Предложение в раздел коррекционной работы ООП ДО
методическая разработка по логопедии

Роговской Алексей Анатольевич

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhenie_v_razdel_korrektsionnoy_raboty_oop_do.docx66.24 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольного образования

2.4.         Содержание коррекционной работы.

2.4.1.         Общие вопросы.

2.4.2.         Характеристика состава обучающихся.

2.4.3.         Принципы построения коррекционного  образовательного процесса.

2.4.4.        Специфика работы с детьми с ОВЗ по образовательным областям.

2.4.4.1. Образовательная область.

              2.4.4.2. Образовательная область «Речевое развитие».

              2.4.4.3. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

              2.4.4.4. Образовательная область «Физическое развитие».

              2.4.5.         Условия реализации коррекционной работы.

              2.4.5.1. Обеспечение организационных условий.

              2.4.5.2. Виды и содержание работы.

2.4.5.3. Планируемые результаты коррекционной работы.

              2.4.6. Критерии оценки эффективности коррекционного образовательного процесса.

2.4.7. Парциальные программы и методическое обеспечение коррекционной работы.

2.4. Содержание коррекционной работы образования.

2.4.1. Общие вопросы.

Коррекционная работа - это образование, которое дает возможность всем детям, в том числе детям со специальными нуждами и способностями, с ограниченными возможностями здоровья, в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада.

Принципы, на которых базируется коррекционная работа:

- Ценность ребенка не зависит от его способностей и достижений.

- Каждый ребенок способен чувствовать и думать.

- Каждый ребенок имеет право на общение и на то, чтобы быть - услышанным.

- Все дети нуждаются друг в друге, в поддержке и дружбе ровесников.

 -Прогрессу детей скорее в том, что они могут делать, а не в том, что не могут.

Способы поддержки детской инициативы к обучающему взаимодействию со сверстниками с ограниченными возможностями здоровья:

 - Предвосхищающая положительная оценка педагогом речевых, коммуникативных и познавательных умений ребенка, особенно ребенка с ОВЗ.

- Игровые приемы проведения занятий. Вариативность материала и смена партнеров по общению.

- Подчеркнутое поощрение воспитателем желания детей помочь своим сверстникам с ОВЗ.

- Разработка программы достижений ребенка, придающей образованию осмысленность и целенаправленность.

- Влияние на мотивационную сферу ребенка через социальную микросреду группы сверстников. Участие родителей в процессе формирования.

В соответствии с ФГОС ДО коррекционная работа направлена:

1)         на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;

2)         на освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

Целью коррекционной работы является - обеспечение комплексного сопровождения развития дошкольника и предоставление специализированной помощи специалистов для всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи программы коррекционной работы:

- обеспечение специальных условий обучения, воспитания и развития в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся;

- оказание комплексной коррекционно-педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся с особенностями физического и (или) психологического развития;

- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с инвалидностью;

- организация психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого - медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Компоненты структуры индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ:

Целевой (постановка целей, определения задач развивающей, коррекционной и образовательной работы).

Содержательный (отбор содержания развивающей, коррекционной и образовательной деятельности специалистов, а также выстраивание алгоритма психолого-педагогической поддержки родителей, их обучение взаимодействию с ребенком).

Технологический (определение психолого-педагогических технологий, методов, системы обучения и воспитания, коррекции с учетом структуры нарушения).

Динамического наблюдения (определение системы диагностических показателей развития ребенка в рамках реализации индивидуального образовательного маршрута).

Результативности работы (формулируются ожидаемые результаты, примерные сроки их достижения, определяются критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

2.4.2.        Характеристика состава обучающихся.

В соответствии с частью 2 статьи 34 и частью 1 статьи 42 №273-ФЗ психолого-педагогическая коррекция, социально-педагогическая и психологическая помощь оказывается:

- обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, развитии и социальной адаптации;

- детям с ограниченными возможностями здоровья;

- детям-инвалидам.

Количество детей с инвалидностью в ГБОУ Школа в Капотне на 25 июня 2018 года составляет 15 детей дошкольного возраста, среди которых слабовидящие, с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно – двигательного аппарата и другие.

