Конспект занятия по дифференциации с - ш на слух и на письме.
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Бросалина Елена Николаевна

Конспект разработан для обучающихся 2 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_s-sh.docx181.68 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое занятие с учащимися 2 класса с НЧП, об. ФФНР

Тема: «Звуки [с] – [ш]. Буквы С - Ш»

Цель: дифференцировать звуки [c] - [ш].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить давать сравнительную характеристику звуков [c] - [ш];

- закреплять знание норм артикуляции звуков [c] - [ш];

- учить дифференцировать звуки [c] - [ш] в слогах, словах;

- упражнять в образовании относительных прилагательных;

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционную и мелкую моторику;

- развитие пространственной ориентации на листе бумаги;

- развивать навыки фонематического анализа и синтеза;

- развивать зрительное внимание и восприятие;

- развивать фонематическое восприятие, память, внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- закреплять умение слушать, понимать и выполнять словесные инструкции;

- воспитывать толерантность;

- развивать самооценку.

УУД:

Личностные:

- положительно относиться к коррекционным занятиям, понимая их необходимость для того, чтобы стать более успешным в учебной деятельности;

- фонетически и интонационно правильно оформлять свою речь;

- самостоятельно оценивать собственную деятельность.

Регулятивные:

- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя-логопеда;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии;

- учиться  корректировать и оценивать выполненные задания.

Познавательные:

- сравнивать и группировать звуки и их образы;

- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- поиск и выделение необходимой информации;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

- осуществлять учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками;

- самостоятельно или при помощи учителя-логопеда формулировать свою точку зрения;

-  повторение скороговорки;

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Оборудование: карандаши, ручки, тетради, индивидуальные карточки, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент

Учитель-логопед: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто сегодня пришел к нам в гости

Загадка 1.

Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается (собака)

Загадка 2.

Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся мягкой лапкой.
(Кошка)

посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (Собака и Кошка)

Учитель-логопед: Собака-Соня и Кошка-Шура принесли вам свои любимые звуки и буквы. Угадайте их.

Учитель-логопед: У Собаки- Сони он стоит первым в её имени? ([с])

Учитель-логопед: У Кошки -Шурыон стоит первым в её имени? ([ш])

Характеристика звуков [с] – [ш]

Учитель-логопед: Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим, чем они похожи и чем отличаются.

Обучающиеся:  

Звук [с] - согласный, глухой, твердый, свистящий, при его произнесении губы в улыбке, выдыхаемый воздух холодный, кончик языка упирается в нижние зубы.

Звук [ш] - согласный, глухой, всегда твердый, шипящий, при его произнесении губы вытягиваются в трубочку, выдыхаемый воздух теплый, кончик языка и боковые края подняты вверх, а середина опущена.

2. Основная часть

Дифференциация звуков [с] и [ш]

Учитель-логопед: Эти сказочные герои пришли к нам не с пустыми руками. Они принесли много интересных заданий и игр. Вот послушайте первое.

Учитель – логопеддиктует звуки, а обучающиеся рисуют стрелочки: стрелочку вверх услышав звук [ш], а вниз звук [с].

http://festival.1september.ru/articles/526869/img1.gif

Учитель-логопед: Подпишите под каждой стрелочкой букву.

Дидактическая игра«Эхо»

Учитель-логопед произносит цепочки слогов и предлагает обучающиеся повторить их:ша – са, са – ша, шу – су, су – шу, аш – яс, яш – аш, ош – ос, ши – ис, шо – со, со – шо, ши – сы, сы – ши, уш – ус, еш – ес.

Дифференциация звуков [с] и [ш]

Развитие фонематического восприятия.

-Учитель-логопед Сейчас мы поиграем, и проверим как ваши ушки умеют хорошо слышать и различать звуки [Ш] и [С].

- Я буду называть слова, а вы внимательно слушай. Если я скажу слово со звуком [С], то вы записываем в первый столбик, а если со звуком [Ш], то во второй. Слова (СУК, СЫН, ШАГ, НОС, ШУМ, ШУТКА, СУП, МЕШОК, ОСА, БУСЫ, ШАПКА, ШИНА, КОСЫ, КОШКА, ВКУС, МЫШЬ, КАКТУС, КАМЫШ)

Найдите букву Ш и обведите.

image018

Найди и обведи букву С

image016

Учитель-логопед раздает карточки и дает задание - вставить пропущенные буквы С и Ш.

- Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Вы ее скорей найдите

И в слова свои впишите!

У лисы пу__истый хво__т.

Светит ве__елое солны__ко.

У Ма__и __мешные шары.

Са__а моет малы__а.

Дидактическая игра «Измени слово»

Учитель-логопед: Подумайте, какой звук надо поменять в слове, чтобы изменить его:

- игра проводится с мячом, логопед говорит слова, обучающиеся по очереди изменяют слова со звуком с на ш.

сутки — шутки        миска — мишка

каска — кашка        басня — башня

касса — каша        Марс — марш

Пальчиковая гимнастика.

Кошка.
- Как у нашей кошки
 
- Беленькие ножки,
 
- Мяконькие лапки,
 
- Ноготки - царапки.
 
Ступаем "ножками" - пальчиками мягко, по-кошачьи.
- Поцарапаем немножко 
- Не ребята мы, а кошки

Дидактическая игра «Что из чего сделано?»

Учитель-логопед: Собака из пластилина – пластилиновая собака, а стакан из стекла –…(стеклянный стакан)

Кукла из соломы –…(соломенная кукла)

Миска из пластилина –… (пластилиновая миска)

Посуда из хрусталя –… (хрустальная посуда)

Сабля из стали –… (стальная сабля)

Крепость из снега –… (снежная крепость)

Костюм из шерсти –… (шерстяной костюм)        

Задание по предупреждению оптической дисграфии:

Найди и закрась букву С и Ш

http://4.bp.blogspot.com/-PwdgcNWbCI0/UlnTfrCzgQI/AAAAAAAAGsg/7LBmoNxxG1U/s1600/17_bukva_c_nataliigromaster.jpg   http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/37/31388/hello_html_38d9f564.png

3. Итог занятия

Учитель-логопед: Молодцы, ребята! Вам понравилось играть с нашими гостями?

Учитель-логопед: Что вам запомнилось, что нового узнали? Вы хорошо отвечали, играли, Собаке и Кошке у вас очень понравилось, но к сожалению им пора возвращаться.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Развитие музыкального слуха"

Тема занятия: «Развитие музыкального слуха».Конспект занятия по внеурочной деятельности по Программе "Звонкая песенка"для учащихся 1 -4 классовЦели :Воспитание общей музыкальной культуры и развитие му...

Конспект занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха (подготовительный этап, ринолалия)

Вид занятия: индивидуальное.Цель занятия: осуществлять  подготовительную работу по развитию произносительной стороны речи....

конспект занятия по дифференциации звуков р и л.

Предлагаю свой вариант последнего этапа постановки правильного звука....

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] "Дифференциация звуков с-ш"

Конспект занятия по дифференциации звуков [с]-[ш]"Дифференциация звуков с-ш"Задачи:• закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С;• учить чётко, разграничивать звуки "...

Конспект занятия по дифференциации букв з-е на письме.

Материал помогает закрепить знания детей о написании букв Е - 3. Также позволяет предупредить возможные нарушения на письме....

Конспект занятия по дифференциации звуков З - Ж

Конспект слухового занятия по дифференциации звуков З - Ж на материале слогов, слов, предложений....