Предложение в раздел коррекционной работы ООП НО
методическая разработка по логопедии

Роговской Алексей Анатольевич

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlozhenie_v_razdel_korrektsionnoy_raboty_oop_no.docx66.42 КБ

Предварительный просмотр:

Начального образования

2.4. Программа коррекционной работы.

2.4.1.        Целевой раздел.

2.4.2. Организационный раздел.

2.4.3.        Содержательный раздел.

2.4. Программа коррекционной работы.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования программа коррекционной работы является обязательной частью содержательного раздела основной образовательной программы начального общего образования. Программа коррекционной работы разработана для обеспечения возможности получения качественного образования детьми с инвалидностью и/или ограниченными возможностями здоровья, а также обучающимися с трудностями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, развитии и социальной адаптации.

В соответствии с частью 3 статьи 79 273-ФЗ для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, образовательной организацией создаются специальные условия обучения, воспитания и развития. Адаптированные основные общеобразовательные программы разрабатываются образовательными организациями на основе примерных адаптированных общеобразовательных программ и в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (часть 6 статьи 11 273-ФЗ). Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (часть 3 статьи 55 273-ФЗ).

Программа коррекционной работы направлена на организацию комплексной коррекционно-педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Получение психолого-педагогической коррекции, социально-педагогической и психологической помощи являются важными условиями для успешного обучения детей с особенностями психофизического развития и состояния здоровья (часть 2 статьи 34 №273- ФЗ).

Коррекция нарушений развития и социальной адаптации осуществляется на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для детей рассматриваемой категории методов и способов общения, способствующих освоению основной образовательной программы начального общего образования, а также их социальному развитию (часть 5 статьи 5 №273-ФЗ).

Программа коррекционной работы разработана с учётом следующих основных принципов:

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений обучающихся, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательных отношений.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных специальных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) выбирать формы получения детьми образования и формы их обучения. Принцип обеспечивает защиту законных прав на получение детьми образования, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) решения о переводе детей с ограниченными возможностями здоровья на обучение по адаптированным основным образовательным программа, об обучении детей совместно с другими обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Данные принципы определяют целевые, содержательные и организационные аспекты программы коррекционной работы.

Этапы реализации программы.

Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы образовательной организации.

В ГБОУ Школа в Капотне предусмотрена диагностика обучающихся разного уровня, позволяющая проводить мониторинг контингента:

- сбор сведений о ребенке по результатам анализа школьной документации, опроса классного руководителя, родителей;

- изучение социально-психологических аспектов развития обучающихся, условий их жизни, специфики микросреды;

- плановая диагностика обучающихся специалистами в соответствии с профессиональными задачами;

- обследование обучающихся специалистами психолго-педагогического консилиума образовательной организации, направленное на выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

- мониторинг психофизических особенностей обучающихся (по экспертной оценке классных руководителей).

По результатам диагностики специалистов были проведены заседания консилиумов по определению обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи.

Результаты мониторинга психофизических особенностей обучающихся позволили выделить категории детей с низким уровнем показателей по параметрам:

-  физические и биологические особенности (III, IV- Vгруппы здоровья, низкая работоспособность, обучающийся работает продуктивно непродолжительное время, не может сосредоточиться на работе, быстро устает, истощается);

- интеллектуальные особенности (низкая успеваемость, усвоение учебного материала затруднено, либо материал не усваивается, автоматизация учебного навыка затруднена);

- регулятивные особенности (низкие показатели внимания: часто отвлекается, выраженные трудности сосредоточения при выполнении учебных заданий, требует привлечения внимания учителя на всех этапах урока; особенности саморегуляции: выраженные трудности регуляции учебного поведения, деятельность на уроке не структурирована, импульсивна; самоконтроль обучающийся не осуществляет, замечания учителя чаще игнорирует);

- эмоционально-личностные особенности (часто проявляет яркие эмоциональные реакции на любые трудности, даже незначительные или без повода; вывести ребенка из аффективного состояния очень трудно, при этом он может проявлять словесную и физическую агрессию, обучающийся может быть застенчив, тревожен);

