Предложение в раздел коррекционной работы ООП СОО
методическая разработка по логопедии

Роговской Алексей Анатольевич

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhenie_v_razdel_korrektsionnoy_raboty_oop_soo.docx37.36 КБ

Предварительный просмотр:

Среднего (полного) общего образования

2.4. Программа коррекционной работы.

2.4.1.        Целевой раздел.

2.4.2. Организационный раздел.

2.4.3.        Содержательный раздел.

2.4. Программа коррекционной работы.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования программа коррекционной работы является обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. Программа коррекционной работы разработана для обеспечения возможности получения качественного образования детьми с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья, а также обучающимися с трудностями социальной адаптации, попавших в трудную жизненную ситуацию. В соответствии с частью 3 статьи 79 273-ФЗ для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам общего образования, образовательной организацией создаются специальные условия обучения, воспитания и развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (часть 3 статьи 55 273-ФЗ).

Программа коррекционной работы направлена на организацию комплексной психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся в освоении основной образовательной программы среднего (полного) общего и социализации.

Приоритетным направлением программы на этапе среднего (полного) общего образования становится формирование коммуникативных и социальных компетенций, обеспечивающих социально-психологическую адаптацию обучающихся.

Программа коррекционной работы разработана с учётом следующих основных принципов:

Конфиденциальность. Принцип означает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с обучающимися, родителями (законными представителями) на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать участников образовательных отношений. Исключением являются случаи, представляющие опасность жизни и здоровью.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений обучающихся, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательных отношений.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) выбирать формы получения детьми образования и формы их обучения. Принцип обеспечивает защиту законных прав на получение детьми образования, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) решения о переводе детей с ограниченными возможностями здоровья на обучение по адаптированным основным образовательным программа, об обучении детей совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Данные принципы определяют целевые, содержательные и организационные аспекты программы коррекционной работы.

2.4.1. Целевой раздел.

2.4.1.1. Цель программы коррекционной работы.

Обеспечение комплексной системы психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся для успешного прохождения государственной итоговой аттестации, успешной социализации в образовательной среде и обществе в целом.

2.4.1.2.        Задачи программы коррекционной работы

- поддержка обучающихся с инвалидностью, а также попавших в трудную жизненную ситуацию.

- обеспечение специальных условий обучения, воспитания и развития в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся;

- оказание психологической и социальной помощи обучающимся с особенностями физического и (или) психологического развития;

- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с инвалидностью;

- организация психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

- формирование зрелых личностных установок, способствующих оптимальной адаптации в условиях реальной жизненной ситуации;

- расширение адаптивных возможностей личности, определяющих готовность к решению доступных проблем в различных сферах жизнедеятельности;

- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

- реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации и профессиональной ориентации обучающихся.

2.4.1.З.        Характеристика состава обучающихся.

Психолого-педагогическая социальная помощь оказывается обучающимся ГБОУ Школа в Капотне, испытывающим трудности социальной адаптации, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Для выявления обучающихся, нуждающихся в комплексном психолого-социальном сопровождении и поддержке, в ГБОУ Школа в Капотне предусмотрена диагностика обучающихся разного уровня, позволяющая проводить мониторинг контингента:

- Сбор сведений о ребенке по результатам анализа школьной документации, опроса классного руководителя, родителей (законных представителей);

- Изучение социально-психологических аспектов развития обучающихся, условий их жизни, специфики микросреды;

- Плановая диагностика обучающихся специалистами в соответствии с профессиональными задачами;

- Обследование обучающихся специалистами Психолого-Педагогического консилиума образовательной организации, направленное на выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи (по запросу);

- Мониторинг психофизических особенностей обучающихся (по экспертной оценке классных руководителей).

