Главные вкладки

    Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся первых классов
    консультация по логопедии (1 класс)

    Андреева Наталия Викторовна

    Данный буклет "Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся первых классов" будет полезен родителям учащихся первых классов и учителям начальных классов. В данной работе раскрывается вопрос о понятии дислексии и дисграфии, видах специфических ошибок и профилактике их возникновения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл buklet_profilaktika_disgrafii.docx870.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    6) Развивайте мелкую моторику рук!

    Полезны:

    •  пальчиковая гим-

            настика;

    • игры с прищепка-

            ми;

    • использование

            шариков су-джок;

    • обведение по

            точкам и штри-

            ховка предметов;

    • шнуровка, нанизывание бусинок;
    • аппликации, лепка (лепить можно и буквы), плетение, вырезание ножницами и т.д.

     

     

            

    Кабинет   логопеда   находится  на  4-м  этаже (подниматься по лестнице со стороны главного входа в школу)

    По всем возникающим вопросам жду вас  на         консультации.

     

    https://c7.hotpng.com/preview/191/726/469/school-student-clip-art-school-starts.jpg

    Профилактика

    дисграфии

     

    https://cdn.vungoi.vn/vungoi/1543996899166_thac_mac,_hi_hoay.png

    Учитель-логопед:

    Андреева Наталия Викторовна

    МБОУ «СОШ№56» г.Чебоксары

    2021г.

             Дисграфия – это нарушение письма, проявляющееся в стойких  специфических и многократно повторяющихся ошибках.

    Дислексия – это  нарушение чтения, проявляющееся в стойких  специфических и многократно повторяющихся ошибках.

    Ошибки, которые должны вас                  насторожить:

    1) Смешение букв по внешнему сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.

    2) Отражение нарушенного звукопроизношения на письме: ребенок пишет то же, что и говорит.         Например: сапка (шапка).

    3) Смешение букв, похожих по звучанию (гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ). Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

    4) Пропуск букв и слогов, недописание слов.

    5) Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым) .

    6) Неумение передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

    7) Слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.

    Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны,  причины надо искать в другом.

            Особенность дисграфии и дислексии — ошибки носят стойкий и повторяющийся характер.

     

    Несколько полезных упражнений:

    1) Упражнение «Корректурная правка»

    Ежедневно в течение 5 мин ребенок в любом тексте зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти и к согласным (н-р: букву а зачеркнуть, а букву о обвести). Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

    Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

     2) Пишите короткие диктанты простым карандашом.

    Допущенные ошибки не исправляйте, а просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не красной!) Затем дайте тетрадь на исправление ребенку: он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.

     3) Упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова:

     «Хлопни, если услышишь звук [Ш] среди других»

    Можно брать любые звуки; особенно те, которые ребёнок путает. Далее материал усложняется, предлагается «поймать нужный звук» среди слогов, потом и слов.

     «Хлопни (топни, прыгни), если НЕ услышишь звук [Ш]»

     «Где спрятался звук?» (в начале, середине или в конце)

    4) Развитие пространственных и временных ориентировок:

     Графические диктанты (ребенок следует по клеточкам вверх, вниз, направо, налево и т.д.) Детям особенно интересно, когда получается какая-то фигура. C:\Users\admin106\Desktop\1.jpg

     «Расскажи, что находится справа от тебя (слева, сзади, спереди)»

    Также можно предложить ребёнку рассказать, что находится справа (слева, сзади, спереди) от стола, шкафа и т.д.

     5) При изучении новой буквы (или если возникают трудности с её запоминанием, или если ребёнок их путает), то можно предложить:

     вырезать букву из цветной бумаги, картона и т.д;

     слепить букву из пластилина;

     выложить букву из ниток, палочек, спичек, мозаики;

            Игра «Какой буквы не стало» (на столе лежат буквы; в тот момент, когда ребёнок закрывает глаза –  взрослый прячет одну из букв и предлагает ребенку отгадать какой не стало).

            Игра «Наложенные буквы» (предлагается назвать, какие буквы видит ребёнок).https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/061d/0003ea34-e95c6e35/hello_html_ma1e9106.jpg

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дисграфия и дислексия у учащихся начальных классов

    направления работы, советы родителям...

    Учебно-методическое пособие в помощь учителям-логопедам. Программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса»

    Данная программа адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов, работающих с учащимися первых классов, испытывающих затруднения при овладении письменной речью....

    Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников

    В публикации представлены направления работы в профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников....

    Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса с тяжелыми нарушениями речи

    Грамотное письмо, четко и образно сформулированные мысли -показатель культурного уровня человека. Безграмотно составленные документы, деловые письма и другие бумаги часто служат камнем преткновения в ...

    Профилактика дисграфии и дислексии у учащихся 1 класса с ОНР

    Научно-исследовательская статья, посвященная изучению профилактики дисграфии и дислексии у учащихся 1 класса с ОНР. Статья  включает исследование предрасположенности к дисграфии и дислексии у уча...

    Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

    Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...

    "Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первых классов." Журнал"Образование Нижнекамского муниципального района" 2015-2016 учебного года, №2

    Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения. Цель приведенных ниже упражнений: помочь учителю на уроках обучения грамоте и русского язы...