-  социальные возможности (трудности в поведении:        часто нарушает дисциплину, требования взрослых чаще игнорирует, на замечания не реагирует или реагирует негативно, не может гибко изменять свое поведение в ответ на изменение внешних обстоятельств; трудности в коммуникации: контакт формален или затруднен, быстро теряет интерес к собеседнику, коммуникация со сверстниками ограничена, со взрослыми ребенку общаться проще по причине своевременной поддержки общения со стороны взрослого; в новой ситуации коммуникации теряется, может уйти в себя, от беседы уклоняется, либо дает односложные ответы или говорит только на выбираемые им самим темы; сниженная социальная компетентность: плохо ориентируется в социуме, не может подстроиться под разные жизненные ситуации, социальные нормы и правила игнорирует и/или нарушает, выстраивание позитивных взаимоотношений с окружающими затруднено, способен совершать неадекватные и/или агрессивные поступки, не принимает позицию члена коллектива, не стремится к самореализации в среде сверстников).

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованная образовательная деятельность, имеющая коррекционно-развивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с инвалидностью, трудностями в освоении ООП НОО, развитии, социальной адаптации при целенаправленно созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Обеспечение процесса социализации достигается также посредством создания в образовательной организации единого образовательного пространства для обучающихся с разными возможностями психофизического развития, представленного воспитательной, социально-психологической, развивающей, здоровьесберегающей средами.

Воспитательная среда - обеспечивает вовлечение обучающихся в социально активную общественную деятельность жизни образовательной организации, способствует формированию нравственных позиций личности, толерантности. В рамках данной среды предусматривается: организация общешкольных общественных мероприятий для всех обучающихся комплекса (праздники, конкурсы, экскурсии, выставки, участие в конкурсах и мероприятиях на уровне округа, города, РФ).

Социально-психологическая среда - обеспечивает поддержку и помощь обучающимся в вопросах жизненной компетентности, способствует усилению позиций социальной адаптации. В рамках данной среды предусматривается: проведение психологических интегрированных занятий и игр, проведение коррекционно-развивающих занятий специалистов, профориентационная работа с детьми школьного возраста.

Развивающая среда - обеспечивает вовлечение учащихся в социально активную деятельность, способствует раскрытию резервов, личностного потенциала. Для учащихся активно используется ресурс внеурочной деятельности, при которой дети вовлекаются в деятельность в соответствии с интересами, творческим потенциалом, включаются в проектную деятельность.

Здоровьесберегающая среда - обеспечивает вовлечение обучающихся в деятельность по сохранению и развитию собственного здоровья, способствует формированию нравственных позиций личности ориентированных на здоровьесбережение. В рамках данной среды предусматривается:        создание здоровье-охранительного режима (режим нагрузок, режим питания, питьевой режим и др.), использование здоровьесберегающих технологий (развивающие и реабилитационные физкультурные паузы на занятиях, уроках, в процессе непосредственно образовательной деятельности, релаксационные паузы, гимнастики для глаз и др.

Образовательный процесс рассматриваемой категории детей строится на тесном взаимодействии с коррекционно-педагогическим и психологическим сопровождением, которое схематично представлено ниже.

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды

(контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

В образовательной организации предусмотрена возможность изменения образовательного маршрута. Для этого родителям рекомендуется пройти обследование на ЦПМПК города Москвы с целью выявления специфики нарушения в развитии, определения специальных образовательных условий обучения и воспитания, формы получения образования. Основанием для направления ребенка на ЦПМПК является отсутствие положительной динамики, стойкая неуспеваемость, нарастание симптомов дезадаптации, рекомендации психолого-педагогического консилиума (далее ППк) ОО. По результатам обследования и в соответствии с полученными рекомендациями обучение может быть продолжено по адаптированной образовательной программе.

