Главные вкладки

    Развитие мелкой моторики на логопедических знятиях
    методическая разработка по логопедии (2 класс)

    Петрова Наталья Геннадьевна

    Представлен материал о разнообразных способах и приемах развития мелкой моторики на коррекционных занятиях

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon motorika.doc91.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    План самообразования по теме:

    «Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста на логопедических занятиях»

    Индивидуальный план самообразования

    Должность: Учитель-логопед

    ФИО:   Петрова Наталья Геннадьевна

    Образование: высшее, окончила Биробиджанский Государственный педагогический институт в 2002 году.

    Специальность по диплому«Учитель-логопед школ для детей с нарушениями интеллекта».

    Индивидуальная тема«Развитие мелкой моторики младших школьников на логопедических занятиях».

    Когда начата работа над темой: сентябрь 2016 г.

    Когда предполагается закончить работу над темой: май 2019 г.

    Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младших школьников.

    Задачи самообразования:

    1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего школьного возраста.

    2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

    3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

    4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

    5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

    Основные вопросы, намеченные для изучения:

    1. Совершенствование мелкой моторики рук у школьников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, работа с прищепками;  самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники, пальчиковый театр, использование игр-шнуровок, трафареты, штриховки.

    2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

    3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

    Этапы проработки материала:

    1. Информационно-аналитический.

    Изучение литературы по теме:

    - Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

    - Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

    - Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.

    - Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

    - Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

    2. Практический. Использование различных форм работы с детьми.

    Формы работы с детьми:

    - совместная работа с детьми;

    - индивидуальная работа.

    Методы и приёмы работы:

    - пальчиковые гимнастики;

    - изготовление дидактических игр, шнуровок;

    - использование нестандартного счетного материала;

    - использование нетрадиционных техник рисование;

    - лепка из пластилина и соленого теста;

    - игры с кубиками, конструкторами;

    - рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

    3. Предоставление отчета о работе.

    Форма отчетности:

    - выступить на методическом объединении логопедов на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;

    - сделать и представить презентацию по данной теме;

    - составить картотеку пальчиковых игр и гимнастик;

    - организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики»;

    - сделать методичку для учителей начальных классов, в которой будут показаны приемы развития мелкой моторики школьников

    Развитие мелкой моторики руки у младших школьников

    В.А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.

    М.М.Кольцова, занимаясь изучением условий развития речи, экспериментально доказала, что «рука – это второй центр речи, и развитие речевой зоны идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук», то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, исходящих от пальцев рук. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев), артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) теснейшим образом связаны между собой.

    Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить». Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и, прежде всего, у него возникают проблемы с речью. А если учесть патологическую инертность корковых процессов у умственно отсталых детей, то проблема развития мелкой моторики становится крайне актуальной.

    Поступая в первый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых — подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

    Для реализации цели я определила следующие задачи: 

    - Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.

    - Развивать тактильную чувствительность рук детей.

    - Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

    - Сформировать элементарные специфические графические навыки.

    - Подготовить руку ребенка к письму.

    Для решения задач использую следующие средства: 

    1.  Развитие графической моторики.

    а) Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандашей. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т.д. Для штриховки используются книги для раскрашивания.

    б) Обведение контуров. Обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

    в) Рисование узоров по клеточкам. В образце есть начало узора, необходимо его продолжить.

    г) Рисование по опорным точкам, пунктирным линиям.

    д) Раскрашивание картинки.

    2. Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память,

    внимание, слуховое восприятие).- Массаж рук, пальчиковые игры, пальчиковый тренинг способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит — развивают речь. 

    3. Массаж рук.

    Массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.

    1.Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.

    2.Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.

    3.Интенсивные движения большого пальца вперёд-назад, вверх-вниз, по кругу.

    4.Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.

    5.Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.

    6.Интенсивное растирание каждого пальца.

    7.Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.

    4. Пальчиковый тренинг.

    1.Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, Затем вправо. 4-5 раз.

    2.С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз.

    3.Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4-6 раз.

    4.Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5-6 раз.

    5.Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3-4 раза.

    6.Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, локти поставлены на стол. Постепенно довести количество повторений до 10-15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

    5.Пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика.

    Пальчиковые игры –  увлекательны, они способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.

    Игры (дидактические, театрализованные, «театр в руке», сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.

    Показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «колокольчик», «зайка» и.т.д.), которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;

     6. Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

    Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные

    Приемы развития мелкой моторики пальцев рук.

    - Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)- Сминание пальцами комочков из бумаги;

    - Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)

    - Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров)

    - Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т.д)

    - Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей — ниткопись.

    -Завязывание и развязывание бантов, узлов;- Застегивание пуговиц, молний, крючков;

    - Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;

    -Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;- Плетение крючком косичек и выкладывание из них изображений по контуру.- Лепка из соленого теста.

