Логопедические проблемы первоклассников.
статья по логопедии

Чуваева Наталья Николаевна

Что должен уметь ребёнок при поступлении в первый класс и какие логопедические проблемы у него могут возникнуть.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чуваева Наталья Николаевна

учитель - логопед

МБОУ г. Мурманска ООШ № 37

Логопедические проблемы первоклассников.

Что должен уметь первоклассник?

- Правильно произносить все звуки;

- определять наличие заданного звука в слове;

- четко отвечать на поставленный вопрос полным предложением;

- строить предложения без ошибок в окончаниях слов, в употреблении предлогов;

- пересказывать текст, сохраняя содержание.

 Основные проблемы первоклассника:

- трудности выражения своих мыслей, неумение задать вопрос;

- трудности понимания, усвоения учебного материала (трудности понимания прочитанного, написания слов);

- трудности налаживания контакта с учителями и детьми, неспособность договориться, конфликты;

- нарушения устной речи.

        Наличие у обучающихся даже самых слабых нарушений речи ведет к серьезным проблемам в усвоении программы школы. Нескомпенсированные речевые нарушения, как известно, приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации.                                                

Согласно данным логопедического обследования на 15.09.2019 года 46%  первоклассников  нашей школы имеют отклонения в речевом развитии (1 «А»- 35%, 1 «Б»- 58%, 1 «В»- 46%, ) .        

Приведем диаграмму распределения по видам речевых нарушений первоклассников, нуждающихся в логопедической помощи.

         Как видно из диаграммы, в первый класс приходят дети с различными нарушениями устной речи: нарушением звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи.

У некоторых детей нарушения звукопроизношения осложняются дизартрией, которая проявляется вялостью, малоподвижностью артикуляционного аппарата, повышением или понижением мышечного тонуса языка.

    Фразовая речь ребенка 6 – 7 лет зачастую состоит из простых распространенных предложений, с неправильным употреблением окончаний. Часто первоклассники с трудом понимают логико-грамматические конструкции. Не знают, как закончить смысловую программу предложения. Словарный запас у многих находится на уровне бытовой повседневной ситуации, дети не знают обобщающих понятий, родственных слов.

          Значительно ухудшилось состояние связной речи. Пересказ доступен детям только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ.

        Также надо отметить, что развернутая связная речь теряет свою значимость, т.к. появились другие эталоны речи, которыми пользуются современные дети. Это фразы поп-звезд, героев боевиков, телевизионной рекламы, третьесортных мультфильмов и разнообразных реалити - шоу.  Альтернативы такому речевому поведению, а следовательно, всему ходу речевого развития, никто не предлагает. И родители не имеют ничего против.

Нельзя забывать, что речь ребенка зависит и от сформированности других высших психических функций. Приходится говорить о нарушении пространственных представлений, произвольного внимания, слухоречевой памяти (ребенок не может запомнить предложение из 5-6 слов).

Если в начале учебного года у первоклассников диагностируются нарушения устной речи, то уже к концу первого полугодия, как правило, у многих из них наблюдаются выраженные трудности в овладении процессом письма и чтения, которые могут перерасти в стойкие нарушения чтения и письма.

Как же среди тех, кто испытывает трудности в обучении, вовремя распознать нуждающихся в помощи логопеда?

В первую очередь по наличию специфических ошибок. Часто в детских тетрадях встречаются ошибки:  «зеркальное письмо», пропуски букв, недописывание слова и т.д.

Если в течение I полугодия количество таких ошибок уменьшается, то это нормальный процесс автоматизации навыка письма, который будет продолжаться еще некоторое время. Если же количество ошибок нарастает, почерк становится неразборчивым, тогда это свидетельствует о том, что у школьника есть проблемы в развитии речевых функций, познавательных процессов, а также трудности становления зрительно-моторной координации.      

Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.

Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые, как вам кажется, похожи на специфические, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности, слабости самоконтроля. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение для того, чтобы выбрать вид помощи ребенку.                          Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно – и необоснованному.        

     Каковы же ошибки, которые должны насторожить учителя? Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки.

Виды дисгарфии

Виды ошибок

Акустическая

  • замены на письме букв, обозначающих фонетически сходные оппозиционные звуки (с-з, ж-ш и т.д)

Оптическая

  • замены и смешения оптически сходных букв:

     - замены букв О-А («бонт», «куполся, «ураки», «глозки»);

- замены букв Б-Д («людит», «рыдолов», «»убача»,                  «ядлоки»)

      - замены букв И-У («прурода», «села миха», «на береги», «кукишка», «зелёный кист»)  и др.

Артикуляторно- акустическая

  • проявление неправильного звукопроизношения

      на письме

Аграмматическая

  • нарушение лексико-грамматической стороны речи, проявляющаяся на письме:

- неправильные окончания слов при согласовании слов в словосочетаниях и предложениях;

-  пропуски предлогов и т.д.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

  • нарушение звуко-слоговой структуры (вставки, перестановки, пропуски);
  • необоснованные разрывы слов или их слитное

      написание(наступила – «на ступила», висит на стене – «виситнастене», устала - «у стала»);

  • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок ( в кармане – «вкармане», прилетели – «при летели», по дороге – «подороге») ,
  • неумение определять границы предложения в тексте:

      - слитное написание предложений,

      - отсутствие заглавной буквы в начале предложения

     Учитель обнаружил специфические ошибки, направил родителей к специалисту, и ребенок начал посещать занятия с логопедом. Очень важно, чтобы логопед и учитель работали в тандеме, поддерживали постоянный контакт. Главное – это интересы ребенка: учитель, логопед и родители ребенка должны объединить свои усилия в помощи школьнику и не мешать друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как справиться с проблемами первоклассников

Статья из газеты "Петрозаводск" (не моя)...

Психолого-социальные проблемы первоклассников

Выяснение причин психолого-социальных проблем первоклассника...

Проблемы первоклассников и их родителей.

Советы родителям первоклассников...

Логопедические проблемы при обучении иностранному языку

речевые нарушения в письменной и устной речи при обучении иностранному языку...

Логопедические проблемы, которые делают ребенка неуспешным в учёбе.

Сейчас при поступлении ребенка в школу не требуется обязательная консультация отдельных специалистов. Консультация со школьным психологом на предмет готовности детей к школе происходит по желанию роди...

Выступление на РМО по теме:Рекомендации для учителей начальных классов по оцениванию знаний обучающихся, имеющих логопедические проблемы, и обучающихся, не владеющих устной русской разговорной речью, на различных этапах обучения»

Рекомендации для учителей начальных классов по оцениванию знаний обучающихся, имеющих логопедические проблемы, и обучающихся, не владеющих устной русской разговорной речью, на различных этапах обучени...