Проблемы первоклассников и их родителей.
консультация (1 класс) по теме

Пищаскина Мария Михайловна

Советы родителям первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_pervoklassnikov_i_ih_roditeley.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Кто и как должен делать с ребенком уроки?

Домашние задания не любят и дети, и родители: сплошь и рядом семейные бдения за письменным столом превращаются в настоящую пытку для всех – с обидами и, нередко, слезами. Родители пытаются скинуть друг на друга эту «почетную обязанность», ребенок переживает, а образовательный процесс стоит на месте. Что же делать?

Прежде всего нужно решить, кто из взрослых в принципе располагает временем для того, чтобы регулярно помогать ребенку с уроками. Ключевое слово здесь – регулярно. Затем – кто сможет сделать так, чтобы эта помощь была добросовестной. И дело не в том, у кого из супругов в школьном дневнике было больше пятерок, и не в способности к жесткому контролю. Кроме самых очевидных вещей, необходимо ориентироваться еще и на самые неожиданные.

1. Чувство ритма

Да-да, в этом нет ничего странного. Малыши познают мир и лучше усваивают новые знания именно посредством ритмических игр и стишков. То же чувство ритма, называемое также четким распорядком, позволяет детям легче приспособиться к школьным будням. Поэтому нужно проводить занятия с ребенком, подчиняясь неслышному ритму: на счет раз – хорошенько отдохнуть после школы, на счет два – расспросить о заданиях и о том, как обстоят дела в школе, на счет три – подготовить рабочее место, на счет четыре – открыть учебник и т. д.   

2. Приятные ритуалы

Младшие школьники, особенно первоклашки, не умеют подолгу сидеть на месте, поэтому через каждые полчаса занятий необходимо минут на 10 делать перерыв. И этот перерыв должен быть приятен ребенку: угостите его булочкой и стаканом сока, а в следующий перерыв дайте любимый фрукт.

Вот только не позволяйте ему во время перерыва есть, уткнувшись в телевизор – вместо этого расскажите что-то интересное, но абсолютно не связанное с уроками. Произойдет перегрузка – чадо успеет отдохнуть и без опасений встретит очередной блок занятий, зная, что впереди – очередная замечательная пауза.

3. Тайм-менеджмент

Не бойтесь незнакомого слова – это всего лишь наука о том, как правильно распределять и использовать свое время. А вытекает она из общедоступной жизненной логики. Например, вечный вопрос: какое задание делать первым – то, что полегче, или, наоборот, посложнее? Жалостливая бабушка, например, наверняка выберет более простое, «чтобы ребенок не переутомился сразу же». Специалисты же настаивают на том, что начинать надо с более сложного – как раз именно потому, что ребенок еще полон сил и бодр.

А стоит ли вообще вмешиваться в процесс? 

Такой вопрос рано или поздно задает себе любой родитель, когда ноющее над уроками чадо в очередной раз выводит его из себя. Не проще ли пустить все на самотек: пусть сам справляется, как знает?

«Нет, не проще», – уверен Константин Ульянов, детский психолог-дефектолог. «Ребенку, особенно в начальной школе, обязательно нужно присутствие рядом взрослого, способного «поставить ему руку». Иными словами, сначала надо научить ребенка учиться, чтобы потом он смог делать это сам. На школу в данном аспекте я бы рассчитывать не стал: задача учителя – вложить в тридцать голов определенный набор знаний, с которым они не пропадут в дальнейшем (например, смогут сдать ЕГЭ и поступить в институт).

Ваша задача как родителя – быть для ребенка наставником, который покажет ему, что делать с тем потоком информации, который внезапно обрушился на его голову. Именно поэтому делать с ребенком задания должен тот из родственников, который сам умеет четко структурировать свою жизнь, логически мыслить, отделять главное от второстепенного, аргументированно отвечать себе на вопросы «Зачем мне это надо?» или «Чего я этим добьюсь»? Потому что все эти вопросы, касающиеся учебы, вам рано или поздно задаст и ребенок.

Позволю себе дать еще одну рекомендацию: тот, кто вызвался выполнять роль домашнего наставника, должен обладать стальными нервами и не знать ложной жалости. Например, ваш ребенок упорно не может понять простейшего математического действия, измучился сам и измучил вас, и никакие объяснения результата не дают. Велико искушение бросить это гиблое дело и самому быстро перерешать все задачки. Не поддавайтесь, иначе вы можете закрепить безусловный рефлекс: стоит ребенку подольше поупрямиться, покапризничать и показать, что он просто не в состоянии ничего понять, как взрослые все сделают за него. А этого допускать ни в коем случае нельзя: домашние задания – это та же работа, которую школьник должен выполнять сам. Вместо того чтобы решать за ребенка его проблемы, научите его справляться с ними самостоятельно».

Хитрые приемы в помощь 

– Позаботьтесь о том, чтобы рабочее место ребенка было абсолютно комфортным, и никакие мелочи не рассеивали его внимание: например, стул должен быть точно по росту, иначе возникнет желание поболтать ногами в воздухе, а не решать примеры.

– Окружающая обстановка должна «соответствовать»: никаких работающих при ребенке телевизоров и прочих отвлекающих моментов вроде возящихся рядом братишек или домашних питомцев.

– Не пытайтесь учить по памяти, демонстрируя свои знания. Даже если вы прекрасно помните, что вас учили «не так», школьная программа и приемы объяснений со времен вашего детства успели поменяться. Не пренебрегайте учебником, а лучше почитайте его и для начала разберитесь в задании сами.

– У всех детей – свои возможности. Один может сделать все уроки за час, а другой не справится и за три. Ни в коем случае не подгоняйте медлительного ребенка и не «замедляйте» слишком шустрого, боясь, что он сделал все невнимательно. Лучше самому подстроиться под его темпы, чем излишним давлением отбить у ребенка охоту учиться.

И напоследок еще один важный момент: не контролируйте каждое движение ребенка постоянно, иначе вам придется заниматься с ним до самых выпускных экзаменов. Постепенно снижайте степень своего участия в его учебе. В идеале классу к четвертому-пятому школьник должен обращаться к вам только в самых сложных случаях.

Странности первоклашки: что является нормой?

Вчерашний дошкольник не сразу привыкает к тому, что все интересы теперь нужно подчинять учебе. Кроме того, первый год школьной жизни – это всегда поиск места в коллективе, установления контакта с учителем и сверстниками. Считается, что каждый первоклассник проходит несколько этапов адаптации, в которой выделяют социально-психологическую и физиологическую составляющие. Насколько продолжительным окажется этот процесс, зависит от индивидуальных особенностей ребенка, ими же могут быть обусловлены некоторые «неожиданности» в его поведении. Основная же часть школьных «сюрпризов», как правило, связана с расхождением родительских ожиданий и реальности.

Необходимость приспосабливаться к новым условиям жизни, привыкание к новому коллективу и поиски своего места в нем становятся порой нелегким испытанием для многих первоклашек. Это в равной степени касается как застенчивых и неуверенных в себе детей, так и вполне коммуникабельных, но, например, страдающих завышенной самооценкой. Нередко случается, что испытанные в школе стрессы отражаются на поведении ребенка, делая его странным в глазах мам и пап. Так, к удивлению родителей, ребенок может начать:

– вставать во время урока, громко говорить или, наоборот, залезать под парту, не желая отвечать на вопросы учителя;
–  вести себя непривычно шумно и даже «буйно», приходя из школы;
– грубить старшим и не слушаться их;
– время от времени «впадать в детство» – капризничать, хныкать, играть в забытые до этого времени игрушки, проситься «на ручки» и так далее;
– всячески привлекать к себе внимание близких, требовать от них ласки и прочих проявлений любви;
– проявлять единичные признаки регресса в интеллектуальном развитии: хуже, чем до поступления в школу, читать или считать, путать названия времен года и т.д.;
– проявлять нетипичную пунктуальность и гипертрофированное чувство ответственности – слишком рано вставать, испытывать болезненный страх перед опозданием в школу, по нескольку раз перепроверять содержимое ранца, чтобы ничего не забыть и т.п..

Что делать? Быть рядом с ребенком, выслушивать, вникать в его трудности и относиться к ним со всей серьезностью, поддерживать его добрым словом и не забывать про тактильный контакт. Активно участвовать в жизни класса (для первоклашки это очень важно), сотрудничать с учителем, от которого зависит эмоциональная обстановка в коллективе и который способен найти индивидуальный подход к каждому ученику. Не пропустить начало так называемого школьного невроза, настигающего некоторых чрезмерно ответственных первоклассников и проявляющегося в повышенной тревожности, новых нежелательных привычках, навязчивых телодвижениях, морганиях или энурезе, а при первых «подозрительных» признаках – обратиться к специалисту. 

Просто усталость

Необходимость сидеть в одной и той же позе на протяжении всего урока и при этом сосредоточенно следить за действиями учителя – задача не из легких. Не каждому семилетнему ребенку она по плечу, особенно если он совсем не привык к подобным нагрузкам. Если же малыш эмоционально возбудим, если по натуре он непоседа или склонен к быстрому утомлению, вполне вероятно, что его поведение с началом школьной жизни также изменится. В этом случае ребенок может:
– жаловаться на усталость и общее недомогание;
– начать чаще болеть;
– стать раздражительным;
– проявлять нежелание ходить в школу;
– долго (иногда по нескольку часов) спать днем;
– страдать расстройствами аппетита и ночного сна.

Что делать: Понимать, что усталость – это нормально, особенно на непростом этапе адаптации к школе. Стараться не перегружать ребенка кружками и дополнительными занятиями хотя бы первые несколько месяцев учебы. Установить четкий режим и неукоснительно ему следовать. Обязательно предусмотреть для ребенка возможность ежедневной прогулки. Следить, чтобы питание первоклассника было качественным и сбалансированным.

Не все сразу

Не всегда адаптация к школе проходит гладко и у родителей. Случается, что трудности, испытываемые первоклассником в связи с началом школьной жизни, оказываются для них неожиданными. Так, например, мамы и папы могут обнаружить, что их ребенок:
– не такой сообразительный (развитый, способный, гениальный), как им казалось: не делает больших успехов в учебе, немного отстает на фоне одноклассников;
– не такой воспитанный, как им казалось: на его поведение жалуется учитель или другие родители;
– не такой общительный, как им казалось, и не так просто находит свое место в социуме: ссорится с одноклассниками, вызывает у кого-то из них неприязнь или, может быть, даже страдает от их нападок.

Что делать: Любить ребенка таким, какой он есть, но при этом трезво воспринимать его недостатки и корректировать их по мере возможности. Успехи в учебе в большинстве случае можно подтянуть, для этого нужно лишь время, желание и последовательность. Проблемы же во взаимоотношениях с одноклассниками могут иметь глубокие корни, уходящие в особенности поведения самого ребенка. Возможно, ему понадобится помощь психолога, хотя большинство внимательных и чутких родителей благополучно справляются и без нее. 

                   5 проблем любого первоклашки 

Свершилось – ваш малыш отправился в школу. Торжественная линейка, цветы, поздравления... Но праздники прошли, и начались будни. С какими проблемами может столкнуться первоклашка?

Проблема 1. Режим дня ужесточился

Даже если ваш малыш посещал детский сад, и знает, что такое жизнь по расписанию, за лето режим наверняка успел сбиться. Многие родители откладывают приучение к школьному графику на потом: дескать, вот пойдет дитя в школу, и волей-неволей перестроится. На самом деле мало кто из новоиспеченных школьников может без подготовки включиться в новый распорядок дня. В результате снижаются внимание и острота восприятия, а значит, и успеваемость не будет блестящей, даже если ребенок хорошо подготовлен к школе.  

Чтобы этого не случилось, позаботьтесь о том, чтобы организм будущего школьника плавно вошел в новый ритм, в идеале – еще за три недели до начала занятий. Особое внимание стоит уделить малышам, которые не ходили в сад и привыкли полуночничать, подолгу спать по утрам, садиться за стол по собственной прихоти. Педиатры настоятельно советуют родителям хотя бы за год до школы взять себя в руки и оптимизировать распорядок дняпричем не только детский, но и свой собственный.

Проблема 2. Отрыв от семьи

Именно так дети, особенно выращенные в атмосфере гипертрофированной опеки, могут воспринимать изменение своего статуса. Теперь рядом нет ни заботливой мамы или бабушки, ни даже воспитательницы, готовой по первому зову вытереть нос или завязать шнурки. Множество совершенно посторонних людей, с которыми новоиспеченный первоклассник знакомится в школе, вынуждают его жить по новым законам и правилам. От этого ребенок чувствует себя еще более растерянным и заброшенным.

Чтобы этого не случилось, необходимо терпеливо, раз от раза, объяснять малышу, как это здорово, что он уже настолько подрос и может учиться в школе. Объясняйте малышу, что школьные уроки требуют особых норм поведения и будьте снисходительны: никто не рождается с готовыми знаниями. В то же время постарайтесь уделять чаду побольше времени после занятий и в выходные. Чувствуя неослабевающую заботу и поддержку, он быстрее привыкнет к новым

Проблема 3. Трудности в общении

Некоторые психологи полагают, что трудности с адаптацией к коллективу испытывают до 60% младших школьников, а это очень серьезная цифра. С одной стороны, все дети мечтают приобрести в школе новых друзей, а с другой – совершенно не умеют налаживать отношения самостоятельно. К этому может прибавиться и страх перед первой  учительницей – ребенок не знает, чего ждать от этой незнакомой «тетеньки».

Чтобы этого не случилось, с раннего детства приучайте ребенка контактировать с самыми разными людьми. Даже трехлетний карапуз может вежливо пообщаться с продавцом в магазине, поздороваться с соседями, пуститься в «свободное плавание» на детской площадке, самостоятельно заводя знакомства. Очень важно дать ребенку понять, что мир не ограничивается его семьей или даже группой детского сада. Столь же важны и правила хорошего тона: быть приветливым и дружелюбным, не драться, не жадничать и не дразниться. Что же касается педагога, то здесь важно внушить ребенку одну простую истину: родители – главные люди дома, а учительница – в школе. 

Проблема 4. Не хватает усидчивости        

Вчерашний дошколенок должен непрерывно просиживать за партой как минимум по 35 минут (а в некоторых школах – и по 45 минут), ежедневно запоминать что-то новое, выполнять домашние задания, каждый вечер собирать портфель. Не каждому это дается легко. Кто-то становится нервной егозой, а кто-то, наоборот, «затормаживается», словно нарочно выводя вас из себя. Не спешите пить успокоительные и примерять к ребенку разные диагнозы: просто первоклашка  испытывает стресс от возросших обязанностей, и его организм, как может, защищает себя. 

Чтобы этого не случилось, учите ребенка самостоятельно отслеживать и распределять свое время. Объясняйте, что вы можете позволить ему сейчас погулять на 20 минут дольше, но в таком случае просмотр вечернего мультфильма сократится на те же 20 минут. Если сборы в школу идут тяжело, дайте ребенку временной люфт: разбудите его пораньше и поставьте часы на видное место. Тренируйте внутренние часы малыша: обращайте его внимание на то, во сколько он должен быть умыт, одет и так далее. После школы обязательно выделяйте время для прогулки: засидевшемуся на уроках первоклашке жизненно необходимо побегать, попрыгать и подурачиться. 

Проблема 5. Страх перед уроками

Еще вчера ваш ребенок вприпрыжку бежал в класс, а теперь вдруг заявляет, что больше никогда не пойдет в школу. Откуда такой негатив? Причин может быть несколько, но самая распространенная – это страх. Ребенок испуган новым объемом знаний, он боится, что не справится, пугается вашей критики или неодобрения учительницы. 

Чтобы это исправить, нужно донести до ребенка, сколько положительных моментов есть в школьной жизни. Например, чтобы мотивировать малыша на учебу, акцентируйте внимание на предметах и темах, которые ему интересны. Если ваш ребенок обожает компьютерные игры и мечтает когда-нибудь придумать свою собственную, объясните ему, что для начала ему надо научиться считать, вычитать и складывать, потом изучить разные математические дисциплины, и вот тогда он сам сможет написать какую угодно «стрелялку». Не заостряйте внимание на оценках (пускай в первом классе они и условны) и не сравнивайте его с более сильными одноклассниками.

Есть такой анекдот: первоклассника тащат в школу. Он упирается и кричит: «Одиннадцать лет! За что?!» Чтобы этот анекдот не превратился в грустную реальность, важно помнить, что первое в жизни 1 сентября – только начало большого пути, где ребенка ожидают не только успехи, но и неизбежные трудности. И помочь ему справиться с ними должны родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку в школьных проблемах 26 советов для родителей

 Как помочь ребенку в школьных проблемах, чтобы учеба приносила ему только радость и удовлетворение? Порой это затрудняется сделать даже специалист и учитель. Не достает понимания и терпения родителям...

Памятка для родителей «Ваш ребенок — первоклассник», анкета для родителей.

Учение — это нелегкий и ответственный труд. Памятка поможет родителям первоклассников  в некоторых вопросах воспитания детей....

Как справиться с проблемами первоклассников

Статья из газеты "Петрозаводск" (не моя)...

Психолого-социальные проблемы первоклассников

Выяснение причин психолого-социальных проблем первоклассника...

Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...

Логопедические проблемы первоклассников.

Что должен уметь ребёнок при поступлении в первый класс и какие логопедические проблемы у него могут возникнуть....