- Результаты мониторинга психофизических особенностей обучающихся позволили выделить категории детей с низким уровнем показателей по параметрам:

- физические и биологические особенности (3 - 5 группы здоровья, низкая работоспособность, обучающийся работает продуктивно непродолжительное время, не может сосредоточиться на работе, быстро устает, истощается);

- интеллектуальные особенности (низкая успеваемость, усвоение учебного материала затруднено, либо материал не усваивается, автоматизация учебного навыка затруднена);

- регулятивные особенности (низкие показатели внимания: обучающийся часто отвлекается, выраженные трудности сосредоточения при выполнении учебных заданий, требует привлечения внимания учителя на всех этапах урока; особенности саморегуляции: выраженные трудности регуляции учебного поведения, деятельность на уроке не структурирована, импульсивна; самоконтроль обучающийся не осуществляет, замечания учителя чаще игнорирует);

- эмоционально-личностные особенности (обучающийся часто проявляет яркие эмоциональные реакции на любые трудности, даже незначительные или без повода, вывести ребенка из аффективного состояния очень трудно, при этом он может проявлять словесную и физическую агрессию, может быть застенчив, тревожен);

- социальные  возможности  (трудности  в  поведении:        обучающийся часто нарушает дисциплину, требования взрослых чаще игнорирует, на замечания не реагирует или реагирует негативно, не может гибко изменять свое поведение в ответ на изменение внешних обстоятельств; трудности в коммуникации: контакт формален или затруднен, обучающийся быстро теряет интерес к собеседнику, коммуникация со сверстниками ограничена, со взрослыми ребенку общаться проще по причине своевременной поддержки общения со стороны взрослого, в новой ситуации коммуникации теряется, может уйти в себя, от беседы уклоняется, либо дает односложные ответы или говорит только на выбираемые им самим темы; сниженная социальная компетентность: плохо ориентируется в социуме, не может подстроиться под разные жизненные ситуации, социальные нормы и правила игнорирует и/или нарушает, выстраивание позитивных взаимоотношений с окружающими затруднено, способен совершать неадекватные и/или агрессивные поступки, не принимает позицию члена коллектива, не стремится к самореализации в среде сверстников).

Перечень мероприятий, направленных на реализацию задач

коррекционной работы:

Сроки

Мероприятие

Цель

Участники

Специалис-ты

Сентябрь

-октябрь,

декабрь

Мониторинг уровня адаптации к образовательной среде (наблюдение, анкетирование, диагностика)

Определение

степени

сформированности адаптационных процессов у детей

Обучающиеся 10 класса

Педагоги-

психологи

Сентябрь,

апрель

Мониторинг уровня развития образовательных компетенций

Выявление детей «группы риска»

Обучающиеся 10 и 11 классов

Педагоги-

психологи

Сентябрь

октябрь,

декабрь

Диагностика психофизических особенностей ребенка:

- Познавательных процессов

- Мотивационной сферы

- Эмоциональноличностной сферы

Определение

направлений

коррекционно

развивающего

сопровождения

Обучающиеся 10 и 11 классов

Педагоги-

психологи

Октябрь,

март

Диагностика уровня сформированности толерантных установок и уровня социальной эмпатии

Определение ценностных

установок

личности

подростков

Обучаю-щиеся 10 и 11 классов

Педагоги- психологи

Ноябрь

Изучение межличностных взаимоотношений в детском коллективе

Выявление

структуры

коллектива

Обучаю-щиеся 10 и 11 классов

Педагоги-

психологи

Февраль

Диагностика уровня психологической готовности выпускников 11-х классов к государственной итоговой аттестации

Выявление детей «группы риска»

Обучаю-щиеся 11 классов

Педагоги-

психологи

Апрель

Мониторинг

психофизических

особенностей

обучающихся

Определение

уровня

психофизического

развития

обучающихся,

составление

индивидуального

профиля ученика,

класса

Обучаю-щиеся 10 и 11 классов

Педагоги-

психологи

В течение года

Консультирование по

результатам

мониторинга,

диагностических

исследований

Ознакомление

родителей

(официальных

представителей) с

результатами

мониторинга и

диагностических

исследований,

выдача

рекомендаций

Родители

(официаль-ные

представи-тели)

