«Применение акватерапии и криотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»
статья по логопедии

Цветкова Светлана Юрьевна

В статье представлены практические материалы, подборка игр с водой для детей с интеллектуальными нарушениями в развитии.

Она объединяет упражнения, направленные на снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию.

В данном материале дано подробное описание упражнений, направленных на: стимулирование сенсорного развития детей; компенсацию сенсорных впечатлений; развитие зрительных ориентации, слуховой памяти, внимания и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование современных нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью»

подготовила

учитель - логопед

Цветкова Светлана Юрьевна

Работая с детьми с ТМНР я решила попробовать в своей практике нетрадиционную методику – аква-  и криотерапию.

Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия.  

Акватерапия - один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения.

Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности непосредственно действовать с ним.

Организуя игры детей с водой, мы ставим следующие цели:

1. Стабилизация эмоционального фона.

2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения.

3. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.

4. Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.

5. Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы.

6. Развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи.

На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используем следующие варианты игр:

  • игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);
  • игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.);
  • игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).

Игры можно брать следующие:

 « Где же наши ручки?» - опустить руки в теплую воду и вынуть;

« Вылови игрушку»  - ситечком выловить из воды;

« Плавает – тонет» - определение плавучести предметов;

« Достань со дна камешки» - достают из воды цветные камешки;

« Фонтанчики» - наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек;

« Налей воду в бутылочку» - наливают с помощью взрослого;

 « Теплая – холодная» - в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная.

«Выжми губку» - набирают губкой воду и сильно её отжимают

Дидактические игры и упражнения:

        Самомассаж рук массажными шариками

        Акваигра «Цветные жемчужины»

Цель: Закрепить понятия «гласный- согласный» и их цветовые обозначения

Ход игры:

На дне аквариума (любой емкости с водой) «жемчужины» двух цветов, красного и синего.

Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает «жемчужину» нужного цвета.

        «Собери бусы»

         «Узнай букву на ощупь»

        Пальчиковые игры и упражнения в воде

        «Выложи рисунок»

        «Выложи букву»

        Пропевание гласных с одновременным рисованием пальчиками на воде.

 «Рыбка»

Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове

Ход игры:

На дне аквариума (любой емкости с водой) «Рыбка».

Логопед называет звук местоположение которого необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или конец слова) и поднимает соответствующую карточку (голова, середина или хвост рыбки).

«Достань игрушку»

Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове

Ход игры:

На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки от «Киндера». Логопед называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть заданный звук.

 «Вылови букву»

Цель: закрепление зрительного образа буквы

Ход игры:

В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы алфавита.

1. Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.

 «Угадай букву»

Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.

Ход игры:

На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно, ребенок может ее достать. (усложнение- составление и чтение слогов, слов)

«Составь букву, слово, слог»

Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической дисграфии.

На дне аквариума (любой емкости с водой) металлические счетные палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву, или выложить заданную букву (слог, слово)

Переносите знакомые игры в воду, адаптируя пособия и вы увидите, что обучение через игры с водой позволяет ребенку получить психоэмоциональную разгрузку, и усвоить необходимые знания умения и навыки.

Для осушения рук детям предлагаем поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: поглаживание, растирание, вибрация – поколачивание указательным пальцем или кулачком по другой ладони, вытягивание каждого пальца.

Все дети с радостью играют с водой. Эти игры очень естественны, это то, чем детям нравится заниматься, то, что не вызывает у них страха, дискомфорта. Все умения, навыки и знания, которым мы учим, используя акваигры усваиваются ими гораздо быстрее и проще.

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом.

Криотерапия (лечение холодом) – эффективный метод для развития тактильных ощущений детей с нарушением интеллекта.

Элементы криотерапии используются  только в том случае. Если у ребёнка нет противопоказаний к холоду.

Познавтельная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока, поскольку применяются нетрадиционные методы обучения и игровой материал, с которым дети могут непосредственно действовать.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением (от холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление), что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей, импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.  Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой и артикуляционной моторики, что в свою очередь влияет на развитие речи ребенка.

Методика проведения криотерапии.

Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

На заметку! Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10-12 часов без холодильника, в обычном термосе.  

Обычно игры со льдом очень нравятся детям.

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:

  • Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки»
  • Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
  • Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
  • Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

Дополнительные игры и упражнения:

  • Упражнение «Собери яички»

Курочка ряба снесла простые и золотые яички (яички сделаны из пластилина). Соберите все золотые яички. Воспитанники достают из прохладной воды яички. Взрослый растирает руки полотенцем.

  • Упражнение «Соберём разноцветных рыбок»

Две ёмкости с водой (тёплой и холодной), разноцветные рыбки.

Логопед предлагает пересадить рыбок в холодное море.

  • Найди такую же рыбку.
  • Найди одинаковых рыбок. И т.д.
  • Рисование пальчиковыми красками на снегу.
  • Рисование картин на снегу.
  • Лепка из снега.
  • Кто «замёрз» в льдине.
  • «Ледяная река»
  • «Соберём «червячков» и т.д.

В заключение можно сказать, что игры с водой и со льдом вызывают у наших воспитанников радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много эмоционально ярких впечатлений, переживаний и способствуют положительной динамики в коррекционной работе.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. - СПб.: НОУ СОЮЗ, 2005.
  2. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 1.
  3. Коррекционная работа в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л.Б. Баряевой. - СПб.: КАРО, 2006.
  4. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 335с.
  5. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2004.-378 с.
  6. Интернет-ресурсы
  7. Научно-методический журнал «Логопед» №1, 2017; № 3, 2008; № 7, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план организационно-методической коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на 2013-2014 учебный год

В плпне рассмотрены все этапы и основные направления работы учителя-логопеда....

Рекомендации учителям начальных классов по использованию коррекционно-развивающих приемов на уроках, в рамках реализации условий здоровьеформирующей среды» (из опыта работы учителя-логопеда Коробкиной М.П.)

Успешность осуществления коррекционно-педагогической работы во многом зависит от совместной деятельности  всех участников образовательного п...

Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- логопеда в коррекционной школе, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с детьми с ОВЗ

Использование ИКТ при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер. Зад...

Использование элементов акватерапии в работе учителя – логопеда с младшими школьниками с ОВЗ

Использование элементов акватерапии в работе учителя – логопеда  с младшими школьниками с ОВЗ...