Лепбук, как эффективное средство коррекции речи
учебно-методический материал по логопедии

Виноградова  Яна Андреевна

Из опыта работы по реализации региональной инновационной площадки «Модель комплексного сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта сельского общеобразовательного дошкольного учреждения»

                                                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.pptx2.55 МБ
Файл statya.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лэпбук , как средство автоматизации звуков и развития речемыслительной деятельности Из опыта работы по реализации региональной инновационной площа дки «Модель комплексного сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта сельского общеобразовательного дошкольного учреждения » Учитель-логопед МАДОУ «Детский сад «Тополёк» с.Чапаево Гуляева Яна Андреевна Корсаковский городской округ с.Чапаево 2020

Слайд 2

МАДОУ «Детский сад «Тополёк» с.Чапаево Региональная инновационная площадка « Модель комплексного сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта сельского общеобразовательного дошкольного учреждения»

Слайд 3

Рабочая группа по реализации РИП Дети с нарушениями речи

Слайд 4

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД Коррекция речевых дефектов Развитие и активизация речемыслительной деятельности Развитие памяти, внимания, мышления и др угих высших психических функций

Слайд 5

Развитие и активизация речемыслительной деятельности Интерактивные игры, созданные в программе POWER POINT Логопедический л эпбук

Слайд 6

Лэпбук

Слайд 7

Лэпбук Коррекция речевого дефекта Развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления и др. Активизация и развитие речемыслительной деятельности Развитие мелкой моторики и тактильной стимуляции пальцев рук. Лэпбук – это эффективная, многофункциональная инновация

Слайд 10

Лэпбук - это универсальная, многофункциональная, эффективная инновация, которую необходимо продолжать внедрять в коррекционный процесс.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

общеобразовательное учреждение

«Детский сад «Тополёк» с.Чапаево

Корсаковского городского округа Сахалинской области

(МАДОУ «Детский сад «Тополёк» с.Чапаево)

Лепбук, как средство автоматизации звуков и развития  речемыслительной деятельности

Из опыта работы по реализации региональной инновационной площадки

 «Модель комплексного сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта сельского общеобразовательного дошкольного учреждения»

Учитель-логопед

Гуляева Яна Андреевна

Корсаковский городской округ

с.Чапаево

2020

Не секрет, что количество детей, имеющих различные нарушения речи, с каждым годом становится все больше и детский сад с. Чапаево не исключение. Не было бы так печально, если бы сад был логопедической направленности, однако дети с нарушениями речи различной степени выраженности вынуждены посещать обычные группы общеобразовательного учреждения. Для решения данной проблемы и оказания своевременной, комплексной помощи таким детям, наш сельский сад с 2019 года реализует Региональную инновационную площадку по теме «Модель комплексного сопровождения воспитанников старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях логопункта сельского общеобразовательного дошкольного учреждения».

 В инновационной деятельности задействованы воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, медицинская сестра, старший воспитатель и заведующий. Особая роль в этой непростой работе отводится логопедическим занятиям, на которых решаются задачи не только связанные с коррекцией речи, но и с развитием других высших психических функций, ведь общеизвестно, что неполноценная речевая деятельность накладывает и на них отпечаток, особенно у детей с общим недоразвитием речи, а психолога в штатном расписании детского сада нет. Поэтому одним из приоритетных направлений в логопедической работе стало развитие и активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятия.

Содержание развивающей работы по активизации и развитию речемыслительной деятельности базируется на самостоятельно разработанном материале: интерактивных играх и серии лепбуков. Интерактивные игры созданные в программе POWER POINT активизируют и развивают речемыслительную деятельность через изучение лексической темы, например: «Осень», «Овощи», «Домашние животные» и т.д. а разработанные нами лепбуки направлены на автоматизацию звуков через активизацию и развитие речемыслительной деятельности на основе звукового (фонетического, фонематического) материала и включают следующие темы: «Изучаем звуки С, З», «Изучаем звуки Ш,Ж», «Изучаем звуки Р,Л», «Изучаем звуки Ч, Щ», «Различаем звуки Ш-С, Ж-З»   и др. Данные звуки взяты  за основу не случайно, поскольку являются звуками более позднего онтогенеза и чаще всего являются дефектными в речи дошкольников. 

Разберемся, что же такое лепбук? Лэпбук представляет собой  некую интерактивную книжку с кармашками, дверками, вкладками, подвижными деталями, картинками на липучках в которую помещены материалы, объединенные одной темой, в нашем случае логопедической. Такая необычная дидактическая книжка способна привлекать внимание детей яркими иллюстрациями, многофункциональностью, возможностью самостоятельно  отклеить или приклеить, подвигать, разложить картинки,  а главное, данная инновация решает ряд проблем, а именно, позволяет повысить эффективность индивидуальных занятий по автоматизации звуков с помощью одновременного использования упражнений и игр на развитие мелкой моторики, тактильной стимуляции пальцев рук, мыслительной деятельности, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания и др. Автоматизация звука с использованием лепбука не сводится к монотонному проговариванию от которого дети быстро устают, теряют интерес, а как раз, наоборот, во время автоматизации звука активизируется речемыслительные процессы, подключаются тактильный, зрительный и слуховой анализаторы, что благоприятно сказывается на коррекционной работе в целом.

Каждый лепбук разработан нами с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи, включает в себя:  дидактические игры, речевые игры, «Веселую артикуляционную гимнастику», игры на формирование грамматического строя речи, классификации,  мнемотаблицы, загадки, пазлы, пальчиковые игры, физкультминутки, пословицы и поговорки, стихотворения, логические задачки и др. Данная подборка упражнений позволяет научить ребенка различать признаки предметов, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, формировать навыки устной речи, а самое главное – одновременно с этим создает для ребенка условия для успешной, отвлеченной автоматизации звука, развивает и активизирует речемыслительную деятельность.

Использование данной разработки было апробировано в течение 2019-2020 г. в условиях логопункта  МАДОУ «Детский сад «Тополек» с.Чапаево на воспитанниках старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с общим недоразвитием речи 4 уровня (6 детей).

В течение учебного года на индивидуальных занятиях по коррекции звукопроизношения активно применялись игры и упражнения из лепбуков, как составляющий элемент занятия. Такой формат игры дети восприняли с восторгом, отмечался неподдельный интерес у воспитанников, стремление самостоятельно выполнить предложенные задания, а главное положительный эффект не только в коррекции звукопроизношения, но и в развитии речемыслительной деятельности, связной речи, становлении грамматического строя речи, о чем свидетельствуют промежуточное обследование речи воспитанников в январе 2020 г. (данные на конец учебного  года не удалось объективно оценить в связи с мерами принятыми по предотвращению распространения новой короновирусной инфекции в Сахалинской области). По итогам промежуточного обследования речь детей заметно улучшилась, количество дефектных звуков сократилось (в речь были введены свистящие, у 4 детей шипящие звуки, у 1 ребенка звук Л),  дети овладели многими обобщающими понятиями, научились давать полный развернутый ответ на поставленный вопрос, отгадывать загадки и обосновывать свой ответ, частично овладели навыками словоизменения и словообразования по аналогии, классифицировать предметы по признаку, выделять лишний предмет и обосновывать свой выбор, составлять рассказ по графическому плану и мнемотаблицам. Полученные положительные результаты в столь непродолжительный срок использования, дают основания полагать, что лепбук - это универсальная, эффективная инновация, которую необходимо продолжать внедрять в коррекционный процесс. В перспективе планируется продолжить изготовление подобных лепбуков на другие звуки, а также на лексические темы.

: