План-конспект логопедического занятия на тему: "Дифференциация парных согласных [С-З ]
учебно-методический материал по логопедии
Логопедическое занятие предназначено для обучающихся начальных классов. На занятии дети будут развивать артикуляционную моторику, закрепят имеющиеся знания о характеристике звуков, научатся различать парные согласные [с-з] в различных позициях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация парных согласных [с-з].
Цель: учить детей различать согласные С-З в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания обучающихся о звуках и буквах;
- учить различать парные согласные «с-з» в сильной позиции;
- формировать правописание согласных «с-з» в слабой позиции (в конце слова);
- активизировать и обогащать словарный;
Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику;
- уметь дать характеристику звуку;
- развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать чувство доброго отношения друг к другу;
- воспитывать интерес к получению знаний путём повышения мотивации;
Здоровьесберегающие:
- использовать элементы двигательной активности.
Оборудование: Кукла Загадайка, зеркала, салфетки, карточки со слогами, звуковые схемы слов, карточки с текстами и загадками, предметные и сюжетные картинки, презентация, тетради, ручки, карандаши.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Загадайка. Как вы думаете, почему её так зовут?
Ученики: Куклу так зовут потому, что она любит загадывать и отгадывать загадки.
Логопед: Правильно. Вот и сейчас Загадайка принесла вам любимые загадки, отгадав эти загадки и выделив в словах-отгадках первый звук, мы узнаем тему нашего урока.
II. Основной момент.
1.Загадки:
а) Что за зверь лесной-
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы. (Заяц)
б) Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк. (Собака)
Ученики: первые звуки в словах-отгадках [С-З]
Логопед: дайте характеристику звука [С]
Ученики: согласный, глухой, может быть твердым или мягким.
Логопед: Какой буквой обозначается на письме?
Ученики: эС
Логопед: дайте характеристику звука [З]
Ученики: согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
Логопед: какой буквой обозначается этот звук на письме?
Ученики: Зэ
2. Сравнение звуков по артикуляции.
Логопед: возьмите зеркала, произнесите звуки [С-З]. Ответьте, что участвует в артикуляции этих звуков.
Ученики: -губы в улыбке.
-зубы сомкнуты.
-кончик языка упирается за нижние зубки и выгибается небольшой
горкой.
Логопед: есть ли различие в артикуляции этих звуков?
Ученики: в артикуляции- нет.
Логопед: а в чём же отличие?
Ученики в работе голосовых связок. Один звук глухой, другой звонкий.
Логопед: какой звук глухой, какой звонкий?
Ученики: С-глухой, З-звонкий.
Логопед: Это особенность парных согласных, мы должны научиться их проверять. На сегодняшнем уроке мы будем учиться различать эти два звука.
А сейчас выполним несколько упражнений для язычка.
«Улыбочка»
«Посчитаем нижние зубки»
«Иголочка»
«Лопаточка»
«Покусаем язычок губками» (пя-пя-пя)
3. Развитие звукового анализа слов.
Загадайка загадала несколько слов, по звуковым схемам отгадайте эти слова.
Схемы слов: З- - С - -
- - З - - - С -
З - - - - С - - - -
(коза-коса, зуб-суп, роза-роса, зайка-сайка, Лиза-лиса)
Физминутка.
Речь с движением:
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочки подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
4. Развитие фонематического слуха.
Чтение слогов, заменяя согласные.
Са-за, зу-су, зы, со, зо, су, за, сы.
Закончить слова, добавив слоги, назвать слова.
Ли-са, мимо-за, ро-зы, поло-са, моро-зы, воло-сы, ва-зы.
Заменить с-з, назвать слово:
росы-розы
коса-коза
соя-Зоя
сайка-зайка
5. Синтез слогов в слова.
Работа с индивидуальными карточками. Слова разделены на слоги, каждое слово записано своим цветом. Соединить слоги, прочитать слова.
Сани, забор, сумка, замок, гнездо, коса.
6. Составление загадок-описаний.
У каждого в конверте картинка. Необходимо описать эту картинку так, чтобы Загадайка отгадала о каком предмете идёт речь.
7. Вставить буквы З - С, изменяя слова по образцу «Назови ласково».
Работа в тетрадях.
ГЛА(С,З) – АРБУ(С,З) –
ЛЕ(С,З) - ГОЛО(С,З) –
МОРО(С,З) - ПОЯ(С,З) –
КОЛО(С,З) - ВОЛО(С,З) –
Повторяем правило: Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!
7. Дифференциация с-з в тексте.
Внимательно прочитайте рассказ, вставляя пропущенные буквы С-З. Спишите, подчеркивая буквы разными карандашами.
Зима.
На…тупили ..ильные моро..ы. ..емлю за..ыпало ..негом. За-стыв-ший ле.. стоит как во ..не. Зеленеют под ..негом со..ны и ели. Кра..неют гро..дья рябины. В..е ..вери и птицы ..прятались от ..тужи. только кра..ные грудки ..негирей видны на ..негу.
Проверка
III. Итог занятия. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?
- Как нужно проверять парные согласные на письме?
- Что было легко, а в чем были сложности?
- Оценка работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация разделительного «Ь» и «Ь», как показателя мягкости согласных»
Логопедическое занятие предполагается как групповое занятие в начальной школе. Методы и приёмы коррекционных упражнений направлены на дифференциацию разделительного мягкого знака и мягкого знака...
Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).
Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог...
Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация согласных звуков [с-с\'] - [з-з\'] (1 дополнительный класс VII вид)
Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с-с'] - [з-з']". Цель занятия: Учить дифференцировать парные согласные звуки [с-с'] - [з-з...
Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных и согласных звуков"
Учит детей различать гласные и согласные звуки и буквы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/24/picture-785127-1461454107.jpg)
План-конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [З] – [З’], [С] – [С’]» для обучающихся 2-го класса со смешанной дисграфией
Класс: 2 класс. Логопедическая группа, программа «Коррекция смешанной дисграфии у обучающихся вторых классов»Тема: «Дифференциация звуков [З] – [З’], [С] – [С&rsquo...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/30/picture-1492992-1698685770.jpg)
технологическая карта к логопедическому занятию по теме "Дифференциация согласных звуков Г-К. Лексическая тема "Обувь"
материал подобран для детей 2-3 классов коррекционных школ для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, на развитие фонематического слуха, слуховой и речевой памяти, межполушарного взаимодейс...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/11/picture-1505022-1704987976.jpg)
Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация гласных и согласных звуков с применением акватерапии»
Акватерапия, как развивающая методика для ознакомления, повторения и закрепления материала....