    -Конструирование

    - Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т.д.)

    - Плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок.

    - Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.

    Все виды занятий – кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

    Для эффективности коррекционной работы соблюдаю принципы:

    1.  Принцип осознания совершаемых действий. Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: «Какой пальчик сейчас работает?», » Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т.д. 

    2. Принцип развернутости освоения навыков Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме. 

    3. Принцип обратной связи По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

    В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил: 

    Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.

    Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

    Работу провожу регулярно, систематически.

    Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

    Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

    Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

    Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

    Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей в целом.

    -

    В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Особо подчеркивают, что «влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области». 
         У детей с органическим поражением головного мозга наряду с нарушением познавательной деятельности нередко обнаруживается недостаточная координированность движений, особенно тонких движений пальцев, а также наличие лишних движений, повышенная резкость, неумение рационально распределять усилия, сложность в установлении нужной амплитуды и временных параметров. Нарушения моторики проявляются главным образом в недоразвитии тонко дифференцированных регулирующих движений пальцев рук. Двигательные нарушения обусловлены поражением высшего уровня регуляции движений. 
         Ученики с двигательной недостаточностью на уроках русского языка с трудом усваивают технику письма и грамотное письмо. Эти дети имеют своеобразный почерк (сильный нажим, неровные буквы, писчий спазм). Некоторые из них с трудом удерживают в руках ручку, тратят много времени на то, чтобы подготовиться к работе. Двигательная недостаточность учащихся особенно возрастает при выполнении сложных движений, где требуется точное дозирование мышечных усилий, перекрестная координация движений, пространственно – временная организация моторного акта, словесная регуляция движений. Овладение письмом является одним из наиболее сложных видов для умственно отсталых детей младшего школьного возраста. 
         Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга, хотя их роль в различных видах письма не одинакова. Ряд авторов (А.Р. Лурия, 1950, и др.), прослеживая нарушения навыка письма при поражении отдельных участков коры головного мозга, отмечают их специфические функции, проявляющиеся в разных видах письма.
         Височные области левого полушария головного мозга (у правшей) связаны со слуховым анализатором в процессе письма; их поражение больше всего вызывает нарушение письма, осуществляемого по слуху, но мало сказывается при списывании.
         Затылочная область связана со зрительной организацией процесса письма; ее поражение ведет к пространственным нарушениям. Теменная область является корковым аппаратом, анализирующим ощущения, идущие от поверхности кожи и мышц, она имеет серьезное значение для обеспечения тонких и четких движений, так как такие движения могут быть осуществлены только в тех случаях, когда они находятся под контролем постоянно поступающих с периферии сигналов о положении тела в пространстве.
         Соблюдение чередования в нужной последовательности букв связано с премоторной областью коры и сохранением моторного образа слова. Лобные доли – моторный центр речи – больше всего связаны с сохранением замысла при письме. Их поражение вызывает невозможность последовательного письма. (39. с.17) Развитие двигательной сферы вообще, и тонкой моторики в частности, является важнейшим условием формирования графического навыка письма. Среди учащихся специальных школ имеются дети с хорошо развитой моторикой. С помощью тестов Н.И. Озерецкого в 29% случаев выявлено нормальное развитие движений, встречались даже дети с хорошо развитой моторикой. (5.с.26) Это обуславливает необходимость строго дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
    Исправление двигательных недостатков связано с совершенствованием произвольной регуляции движений, применением упражнений, которые содействуют улучшению аналитико-синтетических процессов, обеспечивающих произвольную регуляцию тонких движений пальцев рук. 
          Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Чем выше двигательная активность ребенка тем, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Моторная неловкость, недостаточная сформированность движений и малая их координированность, особенно мелких мышц руки, вызывает необходимость в серьезной подготовки руки ребёнка. 
         Преодоление нарушений тонкой моторики, развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков, силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук приобретает в коррекционной работе с этими учащимися одно из первостепенных значений». (8. с.159) При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость умственно отсталого ребенка проявляется в несформированности учебной мотивации, слабости или отсутствии волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие могут привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание умственно отсталому ребенку надо предлагать в игровой форме, которая не только вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а, следовательно, и улучшению работоспособности в целом. 
          Включение в работу большого количества дидактического материала, игровых заданий и упражнений способствует более успешному формированию специфических координированных действий с карандашом (или другими пишущими инструментами), ориентировке на листах бумаги, основным способом формирования базового графического навыка у умственно отсталого ребенка являются многократные упражнения и тренировка определенных действий.
          В основу программы легли: Программа подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. Под ред. В.В. Воронковой; методика Потаповой Е.Н.; рекомендации Марковской И.Ф., Екжановой Е.А. в статье «Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития».

    Программа развития и совершенствования мелкой моторики у умственно отсталых школьников на уроках обучения грамоте.

    Цель программы: стимулировать речевое развитие и подготовить к обучению технике письма умственно отсталых детей младшего школьного возраста через развитие и совершенствование тонких движений пальцев рук в игровой и учебной деятельности с помощью коррекционно – развивающих упражнений.
    Программа развития мелкой моторики руки детей с нарушением интеллекта предусматривает:
    - развитие и совершенствование комплекса тонкомоторных навыков;
    - развитие силы, координации, точности, пластичности движений кисти и пальцев рук;
    - формирование зрительно – двигательной координации и пространственной ориентировки;
    - стимулирование речевого развития умственно отсталых детей младшего школьного возраста; 
    - снижение психоэмоционального напряжения и повышение работоспособности учащихся. 
    Весь комплекс упражнений для пальцев рук (с речевым сопровождением и без него) включает в себя: 
    а) пальцевую гимнастику;
    б) работу в тетрадях – отработку элементарных графических навыков;
    в) упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов. (24, с.62)

    I этап.
         Его задачей является снижение психоэмоционального напряжения учащихся, статического напряжения мышц руки и повышение ручной работоспособности учащихся. 
    1. Пальчиковая гимнастика - проводится ежедневно в течение 5 мин в начале каждого урока и в его середине в форме физминутки. Большое внимание уделяется общему развитию рук ребенка, формированию хватания, развитию согласованности действий обеих рук, выделению каждого пальца, становлению ведущей руки. 
    2. Упражнения на удержание позы в процессе учебных занятий. 
    3. Упражнения для держания карандаша и ручки в руке (проводятся на тех уроках, где пользуются ручкой или карандашом).
    4. Упражнения на альбомных листах или на листах бумаги в клеточку большого формата (в движение приводятся длинные мышцы руки, которые лучше развиты):
    обводка по шаблону или трафарету;

    обводка по контуру;
     
    соединения по точкам простых фигур;
     
    постановка точек в различных направлениях;

    раскрашивание и штриховка в разных направлениях.

    орнаментное рисование – состоящее из знакомых геометрических фигур (с помощью трафаретов) и линий различной толщены, длины и направлений.
     
    5. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов (предметная мелкая моторика) – проводится на всех уроках.

    II этап.
         Его задачей является подготовка кисти и пальцев рук учащихся (силы, координации, точности, пластичности движений) для практической работы в тетрадях. 
         Проводятся те же упражнения, которые проводились на первом этапе и добавляются упражнения в тетради направленные непосредственно на обучение письму элементов букв.
    1. Орнаментное рисование в тетрадях:
    2 Упражнения на отработку написания элементов букв (работа в тетрадях): 
    3.Упражнения на рисование предметов, в изображения которых входят данные элементы.
    4. Упражнение на дорисовывание недостающих деталей 
    5.Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов, из которых выкладывают, вырезают, составляют элементы букв.

    III этап.
         Его задачей является формирование тонкомоторных навыков для прочного усвоения динамического образа буквы и стимулирования речевого развития.
         Для учащихся, которые испытывают большие затруднения в овладении техникой письма, проводятся те же упражнения, которые проводились на первом и втором этапах и добавляются упражнения направленные на формирование динамического образа буквы.
    1. Пальчиковые графемы.
    2.Упражнение на обводку трафаретов с изображением различных предметов, фигур животных, в названии которых встречается изучаемый звук и буква (желательно в начале слова). 
    3.Упражнение на ощупывание букв вырезанных из бархатной или наждачной бумаги и наклеенных на картон (методика Потаповой Е.Н)
    4.Упражнение на письмо буквы в воздухе или на ладони обратной стороной карандаша или пальцем на песке (манке)..
    5. Упражнение на письмо буквы мокрым пальцем на доске, 
    6.Упражнение на письмо буквы по контуру (работа в тетради).
    7. Упражнения на написание каждой буквы в такт (или по команде).
    8.Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов, из которых выкладывают, вырезают, составляют изучаемые буквы.