Основной контингент нуждающихся в психолого-педагогической коррекции, социально-педагогической и психологической помощи составляют обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основной образовательной программы дошкольного общего образования, развитии и социальной адаптации. Данная категория детей представлена следующими группами:

- обучающиеся, испытывающие дефицит развития отдельных сторон познавательной сферы. Для данной категории обучающихся характерно снижение одного или нескольких познавательных процессов. Для снижение уровня развития внимания характерны малый объем, неустойчивость, трудности при переключении, неумение распределять внимание, неспособность к длительному сосредоточению. Для снижения уровня развития памяти у обучающихся характерны малый объем, слабая удерживающая способность, поверхностная смысловая обработка материала и недостаточность волевых усилий при запоминании. Для снижения уровня развития мышления характерны инертность, неумение устанавливать закономерности, выделять существенное, недостаточная обобщенность, трудности формирования аналитико-синтетической мыслительной деятельности.

- обучающиеся, имеющие трудности регулятивной сферы. Для данной группы обучающихся характерны трудности начальных навыков саморегуляции и самоконтроля, проявляющиеся в деятельности невыполнение в полном объеме всех условий задания и требований воспитателя; неумение замечать свои ошибки, недостаточность развития произвольного управления собственным поведением (несоблюдение правил поведения).

- обучающиеся, имеющие трудности в развитии эмоционально-личностной сферы. Снижение регуляции эмоций проявляется в низком уровне контроля за проявлениями эмоций, осознание эмоций происходит с трудом, однополярные эмоциональные состояния трудноразличимы, переход от одного эмоционального состояния к другому затруднен. Стойкие проявления тревожности выражаются в общем подавленном эмоциональном фоне, частых страхах, беспокойстве и тревоге в безопасных ситуациях, низкой самооценке, неуверенности в своих силах. Стойкие проявления агрессивности характеризуются легко возникающими агрессивными поведенческими паттернами в ответ на незначительные внешние стимулы, приступами негативизма, немотивированного упрямства при обесценивании позиции взрослого.

- обучающиеся, имеющие трудности в развитии коммуникации. Для данной группы детей характерно неумение конструктивно выстраивать межличностное общение со сверстниками и реже взрослыми, отсутствие широкого диапазона коммуникативных навыков, трудности самостоятельного вступления в коммуникативный контакт и его поддержания.

- обучающиеся, имеющие трудности социализации. Для данной группы детей характерен низкий уровень адаптивных способностей, трудности вхождения в социальные группы в соответствии с возрастными изменениями личности обучающихся и принятия норм и правил этих групп, трудности адекватного функционирования в социуме.

Отклонения в речевом развитии обучающихся имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования, третьи - выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

У обучающихся 4.5-7 лет выявлены следующие нарушения устной речи:

1)         Фонетическое нарушение (ФН) или нарушение произношения отдельных звуков. При ФН нарушена фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

2)         Фонематическое нарушение речи (ФНР). Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно, плохо справляются со звуковым анализом слов.

При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.

3)         Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

4)         Общее недоразвитие речи. При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй и связная речь.

2.4.3.         Принципы построения коррекционного образовательного процесса.

Образовательный процесс, реализующий коррекционную  практику, построен на основе структурно-функциональной модели, интегрирующей системный, компетентностный и дифференцированный подходы, ориентирующей педагогов на овладение воспитанниками социальными, здоровьесберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями.

Организация коррекционной  практики строится на следующих принципах:

- принцип индивидуального подхода. Предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);

- принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Важным условием успешности коррекционного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг;

- принцип социального взаимодействия. Предполагает создание условии для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.  Коррекционная работа  - это активное включение детей, родителей и специалистов в совместную деятельность как учебную, так и социальную для создания коррекционного сообщества как модели реального социума;

- принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог при участии методиста), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;

- принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в коррекционную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике; принцип развивающего обучения. Реализация этого принципа основана на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании зоны ближайшего развития;

- принцип учета вида и структуры нарушений (первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии);

- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии. Принцип генетический. Реализация этого принципа позволяет учесть общие закономерности развития применительно к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья;

- принцип коррекции и компенсации. Он является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку в зависимости от характера, структуры и выраженности нарушения (коррекционная направленность на формирование компенсаторных механизмов), принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка; принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

- принцип системности. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений обучающихся, а также согласованность действий специалистов в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательных отношений.

- принцип непрерывности. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

- соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

- рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) выбирать формы получения детьми образования. Принцип обеспечивает защиту законных прав на получение детьми образования, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) решения о переводе детей с ограниченными возможностями здоровья на обучение по адаптированным основным образовательным программам.

При этом основной целью образовательного учреждения в процессе становления коррекционной практики является обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, то есть с разными образовательными потребностями.

2.4.4.         Специфика работы с детьми с ОВЗ по образовательным областям.

2.4.4.1.        Образовательная        область.

«Социально-коммуникативное развитие».

Основная цель – овладение навыками коммуникации и обеспечение оптимального вхождения детей с ОВЗ в общественную жизнь.

Задачи социально-коммуникативного развития:

- формирование у ребенка представлений о самом себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;

- формирование навыков самообслуживания;

- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним;

- формирование предпосылок и основ экологического мироощущения, нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям;

- формирование умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте различных видов детской деятельности и в свободном общении.

При реализации задач данной образовательной области у детей с ОВЗ формируются представления о многообразии окружающего мира, отношений к воспринимаемым социальным явлениям, правилам, общепринятым нормам социума и осуществляется подготовка детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности. На основе взаимодействия со сверстниками развиваются и собственные позиции, оценки, что дает возможность ребенку с ОВЗ занять определенное положение в коллективе здоровых сверстников.

Работа по освоению первоначальных представлений социального характера и развитию коммуникативных навыков, направленных на включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям:

- в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях;

- в процессе специальных игр и упражнений, направленных на развитие представлений о себе, окружающих взрослых и сверстниках;

 - в процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм, играм - драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений;

-  в процессе хозяйственно-бытового труда и в различных видах деятельности.

Содержание работы по развитию культурно-гигиенических умений:

-  прием пищи: обучение пользованию ложкой, вилкой, чашкой, салфеткой (с учетом индивидуальных возможностей); соблюдать опрятность при приеме пищи, выражать благодарность после приема пищи (знаком, движением, речью);

- гигиенические навыки: обучение умению выполнять утренние и вечерние гигиенические процедуры (туалет, мытье рук, мытье ног и т.д.); пользоваться туалетными принадлежностями (бумага, жидкое и твердое мыло, паста, салфетка, губка, полотенце, расческа, щетка, зеркало), носовым платком; соблюдать правила хранения туалетных принадлежностей; выражать благодарность за оказываемые виды помощи;

-  одежда и внешний вид: обучение умению различать разные виды одежды по их функциональному использованию; соблюдать порядок последовательности одевания и раздевания; хранить в соответствующих местах разные предметы одежды; правильно обращаться с пуговицами, молнией, шнурками и др.; выбирать одежду по погоде, по сезону; контролировать опрятность своего внешнего вида с помощью зеркала, инструкций воспитателя.

Дети с ОВЗ могут оказаться в различной жизненной ситуации, опасной для здоровья, жизни. Поэтому при формировании знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе, педагог, воспитатель «проигрывает» несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формируя активную жизненную позицию, ориентирует детей на самостоятельное принятие решений.

Наиболее типичны следующие ситуации и простейшие алгоритмы поведения:

-  пользование общественным транспортом;

-  правила безопасности дорожного движения;

-  домашняя аптечка;

-  пользование электроприборами;

- поведение в общественных местах (вокзал, магазин) и др.;

- сведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для человека (огонь, травматизм, ядовитые вещества).

На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Анализ поведения людей в сложных ситуациях, знание путей решения некоторых проблем повышает уверенность ребенка в себе, укрепляет эмоциональное состояние.

Особое место в образовательной области по формированию социально-коммуникативных умений занимает обучение детей с ОВЗ элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами, такая работа включает:

- организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе;

- ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитания уважения к труду;

- обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда;

- обучение уходу за растениями, животными;

- обучение ручному труду (работа с бумагой, картоном, природным материалом, использование клея, ножниц, разрезание бумаги, наклеивание вырезанных форм на бумагу, изготовление поделок из коробочек и природного материала и др.);

- изготовление коллективных работ;

- формирование умений применять поделки в игре.

Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети с ОВЗ учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции. Формирование трудовой деятельности детей с ОВЗ осуществляется с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.

