КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ
опыты и эксперименты по логопедии

Кузьменкова Гульназ Ленизовна

Дискалькулия – нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_diskalkulii.docx18.02 КБ

Предварительный просмотр:

 КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ.   ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР.

Дискалькулия – нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется.

Как отмечает Кондратьева Светлана Юрьевна: «Частота возникновения дискалькулии у детей ЗПР связана со спецификой их познавательной деятельности и особенностями психического развития, которые проявляются в незрелости познавательной и эмоционально-волевой сферы, в ограниченности представлений об окружающей действительности, в нарушении памяти и словесно-логических операций. У детей с ЗПР отмечается низкий уровень сформированности пространственных представлений, зрительного восприятия, процессов анализа и синтеза».

Симптомы дискалькулии

Нельзя ограничивать описание дискалькулии только нарушениями счёта.

«Дискалькулия – комплекс нарушений понимания логики математических действий, закономерностей преобразования чисел и их соотношений, непонимание условий задач.»

Симптомы дискалькулии можно объёдинить в следующие группы:

  • Ошибки в назывании чисел.
  • Запоминание порядка следования чисел без понимания их значений.
  • Затруднения с определением места числа среди остальных чисел.
  • Недостаточное знание математической терминологии.
  • Сложности в разложении числа на слагаемые.
  • Невозможность распределить числа по закономерности больше-меньше.
  • Ошибки в написании чисел.
  • Выполнение только элементарных арифметических операций, причём исключительно путём ручного счёта.
  • Мыслительные процессы предельно конкретны, задачи воспринимаются только при наличии предметного условия.
  • Затруднения при выполнении последовательных арифметических действий.
  • Значительные сложности или полная невозможность выполнения действий со сложными числами.

У детей с ЗПР без специальной системы коррекционно-педагогической работы математические представления формируются неполноценно и не могут являться основой для усвоения школьного курса математики при дальнейшем обучении. Уже на начальном этапе обучения детей счёту, арифметическим действиям по различным причинам могут возникать трудности в овладении счётными навыками, среди которых выделяется специфическое стойкое нарушение в овладении счетными операциями − дискалькулия. В исследованиях, посвящённых изучению дискалькулии (Р.И. Лалаева, А. Гермаковска, N.K.H. Chia, В. Butterworth и др.), подчёркивается сложность причин и механизмов  данного нарушения, его стойкость и трудность преодоления. К имеющимся трудностям присоединяются дополнительные проблемы, которые отрицательно отражаются на личности ребёнка и на школьной жизни в целом. На практике в изолированном виде дискалькулия выявляется крайне редко и, как свидетельствуют данные разных исследователей (С.Ю. Кондратьева, Л.Б. Баряева и др.), она весьма типична для детей с ЗПР.

Если детям с нормальным интеллектуальным развитием доступно понимание элементарного психологического содержания задачи, логических и математических отношений, которые необходимо иметь в виду, формируя условие задачи, то у школьников с ЗПР содержание данного показателя находится за границами вербальных пространственно-количественных представлений.

Причины дискалькулии

Дискалькулия может быть как следствием общей задержки умственного развития, так и результатом воздействия различных психотравмирующих факторов.

Нередко дискалькулия возникает у детей, которые имели негативный опыт обучения счёту – их принуждали к обучению, наказывали за плохие результаты, учитель не смог найти подхода к данному ребёнку. Всё это приводит к неуверенности в своих способностях, замкнутости, страху, а как следствие – к нарушению счёта.

Возможные органические причины дискалькулии – затруднения в обработке зрительной информации, вследствие чего ребёнок не может распознать условия задачи и невозможность запоминать математические формулы и закономерности, согласно которым и решаются задачи.

Часто дискалькулия встречается у детей из асоциальных семей. У таких детей задействованы все механизмы формирования дискалькулии.

Патогенез

Дискалькулия - это дисфункция нейронных соединений, обрабатывающих числовые данные, которая усложняет работу областей мозга, отвечающих за доступ и обработку цифровой информации.

Основной причиной развития дискалькулии является недоразвитость внутритеменной борозды теменной доли. Данный участок головного мозга отвечает за обработку оптической информации. Для обучения математике необходимо визуально представлять числа и задачи.

Классификация дискалькулии

Наиболее удобной является следующая классификация дискалькулии:

  1. Практогностическая – невозможность сосчитать предметы или их обозначения.
  2. Графическая – сложности при записи цифр и математических символов, затруднение или полная невозможность воспроизвести геометрические фигуры.
  3. Вербальная – затруднения при необходимости назвать математические действия, понятия.
  4. Дислексическая – нарушение чтения математических символов.
  5. Операциональная – невозможность выполнять арифметические действия.

Описанные виды дискалькулии удобны для разработки оптимальной стратегии её коррекции и профилактики.

