Конспект занятия по внеурочной деятельности "Развитие музыкального слуха"
план-конспект занятия по музыке (1 класс) по теме

Тема занятия: «Развитие музыкального слуха».

Конспект занятия по внеурочной деятельности по Программе "Звонкая песенка"для учащихся 1 -4 классов

Цели :

  1. Воспитание общей музыкальной культуры и развитие музыкальных способностей детей через  хоровое пение.

      2.  Привитие навыков хорового исполнительского мастерства.

      3.  Воспитание культуры поведения в игровой деятельности.

      4.  Формирование  УУД на занятии.

Особенностью данного конспекта является указание на универсальные учебные действия,отмеченные специальными значками, формируемые на всех этапах  занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_zvonkaya_pesenka.doc62.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ

Муниципальное бюджетное учреждение  

средняя общеообразовательная школа №86

 г. о. Тольятти

           

                                         

Конспект

занятия по внеурочной деятельности

Тема: "Развитие музыкального слуха"

                               

                             Бастрикова Татьяна Павловна

                         педагог дополнительного образования

г. Тольятти

2011г.

Тема занятия: «Развитие музыкального слуха».

Цели :

  1. Воспитание общей музыкальной культуры и развитие музыкальных способностей детей через  хоровое пение.

      2.  Привитие навыков хорового исполнительского мастерства.

      3.  Воспитание культуры поведения в игровой деятельности.

      4.  Формирование  УУД:

   ∆ Познавательные: познакомить с понятием «музыкальный слух» как составной части  

           музыкальных способностей;

           проводить сравнение, строить высказывания в устной форме;

           уметь применять полученные  знания на практике.

  □ Регулятивные:  принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные  

          действия, оценивать результат.

   O  Коммуникативные: овладевать диалогической формой коммуникации,

           ответственного отношения к своей деятельности,  приобретать навыки    

            коллективного творчества.

 Личностные: формировать чувство прекрасного и эстетические чувства

    ( красота, доброта, отзывчивость, заботливость)

Ожидаемый продукт:   усвоить понятие «музыкальный слух»;

                                                 уметь выразительно исполнить песню Л.Казачок «Хороший пес».

Оборудование:         нотный материал песни «Хороший пес»,  карточки с названиями нот    

                                   и  музыкальных ключей, фортепиано, музыкальный центр,

                                         диски СД.            

                               

Ход занятия.

I. Организационный  момент.

  1.  Музыкальное приветствие;
  2. Проверка готовности к занятию;

   

          Ребята, я рада видеть вас на занятии «Звонкая песенка» и  очень хочу, чтобы вы сегодня не  только узнали много нового для себя, но и с удовольствием провели время. И пусть на        

 занятии царят радость, доброта, согласие, и ,конечно, музыка и хоровое пение.

Ребята, сейчас мы вместе с вами  определим тему нашего занятия. Поможете мне?

I I. Создание проблемной ситуации. 

Предлагаю детям похлопать в ладоши, потопать ногами, постучать по спинке стула.

Что вы услышали?( ответы детей: разные звуки)

Верно, это были различные звуки. А если мы их слышим, значит слух –это?(ответы детей: умение слышать звуки)

Правильно, это умение или способность слышать звуки. А сейчас я вам сыграю знакомую песню.

                                            ( исполнение песни «Маленькая елочка»)

Узнали песню? (ответы детей: да)

Вы услышали песню и узнали ее. А из чего состоит любая мелодия? (ответы детей: из звуков)

А из каких звуков? ( ответы детей: из музыкальных)

Кто догадался о чем мы сегодня с вами будем говорить?( ответы детей: о звуках, о песне,    

о слухе и т.д.)

Молодцы, вы назвали самое главное слово – слух, а поскольку наше занятие «Звонкая    

песенка» - музыкальное, то и говорить мы будем о каком слухе? (ответы детей: о    

 музыкальном )

Вот мы с вами и определили тему занятия «Развитие музыкального слуха».

Посмотрите на доску. Сегодня мы узнаем, что же такое «музыкальный слух», у всех ли он есть и что    нужно  делать, чтобы его развить.

III. Определение темы занятия. Постановка целей.

       

 Скажите, ребята, так что же такое «музыкальный слух»? (ответы детей: умение слышать      

музыку, умение правильно спеть мелодию и т.д.)

Верно, «музыкальный слух» - это умение правильно и точно воспроизводить музыкальные звуки. Некоторым людям это дается от природы. А как вы думаете, можно развить музыкальный слух? (ответы детей: можно, да).

Правильно, музыкальные способности можно развить, но для этого надо много и упорно трудиться. Давайте споем знакомую песню, старайтесь точно спеть мелодию песни.

( исполнение 1 куплета песни «В траве сидел кузнечик»), а теперь прохлопаем ритмический рисунок, а сейчас я вам наиграю несложную мелодию, а вы ее внимательно послушайте, запомните и повторите. Вот мы и определили все музыкальные способности.

1) точно спели мелодию песни и это ( смотрите на доску)…и это - .музыкальный слух;

2) прохлопали ритмический рисунок, это …..  - ритм;

3) услышали мелодию, запомнили ее и спели,  это…..  -  музыкальная память.

Как вы думаете, какие цели мы поставим на нашем занятии? Давайте вместе их прочитаем.(чтение целей занятия  на доске). А все цели нам подходят для того, чтобы развивать музыкальный слух? Что надо исключить? (ответы: не слушать музыку).

Правильно, и вот сегодня мы будем развивать музыкальный слух.

IV. Совместное «открытие» знаний.

Часть 1.

∆  O    

«Музыкальный слух» - это один из видов музыкальных способностей, без которого нельзя не только научиться играть на музыкальном инструменте, красиво и выразительно петь, но  и просто понимать и слушать музыку.

Сегодня к нам в гости пришли  НОТЫ. Давайте назовем их, а ребята, у которых есть карточки с названиями нот, выйдут и образуют звукоряд.

                 Смотрите, какой замечательный у нас получился «живой» звукоряд. Предлагаю вам спеть все ноты (или звуки) сначала вверх, потом вниз, стараясь петь их точно также, как они звучат на фортепиано.

                                                         ( пение звукоряда, работа по карточкам)

А сейчас споем наш звукоряд так: первую ноту поем, а вторую пропеваем мысленно, третью поем, а следующую – мысленно и т. д. Слушайте себя и старайтесь спеть так, как звучит этот звук на фортепиано.

                                                      ( исполнение)

А теперь еще усложним наше задание: первые два звука поем, а следующие два – мысленно, очень внимательно слушая себя и  других певцов.                                        

                                                       ( исполнение)

 Вот теперь совсем другое дело, молодцы.

Спасибо вам, НОТЫ, вы нам очень помогли. Садитесь.

А мы с вами поиграем в игру, которая называется «Эхо». Я буду петь вам звуки с названиями нот, а вы будете их повторять.

( игра)

У всех получилось правильно пропеть все звуки? (ответы детей: нет, не очень).

Вы очень верно заметили, что не у всех это получилось с первого раза, но если эти  

упражнения выполнять каждый день и слушать себя, то у вас обязательно все получится.

 Вы научитесь точно воспроизводить музыкальные звуки, а  значит сможете развить музыкальный слух.

Ребята, развивать музыкальный слух можно не только исполняя различные упражнения, но и во время …..(ответы: пения).

Верно, во время пения, самого любимого вашего занятия, ведь вы любите петь?( да). Вот мы сейчас и проверим ваш музыкальный слух при исполнении песни Л.Казачок «Хороший пес».

А вы помните, что ее написала наш тольяттинский композитор Лариса Ивановна Казачок. Я вам рассказывала, что ей уже больше 70 лет, но она до сих пор пишет замечательные песни для детей. Мы выучили эту песню и сегодня постараемся ее спеть ярко и выразительно.  Как вы думаете, что значит петь выразительно?

(ответы детей:  петь весело, петь с настроением, хорошо знать слова песни, правильно дышать во время пения и т.д.)

Да, ребята, дыхание – это основа пения, поэтому мы каждое занятие начинаем с дыхательной гимнастики, включая в нее и оздоровительные  дыхательные упражнения по системе А.Н.Стрельниковой. Я попрошу Лолиту Коневу помочь мне провести гимнастику.

                                          ( исполнение 5 -7 упражнений)

Вы правильно заметили, чтобы песня прозвучала выразительно, надо хорошо знать слова. Но мне кажется, что их надо не только знать, но и четко и правильно  произносить. А, значит, сейчас мы с вами проведем ……артикуляционную гимнастику, а проведет ее вместе со мной Аничкова Саша.

                                              (артикуляционная гимнастика)

Теперь мы готовы к пению? Поем песню «Хороший пес». Во время пения сидите всегда прямо, не горбитесь, следите, чтобы дыхание было свободным, а звук ровным, легким; не кричите, чтобы не допустить перенапряжения голосовых связок, пойте с удовольствием.

                                                       (исполнение песни)

Ребята, вам понравилось как прозвучала песня?

                                                     (ответы детей: да, не очень)

А мне тоже не очень понравилось исполнение песни. Как вы думаете, что нужно еще сделать, чтобы песня прозвучала выразительно? Как можно разнообразить исполнение?

                (ответы детей:  петь веселее, радостно, с настроением, с движениями и  т.д.)

Все это правильно, а вот  я хочу вам предложить спеть ее так: 1 куплет споем все вместе, 2 - пусть исполнят мальчики, а 3 – споют девочки. Ну а последние две строчки опять споем все вместе. Согласны?  И, конечно же, чтобы наше пение было ярким и интересным, мы добавим различные движения. Договорились?

                                              (  исполнение песни по группам, стоя)

А теперь вам понравилось, как прозвучала песня?

                                                      ( ответы детей: да, очень).

Я согласна с вами,  сейчас вы почувствовали себя настоящими артистами. Но никогда не забывайте, что на сцене надо вести спокойно, красиво, не шуметь.

А еще я увидела, с какой любовью вы пели про свою любимую мягкую игрушку, и я очень надеюсь, что с такой же добротой и заботой вы будете относиться и к домашним животным, которые живут у вас дома.

Часть 2

∆  O   

 Развивать музыкальный слух можно, как вы уже поняли, через различные виды деятельности, (это – пение, игра на музыкальном инструменте или слушание музыки), а можно в любой игре, где звучит музыка. Давайте  поиграем  в игру «Передай игрушку».

Программное содержание.

 Развивать у детей ловкость, координацию движений; умение работать с предметом; умение начинать и заканчивать движения под музыку.

Описание.

Дети стоят в кругу и под музыку передают друг другу игрушку. Ребенок, у которого с окончанием музыкального сопровождения оказалась в руках игрушка, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в кругу не останется один ребенок. Игру можно повторить

2 -3раза.

V. Рефлексия.

 O

  •  Чем мы сегодня занимались на занятии?
  •  Что запомнилось новое или интересное?
  •  Возникли ли трудности?  Как вы их преодолели? Потребовалась ли помощь?
  •  Достигли ли мы поставленных целей?
  •  Довольны ли вы полученным результатом?

 Занятие окончено. До свидания, ребята.

( Дети под музыку песни А.Островского  «Пусть всегда будет солнце»  выходят из класса).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Музыкальная карусель"

Данное занятие способствует развитию музыкально-творческой деятельности учащихся начальных классов...

Конспект занятия по внеурочной деятельности для 1 класса.Направление "Музыкальная шкатулка"

Конспект содержит информацию для ознакомления учащихся  с историей празднования Нового года....

Конспект занятия кружка внеурочной деятельности "Геометрия вокруг нас". Тема занятия "Конструирование мебели для куклы на основе куба и параллелепипеда"

На материале кружка "Геометрия вокруг нас" мы выстраиваем метапредметное обучение во неурочной деятельности.Цель: Обучение умению работать в команде.Задачи: Предметные: Отработать понятия «куб», «пара...

Конспект занятия по внеурочной деятельности «Математика и конструирование» Тема занятия «Весёлая геометрия»

Мною предоставлен конспект занятия по внеурочной деятельности в 1 классе, разработанный в соответствии с новыми требованиями ФГОС....

план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка

Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...

Открытое занятие по внеурочной деятельности "Музыкальная шкатулка"

Целью занятия является знакомство  с музыкальными инструментами, музыкальными терминами: дуэт, трио, квартет, квинтет, тембр, композитором Л.Бетховеном  и  его произведением "...

Конспект занятия по ритмике Тема: "Музыкальное путешествие" 1 класс

Тема:  Музыкальное путешествиеЦель занятия: Пробудить творческий интерес обучающихся к постижению основ танцевального искусства, повысить мотивацию к самостоятельным занятиям танцевальными и физи...