Для дошкольников с ОВЗ образовательная работа строится на близком и понятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются. Знакомство с новым материалом следует проводить на доступном детям уровне. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное использование в условиях общения, является организация слухоречевой среды в группе сада и в семье. В создании этой среды участвуют воспитатели, педагоги группы, родители, другие взрослые и сверстники.

2.4.4.2. Образовательная область «Познавательное развитие».

Основная цель - формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов. Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:

- формирование и совершенствование перцептивных действий;

- ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

- развитие внимания, памяти;

- развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

-  сенсорное развитие;

- развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности;

- формирование элементарных математических представлений.

Сенсорное развитие.

В процессе сенсорного развития у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Имеющиеся нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата препятствуют полноценному сенсорному развитию, поэтому при организации работы по сенсорному развитию необходимо учитывать психофизические особенности каждого ребенка с ОВЗ. Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций. При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности направлено:

-  на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета;

-  на развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма;

-  на развитие любознательности, воображения;

-  на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательная деятельность планируется на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы применяются различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять задания.

Формирование элементарных математических представлений.

Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве.

При обучении дошкольников с ОВЗ педагоги опираются на сохранные анализаторы, используют принципы наглядности, «от простого к сложному». Количественные представления обогащаются в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений продумывается объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников, что обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.

2.4.4.3. Образовательная область «Речевое развитие».

Основная цель - обеспечивать своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, познания, самовыражения ребенка, становления разных видов детской деятельности, на основе овладения языком своего народа.

Задачи развития речи:

-  формирование структурных компонентов системы языка - фонетического, лексического, грамматического;

-  формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога;

-  формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи.

Основные направления работы по развитию речи дошкольников:

- развитие словаря. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

- воспитание звуковой культуры речи. Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация).

- формирование грамматического строя речи. Формирование грамматического строя речи предполагает развитие морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).

- развитие связной речи. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи. Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения — монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов.

- формирование элементарного осознавания явлений языка и речи, обеспечивающее подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.

-  развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики руки.

Развитие речи у дошкольников с ОВЗ осуществляется во всех видах деятельности: игра, занятия по физическому развитию, ИЗО (рисование, лепка, аппликация, конструирование), музыка и др.; в свободный деятельности, в общении со всеми, кто окружает ребенка. Наиболее значимым видом работы по развитию речи является чтение художественной литературы. Художественная литература, являясь сокровищницей духовных богатств людей, позволяет восполнить недостаточность общения детей с ОВЗ с окружающими людьми, расширить кругозор, обогатить жизненный и нравственный опыт. Литературные произведения вовлекают детей в раздумья над поступками и поведением людей, происходящими событиями; побуждают к их оценке и обогащают эмоциональную сферу. Чтение художественной литературы имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

Имеющиеся нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально - волевой сферы, интеллекта определяют разный уровень владения речью. Это является основополагающим в проектировании работы по развитию речи для каждого ребенка с ОВЗ.

Для детей с интеллектуальными нарушениями особое значение имеет словарная работа, которая проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Главное в развитии детского словаря - освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

У детей с нарушениями деятельности зрительного анализатора проявляется своеобразие речевого развития, выражающееся в более замедленном темпе ее поэтапного становления, ограничении возможностей подражательной деятельности, наблюдается неадекватность между словом и представлениями о том, что оно означает. Поэтому особое внимание в работе по развитию речи уделяется уяснению, уточнению значений слов, их предметной соотнесенности с объектом действительности.

2.4.4.4. Образовательная        область «Художественно-эстетическое развитие».

Основная задача - формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умения выражать в художественных образах свои творческие способности.

Основные направления работы в данной образовательной области:

- художественное творчество;

- музыкальная деятельность.

Художественное творчество.

Основная цель - обучение детей созданию творческих работ. Специфика методов обучения различным видам изобразительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья должна строиться на применении средств, отвечающих их психофизиологическим особенностям.

Лепка способствует развитию мелкой моторики рук, развивает точность выполняемых движений, в процессе работы дети знакомятся с различными материалами, их свойствами. Аппликация способствует развитию конструктивных возможностей, формированию представлений о форме, цвете. Рисование направлено на развитие манипулятивной деятельности и координации рук, укрепление мышц рук.

В зависимости от степени сохранности зрения, слуха, двигательной сферы ребенка и его интеллектуальных и речевых возможностей, следует подбирать разноплановый инструментарий, максимально удобный для использования (величина, форма, объемность, цвет, контрастность), продумывать способы предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названий предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подбирать соответствующие формы инструкций.

Музыкальная деятельность.

Основная цель - слушание детьми музыки, пение, выполнение музыкально-ритмических движений, танцы, игра на музыкальных инструментах. Контингент детей с ОВЗ неоднороден по степени выраженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций, следовательно, необходимо уделять внимание способам предъявления звучания музыкальных инструментов, танцевальных движений, музыкальных инструментов для игры на них (для детей с двигательными нарушениями).

2.4.4.5. Образовательная область «Физическое развитие».

Основная цель - совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации. Физическое развитие лежит в основе организации всей жизни детей и в семье, и в дошкольном учреждении. Это касается предметной и социальной среды, всех видов детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В режиме должны быть предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи.

Основная задача - стимулировать позитивные сдвиги в организме, формируя необходимые двигательные умения и навыки, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма. На занятиях по физической культуре, наряду с образовательными и оздоровительными, решаются специальные коррекционные задачи:

- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

- изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

- развитие речи посредством движения;

- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;

- управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

В работу включаются физические упражнения: построение в шеренгу (вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лазанье; ползание; метание; общеразвивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия. Рекомендуется проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми.

В систему занятий по физическому развитию для детей с ОВЗ включается адаптивная физическая культура (АФК) - комплекс мер спортивно – оздоровительного характера, направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Адаптивная физкультура обеспечивает лечебный, общеукрепляющий, реабилитационный, профилактический и другие эффекты.

Основные задачи, которые стоят перед адаптивной физической культурой:

-  формировать у ребенка осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами здоровых сверстников;

- развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

-  формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

- развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;

- формировать потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни; стремление к повышению умственной и физической работоспособности;

- формировать осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

- формировать желание улучшать свои личностные качества.

АФК объединяет все виды физической активности и спорта, которые соответствуют интересам детей с проблемами в развитии и способствуют расширению их возможностей.

2.4.5.         Условия реализации коррекционной работы.

2.4.5.1. Обеспечение организационных условий:

- организация комплексной психологической, логопедической, социально -педагогической помощи обучающимся с учётом их особых образовательных потребностей (при наличии рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с их соответствием);

- использование специальных методов, приёмов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей с учётом психофизических особенностей развития;

- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим образовательного процесса, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

- обеспечение участия всех обучающихся, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Кадровое обеспечение:

-  организация работы специалистов Службы психолого – педагогического сопровождения;

- подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации воспитателей, работающих с детьми с недостатками в физическом и (или) психологическом развитии.

Данное условие реализуется путем организации и проведении постоянно действующих семинаров для воспитателей по вопросам учета особенностей различных категорий детей с трудностями в, развитии и социальной адаптации в образовательном процессе, консультаций воспитателей по вопросам учета индивидуальных психофизических особенностей обучающихся, предоставление психологической помощи в разрешении сложных педагогических ситуаций.

Условие предусматривает прохождение повышения профессиональной квалификации воспитателей и специалистов образовательной организации в установленные законом сроки.

- предоставление услуг разных специалистов с соответствующей квалификацией и образованием (педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), организующих групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия.

Сопровождение дошкольного образования осуществляется педагогом -психологом, учителем - логопедом. Учитель-дефектолог может привлекаться для оказания консультативной поддержки всех участников образовательных отношений.

Программно-методическое обеспечение:

- использование, составление, разработка программно - методических материалов для реализации комплексной помощи обучающимся (отбор диагностических и коррекционно - развивающих методик, разработка программ коррекционно - развивающих курсов и др.).

Материально-техническое обеспечение:

Данное условие предполагает создание надлежащей материально - технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно - развивающую среды образовательной организации, включая предоставление помещений для работы специалистов, технические средства обучения индивидуального и коллективного пользования, специализированное оборудование для кабинетов).

В образовательной организации оборудованы кабинеты для работы специалистов. Оснащение кабинетов включает необходимые дидактические материалы, пособия, технические средства, методические разработки.