Возможные последствия

  • При дискалькулии человек не может корректно определять время, запоминать даты, номера телефонов. Данные факторы ведут к снижению социализации индивида в обществе.
  • Неспособность ребенка запоминать числа, формулы, производить математические действия ведет к снижению успеваемости в школе, и к невозможности получения высшего образования во многих учебных заведениях, и как следствие невозможности приобрести достойную профессию.
  • Отсутствие специально разработанных методов обучения детей с дискалькулией ведет к получению многократного негативного опыта в школе. У ребенка развивается низкая самооценка, депрессия. Возможно развитие асоциального поведения.

Диагностика дискалькулии

Родители могут самостоятельно заподозрить наличие у ребёнка такого расстройства, как дискалькулия. Диагностика конкретного её вида производится при личной беседе логопеда, дефектолога, врача или психолога с ребёнком. Его просят посчитать до 10 или 20, выбрать большие или меньшие числа, сделать простейшие арифметические операции, расположить числа в порядке увеличения и уменьшения, назвать различные геометрические фигуры, разложить их по цвету. Далее в зависимости от выявленных нарушений делается предположение о виде дискалькулии и путях её коррекции.

Коррекция дискалькулии

Коррекцией дискалькулии занимается целый ряд специалистов: логопед, дефектолог, нейропсихолог и детский психолог. Занятия могут проводиться в специализированных кабинетах поликлиник, профильных группах или классах.

Для коррекционных занятий разрабатываются специальные игровые упражнения, обучающие счёту, параллельно развивая речь и мышление ребёнка, его музыкальные, изобразительные, учебные способности. при коррекции дискалькулии проводится целый комплекс специальных занятий со специалистами, направленных на:

  • формирование понимания последовательности счета, изучение состава чисел, развитие счетных навыков;
  • развитие всех типов мышления — логического, абстрактного, зрительного;
  • формирование понимания математических знаков, символов;
  • развитие способностей выполнять арифметические действия;
  • развитие зрительного и слухового восприятия, обучение визуальному конструированию предметов.

Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению. На первом этапе вводятся понятия меньше-больше, одинаково, названия геометрических фигур, обобщающие признаки предметов. Далее подключается обучение порядковому счёту и использованию в речи цифр, сравнению предметов и их количества, формируется связь между цифрой и её внешним видом в письме, развитие различных видов памяти, мелкой моторики, мышления.

При достижении устойчивых результатов в счёте и сравнении преподаватель переходит к обучению простейшим арифметическим действиям, их проговариванию и записи, пониманию смысла задачи, логики решения. Расширяется словарь детей и их речь, происходит обучение новым способам сравнения предметов. Вводится понятие составных частей, разбиения предмета на части и складывания его из деталей. Дети обучаются изображению на бумаге цифр и знаков. Продолжается развитие моторики, навыков рисования, памяти и речи.

Вовремя начатые регулярные занятия со специалистом помогут устранить проявления дискалькулии у ребёнка и повысить его успеваемость.

Профилактика дискалькулии

Профилактика дискалькулии актуальна только в том случае, когда речь идет о приобретенном расстройстве. Занятия по укреплению счетных навыков можно проводить как в различных учреждениях, направленных на развитие ребенка, так и дома.

Существует масса различных методик и материалов для изучения математического представления и общеинтеллектуального развития ребенка. Исследования показывают, что при правильно подобранной программе ребенок достаточно легко осваивает принцип решения математических задач, а значит, дискалькулия ему не грозит.

В случае врожденной дискалькулии необходима коррекция и занятия со специалистом, который сможет построить новые нейропсихические связи в мозгу ребенка.

  1. Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики, координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения математическим терминам.
  2. Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме, цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.
  3. Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая его узнаванию математических символов и правильному их называнию, смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.
  4. Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту, действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте, развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.
  5. Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием, называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев, развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его изображения.
  6. Арифмерия – предупреждается упражнениями на развитие  восприятия, умения оперировать числами
  7. Псевдодискалькулия – формирование  мотивации к школьному обучению, подбор адекватных обучающих программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая коррекция дискалькулии

Индивидуальная консультация для родителей по оказанию помощи обучающейся с дискалькулией...

«Направления работы учителя-дефектолога по профилактике и коррекции дискалькулии»

В настоящее время совокупность нарушений счетных операций и трудности формирования математических категорий у детей объединены понятием дискалькулия.Дискалькулия – это специфическое наруш...

Календарно-тематическое планирование по программе «Предупреждение и преодоление нарушений в овладении математическими знаниями, умениями и навыками у младших школьников (профилактика и коррекция дискалькулии)».

Календарно-тематическое планирование по программе «Предупреждение и преодоление нарушений  в овладении математическими знаниями, умениями и навыками у младших школьников (профилактика и кор...

Виды дискалькулий

Дискалькулия – комплекс нарушений понимания логики математических действий, закономерностей преобразования чисел и их соотношений, непонимание условий задач.Дискалькулия – нарушение способ...

КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ.

Дискалькулия – нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется....

Дискалькулия диагностика и коррекция (лекция)

Дискалькулия диагностика и коррекция (лекция)...