Урок по русскому языку на тему «Закрепление знаний о склонении имен прилагательных» в 3 классе
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Петрова Наталья Евгеньевна
Урок по русскому языку в 3 классе
УМК «Школа России»
Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова Наталья Евгеньевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 283

Кировского района СПб

Урок по русскому языку в 3 классе

УМК «Школа России»

Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Тема урока:

  • «Закрепление знаний о склонении имен прилагательных»

Задачи урока:

  • Повторение имени прилагательного как части речи
  • Развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте
  • Формирование умения определять падеж прилагательных
  • Закрепление умения писать родовые окончания прилагательных

Оборудование урока:

  • Учебник – Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Часть 2 / Канакина В.П., Горецкий В.Г. – М.: Просвещение, 2012. – 160 с.
  • Компьютер, проектор, экран.

Ход урока

I: Сообщение темы урока и постановка учебной задачи

Ребята, что вы обсуждали на прошлом уроке?

Откройте тетради.

Отступаем две строчки, записываем: дату и слова «классная работа».

Какую тему мы с вами изучаем?

Мы с вами заканчиваем тему. Сегодня повторим то, что узнали и проверим, как научились определять падеж прилагательных. Также вспомним, как пишутся окончания в м., ж. и ср. роде.

II: Разбор прилагательного по образцу

Откройте учебник на странице 86 и в тетради запишем: «Упражнение 152».

Прочитайте задание.

Запишите в тетради словосочетание «утренняя заря». Откройте памятку на странице 145 и по ней расскажите об имени прилагательном из данного словосочетания. Можно использовать образец на странице 86.

Последний пункт о роли в предложении не упоминайте. Как вы думаете, почему?

Спросить одного ученика разбор.

Остальным детям задать вопрос:

Правильно ли разобрал слово ваш одноклассник?

Ребята, кто помнит, какая «начальная форма» у имени прилагательного?

Теперь выделите окончание данного прилагательного и укажите его род.

III: Правописание родовых окончаний

Теперь обратим внимание на следующее за словосочетанием слово. Какое это слово?

Какое прилагательное можно подобрать к данному существительному?

Запишите словосочетание с наиболее понравившимся прилагательным. Выделите окончание и напишите род.

Какое окончание выделили и какой род написали?

У кого другое окончание? Почему?

Теперь прочитаем следующее существительное.

Какие прилагательные можно подобрать к этому слову?

Запишите наиболее понравившееся, выделите в нем окончание и определите род.

Какое окончание выделили?

Какой род у прилагательного?

Теперь устно в парах попробуйте подобрать прилагательные к данным существительным. Чья пара быстрее придумает? Какая пара окажется дружнее?

У кого возникли трудности с подбором какого-либо прилагательного?

Даю вам минут на то, чтобы вы записали оставшиеся словосочетания с подобранными прилагательными, выделяя при этом окончания и надписывая род сверху.

У кого возникли сложности при вставке букв, можете обратиться к словарю на странице 148 в учебнике.

Итак, заканчиваем работу.

Прочитайте теперь полученные словосочетания, выделяя окончания и определяя род.

Теперь составьте предложение с наиболее понравившимся словосочетанием и запишите его.

Проверим полученные предложения.

Какой падеж у прилагательного в предложении?

Кто изменил падеж?

Чье предложение больше всего понравилось вам?

IV: Упражнение в определении падежа имени прилагательного

Посмотрите на доску.

Какая птица изображена на фотографии?

Чем она интересна?

(Дети рассказывают, я дополняю)

Ребята, сейчас в тетради записываем: «Упражнение 155».

Прочитайте задание.

Прочитайте текст.

А сейчас подумаем над заголовком. Какие варианты вы можете предложить?

Какое название лучше всего отражает главное в тексте? Запишем его.

Кто видит слово, которое не является прилагательным?

Даю подсказку. Образовано оно от слова «зарос».

Кто знает, как называется эта часть речи?

Называется она причастием. О ней вы узнаете в средней школе.

Прокомментируйте пропущенные буквы.

Теперь спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Найдите словосочетания и стрелочками укажите, с каким существительным связано каждое прилагательное.

Как будем определять падеж прилагательного?

У вас 7 минут на то, чтобы списать текст.