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательную деятельность и процесс сопровождения детей с трудностями в освоении ООП НОО, развитии и социальной адаптации, детей с инвалидностью корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

На основании рекомендаций ЦПМПК города Москвы, ППк и результатов мониторингов специалистами Службы психолого – педагогического сопровождения вносятся корректировки в реализуемый коррекционно-образовательный процесс в целом (по каждому обучающемуся) и конкретное содержание работы педагогов и специалистов.

2.4.1.        Целевой раздел.

В этом разделе сформулированы цели и задачи, даётся краткая количественная и психолого-педагогическая характеристика состава обучающихся, имеющих нарушения в развитии, социальной адаптации и испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы.

2.4.1.1. Цель программы коррекционной работы.

Обеспечение возможности освоения обучающимися, имеющими недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, основной образовательной программы начального общего образования.

2.4.1.2. Задачи программы коррекционной работы.

- обеспечение специальных условий обучения, воспитания и развития в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся;

оказание комплексной коррекционно-педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся с особенностями физического и (или) психологического развития;

- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с инвалидностью;

- организация психолого-педагогического консультирования обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

2.4.1.3. Характеристика состава обучающихся.

В соответствии с частью 2 статьи 34 и частью 1 статьи 42 №273-ФЗ психолого-педагогическая коррекция, социально-педагогическая и психологическая помощь оказывается:

- обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, развитии и социальной адаптации;

-  детям с ограниченными возможностями здоровья;

-  детям-инвалидам.

Основной контингент, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции, социально-педагогической и психологической помощи, составляют обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, развитии и социальной адаптации. Данная категория детей представлена следующими группами:

-  обучающиеся, имеющие стойкие трудности в обучении. Для данной группы характерно нежелание принимать активного участия в работе класса, отсутствие склонности к самостоятельному умственному труду, низкий уровень работоспособности. Такие обучающиеся медленнее воспринимают материал и требуют длительного времени для его осмысления, знания усваиваются неполно, без достаточного осмысления, часто весьма поверхностно или совсем не усваиваются в силу стойких трудностей познавательного развития при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в зрения, речи, двигательной сферы. Обучающиеся не умеют применять имеющиеся знания в новых условиях учебной работы.

- обучающиеся, испытывающие дефицит развития отдельных сторон познавательной сферы. Для данной категории обучающихся характерно снижение одного или нескольких познавательных процессов. Для снижения уровня развития внимания характерны малый объем, неустойчивость, трудности при переключении, неумение распределять внимание, неспособность к длительному сосредоточению. Для снижения уровня развития памяти у обучающихся характерны малый объем, слабая удерживающая способность, поверхностная смысловая обработка материала и недостаточность волевых усилий при запоминании. Для снижения уровня развития мышления характерны инертность, неумение устанавливать закономерности, выделять существенное, недостаточная обобщенность, трудности формирования аналитико-синтетической мыслительной деятельности.

-  обучающиеся, имеющие трудности регулятивной сферы. Для данной группы обучающихся характерны трудности саморегуляции и самоконтроля, проявляющиеся в учебной деятельности (подмена задачи учителя другой задачей; некачественное выполнение учебных заданий; невыполнением в полном объеме всех условий задания и требований учителя; неумением замечать свои ошибки;, недостаточность развития произвольного управления собственным поведением (несоблюдение правил поведения в школе и на уроках).

- обучающиеся, имеющие трудности в развитии эмоционально-личностной сферы. Снижение регуляции эмоций проявляется в низком уровне контроля за проявлениями эмоций, осознание эмоций происходит с трудом, однополярные эмоциональные состояния трудноразличимы, переход от одного эмоционального состояния к другому затруднен. Стойкие проявления тревожности выражаются в общем подавленном эмоциональном фоне, частых страхах, беспокойстве и тревоге в безопасных ситуациях, низкой самооценке, неуверенности в своих силах. Стойкие проявления агрессивности характеризуются легко возникающими агрессивными поведенческими паттернами в ответ на незначительные внешние стимулы, приступами негативизма, немотивированного упрямства при обесценивании позиции взрослого.

- обучающиеся, имеющие трудности в развитии коммуникации. Для данной группы детей характерно неумение конструктивно выстраивать межличностное общение со сверстниками и реже взрослыми, отсутствие широкого диапазона коммуникативных навыков, трудности самостоятельного вступления в коммуникативный контакт и его поддержания.

- обучающиеся, имеющие трудности социализации. Для данной группы детей характерен низкий уровень адаптивных способностей, трудности вхождения в социальные группы в соответствии с возрастными изменениями личности обучающихся и принятия норм и правил этих групп, трудности адекватного функционирования в социуме.

Отклонения в речевом развитии обучающихся начальной школы имеют различную структуру и степень выраженности. Одни из них касаются только произношения звуков (преимущественно искаженное произношение фонем); другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи - выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех ее компонентов.

Наличие у обучающихся даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

У обучающихся 1 классов выявлены следующие нарушения устной речи:

1)        Фонетическое нарушение (ФН) или нарушение произношения отдельных звуков. При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

2)         Фонематическое нарушение речи (ФНР). Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно. Дети с ФНР плохо справляются со звуковым анализом слов, встречают затруднения в чтении и допускают грубые нарушения письма, пропуски, перестановки букв, замена их, что является причиной их неуспеваемости.

При подобных нарушениях речи требуется постоянное внимание и помощь родителей, педагогов и логопеда.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.

3)         Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов:        фонематического        восприятия        (слуховой        дифференциации        звуков),

фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

4)         Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (ОНР IV уровня). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй и связная речь.

Нарушения письма, связанные с нарушением реализации фонетического принципа письма. Фонетический принцип предполагает написание слова в полном соответствии с его произношением. Данные ошибки делятся на несколько групп в зависимости от причины их возникновения:

1 - замены и смешения букв, обусловленные акустико-артикуляционным сходством звуков (звонкие и глухие согласные, включая их мягкие пары, твердые и мягкие согласные);

2 - оптические ошибки;  

3 - моторные ошибки;  

4 - зрительно-моторные ошибки;

5 – зрительно-пространственные ошибки;

6 - ошибки звукового анализа и синтеза.

Нарушения чтения, связанные с недоразвитием фонематического восприятия (различения фонем). Нечеткость различения и узнавания сходных по звуковой структуре слов (тачка - дачка, крыша - крыса), асемантичных сочетаний (стакан - «скатан», лук - «дук»), незаконченности процесса дифференциации звуков, особенно звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.

Нарушения чтения, обусловленные недоразвитием функции фонематического анализа. Затруднения во всех формах фонематического анализа (узнавание звука на фоне слова; вычленение первого и последнего звуков из слов; определение последовательности, количества, места звука в слове - самая сложная форма фонематического анализа). Характер и степень трудности анализа звуковой структуры слова определяется не только формой фонематического анализа, но и степенью сложности речевого материала.

2.4.2. Организационный раздел.

Обеспечение организационных условий:

- предоставление родителям (законным представителям) права выбора форм получения начального общего образования, возможности организации дифференцированного и индивидуализированного обучения (при наличии рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии - с их соответствием);

- организация комплексной психологической, логопедической, дефектологической, социально-педагогической помощи обучающимся с учётом их особых образовательных потребностей (при наличии рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии - с их соответствием);

- использование специальных методов, приёмов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей с учётом специфики нарушения развития;

- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим образовательного процесса, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

- обеспечение участия всех обучающихся, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Кадровое обеспечение:

- организация работы специалистов Службы психолого – педагогического сопровождения;

- подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации учителей, обучающих детей с недостатками в физическом и (или) психологическом развитии. Данное условие реализуется путем организации и проведения постоянно действующих семинаров для педагогов по вопросам учета особенностей различных категорий детей с трудностями в обучении, развитии и социальной адаптации в образовательном процессе, консультаций педагогов по вопросам учета индивидуальных психофизических особенностей обучающихся, предоставление психологической помощи в разрешении сложных педагогических ситуаций. Условие предусматривает прохождение повышения профессиональной квалификации педагогов и специалистов образовательной организации в установленные законом сроки.

- предоставление услуг разных специалистов с соответствующей квалификацией и образованием (педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), организующих групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия.

Кадровый потенциал ГБОУ Школа в Капотне включает специалистов разных профилей, среди которых педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги учителя-дефектологи.

Сопровождение на уровне начального общего образования осуществляется педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом, учитель-дефектолог может привлекаться для оказания консультативной поддержки всех участников образовательных отношений.

Программно-методическое обеспечение:

использование, составление, разработка программно-методических материалов для реализации комплексной помощи обучающимся (отбор диагностических и коррекционно-развивающих методик, разработка программ коррекционно-развивающих курсов и др.).

Материально-техническое обеспечение.

В данном аспекте предполагается создание в образовательной организации надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды:

 -  беспрепятственный доступ обучающихся с нарушением физического и (или) психологического развития в здания и помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места);

- создание адаптивной и коррекционно-развивающей среды (включая предоставление помещений для работы специалистов, технические средства обучения индивидуального и коллективного пользования, специализированное оборудование для кабинетов).

В образовательной организации оборудованы кабинеты для работы специалистов. Оснащение кабинетов включает необходимые дидактические материалы, пособия, технические средства, методические разработки.

Информационное обеспечение:

- создание информационной образовательной среды для всех участников образовательных отношений, включая сайт образовательной организации;

- создание системы широкого доступа обучающимся, родителям (законным представителям), педагогам к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие        методических пособий        и реко-мендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных материалов, аудио и видеоматериалов.

2.4.2.1. Механизм реализации программы коррекционной работы.

Программа коррекционной работы реализуется образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам, с использованием:

Внутренних ресурсов (путём организации взаимодействия специалистов образовательной организации.

На основании статьи 27 части 2 ФЗ № 273 «Об образовании» от 29.12.12г. и в целях обеспечения специальных условий обучения и воспитания, социально-психологического и коррекционно-педагогического сопровождения выделенных категорий детей в ОО была создана:        Служба психолого – педагогического сопровождения. В составе службы работают 29 специалистов: социальные педагоги, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи.

Служба обеспечивает психологическую и коррекционно-педагогическую помощь обучающимся следующих категорий:

-  детям-инвалидам;

-  детям с ограниченными возможностями здоровья различных категорий;

- детям, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Основной целью деятельности службы является проведение коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий и организация сопровождения образовательного процесса в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка. Работу специалистов определяет «Порядок организации работы специалистов (учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов) ГБОУ Школа в Капотне, разработанный на основании имеющейся нормативно-правовой базы и в соответствии с ее документами.

В работе службы планируются и проводятся различные виды мониторингов, направленные на получение сведений об уровне адаптации в кризисные периоды, развитии базовых когнитивных функций, уровня сформированности психофизических возможностей. Это позволяет своевременно выявить обучающихся требующих углубленной диагностики на психолого-педагогическом консилиуме и организации соответствующей помощи.

Психолого-педагогический консилиум (далее - ППк) создается в образовательной организации для обеспечения диагностико-консультативного и психолого-педагогического сопровождения обучающихся и является одной из форм взаимодействия специалистов.

Работа консилиума может быть организована в любой образовательной организации при наличии в ней специалистов или дополнительном привлечении отдельных специалистов на договорной основе. ППк создается приказом директора образовательной организации, в котором определяется его состав, назначается председатель. Порядок создания и основное содержание деятельности консилиума отражается в локальном акте ОО - Положении о консилиуме, которое разрабатывается в соответствии с Письмом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

В состав ППк входят: представитель администрации образовательной организации, педагоги (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального) обучения; специалисты службы психолого-педагогического сопровождения - педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог (в том числе привлекаемых в соответствии с договором о сетевом взаимодействии или социальном партнерстве). Председателем консилиума является представитель администрации, один из членов консилиума является секретарем.

Основной формой деятельности консилиума являются организованные заседания, которые подготавливает и проводит председатель ППк. Заседания ППк предполагают:

- обследование ребенка группой специалистов;

- обсуждение проблем ребенка по результатам предварительной индивидуальной диагностики на основании оформленных представлений.

По виду это:

Диагностико-консультативные консилиумы - проводятся с целью обследования ребенка, обсуждения проблем ребенка по результатам диагностики специалистов для выявления отклонений в развитии, социализации, адаптации; особых образовательных потребностей; определения объема и содержания помощи специалистов.

Динамические консилиумы - проводятся с целью мониторинга динамики развития ребенка, промежуточной результативности коррекционной работы, корректировки индивидуальных коррекционных программ.

Итоговые консилиумы - проводятся с целью определения результатов работы специалистов сопровождения, оценки эффективности обеспечения специальных условий, итоговой результативности реализации индивидуальных коррекционных программ.

Специалисты консилиума работают с письменного согласия родителей (законных представителей) на проведение диагностической и коррекционной работы с ребенком. Родители (законные представители) могут присутствовать при процедуре обследования.

Результаты обследования ребенка группой специалистов фиксируются в протоколе. Заключение является частью протокола и содержит коллегиальное решение, содержащее общее мнение специалистов о необходимости предоставления и направлениях психолого-педагогической и социальной помощи. Все решения ППк носят рекомендательный характер.

В заключении отражается нуждается/не нуждается ребенок в психолого-педагогической и социальной помощи, как испытывающий трудности в овладении ООП, развитии и социализации. В случае выявления специалистами консилиума ребенка, нуждающегося в создании специальных образовательных условий, в заключении фиксируются рекомендации по направлению его на ЦПМПК города Москвы.

В работе консилиума выделены плановые и внеплановые заседания.

Плановые заседания определяются режимом деятельности образовательной организации и отражаются в графике их проведения, общем годовом планировании.

Плановые заседания ППк проводятся не реже одного раза в квартал и предусматривают:

- комплексное обследование;

- составление и корректировку индивидуальных коррекционных программ;

- планирование деятельности специалистов по созданию оптимальных условий обучения и воспитания детей, испытывающих трудности в овладении ООП, развитии, социализации;

- планирование деятельности специалистов сопровождения по обеспечению специальных образовательных условий детям с инвалидностью (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации);

- мониторинг динамики развития ребенка, результативности оказания психолого-педагогической помощи, проводимой коррекционно-педагогической работы.

Внеплановые заседания ППк проводятся с целью решения конфликтных ситуаций; для выяснения причин отсутствия динамики или при отрицательной динамике обучения и развития ребенка; при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося. Они предусматривают:

- принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;

- изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности.

- направление ребенка на ЦПМПК с целью определения или изменения специальных образовательных условий.

С целью обеспечения единого коррекционно-образовательного пространства нами была определена структура ППк ОО, которая предполагает централизацию работы всех специалистов образовательной организации.

На каждой территории образовательной организации созданы территориальные ППк, которые работают по единому плану, но, в то же время, решают специфичные задачи для своего контингента обучающихся.

Координацию деятельности всех структурных компонентов осуществляет центральный ППк. Центральный консилиум включает специалистов всех профилей из разных территориальных подразделений, что позволяет, в случае необходимости, обеспечить узкоспециализированное обследование ребенка (например, учителем- дефектологом), а также включение таких специалистов в работу заседаний ППк территориальных.

Психолого-педагогический консилиум обеспечивает проведение диагностико-консультативной работы. Деятельность психолого-педагогического консилиума предполагает выявление причин трудностей в освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, их развитии и социализации; выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Служба психолого-педагогического сопровождения обеспечивает предоставление комплексной коррекционно-педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся с учётом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Внешних ресурсов других образовательных организаций, оказывающих психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной образовательной программы (путём организации взаимодействия с центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи).

Осуществляется сотрудничество с организациями:

-  ЦПМПК города Москвы;

-  КДН;

- органы опеки.

Внешних ресурсов организаций (организаций различных ведомств, общественных организаций и других институтов общества), оказывающих методическую и иную поддержку в вопросах обеспечения специальных условий обучения и предоставления коррекционно-педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся.

2.4.2.2. Механизмы взаимодействия в разработке и реализации плана коррекционных мероприятий.

Разработка, реализация и корректировка плана коррекционных мероприятий проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности через организацию взаимодействия учителей, специалистов в области психологии, коррекционной педагогики, социальной педагогики и предусматривает:

Взаимодействие педагогов и специалистов Службы психолого – педагогического сопровождения образовательной организации, психолого-педагогического консилиума, обеспечивающих системное сопровождение обучающихся.

Взаимодействие специалистов предусматривает:

- комплексность в определении и решении проблем обучающегося, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

- всесторонний анализ личностного и познавательного развития обучающегося;

- составление программ коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной, волевой и личностной сфер ребёнка.

Взаимодействие образовательной организации с другими образовательными организациями, оказывающими психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, в        рамках психолого-педагогического сопровождения реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Социальное партнёрство и/или сетевое взаимодействие, предполагающее систему взаимоотношений между образовательными организациями и организациями различных ведомств по обеспечению согласованных интересов на договорной основе.

Социальное партнёрство и/или сетевое взаимодействие предусматривает:

- сотрудничество с образовательными, научными, медицинскими организациями по вопросам методической и иной помощи при создании и реализации специальных условий обучения, воспитания, развития детей с инвалидностью;

- сотрудничество        с общеобразовательными        организациями и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, воспитания, развития, адаптации, социализации обучающихся;

- сотрудничество        со средствами массовой        информации, а также с негосударственными структурами, прежде        всего, с общественными объединениями инвалидов, организациями        родителей обучающихся с инвалидностью;

- сотрудничество        с родительской общественностью.

2.4.3.        Содержательный раздел.

В этом разделе раскрывается система комплексной коррекционно-педагогической, психологической и социальной помощи обучающимся, конкретизируется содержание индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, указываются планируемые результаты коррекционной работы.

2.4.3.1.        Система комплексной коррекционно-педагогической, психологической и социальной помощи.

Система комплексной помощи выстраивается на основе реализации психологического, логопедического, дефектологического, социально-педагогического модулей и включает:

- своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации, развития и обучения и возможных причин возникновения этих трудностей;

- определение особых образовательных потребностей обучающихся с инвалидностью, причин трудностей в освоении основной образовательной программы, развитии и социализации;

- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями;

- организацию групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий для обучающихся с инвалидностью, для обучающихся с трудностями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, развитии и социальной адаптации (в соответствии с рекомендациями психолого-педагогического консилиума);

- реализацию мероприятий по социальной адаптации учащихся;

- оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной и методической помощи по социальным, правовым и другим вопросам;

-  мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

2.4.3.2. Виды и содержание работы.

Комплексная коррекционно-педагогическая, психологическая и социальная помощь обучающимся обеспечивается работой специалистов службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность, с учётом следующих видов и содержания работы:

Диагностическая работа обеспечивает выявление обучающихся с трудностями освоения основной образовательной программы начального общего образования, проведение комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию специальной помощи и включает:

- комплексный сбор сведений об обучающимся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с нарушением физического и (или) психологического развития, выявление его возможностей;

- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающегося;

- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося;

- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося;

- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающегося;

- анализ успешности коррекционно-педагогической работы.

Коррекционно-развивающая работа обеспечивает коррекцию недостатков в физическом и (или) психологическом развитии обучающегося в условиях образовательной организации; предупреждает трудности формирования предметных и метапредметных результатов (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и включает:

- выбор оптимальных специальных методик и программ коррекционно-развивающих курсов, методов и приёмов обучения в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающегося;

- проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

- системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

- коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоциональной, регулятивной и личностной сферы обучающегося и психокоррекцию его поведения;

- социальную защиту обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социальной адаптации и включает:

- выработку педагогами и специалистами совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с каждым обучающимся;

- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с обучающимися с трудностями освоения основной образовательной программы начального общего образования;

- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения обучающегося с инвалидностью.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями обучения для данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательных отношений: учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками и включает:

- различные        формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений - обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам - вопросов, связанных с особенностями образовательной деятельности и сопровождения обучающихся с инвалидностью;

- проведение        тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий обучающихся с трудностями в освоении основных образовательных программ, развитии, социальной адаптации, с ограниченными возможностями здоровья.

