Разработка к уроку по русскому языку 4 класс. Тема: «Упражнение в распознавании рода имен прилагательных и правописание родовых окончаний».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Цель:

  1. Развитие умения точно употреблять имена прилагательные и правильно писать родовые окончания;
  2. Использование общеклассных, групповых и индивидуальных форм работы с опорой на дидактический материал с целью эффективного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ход урока.23.17 КБ
Файл Презентация к уроку1.96 МБ

Предварительный просмотр:

4 класс Тема: «Упражнение в распознавании рода имен прилагательных и правописание родовых окончаний».

Цель:

  1. Развитие умения точно употреблять имена прилагательные и правильно писать родовые окончания;
  2. Использование общеклассных, групповых и индивидуальных форм работы с опорой на дидактический материал с целью эффективного обучения.

Оборудование:

Карточки с гласными а, о, и, е, я и окончаниями прилагательных («веер»); таблица «Родовые окончания имен прилагательных», картина «Ранняя весна», картинки «Ракета», «Винтик и Шпунтик» к игре «Полет в космос».

Ход урока.

I.        Сообщение цели урока.

• Сегодня на уроке мы будем упражняться в распознавании рода имен прилагательных и правописании родовых окончаний.

II.        Проверка домашнего задания.

Упражнение 408

1.        - Что вы знаете о прилагательных мужского рода?
(правило).

-   Приведите   примеры   из   домашнего   упражнения, (стройный клен, толстый сук, темный сосновый бор).

2.        -А что вы можете сказать о прилагательных женского
рода? (примеры).

(скрипучая кривая ветла, широкая синяя лента)

3.        - Скажите правило о прилагательных среднего рода

(большое глубокое дупло, ближнее ржаное поле)

III. Чистописание.

Наступила ранняя весна.

  1. С  какой частью  речи  связано  имя  прилагательное в предложении?
  2. Что нужно сделать, чтобы правильно написать родовое окончание имени прилагательного?

( 1. Найти существительное, с которым оно связано

  1. Определить род существительного.
  2. Узнать род прилагательного и вспомнить окончание.)

IV. Словарная работа. (Слайд №2)

  1. Приготовьте карточки - веер.
  2. отгадайте   загадки.   Покажите   карточку   с   нужной безударной гласной.
  3. Напишите отгадку вместе с подходящим по смыслу прилагательным.

1).Богач не велик,

А гостинцами наделит.

(орех спелый, лесной, крепкий) 2).3елена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не голова

(береза белая, кудрявая, стройная) 3).Никто не пугает,

А вся дрожит.

(осина трепетная, молодая, красная) 4).Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можно угадать.

(ветер сильный, свежий, озорной) 5).Пушистая вата плывет куда-то.

Вот вата ниже - вот дождик ближе.

(облако легкое, пушистое, воздушное)

V.        Наблюдение     над     употреблением     в     речи     имен
прилагательных разного рода.

Запись под диктовку.

•        Выделите окончания прилагательных, определите их
род.

Голубая пора.

Голубой месяц март. Голубое небо, голубая даль. А на горизонте  -  синяя   полоска  далекого   леса.   Весь   мир голубой!

  1. Почему в тексте так часто употребляется слово голубо? (голубой цвет - особенность марта, как первого весеннего месяца).
  2. Прочитайте, что увидел автор голубым (проверка)

Почему прилагательные голубой, голубая, голубое имеют разные окончания?

VI.        Составление предложений по наблюдениям. Слайд №3

•        Посмотрите на картину «Ранняя весна». Составьте свои
предложения о том, что вы видите на картине, о том, что
бывает в марте.

Примерные ответы детей (Пришла долгожданная весна. Март - первый весенний месяц, Белый снег потемнел и начал таять. Мартовское небо голубое и чистое. Светит яркое солнце.) Запись предложений с выборочным объяснением.

•        Разберите по членам предложения и укажите части речи.

Светит яркое солнце.

VII.        Упражнения. Слайд №4

1. Устная работа с карточками (веер -ая, -яя, ...)

•        Кто у нас самый внимательный? Я читаю пословицу, а
вы находите прилагательные, показываете карточку с
окончанием и объясняете.

  1 ).3имнее солнце плохо греет

                   2).Весна красная! а лето страдное.      3).Весенний день год кормит. 4).Дождливое лето хуже осени.

              5).Утренняя роса, что добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается.