Педагоги-

психологи

Коррекционно-развивающее направление работы

Октябрь - май

Коррекция развития познавательной сферы

Преодоление

трудностей

познавательного

развития

Обучаю-щиеся 10 и 11 классов

Педагоги-

психологи

Октябрь - май

Коррекция развития эмоциональноличностной сферы

Преодоление

трудностей

эмоционально

личностного

развития

Обучаю-щиеся 10 и 11 классов

Педагоги-

психологи

Октябрь - май

Коррекция развития

коммуникативной

сферы

Формирование

навыков

конструктивного

общения

Обучаю-щиеся 10 и 11 классов

Педагоги-

психологи

Октябрь - май

Коррекция

тревожности

Формирование

навыков

эмоциональной

регуляции, способов

адекватного

эмоционального

реагирования

Обучаю-щиеся 10 и 11 классов

Педагоги-

психологи

Октябрь - май

Коррекция

агрессивности

Формирование

навыков

эмоциональной

регуляции,

способов

адекватного

эмоционального

реагирования

Обучаю-щиеся 10 и 11 классов

Педагоги-

психологи

Ноябрь - февраль

Психологическая подготовка обучающихся к итоговой государственной аттестации в форме ЕГЭ, ГВЭ

Психологическая подготовка к сдаче выпускных экзаменов

Обучаю-щиеся 11 классов

Педагоги-

психологи

Экспертное направление работы

Сентябрь

Заседание

ППк по преемственности основного общего и среднего общего уровней образования.

Заседание

ППк по оптимизации программ индивидуального сопровождения обучающихся, ранее сопровождавшихся специалистами.

Обеспечение

преемственности

психолого

педагогического

сопровождения,

разработка

индивидуальных

образовательных

маршрутов

обучающихся

Специалис-ты  ППк

Октябрь

Заседание

ППк

по результатам

адаптации

обучающихся.

Комплексный анализ

результатов

обследований,

проведенных

специалистами,

определение

обучающихся «группы

риска».

Предоставление своевременной помощи обучающимся, нуждающимся в ней, преодолении трудностей в развитии и социальной адаптации

Специалис-ты ППк

Ноябрь

Заседание

ППк по разработке и реализации рекомендаций для обучающихся с временными образовательными и адаптационными трудностями.

Помощь в освоении ООП преодолении трудностей в развитии и

социальной

адаптации

Специалис-ты ППк

Декабрь

Заседание

ППк по промежуточным результатам оценки достижений освоения ООП. Составление индивидуального профиля обучающихся.

Отслеживание

динамики

образовательных

результатов и

психофизического

развития

обучающихся

Специалис-ты ППк

Январь

Заседание

ППк по оценке эффективности и оптимизация индивидуальных рекомендаций для обучающихся с временными образовательными и адаптационными трудностями.

Обеспечение психологопедагогического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении ООП.

Специалис-ты ППк

Февраль

Заседание

ППк по определению путей решения проблем обучающихся с нарушениями поведения (совместно с социальными педагогами).

Профилактика

дезадаптационного

поведения у детей и

подростков,

сотрудничество с

семьями

обучающихся,

имеющих

нарушения

поведения

Специалис-ты ППк

Март

Заседание

ППк по анализу

успеваемости

обучающихся,

имеющих

образовательные

затруднения.

Отслеживание

динамики развития

обучающихся,

имеющих

образовательные

затруднения.

Специалис-ты ППк

Апрель

Заседание

ППк по выявлению обучающихся группы образовательного риска, выходящих на итоговую аттестацию (11 классы).

Заседание

ППк по оценке эффективности реализации программ индивидуального сопровождения.

Помощь в освоении ООП преодолении трудностей в развитии и социальной адаптации

Специалис-ты ППк

Май

Составление

индивидуального

профиля

образовательных

достижений,

психофизического

развития и жизненных

достижений

Отслеживание

динамики развития

обучающихся.

Прогнозирование

необходимых

ресурсов для

обеспечения

образовательного

процесса разных

категорий

обучающихся.