        Пальцевая гимнастика проводится ежедневно в течение 5 - 7 мин в начале каждого урока и в его середине в форме физминутки. 
    Пальцевая гимнастика включает: 
    а) 
    упражнения на отработку силы пальцев и кистей рук:

    б) упражнения на расслабление и целенаправленные движения по инструкции:

    в) упражнения на удержание позы – позы даются по степени усложнения - от простых к более сложным. Если у ребенка не получается какая – то поза из пальчиков, он помогает себе другой рукой правильно уложить пальчики ведущей руки, иногда необходима помощь взрослого (Антакова - Фомина). После чего следуют упражнения на расслабление и вновь ребенок должен построить и удержать необходимую позу. Несколько чередований упражнений на удержание позы с упражнениями на расслабление позволяют ребенку запомнить фигуру и самостоятельно укладывать пальчики для её выполнения.
    г) упражнения на переключение поз (самые сложные упражнения). По инструкции учителя дети переключаются с одной позы на другую, с инсценированием под речевое сопровождение. Дети включают в инсценирование знакомые пальчиковые фигуры, легко переключаясь с одной на другую. Инсценировать можно отдельные эпизоды, наблюдения из жизни, воспоминания, эпизоды из сказок.

    д) 
    упражнения с ритмом – это выполнение упражнений с пальцами под счет, под хлопки, отстукивание, топот, под музыкальные инструменты.

    Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов – предметная мелкая моторика. Этими предметами могут быть: 
    мозаика (крупная, потом более мелкая)

    - вставить пластину в любое отверстие мозаики;
    - выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета;
    - выложить простой рисунок из пластинок мозаики, имея перед глазами образец (одноцветный, затем разноцветный);
    - составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте 
    коробочки с различными крышками, которые нужно подобрать к коробочкам, закрыть, а потом открыть;

    цветные клубочки ниток для перематывания;

    различные по толщине верёвочки для завязывания и развязывания узелков, выкладывания рисунка или геометрических фигур;

    нанизывание бус, бисера, пуговиц;

    пособия для застёгивания и расстегивания пуговиц различной величины, крючков, кнопок;

    дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из ракушек, маленьких камушков, фруктовых косточек, фасоли, семечек (сначала более крупных, потом мелких);

    наборы мелких предметов для тактильного восприятия («Почтовый ящик» - узнавание предметов на ощупь);

    наборы игр для шнуровки;
     
    сбор разрезных картинок по контуру «Картинка – вкладка»; и др.


    Анализ результатов исследования показал, что у младших школьников с умственной отсталостью без специальной коррекционной работы по развитию мелких мышц рук и совершенствованию навыка выполнения графических движений затруднено формирование графического навыка письма и развитие речи. Иногда они могут правильно скопировать отдельные элементы букв или провести ровную линию, однако это воспроизведение носит случайный характер. 
    Результаты исследования свидетельствуют о возможности развития мелкой моторики у умственно отсталых детей младшего школьного возраста. В процессе использования коррекционно – развивающей программы по развитию и совершенствованию мелкой моторики комплекс тонкомоторных навыков у данной категории учащихся претерпевает положительные изменения, и дети становятся подготовленными к овладению техникой письма. 
    Систематическое применение программы по развитию и совершенствованию мелкой моторики у умственно отсталых школьников в игровой и учебной деятельности с помощью комплекса специальных коррекционно – развивающих упражнений, позволит нам:
    развивать и совершенствовать тонкомоторные навыки у учащихся данной
    категории, что способствует подготовке их к овладению техникой письма;
    формировать зрительно – двигательную координацию и пространственную ориентировку в тетрадях, что способствует правильному и прочному усвоению умственно отсталых школьников начертания букв;
    стимулировать речевое развитие умственно отсталых детей; 
    корректировать нарушения
     аналитико-синтетической деятельности и,
    произвольного внимания.
    снижать у них психоэмоциональную и физическую нагрузки и статическое напряжение мышц.

    Библиография.
    1.Антакова – Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук. - М., 1974.
    2.Бадалян Л.О. Невропатология М., Просвещение, 2001.
    3.Безруких М.В. Леворукий ребенок в ш


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ

    ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ, НА РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИИ  Больше ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ: "Повтори движение" (вариант иг...

    Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 2)

    Существует множество игр на развитие моторики и на закрепление знаний о форме, цвете и размерах с помощью пуговиц. Эти игры для ребенка являются не только полезными, но и занимательными.Работу следует...

    Развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики у детей младшего школьного возраста с недостатками слуха на материале игр с пуговицами: «Творим и говорим!» (часть 1)

    Всем известно, что речь и движения связаны между собой. Многие ученые, изучающие  деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции рук. Сотрудниками Инс...

    В помощь учителю.. Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях.

    Практические приёмы по развитию мелкой моторики....

    «Развитие мелкой моторики и психических функций в профилактике оптической дисграфии» Логопедический урок

    Урок по типу мастер-класса работы детей совместно с родителями по профилактике оптической дисграфии и развитию мелкой моторики рук...

    Развиваем мелкую моторику – развиваем речь и мышление. Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

    Статья о взаимосвязи развития моторики рук и речевого развития, о необходимости использования игровых приемов в работе с детьми младшего школьного возраста. Указываются основные методы и этапы проводи...