Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся первых классов
консультация по логопедии (1 класс)

Андреева Наталия Викторовна

Данный буклет "Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся первых классов" будет полезен родителям учащихся первых классов и учителям начальных классов. В данной работе раскрывается вопрос о понятии дислексии и дисграфии, видах специфических ошибок и профилактике их возникновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_profilaktika_disgrafii.docx870.39 КБ

Предварительный просмотр:

6) Развивайте мелкую моторику рук!

Полезны:

  •  пальчиковая гим-

        настика;

  • игры с прищепка-

        ми;

  • использование

        шариков су-джок;

  • обведение по

        точкам и штри-

        ховка предметов;

  • шнуровка, нанизывание бусинок;
  • аппликации, лепка (лепить можно и буквы), плетение, вырезание ножницами и т.д.

 

 

        

Кабинет   логопеда   находится  на  4-м  этаже (подниматься по лестнице со стороны главного входа в школу)

По всем возникающим вопросам жду вас  на         консультации.

 

https://c7.hotpng.com/preview/191/726/469/school-student-clip-art-school-starts.jpg

Профилактика

дисграфии

 

https://cdn.vungoi.vn/vungoi/1543996899166_thac_mac,_hi_hoay.png

Учитель-логопед:

Андреева Наталия Викторовна

МБОУ «СОШ№56» г.Чебоксары

2021г.

         Дисграфия – это нарушение письма, проявляющееся в стойких  специфических и многократно повторяющихся ошибках.

Дислексия – это  нарушение чтения, проявляющееся в стойких  специфических и многократно повторяющихся ошибках.

Ошибки, которые должны вас                  насторожить:

1) Смешение букв по внешнему сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

2) Отражение нарушенного звукопроизношения на письме: ребенок пишет то же, что и говорит.         Например: сапка (шапка).

3) Смешение букв, похожих по звучанию (гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ). Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

4) Пропуск букв и слогов, недописание слов.

5) Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым) .

6) Неумение передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

7) Слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.

Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны,  причины надо искать в другом.

        Особенность дисграфии и дислексии — ошибки носят стойкий и повторяющийся характер.

 

Несколько полезных упражнений:

1) Упражнение «Корректурная правка»

Ежедневно в течение 5 мин ребенок в любом тексте зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти и к согласным (н-р: букву а зачеркнуть, а букву о обвести). Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

 2) Пишите короткие диктанты простым карандашом.

Допущенные ошибки не исправляйте, а просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не красной!) Затем дайте тетрадь на исправление ребенку: он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.

 3) Упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова:

 «Хлопни, если услышишь звук [Ш] среди других»

Можно брать любые звуки; особенно те, которые ребёнок путает. Далее материал усложняется, предлагается «поймать нужный звук» среди слогов, потом и слов.

 «Хлопни (топни, прыгни), если НЕ услышишь звук [Ш]»

 «Где спрятался звук?» (в начале, середине или в конце)

4) Развитие пространственных и временных ориентировок:

 Графические диктанты (ребенок следует по клеточкам вверх, вниз, направо, налево и т.д.) Детям особенно интересно, когда получается какая-то фигура. C:\Users\admin106\Desktop\1.jpg

 «Расскажи, что находится справа от тебя (слева, сзади, спереди)»

Также можно предложить ребёнку рассказать, что находится справа (слева, сзади, спереди) от стола, шкафа и т.д.

 5) При изучении новой буквы (или если возникают трудности с её запоминанием, или если ребёнок их путает), то можно предложить:

 вырезать букву из цветной бумаги, картона и т.д;

 слепить букву из пластилина;

 выложить букву из ниток, палочек, спичек, мозаики;

        Игра «Какой буквы не стало» (на столе лежат буквы; в тот момент, когда ребёнок закрывает глаза –  взрослый прячет одну из букв и предлагает ребенку отгадать какой не стало).

        Игра «Наложенные буквы» (предлагается назвать, какие буквы видит ребёнок).https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/061d/0003ea34-e95c6e35/hello_html_ma1e9106.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дисграфия и дислексия у учащихся начальных классов

направления работы, советы родителям...

Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....

Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...

Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся 1 класса с ОНР

Научно-исследовательская статья, посвященная изучению профилактики дисграфии и дислексии у учащихся 1 класса с ОНР. Статья  включает исследование предрасположенности к дисграфии и дислексии у уча...

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...

"Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первых классов." Журнал"Образование Нижнекамского муниципального района" 2015-2016 учебного года, №2

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Цель приведенных ниже упражнений: помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского язы...

Особенности профилактики нарушений письменной речи у учащихся первых классов

Статья на тему "Особенности профилактики нарушений письменной речи"...