Профилактическая работа направлена на предупреждение возникновения трудностей адаптации и социализации, вторичных нарушений в развитии и включает:

- проведение профилактических занятий;

- обеспечение условий оптимального перехода детей на следующую возрастную        ступень, уровень образования, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности обучающихся в процессе непрерывной социализации;

- своевременное предупреждение возможных нарушений психосоматического и психологического здоровья обучающихся;

- своевременное предупреждение безнадзорности и беспризорности в среде обучающихся;

- формирование здоровьеориентированной позиции личности.

2.4.3.3. Перечень коррекционных мероприятий.

Содержание комплексной коррекционно-педагогической, психологической и социальной помощи отражается в перечне коррекционных мероприятий, которое включает:        психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; комплекс реабилитационных мероприятий; помощь обучающимся в социальной адаптации (часть 2 статьи 42 №273-ФЗ). Содержание работы находит отражение в программах коррекционно-развивающих курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся и необходимую коррекцию недостатков в психологическом и (или) физическом развитии.

Программы коррекционно-развивающих курсов составляются специалистами образовательной организации (педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем- дефектологом, социальным педагогом) в соответствии с целями и задачами коррекционной работы. Программа коррекционно-развивающего курса - это описание содержания курса групповых и индивидуальных занятий, организуемых для коррекции недостатков в развитии и социальной адаптации обучающихся. У специалиста (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога) может быть несколько программ коррекционно-развивающих курсов в зависимости от образовательных потребностей обучающихся.

Программа коррекционно-развивающего курса включает пояснительную записку с описанием цели и задач, основное содержание и систематизацию разделов коррекционного курса, планируемые результаты и систему оценки достижения планируемых результатов, примерное тематическое планирование, методическое и дидактическое обеспечение.

Программы коррекционно-развивающих курсов являются частью Программы коррекционной работы.

2.4.3.4. Планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенных ФГОС начального общего образования. Конкретные требования к результату коррекционной работы перечислены в программах коррекционно-развивающих курсов специалистов.

Достижение планируемых результатов коррекционной работы проводится с помощью мониторинга эффективности созданных условий и оказываемой комплексной помощи в образовательной организации на основе регулярной оценки динамики развития и образовательных достижений, а также с учётом промежуточной аттестации обучающихся с инвалидностью, обучающихся с трудностями в освоении основной образовательной программы, развитии, социальной адаптации.

Показатели результативности коррекционной работы:

Организация системы комплексной помощи, способствующей успешному освоению обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Соответствие требованиям к созданию в образовательной организации условий, способствующих обеспечению доступности и получению качественного начального общего образования обучающимся с инвалидностью.

Обеспеченность направлений коррекционно-педагогической работы программами коррекционно-развивающих курсов, способствующих достижению обучающимися предметных, метапредметных и личностных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»

«Организация коррекционной работы с  учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...

Особенности формирования программы коррекционной работы как составляющего раздела АООП НОО для детей с НО

Особенности  формирования программы коррекционной работыкак составляющего раздела АООП   НОО для детей с НО...

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Огромной проблемой в науке методика преподавания русского языка является обучение устной речи учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида с общими речевыми нарушениями. Эта проблема вполне ...

Предложение в раздел коррекционной работы ООП ДО

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов....

Предложение в раздел коррекционной работы ООП ООО

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов....

Предложение в раздел коррекционной работы ООП СОО

Материалы и разработки для работы службы психолого - педагогического сопровождения педагогов-психологов, логопедов, учителей-дефектологов....