Информационное обеспечение:

- создание информационной образовательной среды для всех участников образовательных отношений, включая сайт образовательной организации;

- создание системы широкого доступа родителям (законным представителям), педагогам к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных материалов, аудио- и видеоматериалов.

2.4.5.2. Система комплексного психолого - педагогического и социального сопровождения.

На основании статьи 27 части 2 ФЗ № 273 «Об образовании» от 29.12.12г. и в целях обеспечения специальных условий обучения и воспитания, социально-психологического и коррекционно - педагогического сопровождения выделенных категорий детей в ГБОУ Школе в Капотне была создана Служба психолого – педагогического сопровождения. В составе Службы ППС в корпусах образовательной организации работают 29 специалистов: социальные педагоги, учителя - логопеды, учитель - дефектолог, педагоги - психологи.

Служба ППС по социальной работе предназначено для обеспечения развития, реализации индивидуальных особенностей, социальной адаптации, профилактики и коррекции возможных отклонений у обучающихся образовательной организации.

Целью деятельности Службы ППС является содействие в создании условий для личностного развития, позитивной социализации обучающихся.

Основными направлениями деятельностями службы являются:

психологическая и коррекционно - педагогическая помощь обучающимся следующих категорий:

-  детям - инвалидам;

-  детям с ограниченными возможностями здоровья различных категорий;

-  детям, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

На базе Службы ППС функционирует из состава специалистов подразделения Психолого-педагогический консилиум.

Основной целью деятельности службы является проведение коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий и организация сопровождения образовательного процесса в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка. В работе службы планируются и проводятся различные виды мониторингов, направленные на получение сведений об уровне адаптации в кризисные периоды, развитии базовых когнитивных функций, уровня сформированности психофизических возможностей. Это позволяет своевременно выявить обучающихся требующих углубленной диагностики на психолого - педагогическом консилиуме и организации соответствующей помощи.

Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) создается в образовательной организации для обеспечения диагностико - консультативного и психолого-педагогического сопровождения обучающихся и является одной из форм взаимодействия специалистов.

ППк создается приказом директора образовательной организации, в котором определяется его состав, назначается председатель. Порядок создания и основное содержание деятельности консилиума отражается в локальном акте - Положении о консилиуме, которое разрабатывается в соответствии с Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000        № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

В состав ППк входят: представитель администрации образовательной организации, педагоги (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального) обучения; специалисты службы психолого-педагогического сопровождения - педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог (в том числе привлекаемых в соответствии с договором о сетевом взаимодействии или социальном партнерстве). Председателем консилиума является представитель администрации, один из членов консилиума является секретарем.

Основной формой деятельности консилиума являются организованные заседания, которые подготавливает и проводит председатель ППк. Заседания ППк предполагают:

-  обследование ребенка группой специалистов;

- обсуждение проблем ребенка по результатам предварительной индивидуальной диагностики на основании оформленных представлений.

По виду это:

Диагностико - консультативные консилиумы - проводятся с целью обследования ребенка, обсуждения проблем ребенка по результатам диагностики специалистов для выявления отклонений в развитии, социализации, адаптации; особых образовательных потребностей; определения объема и содержания помощи специалистов.

Динамические консилиумы - проводятся с целью мониторинга динамики развития ребенка, промежуточной результативности коррекционной работы, корректировки индивидуальных коррекционных программ.

Итоговые консилиумы - проводятся с целью определения результатов работы специалистов сопровождения, оценки эффективности обеспечения специальных условий, итоговой результативности реализации индивидуальных коррекционных программ.

Специалисты консилиума работают с письменного согласия родителей (законных представителей) на проведение диагностической и коррекционной работы с ребенком. Родители (законные представители) могут присутствовать при процедуре обследования.

Результаты обследования ребенка группой специалистов фиксируются в протоколе. Заключение является частью протокола и содержит коллегиальное решение, содержащее общее мнение специалистов о необходимости предоставления и направлениях психолого-педагогической и социальной помощи. Все решения ППк носят рекомендательный характер.

В заключении отражается нуждается, не нуждается ребенок в психолого-педагогической и социальной помощи, как испытывающий трудности в овладении ООП, развитии и социализации. В случае выявления специалистами консилиума ребенка, нуждающегося в создании специальных образовательных условий, в заключении фиксируются рекомендации по направлению его на ЦПМПК города Москвы.

