Трудности усвоения русского языка у младших школьников.
статья по логопедии

Никитченко Альбина Александровна

Нейропсихологический подход в коррекции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трудности усвоения русского языка у младших школьников.

Оказывается, что ребёнок с нормальным слухом, зрением   интеллектом  может писать  неграмотно  из-за незрелости  некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук,  речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего становится причиной низкого уровня  грамотности, плохого почерка и, как следствие, неудовлетворительного поведения на уроках (Соболева, 2002).  Уровень грамотности также зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие  преимущественно  отвечает за  целостный образ, например слова, а левое – за его верное называние и написание в соответствие с правилами орфографии.

Социально-психологические составляющие грамотного письма.

Письмо – это высшая психическая деятельность. (А.Р Лурия, Л.С. Цветкова, А.Н Леонтьев).

 И мы должны  рассматривать  процесс овладения  грамотным письмом  и усвоение норм и правил  русского языка, как  высшую психическую деятельность.

Письмо – это  средство выражения  мыслей человека, с   помощью специально созданных  условных знаков. Основное назначение письма заключается в  передачи речи на расстоянии и закреплении ее во времени.

Грамматика – собрание законов  и правил употребления  устного и письменного языка.

Выделяют несколько предпосылок грамотного письма:

Первый нейропсихологический  - зрелость ВПФ:

Внимание – произвольное, осознанное, целенаправленное.

Память- слухоречевая, зрительная, мышечная. Когда мы пишем мы запоминаем не только слова, но и последовательность движений при написании слова.

Восприятие – произвольное и осознанное. Важно не только зрительное, слуховое, но и тактильное, проприорецептивное, мышечное чувство, когда ребёнок осваивает процесс письма.

Речь – к моменту поступления ребёнка в школу, его речь должна быть полностью сформирована. Это не только чистое произношение, но и богатый словарный запас, это владение лексикой и грамматикой, понимание прочитанного, понимание причинно-следственных связей.

Второй аспект - социально-культурная среда:

-специфика речи окружающих – правильная грамотная речь близких людей;

-интересы и кругозор семьи – походы в театры, музеи, участие в культурно-массовых мероприятиях;

- игровая деятельность в раннем и дошкольном детстве. Что даёт игра для усвоения русского языка – это усвоение правил и норм общения. И вот возникает очевидная проблема – ребёнок знает правило, но не может его применить.

- отношение к чтению в семье.  Чтение в семье должно быть не только для получения информации, но ещё для получения удовольствия.  Чтение способствует увеличению словарного запаса, формирует понятие «а зачем вообще нужна письменная речь». Дома обязательно должно быть разнообразие книг (энциклопедии, художественная литература и т.д).

Третий аспект – психологический, то есть  уровень  мотивации  к письму, как  к деятельности.  Необходимо  использование  данного вида деятельности в семье (подписывайте  открытки  к праздникам,  оставляйте записки на бумаге, отправка писем почтой). Важно отношение семьи к обучению в целом и к русскому языку в частности.

Все три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого.

Ошибки в русском языке часто происходят не из-за детской лени, а из-за особенностей нейропсихологического развития, характерных для современных детей. Это можно объяснить   функционированием  отделов мозга  с которыми связана грамотность.

Мозговые механизмы и анализ трудностей овладения грамотным письмом

  1. Недостаток позотонической  регуляции  обеспечивается рефлекторной деятельностью  стволовых отделов мозга  а также отвечает  за поддержание удобной позы, баланса, мышечной тонуса. Проявляется в трудностях удержания станичной позы, нарушения  целенаправленной концентрации   на речевом и зрительном материале , размашистость и нерасчётливость графомоторных функций, а именно почерка.

  1. Слабость активационной  деятельности и недостаток концентрации внимания. Проявляется в истощаемости, снижение интереса к деятельности,  отвлекаемость, апатия или расторможенность,  неусидчивость. Неравномерность начертания букв (микро или макрография), задержка становления автоматизированного письма.

Что делать? Снижение когнитивной нагрузки, ребёнку важно соблюдать режим интеллектуальных нагрузок даже при хорошем интеллекте и желании родителей  охватить  ещё больше  дополнительных  занятий, секций и т.д. При подкорковых нарушениях ребёнку  нужно обеспечить  режим дня, правильное питание,  прогулки на свежем воздухе, пешие прогулки, ЛФК,  в классе дыхательные гимнастики, потирание мочек ушей, растирание части лица,   сопровождая согласными звуками, самомассаж ладоней и стопы ритмичными движениями, регулярные физкультминутки  с интервалом  12-15 минут. Эти не специфические рекомендации помогут активизировать деятельность ребёнка.

  1. Нарушение переработки зрительной информации. За переработку зрительной информации отвечают затылочные отделы коры головного мозга. Какие трудности могут возникнуть  при нарушении в этих отделах. Трудности  различения букв «б и д , а –л , ь-б, у-ц,  э-з», проблемы списывания, несоблюдения строки. Трудности  формирования автоматизированного письма,  так как  ребёнок долго вспоминает как выглядит та, или иная буква, приставку пишут отдельно от слова.  

Что мы можем делать: конструирование букв из разных материалов (природные материалы, картон, пластилин и т.д) . Что даёт конструирование? Так как зрительный анализатор является слабым и говорить «смотри как пишется та или иная буква бесполезно», то  мы переводим акцент на мышечно-тактильную систему  и конструируем эти буквы так, чтобы тактильный анализатор дал зрительному  анализатору больше информации об образе буквы, переписывать их бесполезно в этом случае.

