согласование рода имен прилагательных и существительных.
план-конспект занятия по логопедии (3 класс)

Загребина Татьяна Валентиновна

Цели:

  1. научить определять род прилагательного по существительному;
  2. закрепить навык согласования существительных и прилагательных в роде;
  3. Обогащать словарный запас именами прилагательными;
  4. Научить грамматически верно строить ответы на вопросы;
  5. Развивать фонематический слух.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnoe_zanyatie_s_uchashchimsya_3_klassa.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное занятие с учащимся 3 класса

Логопедическое заключение:  нарушение письма, обусловленное ФНР; лексико-грамматическое недоразвитие речи.

Тема занятия:  согласование рода имен прилагательных и существительных.

Цели:

  1. научить определять род прилагательного по существительному;
  2. закрепить навык согласования существительных и прилагательных в роде;
  3. Обогащать словарный запас именами прилагательными;
  4. Научить грамматически верно строить ответы на вопросы;
  5. Развивать фонематический слух.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Качания головой

Глубоко вдохнуть, расслабить плечи, уронить голову вперед, позволяя ей медленно качаться из стороны в сторону. При помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию.

II. Развитие фонематического слуха

Добавь к слову 1 звук, чтобы получилось новое слово. Определи род этих слов. Что помогло тебе определить род существительного?

Слова для изменения:

сон – стон

каска – краска

кошка – крошка

ролик – кролик

тучка – штучка

III. Работа по таблице №1 «Род мен существительных»

  • Существительного какого рода не было среди названных?
  • Придумай сам существительное среднего рода.

IV. Работа по таблице №2 «Род имен прилагательных»

  • Как правильно назвать прилагательное, относящееся к существительному?
  • Чтобы получить словосочетание прилагательное + существительное мы должны задать вопрос от существительного: какой? какая? какое?

V. Практическая работа

Составление словосочетаний по предметным картинкам: существительное (предмет) + прилагательное (цвет)

5 карт по 4 картинки.

Вывод:

  • Что помогало тебе определить род прилагательного?
  • Нужно сначала к существительному подставить местоимения он мой, оно моё, она моя; затем от существительного поставить вопросы: какой? какая? какое?

VI. Устная работа

Прослушать стихотворение, запомнить существительные и относящиеся к нему прилагательные.

Логопед читает стихотворение Я. Акима.

Яблоко спелое, красное, сладкое.

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю.

Яблоко с другом своим разделю.

VII. Практическая работа

Упражнение №1

Ребенок работает по схеме-карте «Что это?»

Восстановить окончания прилагательных. Написать к ним названия предметов, у которых есть такие признаки.

  1. новый, высокий, каменный – дом
  2. красное, бархатное, нарядное – платье
  3. белоствольная, кудрявая, стройная – береза
  4. внезапный, сильный, летний – ветер

Упражнение №2

К данным существительным подобрать подходящие прилагательные

Упражнение №3

Пользуясь таблицами №1 и №2, допиши окончания прилагательных и глаголов прошедшего времени.

                                послед  - сосулька

перв - снег

глубок - озеро

син - море

осенн - лес

быстр - река

солнечн - луч

весен - солнце

звонк - труба

березов - роща

        могуч - лес

сосед - поле

VIII. Итог занятия

Итог занятия проводится в беседе:

  • Чему мы сегодня учились на занятии?
  • Сколько родов в русском языке? Какие части речи изменяются по родам?
  • От чего зависит род имени прилагательного?
  • Как определить род имени прилагательного?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка к уроку по русскому языку 4 класс. Тема: «Упражнение в распознавании рода имен прилагательных и правописание родовых окончаний».

Цель:Развитие умения точно употреблять имена прилагательные и правильно писать родовые окончания;Использование общеклассных, групповых и индивидуальных форм работы с опорой на дидактический материал с...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных.

Тема: Зависимость формы рода имен прилагательных от формы рода имен существительных....

Конспект урока "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" (3 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода  имени существительного". Данный конспект предназначен ...

Согласование в роде, числе имен прилагательных и существительных.

Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа (без ее определения);закреплять практический навык согласования прилагательных и существительных в роде;обогащать словарный запас по тем...

Род имен существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного.

Тема урока: «Сравниваем части речи. Имя существительное и имя прилагательное».Тип урока: Введение новых знаний.Цель урока: формировать представления  учащихся об основных грамматическ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного" 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о роде имени прилагательного; определение рода имени прилагательногоЗадачи урокаДидактические:1) познакомить с зависимос...

Технологическая карта урока по русскому языку «Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного»(3 класс)УМК Школа России"

Цель урока: формирование умения точно употреблять имена прилагательные в речи с точки зрения их рода, правильно писать их родовые окончания.Задачи урокаДидактическиеформировать умение  согласовыв...