В работе консилиума выделены плановые и внеплановые заседания.

Плановые заседания определяются режимом деятельности образовательной организации и отражаются в графике их проведения, общем годовом планировании.

Плановые заседания ППк проводятся не реже одного раза в квартал и предусматривают:

- комплексное обследование;

-  составление и корректировку индивидуальных коррекционных программ;

- планирование деятельности специалистов по созданию оптимальных условий обучения и воспитания детей, испытывающих трудности в овладении ООП, развитии, социализации;

-  планирование деятельности специалистов сопровождения по обеспечению специальных образовательных условий детям с инвалидностью (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации);

- мониторинг динамики развития ребенка, результативности оказания психолого - педагогической помощи, проводимой коррекционно - педагогической работы.

Внеплановые заседания ППк проводятся с целью решения конфликтных ситуаций; для выяснения причин отсутствия динамики или при отрицательной динамике обучения и развития ребенка; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося. Они предусматривают:

-  принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;

- изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности.

- направление ребенка на ЦПМПК с целью определения или изменения специальных образовательных условий.

С целью обеспечения единого коррекционно-образовательного пространства нами была определена структура ППк ОО, которая предполагает централизацию работы специалистов всех корпусов ГБОУ Школы в Капотне.

На каждой территории корпусов созданы территориальные ППк, которые работают по единому плану, но, в то же время, решают специфичные задачи для своего контингента обучающихся и воспитанников.

Координацию деятельности всех структурных компонентов осуществляет центральный ППк. Центральный консилиум включает специалистов всех профилей из разных территориальных подразделений, что позволяет, в случае необходимости, обеспечить узкоспециализированное обследование ребенка, а также включение таких специалистов в работу заседаний ППк территориальных.

2.4.5.3. Виды и содержание работы.

Комплексная коррекционно - педагогическая, психологическая и социальная помощь обучающимся обеспечивается работой специалистов службы психолого-педагогического сопровождения и социальной службы образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учётом следующих видов и содержания работы:

Диагностическая работа обеспечивает выявление обучающихся с трудностями развития, социальной адаптации, освоения основной образовательной программы дошкольного образования, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию специальной помощи и включает:

- комплексный сбор сведений об обучающимся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с нарушением физического и (или) психологического развития, выявление его возможностей;

- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающегося;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

-  изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающегося;

-  анализ успешности коррекционно - педагогической работы.

Содержание данного вида работы конкретизировано ниже в перечне коррекционных мероприятий.

Коррекционно - развивающая работа обеспечивает коррекцию недостатков в физическом и (или) психологическом развитии, социальную адаптацию обучающегося в условиях образовательной организации и включает:

-  выбор оптимальных специальных методик и программ коррекционно - развивающих курсов, методов и приёмов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося;

- проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно - образовательной деятельности, необходимых для преодоления нарушений развития и социальной адаптации;

коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоциональной, регулятивной и личностной сферы обучающегося и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого - педагогических условий воспитания, коррекции, развития и социальной адаптации и включает:

- выработку воспитателями и специалистами совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с каждым обучающимся;

-  консультирование специалистами воспитателей по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися

-  консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения обучающегося с инвалидностью.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями обучения для данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательных отношений и включает:

-  различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы);

-  проведение тематических выступлений для воспитателей и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся с трудностями в освоении основных образовательных программ, развитии, социальной адаптации, с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Профилактическая работа предполагает проведение профилактических мероприятий и направлена на предупреждение возникновения трудностей адаптации и социализации, вторичных нарушений в развитии обучающихся.

2.4.5.4. Планируемые результаты коррекционной работы.

- Ребенок способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

-  Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

-  Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасности поведения и навыки личной гигиены.

- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

- Ребенок соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

- Ребенок имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

2.4.6. Критерии оценки эффективности коррекционного образовательного процесса.