Специалис-ты ППк

Профилактическое и просветительское направления работы

Сентябрь - октябрь

Профилактика дезадаптации к условиям

образовательной среды

Предупреждение дезадаптации к условиям образовательной среды

Обучаю-щиес я 10 классов

Педагоги-

психологи

Сентябрь - октябрь

Выступления на родительских встречах по вопросам адаптации к условиям

образовательной среды

Информирование родителей (законных представителей) о стратегиях благополучного прохождения периода адаптации

Родители

(законные

Представи-тели)

Педагоги-

психологи

Ноябрь,

январь,

апрель

Родительская гостиная: проведение модульных мастер-классов

Повышение уровня информирован-

ности родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и развития детей

Родители

(законные

Представители)

Специа-листы

Службы

ППС

Ноябрь

Проведение профилактической работы с классными руководителями по вопросам подготовки обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГВЭ

Профилактика

экзаменационного

стресса

обучающихся

Классные руководи-тели 11 классов

Педагоги-

психологи

Март

Выступление на родительских встречах по вопросам подготовки обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ГВЭ

Информирование родителей (официальных представителей) о формах

психологической поддержки обучающихся в семье

Родители

(официаль-ные

представи-тели)

обучающих-ся 11 классов

Педагоги-

психологи

Март - май

Психологическое сопровождение подготовки обучающихся к сдаче выпускных экзаменов

Профилактика

экзаменационного

стресса

обучающихся

Обучающи-еся 11 классов

Педагоги-

психологи

В течение года

Предоставление психологической помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Психологическая поддержка обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Обучаю-щиеся 10 и 11 классов

Педагоги-

психологи

В течение года

Предоставление психологической помощи обучающимся, находящимся под опекой, и их семьям в совместном сопровождении с социальным педагогом

Психологическая поддержка обучающихся, находящихся под опекой, и их семей

Обучаю-щиеся 10 и 11 классов

Педагоги-

психологи

В течение года

Размещение информации по вопросам воспитания и обучения, о правах детей с инвалидностью (работа с сайтом, оформление информационных стендов, разработка памяток, буклетов)

Информирование

родителей

(официальных

представителей)

Родители

(официаль-ные

представи-тели)

Педагоги-

психологи

Консультативное направление работы

В течение года

Индивидуальное

консультирование

родителей

(официальных

представителей)

Психологическая помощь в разрешении проблемных ситуаций

Родители

(официаль-

ные

представи-

тели)

Педагоги-

психологи

В течение года

Индивидуальное

консультирование

обучающихся

Психологическая помощь в разрешении проблемных ситуаций

Обучающиеся 10 и 11 классов

Педагоги-

психологи

В течение года

Индивидуальное

консультирование педагогов и

представителей администрации

Психологическая помощь в трудных ситуациях

Педагоги,

представители

администрации

Педагоги-

психологи

Достижение планируемых результатов коррекционной работы проводится с помощью мониторинга эффективности созданных условий и оказываемой комплексной помощи в образовательной организации на основе регулярной оценки динамики развития и образовательных достижений, а также с учётом промежуточной аттестации обучающихся с инвалидностью, обучающихся с трудностями в освоении основной образовательной программы, развитии, социальной адаптации.

Показатели результативности коррекционной работы:

1.         Организация системы комплексной помощи, способствующей успешному освоению обучающимися основной образовательной программы.

2.         Соответствие требованиям к созданию в образовательной организации условий, способствующих обеспечению доступности и получению качественного образования обучающимся с инвалидностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

Особенности формирования программы коррекционной работы как составляющего раздела АООП НОО для детей с НО

Особенности  формирования программы коррекционной работыкак составляющего раздела АООП   НОО для детей с НО...

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Огромной проблемой в науке методика преподавания русского языка является обучение устной речи учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида с общими речевыми нарушениями. Эта проблема вполне ...

Предложение в раздел коррекционной работы ООП ДО

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов....

Предложение в раздел коррекционной работы ООП НО

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов....

Предложение в раздел коррекционной работы ООП ООО

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов....