Создание стимулирующей среды, ориентированной на качественное восприятие воспроизведение речевого материала на занятиях РРС и ФПСР
статья по логопедии

Шупта Ольга Фёдоровна

Статья об особенностях отбора материала для проведения индивидуальных анятий по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание стимулирующей среды, ориентированной на качественное восприятие воспроизведение речевого материала на занятиях РРС и ФПСР

Шупта О.Ф., учитель-дефектолог ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»

Восприятие речевого материала на слух и автоматизация произношения звуков речи для неслышащего ребёнка является кропотливой работой и трудной задачей. Поэтому крайне важно, чтобы занятие проходило в интересной и занимательной форме, вызывало познавательный интерес к занятиям по речи, к овладению правильным произношением звуков, чтобы ребёнок каждый раз убеждался в своих возможностях. Наибольшее число высказываний опытных педагогов, касающихся воспитания интереса к восприятию и воспроизведению устной речи связано с описанием ярких и интересных форм работы и в первую очередь с описанием роли игры, содействующей появлению интереса к этим занятиям.

Игра, являясь любимым занятием детей младшего возраста, вызывает активность, создаёт положительный эмоциональный фон работы, повышает интерес к индивидуальным занятиям и желание их посещать. Игра активизирует речь, позволяет быстрее накопить словарь, уточнить и расширить значение слов, овладеть звуковым составом слова и его слоговой структурой.

Цель игры - помочь серьёзный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для обучающихся. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности в овладении произносительной стороной устной речи и развитии слухового восприятия, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает педагогу сделать любой учебный материал доступным увлекательным, интересным, создает радостное настроение, облегчает процесс автоматизации и дифференциации звуков. Главное, чтобы игра не отвлекала от учения, а наоборот, способствовала интенсификации умственной работы. Значение игры в формировании и коррекции произношения, а также в развитии слухового восприятия обучающихся велико и выполняет следующие функции:

- обучающая (помогает в овладении знаниями); 

- развивающая (развивает познавательные интересы, раскрывает творческий потенциал);
- коррекционная (исправляет недостатки); 

- коммуникативная (помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению конфликтов путем сотрудничества); 
- терапевтическая функция игры (игра, как средство преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении);

- занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес). 

На индивидуальных занятиях по формированию произношения, кроме особенностей постановки звуков неслышащим детям, возникает проблема их автоматизации, а также воспитания навыков самоконтроля и желания следить за своим произношением. Чтобы произношение звуков было достаточно чётким и стабильным, требуется многократное его повторение. Чтение слогов, слов, фраз несколько раз вызывает порой негативное отношение к занятиям со стороны детей. Перед учителем - дефектологом возникает задача – заинтересовать детей, вызвать действенный познавательный интерес к занятиям по речи, к овладению правильным произношением звуков, к заучиванию стихотворений, к чтению текста и запоминанию прочитанного.

На индивидуальных занятиях  применяются  следующие виды игр:

- дидактическая игра;

- терапевтическая игра (фонетическая ритмика, гимнастика для пальцев рук, дыхательная гимнастика, физкультминутки, артикуляционная гимнастика);

- сюжетная игра-инсценировка;

В работе над восприятием и воспроизведением речевого материала можно  использовать уже известные игры, но адаптированные для неслышащих детей определённого возраста и индивидуальных способностей. Создавая собственный вариант игры, педагог имеет  возможность учитывать ограниченный словарный запас своих обучающихся, а игра становится более понятной, доступной, вызывает только положительные эмоции. К таким играм относятся словесные дидактические игры:

- «Логопедическое лото» в различных вариантах: картинка – картинка, картинка – табличка, картинка – часть картинки, картинка – часть таблички, назывании чисел и др.;

- «Домино» в различных вариантах: картинка – картинка, картинка – слово, картинка – слог и др.

- «Лабирин» – нахождение пути по определённым картинкам;

- «Кроссворды» – кроссворды уже с нужными заготовками и составление собственных кроссвордов (например: игра «Словодел»);

- игровые упражнения с картинками, отдельными словами, слогами, чистоговорками, предложениями: «Составление цветка», «Составление солнышка», «Поймай рыбку», «Накорми зайчика,мишку», «Наряди ёлочку», «Собери овощи и фрукы в корзинки»;

- игры с предметными картинками – «Что пропало?», «Что изменилось?», «Что лишнее и почему?», «Запомни порядок», «Разложи картинки в коробки, в корзинки»;

- «Чудесный мешочек»;

- игры на развитие слухового восприятия: «Уберём игрушки», «Верно – неверно», «Что нарисовал художник»;

- «Кто быстрей?» - игры, созданные на основе известных игр – «бродилок». Материалом для таких игр могут служить и просто отдельные картинки на определённый звук, и различные предложения, словосочетания, слова и задания: «придумай («составь предложения из слов»), «дополни предложения», «вставь пропущенные буквы», «реши примеры».

В работе над развитием слухового восприятия, что особенно трудно даётся глухим детям, использование дидактических игр особенно важно. Чтобы работа была интересной на таких занятиях, особенно при работе над текстом необходимо использовать игровые упражнения:

- ролевые игры с макетом;

- ролевые игры с конструктивной картиной;

- инсценировки;

- сюжетные игры.

Творческую направленность и живой интерес вносит в индивидуальные занятия по формированию произношения фонетическая ритмика. Использование фонетической ритмики на занятиях способствует коррекции произношения, формирование у детей с нарушением слуха слитной, выразительной и естественной речи. Фонетическая ритмика органически входит в работу по формированию произношения и играет существенную роль как в коррекции речи детей с нарушением слуха, так и в развитии у них естественности движений.

Развитие мелкой моторики пальцев, обучение сознательному управлению органами артикуляционного аппарата, выработка воздушной струи, различение звуков на слух – основные методы формирования правильной речи ребёнка. Дети с нарушениями речи, редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. На практике пальчиковые игры вносят разнообразие в занятие.

В артикуляционные упражнения на индивидуальных занятиях по формированию произносительной стороны устной речи с младшими школьниками можно внести игровые моменты: выполнение артикуляционных упражнений с яркой предметной картинки, адаптированной  для глухих и слабослышащих детей «Сказку про язычок».

Компьютерные технологии могут эффективно использоваться учителями-дефектологами   на индивидуальной слуховой работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения. Существует ряд программ, направленных на формирование произношения у глухих и слабослышащих обучающихся. При овладении звуками речи с помощью компьютерных программ дети с нарушенным слухом воспринимают их слухозрительно и контролируют произношение тоже слухозрительно.

Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов компьютерных программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и программы-тренажеры) и целый ряд функций. Учебный материал можно представить в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации, карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, компьютерная анимация и другие. Применительно к занятиям по РСВ и ФП возможности этой программы очень велики, и, в первую очередь, позволяют мотивировать детей с нарушениями слуха к выполнению трудных для них видов деятельности, в частности, правильному произношению звуков. Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Их применение на индивидуальных занятиях интересно, познавательно и увлекательно для  детей.

При создании презентации открывается прекрасная возможность использовать именно тот речевой материал, который доступен детям, которые будут её использовать. В последнее время стало возможным применять на уроках и цифровые образовательные площадки. К таким можно отнести использование обучающих материалов сервиса «Учи. ру». С помощью данной онлайн-площадки ученики закрепляют знания общеобразовательных предметов  школьной программы в интерактивном формате с учётом уровня знаний и индивидуальных особенностей. Также на платформе есть возможность подготовиться и принять участие в российских и международных олимпиадах.

Таким образом, использование различных дидактических игр и игровых упражнений на индивидуальных занятиях по РРС и ФПСР возможно, необходимо и целесообразно.  Совместная организованная деятельность педагога с неслышащими детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звука и видеозаписей. Всё это могут обеспечить современные игровые технологии и компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование игровых и информационных технологий позволит сделать процесс восприятия и воспроизведения речевого материала более качественным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к учащимся с речевыми нарушениями в начальной школе на коррекционно-развивающих занятиях

В коррекционно-развивающей работе используется личностно-ориентированная модель взаимодействия, которая направлена на создание комфортных психологических условий для ребенка (учащегося – логопата), на...

Речевой материал по организации деятельности учащихся на общеобразовательных уроках, занятиях по РСВ и произношению

Практический материал для использования в работе с учащимися с нарушениями слуха....

Уланова Л.С. Создание предметно-развивающей среды для развития ребенка с задержкой речевого развития: рекомендации родителям.

В статье рассматриваются вопросы организации предмено-развивающей среды для детей двух-трех лет с задержкой речевого развития....

Создание стимулирующей среды, ориентированной на качественное восприятие воспроизведение речевого материала на занятиях РРС и ФПСР

Статья об особенностях отбора материала для проведения индивидуальных анятий по развитию речевого слуха и произносительной стороны устной речи...

Конспект занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной речи Тема: «Речевой материал, связанный с учебной деятельностью» 2 класс

Предлагется план-конспект открытого урока по развитию речевого слуха и формированию произносительной речи на Тему: «Речевой материал, связанный с учебной деятельностью» (для глухих об...

Подпрограмма духовно-нравственного воспитания и социализации учащихся Программы развития МБОУ г. Иркутска гимназии №3 на 2015-2020гг. «Гимназия №3-среда, обеспечивающая доступность качественного образования»

Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым ц...

Создание здоровьесберегающей среды для ребёнка с ОВЗ в домашних условиях. Соблюдение речевого режима.

Создание здоровьесберегающей среды для ребёнка  с ОВЗ в домашних условиях. Соблюдение речевого режима....