  1. Нарушение переработки слуховой  и слухоречевой  информации. За эту функцию отвечает височные отделы  коры правого и левого полушария мозга. Проявляется в  следующем: ребёнок путает оппозиционные фонемы:  д-т, б-п, к-г. Затрудняются удерживать на слух определённый объём информации, плохо понимают ударения, пропуски согласных при письме под диктовку, не верно определяют место для знаков препинания.

Что  делаем. Рекомендуются игры, которые включают в себя речевой материал «Звуковые прятки» (называете слово без какого-то звука, а ребёнок должен узнать какой звук пропал и назвать его место в слове).  Уделять  внимание неречевым шумам, обращать внимание на то, что происходит за окном, за дверью кабинета (гремит, стучит, звонит). Это очень важно для формирования целостного образа слов. Работа по развитию фонематического слуха,  фонематического восприятия, использовать орфографического проговаривание (утрированное). Использование чистоговорок,  игра в «Города» - например на конкретную букву  называем город, реку, вещь и тд.

  1. Нарушение переработки кинестетической информации  (чувствование и точность позы) . Проявляется в трудностях  написания слов, требующих специального артикуляционного анализа (кораблекрушение, паровозостроение). Смешение написания букв по артикуляторному признаку: л-н, б-м, в-ф (по месту образования).  Упражнения помогающие в коррекции – проговаривание с прыжками (классики),  утрированное проговаривание.  Конструирование букв с помощью своих пальцев. Буквенные дорожки – строить буквы из верёвки, проходить по этим верёвочкам ногами. «Волшебные мешочки» - определять на ощупь буквы. Артикуляционная гимнастика.

  1. Нарушение слухоречевой памяти – в диктанте не удерживает слово, не запоминает часть предложения, которое диктует учитель. Помогают игры «Дама сдавала багаж…» например тема осенние признаки : Дама сдавала в багаж жёлуди- следующий повторяет тоже и добавляем ещё какой-то признак и тд.

  1. Нарушение  переработки пространственной информации.  За эту функцию отвечают верхние теменные отделы коры левого полушария. Проявляется  в  зеркальном написании (з-е, у-ц) несоблюдение полей в тетрадях, нерасчётливость в количестве элементов  в буквах м-л, и-т. В коррекции – проработка пространственной ориентировки. Понятия «между» «за» , прорабатывать  положение тела в пространстве. Соматогнозис – какая часть тела  выше, какая  ниже, прочувствовать на себе. Игры на пространство: взрослый диктует куда идти, ребёнок выполняет действия на слух, «Поиск клада». Отрабатываем пространство тела затем этот навык переносим в тетрадь, ориентировка на листе бумаги, в тетради.

  1. Нарушение кинетической  организации процесса письма. Задне-лобные  (премоторные)  отделы коры левого полушария. Инертное повторение слогов  и  слов. Нарушение последовательности  букв в словах: босака-собака, лапма-лампа. Слитное написание слов. Ребёнок не может удержать программу написания слов, нет серийности написания. Важно чтобы у ребёнка хорошо работало переключение, координация рук, ног, согласованные движения, ритмичные действия. Кинетический рисунок это плавность моторных переключений, если у ребёнка наблюдается выпадение согласных букв.

Упражнения: маршировка под стихи. Работа со словарными словами, в которых ребёнок пропускает буквы хорошо зарекомендовала себя  игра «Магазин» продаём слово по буквам, на каждую букву слова называем какое-то качество или признак, выстраиваем это слово из отдельных букв плюс картинка. В результате формируется  образ слова, образ предмета, а также прорабатывается серийность  при написании и проговаривании.

  1. Нарушение  процессов планирования и инициации письма.  Префронтальная кора больших полушарий (переднелобные отделы мозга). Наблюдаем импульсивные ошибки, ошибки по невнимательности, пропуск гласных  в ударных позициях (не вернулся, не проверил, быстрее всё закончить), несоблюдение прописных букв.  Трудности программирования графических движений , когда ребёнку нужно притормозить и сделать более тщательно, а ресурса на это нет.  В первую очередь нужно проработать  мотивацию «здесь и сейчас» это может быть какой-то квест (ты не сможешь  продвинуться дальше в выполнении заданий, пока не выполнишь или не освоишь это правило). Использовать настольные игры с правилами.

Литература:

  1. Ахутина Т.В Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения// Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития. – М.: Изд-во Мин. Общего и среднего образования РФ, 1998.
  2. Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. – Академия, 2002
  3. СоболеваА.Е Емельянова Е.Е. Пишу без ошибок. Русский язык с нейропсихологом. – Питер, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по русскому языку для младших школьников.

Внеклассная работа по русскому языку является неотъемлемой частью учебного процесса в школе, и направлена на решение следующих целей и задач: привитие любви к русскому языку, развитие интереса к учебн...

Презентация - обобщение опыта работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"

Презентация к работе по обобщению опыта "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников"...

КВН по русскому языку для младших школьников

КВН для учащихся 4 класса. Данную разработку можно использовать во внеклассой работе по предмету. Это интересный и познавательный маленький праздник, где каждый ученик сможет реализовать себя, достичь...

«Восприятие и усвоение иностранного языка (немецкого) младшими школьниками на слух»

Публикация с методическими  рекомендациями по теме  «Восприятие и усвоение иностранного языка (немецкого) младшими школьниками  на слух»...

Статья «Использование игры в системе уроков русского языка с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности»"

«Использование игры в системе уроков русского языка с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности»...

Словарная работа на уроках русского языка с младшими школьниками.

В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придаётся словарно-орфографической работе, в процессе которой дети ус...