Согласование в роде, числе имен прилагательных и существительных.
план-конспект по логопедии

Загребина Татьяна Валентиновна
  1. Упражнять учащихся в практическом использовании категории числа (без ее определения);
  2. закреплять практический навык согласования прилагательных и существительных в роде;
  3. обогащать словарный запас по теме «Весна»;
  4. Развивать фонематический слух;
  5. Развивать слуховой и зрительный виды памяти, образное и логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_v_grupe_3.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ В ГРУППЕ №3

Логопедическое заключение: Нарушение письма. Лексико-грамматическое недоразвитие. Двуязычие.

Тема занятия: Согласование в роде, числе имен прилагательных и существительных.

Цели:

  1. упражнять учащихся в практическом использовании категории числа (без ее определения);
  2. закреплять практический навык согласования прилагательных и существительных в роде;
  3. обогащать словарный запас по теме «Весна»;
  4. Развивать фонематический слух;
  5. Развивать слуховой и зрительный виды памяти, образное и логическое мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент

Ленивые восьмерки

Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» (цифры лежат) по 3 раза каждой рукой и затем 3 раза обеими руками одновременно.

II. Развитие фонематического слуха

Путаница

Прослушай внимательно стихотворение.

Кто на дереве сидит? Кит.

В океане кто плывет? Кот.

В огороде что растет? Рак.

Под водою кто живет? Мак.

Перепутались слова!

Я командую: раз – два

И приказываю вам

Все расставить по местам.

Какие сова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются?

III. Актуализация знаний учащихся о числе и роде

Беседа

  • Слова рак, мак, кот, кит какой частью речи являются?
  • Измените единственное число этих существительных на множественное.
  • Подберите по 1 прилагательному к каждому существительному.
  • В каком роде стоят существительные и прилагательные?

IV. Развитие логического мышления

Логопед предлагает решить задачу: «Два мальчика нашли на лесной полянке грибы. Первый мальчик нашел маленький грибочек, а второй – большие грибы. Сколько грибов у каждого мальчика?»

Дети. У одного мальчика – 1 гриб, а у второго мальчика – 3 гриба.

Логопед. Верно. Но объясните, почему вы так решили?

Дети. Маленький грибочек – значит один, слова стоят в единственном числе, остальные из 4-х  - большие грибы, значит, 3, Слова большие стоят во множественном числе.

V. Объявление темы и целей занятия

Сегодня на занятии мы будем изменять по числам и родам словосочетания: прилагательное + существительное.

VI. Объяснение темы занятия

Логопед. Дети, вы знает, что такое словосочетание?

Демонстрируется картинка с изображением неба, солнца, облаков.

  • Что изображено на картинке?
  • Это имена существительные?
  • Добавьте к ним имена прилагательные.

Дети: голубое небо, мягкие облака, ласковое солнце.

Логопед. Слова, которые вы сейчас сказали парами называются словосочетаниями. Если в словосочетании изменяется существительное, то изменяется и прилагательное.

VII. Практические упражнения

Игры с мячом для тренировки в изменении словосочетаний по числам: «Один – много, много – один».

1-ая игра

Логопед по очереди кидает детям мяч, называя словосочетания в единственном числе, они кидают его обратно, изменяя единственное число на множественное.

Словосочетания

ранняя весна;

весенний ручей;

душистый ландыш;

первый подснежник;

лесное озеро;

тонкий стебелек;

густой лес;

теплый ветер.

2-ая игра

Изменение множественного числа на единственное.

Словосочетания

первые цветы;

дождевые облака;

клейкие листочки;

маленькие подснежники;

веселые ребята;

голубые небеса;

солнечные лучи;

лиственные леса.

Логопед. Дети, какие слова можно подставить к словосочетанию, чтобы определить число существительного и прилагательного?

Вывод произносят дети: Число существительных и прилагательных узнаем путем подставления слов: один – много.

VIII. Работа с таблицей №1

Логопед. А вот род существительных и прилагательных мы узнаем по словам-помощникам.

Объяснение таблицы

Род имен существительных

мужской род

женский род

средний род

он

мой

она

моя

оно

моё

IX. Практическая работа

На столах у детей карточки с местоимениями он мой, она моя, оно мое.

Логопед демонстрирует 9 предметных картинок, дети подставляют местоимения, определяют род существительного.

Упражнение в определении рода прилагательных и существительных.

Запись в тетради по следующему образцу:

он мой                                она моя                        оно моё

м. р.                                ж.р.                                ср.р.

Задание записать в 3 столбика словосочетания:

темное небо;

яркая молния;

желтый луч;

ласковое солнце;

весенняя гроза;

сильный ливень.        

X. Работа с таблицей №2

Логопед. Род прилагательного можно узнать по существительному, по вопросу и окончанию.

Объяснение таблицы

Род имен прилагательных

мужской род

какой?

- ой – ый – ий

женский род

какая?

- ая – яя

средний род

какое?

- ое – ее

XI.Устная работа

Практическое упражнение в согласовании прилагательных и существительных в роде.

Задание

Подобрать как можно больше имен прилагательных к предъявленной картинке. Произнести словосочетания (5 словосочетаний).

XII. Письменная работа по карточкам

Работа с текстом (текст «Голубая пора. Март» по Н. Сладкову в учебнике Садовниковой И.Н., стр. 231).

Чтение текста.

Беседа

  • О каком времени года говорится в тексте?
  • Что происходит весной?
  • Назовите приметы весны.

Задание

Выписать из текста слова парами, используя вопросы: какой? какая? какие?

Запись в тетради по образцу: весна (какая?) ранняя, светлая.

XIII. Устная работа. Практические упражнения в образовании и согласовании существительных:

а) относительных прилагательных

Задание

Послушайте словосочетания. Ответьте на вопросы: какой? какая? какое?

лес из сосен – какой лес? – сосновый лес;

сосулька изо льда;

зайчик из снега;

крепость из снега.

б) относительно притяжательных прилагательных

Задание

Угадай, кому принадлежит хвост и морда (10 предметов, картинок).

XIV. Развитие образного мышления

Отгадай о ком или о чем идет речь? Определение рода имен прилагательных и существительных.

  1. Рогатая, белая, бодливая, бородатая (коза).
  2. Алый, сахарный, зеленый, будто бархатный (арбуз).
  3. Ушастый, трусливый, быстрый (заяц).
  4. Серый, голодный, злой (волк).
  5. Пушистая, рыжая, хитрая (лиса).
  6. Стройная, белая, высокая (береза).
  7. Красивая, ароматная, колючая, красная (роза).
  8. Большие, грустные, карие (глаза).
  9. Огромный, неуклюжий, бурый или белый (медведь).

XV. Вывод

Вывод по занятию делают дети: что помогает нам определить род существительного и прилагательного? (Слова-помощники, вопросы, окончания).

XVI. Итог занятия проводится в беседе

  • В чем упражнялись мы сегодня на занятии?
  • Что помогает нам определить число и род существительных и прилагательных?
  • В каком роде будет  стоять прилагательное, если существительное стоит в мужском роде? в женском роде? в среднем роде?
  • О каком времени года мы сегодня говорим?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 2 класс по теме: «Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного»

Тема: Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.Педагогические цели: способствовать ознакомлению с единственным и мно...

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.», УМК ГАРМОНИЯ, 3 класс...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Русский язык 2 класс. УМК"Школа России". «Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам.»

Цели деятельности учителя: Формировать умение распознавать  прилагательные в единственном и во множественном числе; формировать умение работать самостоятельно и коллективно; развивать речь учащих...

согласование рода имен прилагательных и существительных.

Цели:научить определять род прилагательного по существительному;закрепить навык согласования существительных и прилагательных в роде;Обогащать словарный запас именами прилагательными;Научить грамматич...

технологическая карта урока русского языка «Зависимость формы числа имени прилагательного от формы чиста имени существительного.» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «Зависимость формы числа имени прилагательного от формы чиста имени существительного.»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения определять ч...

Урок русского языка "Поговорим подробнее о роде, числе имен существительных и прилагательных."

Урок русского языка на тему: "Поговорим подробнее о роде, числе имен существительных и прилагательных."...