Критерий

Показатели

Индикаторы

   1

Реализация

индивидуального

подхода

Составление адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом данных диагностики

Наличие адаптированных образовательных программ с оценкой хода их выполнения

2

Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка

Организация развивающей среды, наличие в режиме дня времени и форм для самостоятельной активности детей

Планирование времени в режиме дня для самостоятельной активности детей. Методические рекомендации по психологопедагогическому сопровождению детей с разными образовательными потребностями в процессе самостоятельной активности

3

Активное включение в образовательный процесс всех его участников

Наличие психолого-

медико-педагогического

консилиума

Функционирование в ДОО разнообразных форм работы, в том числе взаимодействие взрослых и детей

4

Междисциплинарный

подход

Обсуждение специалистами ПМПк особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, составление и реализация адаптированной образовательной программы

Циклограмма проведения ПМПк, формы фиксации результатов

5

Вариативность в организации процессов обучения и воспитания

Вариативные образовательные программы, приемы, методы образования, организационные формы, вариативная образовательная среда

Использование специалистами ДОО разных методов и технологий обучения и воспитания, наличие методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс

6

Партнерское взаимодействие с семьей

Организация партнерских форм взаимодействия с семьей, участие родителей в жизни ДОО, консультации родителей

Участие родителей в разработке и реализации адаптированной образовательной программы и индивидуального образовательного маршрута

7

Функционирование

дошкольной

образовательной

организации

Выстраивание образовательного процесса в соответствии с потребностями детского контингента, изменение образовательных условий в связи

с диагностикой

образовательных

потребностей

Соответствие качественного состава контингента детей, штатного расписания, методической базы и предметно-развивающей среды. Применение новых технологий в соответствии с выявленными потребностями детей

2.4.7. Парциальные программы и методическое обеспечение коррекционной работы.

- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: КАРО, 2009.

- Воспитание детей раннего возраста; Пособие для воспитателей дет. сада и родителей /Е.О.Смирнова, Н.Н.Авдеева, Л.Н.Галигузова и др. - М.: Просвещение; Учеб. Лит., 1996. - 158 с.

- Гаврилушкина О.П., Дмитриева Л.П., Соколова Н.Д., Шматко Н.Д. и др.; Под ред. Л.А.Головчиц. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» - М.: УМИЦ «Граф-пресс», 2003, 2006. - 128 с.

-  Головчиц JI.А., Носкова Л.П., Шматко Н.Д. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» - М.: Просвещение, 1991. - 161 с.

-  Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни. / Под ред. Г.А. Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. - М.: Экзамен, 2005. - 128 с.

- Ершова Н. В., Аскерова И.        В., Чистова О. А. Занятия с дошкольниками, имеющими

проблемы познавательного и        речевого развития. Ранний дошкольный возраст. - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

-  Закревская О. В. Развивайся, малыш! К системе работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. — М.: ГHOM и Д; 2009.

- Иванова А. Е., Кравец О. Ю.,        Рыбкина И. А. и др. Ступеньки. Программа коррекционно - развивающая работа с детьми        раннего и младшего дошкольного возраста. Под ред. Н. В.

Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005.

-  Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: для родителей и педагогов дошкольных учреждений: метод, пособие /под ред. Е.А. Стребелевой, Е.А.Мишиной. - 2-е изд. - М.: Экзамен, 2006. - 160 с.

-  Кириллова Е. В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. - ООО «ТЦ Сфера», 2010.

- Козлова О. П. Я - человек. - М., 2002.

- Матвеева Н. Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет. — М.: АРКТИ, 2005.

- Нищева Н. В. Программа коррекционно - развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада. — М.: Детство - Пресс, 2007.

- Питерси М., Трилор Р. и др. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 1-7.М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.

- Стребелева Е. А., Мишина Г. А. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии. — М.: Парадигма, 2010.

- Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии Владос, 2007.

- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. -  М., 1991.

- Шевченко С. F. Подготовка к школе детей с ЗПР. - М.,2004.

- Шереметьева Е. В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста. - ООО «Национальный книжный центр», 2010.

- Щербаков В. П. От Зх до 17 — М., 2000.

- Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). — М.: Мозаика- Синтез, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

Особенности формирования программы коррекционной работы как составляющего раздела АООП НОО для детей с НО

Особенности  формирования программы коррекционной работыкак составляющего раздела АООП   НОО для детей с НО...

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Огромной проблемой в науке методика преподавания русского языка является обучение устной речи учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида с общими речевыми нарушениями. Эта проблема вполне ...

Предложение в раздел коррекционной работы ООП НО

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов....

Предложение в раздел коррекционной работы ООП ООО

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов....

Предложение в раздел коррекционной работы ООП СОО

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов....