, отметить те из них, в которых изменился порядок слов.

А Лиза – мазила.

Алла рвала лавр.

Ищи маслины, Нил, сам.

Коту тащат уток.

Леша нашел наган.

Мелок колем.

У лип Леша нашел пилу.

Предложенные игровые задания могут быть использованы на занятиях с учащимися вторых-третьих классов, имеющие нарушения чтения и письма. При подборе игр для занятий необходимо учитывать сформированность навыков языкового анализа и синтеза, уровень самостоятельности учеников при выполнения учебных заданий и, разумеется, возрастные и индивидуальные особенности детей. Если задание оказывается сложным для учащихся данной группы, можно применить облегченный вариант игры, или сократить объем задания, либо оказывать детям помощь, утрируя произношение, задавая вопросы по ходу выполнения игровых действий и так далее. Некоторые игры могут быть использованы на занятиях с одноклассниками, преимущественно в устном варианте.

Использование системы разнообразных игровых приемов и игр в качестве варианта речевых упражнений не только позволяет более успешно решать задачи коррекционной работы, но и способствовать общему умственному развитию детей.

Учитель, ознакомленный с явлением дисграфии, обычно находит путь индивидуального подхода к ученику, не подвергая его дискриминации из-за пороков письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда с учителями начальных классов по предупреждению и устранению дисграфии у обучающихся

Выступление на МО начальных классов. В данном выступлении обобщается опыт работы учителя-логопеда первой категории по устранению дисграфии у обучающихся начальных классов.С каждым годом среди учащихся...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Информационная памятка для учителей начальных классов: "Виды дисграфии".

Материал содержит информацию о видах дисграфии по классификации Р.И. Лалаевой....

Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов по коррекции дисграфии и дизорфографии у младших школьников

Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов по коррекции дисграфии и дизорфографии  у младших школьников...

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции нарушений дисграфии и дислексии у младших школьников.

Мастер-класс учителя-логопеда с учителями начальных классов по коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников.Цель мастер-класса: создание условий для изучения приемов диагностики и коррекции на...