Время вышло. Какие словосочетания вы выделили? (спросить по желанию)

Определим падеж прилагательных. Для этого нам нужно знать, как мы уже выяснили, падеж существительного, от которого оно зависит.

Какую роль играют имена прилагательные в описании данной птицы?

Если останется время, то сделать с детьми разбор (2, 3, 4) из упражнения 155.

V: Итог урока

У кого возникли сложности с составлением словосочетаний, с их поиском в тексте? Что самое сложное в их составлении?

Итак, чем мы занимались сегодня на занятии?

VI: Домашнее задание

Дома вы делаете упражнение 153.

Порядок разбора имени прилагательного; склонение имен прилагательных.

Имя прилагательное.

Ученик читает задание.

Дети пишут в тетради словосочетание.

Потому, что здесь нам даны не предложения, а словосочетания.

Утренняя – это имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? Относится к имени существительному заря (утренняя заря). Начальная форма – утренний. Употреблено в женском роде, в единственном числе, в именительном падеже.

Это форма м.р., ед.ч., им.пад.

-яя, ж.р.

Растение.

Зеленое, красивое, интересное, многолетнее, лиственное.

-ое, ср.р.

-ее. Потому, что другое слово подобрал. (Потому, что перед окончанием мягкий согласный)

Коллектив.

Дружный, веселый, трудовой, школьный.

-ый

м.р.

Ребята по желанию зачитывают словосочетания, сразу разбирая их, то есть, выделяя окончание, указывая род прил. и объясняя написание слов с пропущенными буквами.

Дети зачитывают свои предложения.

Вывожу на экран фото с пеликаном.

Пеликан.

У нее большие крылья, короткие ноги, широкий, плоский клюв с кожным мешком, в котором родители носят своим маленьким птенцам рыбу. В клюве у них может вместиться 3 средних ведра рыбы. И дышат они через клюв, так как у них нет ноздрей. Пеликаны добрые птицы, живущие в стаях и не конфликтующие с соседями.

Ученик читает задание.

Другой ученик читает текст.

Необычная птица, Пеликан, Громадная птица.

«Необычная птица», так как это название раскрывает смысл текста, главную мысль автора.

Заросший.

По существительному, к которому нужно задать вопрос.

На черной (Пр.пад.) воде, громадная (Им.п.) птица, лимонным (Т.п.) цветом, розовым (Т.п.) цветом, маленькую (В.п.) голову, курчавым (Т.п.) пухом, громадный (Им.п.) клюв, с кожаным (Т.п.) мешком, красным (Т.п.) мешком.

Они помогают нам лучше представить ее.

Розовым (цветом) – прил., каким?

1)н.ф. – розовый

2)в ед.ч., в м.р., в Т.п.

3)цветом (каким?) розовым - определение

Повторяли, как определяется падеж прилагательных, как пишутся окончания прилагательных в м., ж. и ср. роде, разбирали прилагательное по образцу.

Тетради с классной работой были мной проверены. Ошибок обнаружено не очень много. У некоторых детей ошибки оказались следствием их невнимательности: неправильно переписали слова из упражнения, забыли выделить окончание, надписать род. Также нашла ошибки в написании подобранных прилагательных. Была приятно удивлена тем, что многие ребята составили достаточно яркие и необычные словосочетания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Упражнение в определении склонения имен существительных" 4 класс

Урок русского языка  "Упражнение в определении склонения имен существительных". 4 класс. Программа "Школа России".  Авторы учебника: Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова.  К уроку прилагается пр...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса по УМК "Школа России"...

2 класс. Конспект урока по русскому языку на тему "Единственное и множественное число имен прилагательных" Школа России

Конспект урока русского языкаТема: «Единственное и множественное число имен прилагательных» Цели деятельности учителя: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации об...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Упражнение в выделении признаков имени прилагательного"

Конспект урока по русскому языку на тему: "Упражнение в  выделении признаков имени прилагательного"...

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: "Единственное и множественное число имен прилагательных" 2 класс

Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных»Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся об именах прилагательных единственного и множественного числа.П...

Методическая разработка: Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Закрепление знаний о правописании окончаний имён прилагательных»

Представлена методическая разработка по русскому языку на тему: "Закрепление знаний и правописании окончаний имён прилагательных"...