Использование информационных технологий в дистанционной форме работы учителя – логопеда
статья по логопедии (1 класс)

Дашкина Надежда Артуровна

Дистанционное коррекционно-развивающее обучение строится в соответствии с теми же целями, задачами, содержанием, что и очное обучение.

 Однако форма подачи материала, взаимодействия учителя-логопеда, школьников и родителей - иные.

Дидактические принципы организации обучения реализуются специфическими способами, обусловленными особенностями новой формы коррекционно-развивающего обучения, возможностями информационной среды, сети Интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационных технологий в дистанционной форме работы учителя – логопеда

При разработке и проведении дистанционных логопедических занятий учитывалось, что информационные технологии должны обеспечить:

- доставку школьникам с нарушениями речи основного объёма изучаемого материала;

 - интерактивное взаимодействие учащихся с нарушениями речи и логопеда в процессе коррекционно – развивающего обучения.

Для достижения этих целей применялись следующие информационные технологии:

- предоставление электронных пособий и другого печатного материала;

- пересылка изучаемых материалов по компьютерным телекоммуникациям;

- мультимедийные вставки;

- односторонняя видеотрансляция с обратной связью по телефону;

- электронная почта, голосовая почта;

- чат – технологии.

Была создана файловая система, включающая отдельные электронные папки для каждого учащегося.

Содержание каждой папки наполнялось информацией о всех проведенных дистанционных занятиях, с указанием даты проведения, о дидактических материалах, предоставляемых обучающимся, о выполненных домашних заданиях.

Все это в совокупности позволило сформировать электронную базу дистанционных занятий.

Дистанционное занятие представляло собой дидактический комплекс, который включал теоретический материал и практическую часть.

Содержание теоретического материала предполагало наличие  следующих компонентов:

- памятки;

- инструкции по работе с информацией;

- напечатанный текст;

- скриншоты из электронных пособий;

- ссылки на информацию по теме занятия в интернете.

Практическая часть представлена в виде заданий и упражнений (устных и письменных) по темам занятий, интерактивных тренажёров, предметных и сюжетных картинок, ссылок на видео с упражнениями, с интерактивными логопедическими играми.

Следует отметить, что выбор компонентов теоретического и практического материала зависел от индивидуальных особенностей обучающегося.

Важно отметить, что неотъемлемой частью дистанционной работы являлась обратная связь логопеда с обучающимися и родителями.

 Наиболее активно осуществлялась пересылка фото выполненных письменных заданий.

Алгоритм реализации дистанционного коррекционно - образовательного процесса заключался в следующем.

  1. Подбор материала по теме занятия с учётом индивидуальных особенностей учащегося, оформление его в электронном виде.
  2. Пересылка электронного занятия родителям.
  3. Изучение материала, выполнение практических заданий обучающимися.
  4. Пересылка родителями фото выполненных заданий логопеду.
  5.  Проверка выполненных заданий логопедом в программе PowerPoint, пересылка родителям, сохранение в базе данных компьютера.
  6. При возникновении трудных вопросов широко применялась информационная телекоммуникационная сеть WatsApp (обмен сообщениями; видео, аудио записи).

Дистанционная форма работы включала не только коррекционно - развивающую деятельность, но и просветительскую.

С использованием перечисленных информационных технологий активно осуществлялось консультирование родителей и педагогов.

 В этом направлении логопедической работы также широко использовался месенджер WatsApp,  с помощью которого давались инструкции, советы для родителей к выполнению логопедических заданий и игр, осуществлялось информирование педагогов о результатах логопедической работы.

Хотелось бы отметить положительные и отрицательные особенности дистанционной формы работы.

К положительным особенностям относятся:

- возможность создания высококачественного дидактического материала и игровых пособий на базе Интернет ресурсов;

- гибкость проведения занятий – каждый учащийся занимается столько времени, сколько ему необходимо.

Отрицательные особенности:

– высокая трудоёмкость разработки электронных занятий;

- проблема идентификации пользователя при проверке знаний;

 - отсутствие прямого общения между обучающимися и логопедом;

- обратная связь не со всеми детьми;

- время присылания работ на проверку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игрового комплекта ПЕРТРА в совместной работе учителя - логопеда и педагога - психолога

Хочу поделиться опытом использования игрового комплекта ПЕРТРА на логопедических занятиях с учащимися с нарушениями речи при формировании зрительно-пространственных функций и развитие кинетических ощу...

Использование современных образовательных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому, в совместной деятельности с детьми, я исполь...

Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда

   Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен К. Г. Юнгом, основателем аналитической терапии. При этом, естест...

Использование интернет-сервиса Learning Apps в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Раскрываются возможности интернет -сервиса Learning Apps во время дистанционного обучения. Раскрываются возможности как для детей,так и для учителя-логопеда....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Последние события, связанные с пандемией, оказали значительное влияние на все сферы общественной жизни, включая образование. В сложившихся обстоятельствах как никогда остро встал вопрос о переводе обу...

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"...

Использование активных и интерактивных методов в работе учителя-логопеда для коррекции речи обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивного образования

Среди обучающихся  с ОВЗ   распространены  нарушения устной и письменной речи: чтения и письма (дислексия и дисграфия) –  затрудненность в овладении чтением и письмом...