2.        Выборочное письмо.

  1. Выпишите словосочетание прилагательного и существительного.
  2. Послушайте сказку. Ответьте, на что обиделись существительные Небо, Дорога, Сказка, Песня?

Запишите их вместе с теми прилагательными, с которыми их чаще всего употребляют. А какие прилагательные можете к ним подобрать вы? Запишите их тоже.

Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительных: Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

  1. Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, - вздыхало Небо.
  2. А ко мне пристало слово ровная, - чуть не плакала Дорога.
  3. А я всегда интересная, - безнадежно говорила Сказка.
  4. А я только звонкая, - сказала Песня.
  5. Что тут будешь делать? - вздохнули все вместе. Может быть ребята нам помогут?

(Н.Подгаецкая, №2186)

Запись:

Небо голубое, безоблачное, чистое, лазурное. Дорога ровная, дальняя, извилистая. Сказка интересная, добрая, волшебная. Песня звонкая, грустная, новая.

3.        Игра «Полет в космос».

•        Ребята, Винтик и Шпунтик изобрели новую ракету и
пригласили вас совершить увлекательное путешествие.
Но вот беда. Ракета не может вместить всех желающих.
Давайте разделим класс на 2 команды (по вариантам) и
выберем от каждой по 5 представителей и по 1 капитану.
Выиграет та команда, которая быстрее и без ошибок
допишет окончание имен прилагательных. Она и
отправится в космический полет.

Слайд № 5

Звонк... ручей        Стар... гнездо

Ранн... утро        Дальн... дорога

Густ... трава        Родн... сторона

Румян... яблоко        Высок., тополь

Тепл... ветер        Вечерн... море

Подведение итогов. Призы команде - победителю.

4.        Работа по учебнику.
Упражнение 411 - самостоятельно.
Проверка.

5.        Игра    -    соревнование.     «Кто    быстрее     составит
словосочетания?»

•        Посмотрите внимательно на то, что вас окружает в
классе и напишите 3 словосочетания: прилагательное +
существительное м., ж., и ср. рода.

(первые три человека будут оценены)

VIII.        Домашнее задание:

Упражнение 410.

IX.        Итог  урока.

        Чему учились на уроке?

X.        Оценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Упражнение в распознавании рода имен прилагательных и правописание родовых окончаний» Цель: 1. Развитие умения точно употреблять имена прилагательные и правильно писать родовые окончания.

Слайд 2

Отгадай загадки Напиши отгадки вместе с подходящим по смыслу прилагательным: 1. Богач не велик, а гостинцами наделит 2. Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова 3. Никто не пугает, а вся дрожит 4. Я березку качну, я тебя подтолкну, Налечу, засвищу, даже шапку утащу. А меня не видать. Кто я? Можно угадать. 5. Пушистая вата плывет куда-то. Вот вата ниже – вот дождик ближе

Слайд 3

Ранняя весна

Слайд 4

Найдите прилагательные, покажите окончание и объясните Зимнее солнце плохо греет. Весна красная, а лето страдное. Весенний день год кормит. Дождливое лето хуже осени. Утренняя роса, что добрая слеза, ею лес умывается, с ночкой прощается.

Слайд 5

Допишите окончание имен прилагательных Звонк … ручей Стар… гнездо Ранн … утро Дальн … дорога Густ… трава Родн … сторона Румян… яблоко Высок… тополь Тепл … в етер Вечерн … море ий ее ая ое ый ое яя ая ий ее

Слайд 6

Домашнее задание: упражнение № 410

Слайд 7

Автор: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1155 Пешехонова Алла Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2 класс. Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных" Школа России

Конспект урока русского языкаТема: «Единственное и множественное число имен прилагательных» Цели деятельности учителя: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Упражнение в выделении признаков имени прилагательного"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Упражнение в  выделении признаков имени прилагательного"...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Единственное и множественное число имен прилагательных" 2 класс

Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся об именах прилагательных единственного и множественного числа.П...

Урок по русскому языку на тему «Закрепление знаний о склонении имен прилагательных» в 3 классе

Урок по русскому языку в 3 классеУМК «Школа России»Канакина В.П., Горецкий В.Г....

Разработка урока по русскому языку по теме "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода единственного числа"

Разработка представляет собой конспект урока с использованием ИКТ. На уроке осуществляется межличностный контакт, создается комфортная психологическая атмосфера. Учащиеся учатся правильно писать оконч...