План-конспект логопедического занятия на тему: "Дифференциация парных согласных [С-З ]
учебно-методический материал по логопедии

Логопедическое занятие предназначено для обучающихся начальных классов. На занятии дети  будут развивать артикуляционную моторику, закрепят имеющиеся знания о характеристике звуков, научатся различать парные согласные [с-з] в различных позициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логопедическое занятие16.32 КБ

Предварительный просмотр:

                Тема: Дифференциация парных согласных [с-з].

Цель: учить детей различать согласные С-З в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания обучающихся о звуках и буквах;

- учить различать парные согласные «с-з» в сильной позиции;

- формировать правописание согласных «с-з» в слабой позиции (в конце слова);

- активизировать и обогащать словарный;

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную моторику;

- уметь дать характеристику звуку;

- развивать логическое мышление в упражнениях на аналитико-синтетическую деятельность;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать чувство доброго отношения друг к другу;

- воспитывать интерес к получению знаний путём повышения мотивации;

Здоровьесберегающие:

- использовать элементы двигательной активности.

  Оборудование: Кукла Загадайка, зеркала, салфетки, карточки со слогами,    звуковые схемы слов, карточки с текстами и загадками, предметные и сюжетные картинки, презентация,  тетради, ручки, карандаши.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Логопед:  Ребята, сегодня к нам в гости пришла Загадайка. Как вы думаете,    почему её так зовут?

Ученики: Куклу так зовут потому, что она любит загадывать и отгадывать загадки.

Логопед:  Правильно. Вот и сейчас Загадайка принесла вам любимые загадки, отгадав эти загадки и выделив в словах-отгадках первый звук, мы узнаем тему нашего урока.

II. Основной момент.

1.Загадки:                                                  

а) Что за зверь лесной-

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц)                                          

б) Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк. (Собака)

Ученики:  первые звуки в словах-отгадках [С-З]        

Логопед:  дайте характеристику звука [С]

Ученики:  согласный, глухой,  может быть твердым или мягким.

Логопед:  Какой буквой обозначается на письме?

Ученики:  эС

Логопед:  дайте характеристику звука [З]

Ученики:  согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.

Логопед:  какой буквой обозначается этот звук на письме?

Ученики:  Зэ

2. Сравнение звуков по артикуляции.

Логопед:  возьмите зеркала, произнесите звуки [С-З]. Ответьте, что участвует в артикуляции этих звуков.

Ученики:  -губы в улыбке.

                  -зубы сомкнуты.

                  -кончик языка упирается за нижние зубки и выгибается небольшой

                  горкой.        

Логопед:  есть ли различие в артикуляции этих звуков?

Ученики:  в артикуляции- нет.

Логопед:  а в чём же отличие?

Ученики   в работе голосовых связок. Один звук глухой, другой звонкий.

Логопед:  какой звук глухой, какой звонкий?

Ученики:  С-глухой, З-звонкий.

Логопед: Это особенность парных согласных, мы должны научиться их проверять. На сегодняшнем уроке мы будем учиться различать эти два звука.

                 А сейчас выполним несколько упражнений для язычка.        

                 «Улыбочка»

                 «Посчитаем нижние зубки»

                 «Иголочка»

                 «Лопаточка»

                 «Покусаем язычок губками»  (пя-пя-пя)

3. Развитие звукового анализа слов.

Загадайка загадала несколько  слов,  по звуковым схемам отгадайте эти слова.

Схемы слов: З- -                С - -

  - - З -        - - С -

 З - - - -         С - - - -

(коза-коса,  зуб-суп,  роза-роса,  зайка-сайка,  Лиза-лиса)                

Физминутка.

Речь с движением:

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

В барабан он громко бьёт,

В чехарду играть зовёт.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочки подтянись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

4. Развитие фонематического слуха.

Чтение слогов, заменяя согласные.

Са-за, зу-су, зы, со, зо, су, за, сы.

Закончить слова, добавив слоги, назвать слова.                      

Ли-са, мимо-за, ро-зы, поло-са, моро-зы, воло-сы, ва-зы.

Заменить с-з, назвать слово:                                                      

росы-розы

коса-коза

соя-Зоя

сайка-зайка

5. Синтез слогов в слова.

Работа с индивидуальными карточками. Слова разделены на слоги, каждое слово записано своим цветом. Соединить слоги, прочитать слова.

Сани, забор, сумка, замок, гнездо, коса.

6. Составление загадок-описаний.

У каждого в конверте картинка. Необходимо описать эту картинку так, чтобы Загадайка отгадала о каком предмете идёт речь.

7. Вставить буквы З - С, изменяя слова по образцу  «Назови ласково».    

Работа в тетрадях.

ГЛА(С,З) –                        АРБУ(С,З) –

ЛЕ(С,З) -                        ГОЛО(С,З) –

МОРО(С,З) -                ПОЯ(С,З) –

КОЛО(С,З) -                ВОЛО(С,З) –

 Повторяем правило: Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!

7. Дифференциация с-з в тексте.

Внимательно прочитайте  рассказ, вставляя пропущенные буквы С-З. Спишите, подчеркивая буквы разными карандашами.

                                                                                                                                                                           

                                                         

                                                               Зима.

        На…тупили  ..ильные  моро..ы.      ..емлю  за..ыпало  ..негом. За-стыв-ший  ле..  стоит как во  ..не. Зеленеют под  ..негом со..ны и ели. Кра..неют гро..дья рябины. В..е  ..вери и птицы  ..прятались от  ..тужи. только  кра..ные  грудки  ..негирей  видны  на  ..негу.

Проверка                                                                                                            

III. Итог занятия. Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

- Как нужно проверять парные согласные на письме?

- Что было легко, а в чем были сложности?

- Оценка работы.

                             

             

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация разделительного «Ь» и «Ь», как показателя мягкости согласных»

Логопедическое занятие предполагается как групповое занятие в начальной школе. Методы и приёмы коррекционных упражнений направлены на дифференциацию  разделительного мягкого знака и мягкого знака...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация твердых согласных звуков [г-к] и мягких согласных звуков [г’-к’]" (4 класс VIII вид).

Конспект занятия будет полезен в работе учителю начальных классов, учителю-логопеду, воспитателю. Задачи занятия: Повторить с детьми звуки [г, г’] и [к,к’]. Развивать навыки фонематическог...

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация согласных звуков [с-с\'] - [з-з\'] (1 дополнительный класс VII вид)

Конспект коррекционно-логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с-с'] - [з-з']". Цель занятия:  Учить дифференцировать парные согласные звуки [с-с'] - [з-з...

План-конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [З] – [З’], [С] – [С’]» для обучающихся 2-го класса со смешанной дисграфией

Класс: 2 класс. Логопедическая группа, программа «Коррекция смешанной дисграфии у обучающихся вторых классов»Тема: «Дифференциация звуков [З] – [З’], [С] – [С&rsquo...

технологическая карта к логопедическому занятию по теме "Дифференциация согласных звуков Г-К. Лексическая тема "Обувь"

материал подобран для детей 2-3 классов коррекционных школ для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, на развитие фонематического слуха, слуховой и речевой памяти, межполушарного взаимодейс...

Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация гласных и согласных звуков с применением акватерапии»

Акватерапия, как развивающая методика для ознакомления, повторения и закрепления материала....